Фрагмент для ознакомления
2
Игра — один из ключевых видов деятельности человека, наряду с учёбой и работой. Она сопровождает нас с самого раннего возраста и на протяжении всей жизни, способствуя развитию личности, улучшению памяти, внимания и координации. Игры существуют уже много веков, и их формы меняются под воздействием различных факторов.
Сегодня наш мир невозможно представить без компьютеров, которые проникли во все сферы жизни и открыли множество новых возможностей. Благодаря появлению этих устройств возник новый вид игр — компьютерные игры.
На начальном этапе школьного образования дети учатся ориентироваться в информационных и коммуникационных технологиях (ИКТ) и эффективно их использовать. Однако младшие школьники не только ищут информацию для обучения, но и увлекаются компьютерными играми, которые могут оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на их интеллектуальное развитие. С одной стороны, некоторые игры развивают внимание, воображение, память, логическое и абстрактное мышление, а также учат самостоятельному принятию решений, улучшают координацию и пространственное восприятие. С другой стороны, чрезмерное увлечение компьютерными играми может негативно сказаться на психическом и физическом здоровье ребёнка.
Проблема влияния компьютерных игр на эмоциональное состояние была раскрыта в работах многих учёных. Положительное влияние представлено в исследованиях М. М. Безруких, И. В. Бурмистра, Е. Н. Волковой, А. В. Гришиной, Л. П. Гурьевой, Ю. Н. Комковой, Е. Е. Лысенко, Т. А. Пакиной, О. К. Тихомирова, Ю. В. Фомичёвой, С. А.Шапкина, А. Г. Шмелёва. Отрицательное влияние доказали: А. Е. Войскунский, А. Е. Елкина, М. В. Жукова, Т. П. Илюкович, Т. И. Куликова, Д. В. Малий, Л. Ф. Обухова.
Интерес к этой теме обусловлен увеличением числа младших школьников, увлекающихся компьютерными играми. Существует множество разнообразных игр, однако лишь некоторые из них направлены на эмоциональное благополучие.
Объект исследования: эмоциональное состояние детей.
Предмет исследования: влияние компьютерных игр на эмоциональное состояние.
Цель исследования: изучить влияние компьютерных игр на эмоциональное состояние детей.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие «эмоциональное состояние» и его характеристика.
2. Изучить положительное и отрицательное влияние компьютерных игр на эмоциональное состояние детей.
3. Провести организацию и выбрать методы исследования.
4. Проанализировать полученные результаты и выделить методические рекомендации.
Методы исследования: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация.
База исследования:
Структура работы: курсовая состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические особенности влияния компьютерных игр на эмоциональное состояние детей
1.1 Понятие «эмоциональное состояние» и его характеристика
Эмоции — это специфические психологические состояния, которые проявляются в виде настроений, чувств, ощущений и переживаний. Они отражают внутреннее состояние человека по отношению к себе, окружающему миру и происходящим событиям. Развитие эмоционального интеллекта способствует гармоничному воспитанию детей [1, с. 123].
Эмоциональные состояния — это целостные качества психической деятельности, которые длятся определённое время и отличаются большей продолжительностью и меньшей интенсивностью. К ним относятся аффект, стресс, фрустрация, страсть и настроение [3, с. 90].
Эмоциональные состояния включают чувства, эмоции и аффекты.
Эмоции и чувства предшествуют действию и отражают отношения между людьми, но не их переосмысление и рефлексию. Они могут быть вызваны ещё до наступления события.
Чувства служат мотивами для действий и влияют на развитие личности.
Аффекты характеризуются заметными изменениями в поведении, возникают после определённых событий и выражают эмоциональное состояние. Они протекают бурно и быстро, негативно влияя на организованность и двигательную систему [2, с. 78].
Например, сильный гнев, переходящий в аффект, вызывает деструктивное мышление, которое приводит к агрессии и насилию.
Фрагмент для ознакомления
3
Анисимова, В.П. Эмоциональная отзывчивость как предмет педагога [Текст] / В.П. Анисимова // Фундаментальные исследования. – 2011. – № 8. Ч. 3. – 677 с.
Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович. – СПб. : Питер, 2008. – 400 с.
Бреслав, Г.М. Психология эмоций : учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по напр. и спец. «Психология», «Клиническая психология» / Г.М. Бреслав. – 3-е изд., стер. ; Гриф МО. – М. : Академия, 2007. – 542 с.
Вилюнас, В. Психология эмоций [Текст] : учеб. пособие для вузов / В. Вилюнас. – Гриф УМО. – СПб. : ПИТЕР, 2004. – 496 с.
Выготский, Л.С. Психология развития человека [Текст] / Л.С. Выготский. – М. : Изд-во Смысл; Изд-во Эксмо, 2004. – 1136 с.
Григорьева, Н. Развитие эмоциональной сферы / Н. Григорьева // Дошкольное воспитание. – 2010. – N 2. – 890 с.
Довгая, Н. Об особенностях развития эмоциональной сферы / Н. Довгая, О. Перелыгина // Дошкольное воспитание. – 2007. – 666 с.
Королёва, М. В. Влияние компьютерных игр на физическое и психическое здоровье детей [Текст] / М. В. Королёва // Вестник Нижегородского государственного университета им. Н. И. Лобачевского. – 2015. –№ 5. – 567 с.
Кузьмина, Г. П. , Сидоров И. А. Компьютерные игры и их влияние на внутренний мир человека [Текст] / Г. П. Кузьмина, И. А. Сидоров // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И. Я. Яковлева. – 2012. – № 2. – 134 с.
Малий, Д. В. Влияние компьютерных игр на школьную успеваемость : опыт экспериментального исследования [Текст] / Д. В. Малий, Т. И. Куликова. – Германия : LAP Lambert Academic Publishing , 2015. – 70 c.
Матуева, И. С. Влияние компьютерных игр на интеллектуальную сферу младших школьников : опыт анализа отечественных и зарубежных исследований [Текст] / И. С. Матуева // Становление и развитие новой парадигмы инновационной науки : сборник статей Международной научно-практической конференции. – 2018. – 240 с.
Меркулова, У. В. Компьютерные игры в жизни школьника [Текст] / У. В. Меркулова / Педагогика : традиции и инновации: материалы VII Международной научной конференции. – Челябинск : Два комсомольца, 2016. – 136 с.
Обухова, Л. Ф. Возможности использования компьютерных игр для развития перцептивных действий [Текст] /Л. Ф. Обухова, С. Б. Ткаченко // Психологическая наука и образование. – 2008. –345 с.
Садыков, М. И. , Хаустов, Р. А. Компьютерные игры – психология, классификация, будущее [Текст] / М. И. Садыков, Р. А. Хаустов// ИННОВАТИКА – 2016 : сб.науч.тр. / Национальный исследовательский Томский гос. ун-т. – Томск, 2016. – 488 с.
Селиванов, В. С. Основы общей педагогики : теория и методика воспитания [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В. А. Сластенина. – 5-е изд., стер. – Москва : Академия, 2007. – 336 с.