Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Особые экономические зоны (ОЭЗ) сравнительно новый инструмент в экономической политике. Актуальность темы работы обусловлена активным ростом ОЭЗ, с помощью которых происходят важнейшие процессы интеграции отдельных регионов в систему связей мирового масштаба. Между тем уже накопленный опыт деятельности особых экономических зон остается проанализирован, как покажет литературный обзор, лишь по ряду областей, а эффективность их работы оценивается лишь с национальной точки зрения. Сравнительные исследования ОЭЗ должны показывать при каких условиях эти экономические зоны эффективны и как связана эта эффективность с общей таможенной и внешнеэкономической политикой государства. В частности, какие критерии оценки отражают влияние ОЭЗ на экономическое развитие региона.
Становлению российских особых экономических зон посвящено большое количество работ, среди них можно выделить исследования Е.Ю. Погребняка, который рассматривал историю создания и особенности особых экономических зон в России, изучал нормативно-правовую базу, устанавливающую порядок образования ОЭЗ в России, а также цели создания зон в России и их типы. Представляют интерес и работы Ю.А. Изгаршевой. В них она анализирует современное состояние применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны, а также на основании анализа нормативно-правовой базы применения данной таможенной процедуры выявляет преимущества применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны в деятельности участников ВЭД.
Особые экономические зоны (ОЭЗ) являются одним из ключевых инструментов экономической политики многих стран, направленных на стимулирование инвестиций, развитие промышленности и повышение конкурентоспособности регионов. В последние десятилетия ОЭЗ приобрели широкое распространение и стали объектом внимания как национальных, так и международных экономических исследований.
Целью данной курсовой работы является проведение анализа особых экономических зон с учетом их роли, функций, проблем, а также выявление путей их решения. В работе рассмотрены основные теоретические подходы к определению и классификации ОЭЗ, а также проведен обзор практического опыта различных стран в создании и управлении такими зонами.
Задачи курсовой работы:
определить сущность и принципы создания и функционирования особых экономических зон, историю их развития;
рассмотреть механизм использования особых экономических зон, как инструмента экономического развития;
Объектом исследования являются особые экономические зоны, как инструмент развития экономики страны.
Предметом исследования является эффективность особых экономических зон.
Для ответа на поставленные задачи работы предпринимается обширный анализ литературных источников, а также изучение практики функционирования ОЭЗ в различных странах мира. На основе полученных данных и проведенного анализа будет предложен ряд рекомендаций по оптимизации деятельности особых экономических зон и повышению их эффективности в контексте современных вызовов и тенденций в мировой экономике.
Таким образом, данная курсовая работа призвана способствовать более глубокому пониманию сущности, проблем и перспектив особых экономических зон, а также выработке практических рекомендаций по их улучшению и развитию.
В работе применялись общенаучные методы исследования: анализ, синтез, обобщение.
1. Особые экономические зоны
1.1. История создания особых экономических зон
Во всем мире появляются несколько функциональных и пространственных вариаций свободной экономической зоны (СЭЗ). Такие быстрорастущие индустриальные страны, как Тайвань и Южная Корея, создали зоны экспортной переработки (ЗЭП) в середине 1960-х - начале 1970-х годов. Реформирующаяся социалистическая экономика Китая создала особые экономические зоны (ОЭЗ) в конце 1970-х и начале 1980-х годов, как и бывшие социалистические страны в Восточной и Центральной Европе (например, Болгария, Польша) и бывших советских республиках в конце 1980-х и начале 1990-х годов. . Хотя СЭЗ стала поистине глобальным явлением, большинство сравнительных исследований (Kreye et al., 1987; Park, 1993; Rabbani, 1983; Vittal, 1977; Warr, 1989; Wong and Chu, 1984) сосредоточены исключительно на экономических характеристиках и роли ОЭЗ в развивающихся странах. Мало внимания уделялось тому, когда, почему и как СЭЗ развивается, находится под влиянием или адаптируется к различным экономическим, политическим, социокультурным и пространственным условиям в международном, региональном, национальном и местном масштабе. В этой статье я выхожу за рамки обычного ограниченного экономического внимания к СЭЗ и строю общую модель развития СЭЗ, которая стала адаптируемой и переносимой внутри стран (внутринациональные СЭЗ) и, возможно, между странами (межнациональный рост зоны) с разными экономическими и политическими системами и в разных географических регионах. В поддержку этой модели я привожу обширные исторические и самые последние сравнительные свидетельства.
Эволюция СЭЗ подчеркивает относительную роль национального государства и частного капитала в глобальном, национальном и местном развитии. Эволюция внутринациональных СЭЗ показывает взаимодействие между государственной политикой и частным сектором в формировании местного и регионального развития в границах национальных государств.
Рис 1. Этапы развития особых экономических зон
Недавнее появление межнациональных зон роста в Азиатско-Тихоокеанском регионе предлагает свежую и своевременную возможность изучить вопросы, касающиеся меняющихся отношений между национальным государством и глобальным капиталом. Наши давние предположения об экономических масштабах, политическом суверенитете и пространственных границах национального государства были поставлены под сомнение из-за различных региональных разделений труда, которые по-разному привязаны к глобальным (транснациональным) структурам (Mittelman, 1995). Райх (1992) утверждает, что идея и реальность национальных экономик устарели, поскольку их все чаще заменяют глобальные сети предприятий, деятельность которых пересекает многие международные границы. Сосредоточившись на агропродовольственных системах внутри стран и между странами, Макмайкл и Майхр (1991) предполагают, что регулирующая сила и экономическая согласованность национального государства серьезно подорваны, поскольку внутренние социальные и политические отношения все больше зависят от глобальных круговоротов капитала. Межнациональные зоны роста, состоящие из производственных и торговых сетей, простирающихся на отличительные прилегающие или смежные районы стран, еще больше бросают вызов экономической целостности и территориальной неприкосновенности национального государства. Межнациональные зоны также поднимают новые вопросы относительно аргумента «конца географии» (O’Brien, 1992) о том, что географическое положение больше не имеет значения или имеет гораздо меньшее значение в международной экономике. Является ли производство без границ в зонах транснационального роста сценарием «конца географии» или оно придает новое значение пространственным характеристикам транснационального экономического развития? Благодаря сравнительному анализу межнациональных зон роста в Азиатско-Тихоокеанском регионе мы можем лучше понять и теоретизировать об изменении экономических, политических и пространственных измерений национального государства в глобальных и региональных капиталистических системах.
Как концептуализировать СЭЗ остается спорным. Описание СЭЗ - наиболее устоявшейся формы СЭЗ - с использованием таких терминов, как устройство, двигатель, генератор, инструмент, стратегия или спусковой механизм, предлагает относительно узкие средства или механизм для привлечения иностранных инвестиций, расширения экспорта и содействия экономическому росту.
Вместо того, чтобы рассматривать СЭЗ как простое средство для достижения каких-то конкретных целей развития, я предлагаю общую концептуальную модель, которая отражает несколько характерных и устойчивых характеристик эволюции СЭЗ.
Ограниченные, но эффективные структуры и механизмы управления
Хотя в целом отсутствует государственное вмешательство и сильный политический контроль над экономическими субъектами и деятельностью в СЭЗ, зоны не являются полностью «свободными» от государственного влияния, поскольку все они подчиняются той или иной форме и степени административного управления. Гу, Вэй и Ван (1993) выделяют три отличительные модели управления СЭЗ: организационная модель; административная модель; и интегрированная модель. Согласно организационной модели, некоммерческие частные, государственные или совместные частно-государственные компании в СЭЗ обеспечивают необходимую инфраструктуру, организуют хозяйственную деятельность и предоставляют необходимые логистические услуги. Организационная модель используется в ЗЭП Джакарты в Индонезии, зоне свободной торговли (ЗСТ) Панамский Колон, ЗСТ Австрии в Линце, финском свободном порту Ханко, некоторых ЗСТ в США (например, ЗСТ Роли / Дарем) и других свободных портах, ЗСТ и ЗЭП в таких странах, как Ирландия, Малайзия и бывшая Югославия. Согласно административной модели, местное правительство управляет СЭЗ от имени вышестоящих органов по экономическим, торговым и промышленным вопросам или напрямую через местные портовые и таможенные органы. Административная модель применяется в СЭЗ Манаус Бразилии, СЭЗ Масан в Южной Корее, СЭЗ Сингапура, СЭЗ Таиланда и СЭЗ Китая и бывших советских республик. ОЭЗ в социалистических или бывших социалистических странах более уязвимы для государственного вмешательства на более высоком уровне, чем их аналоги в странах с капиталистической рыночной экономикой. Третья модель объединяет первые две и предусматривает разделение труда между финансистом, администратором, бизнес-менеджером и координатором СЭЗ, все из которых подлежат государственному регулированию. Согласно этой модели, местные органы власти могут передать организацию и управление деятельностью зоны частной фирме на субподряд. Некоторые ЗСТ в Германии и Испании используют эту модель.
Фрагмент для ознакомления
3
Авдокушин Е.Ф.. Международные экономические отношения, polbu.ru, 2021. № 3. – С. 322-343.
Алгоритм действий при применении таможенной процедуры свободной таможенной зоны в свободной экономической зоне в Республике Крым [Электронный ресурс]: Сайт Федеральной таможенной службы РФ // http://crimea.customs.ru/index.php (дата обращения 20.05.2024).
Аристов Л.С. Особые экономические зоны: сравнительный анализ опыта США и РФ // Управленец. 2023. № 5 (69). – С. 18-25.
Артемьев А., Букринская А., Деревянко С. Почему не заработали особые экономические зоны?, http://www.ifru.ru, // Институт фондового рынка и управления. 2024. № 1. – С. 79-85. (дата обращения 20.05.2024).
Васильев А.В. Особые экономические зоны: терминологические аспекты, http://zhurnal.ape.relarn.ru, // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2022. № 9. – С. 14-23. (дата обращения 20.05.2024).
Гридина Е.И. Свободные экономические зоны // ECONOMYLIT.ONLINE экономический портал. 2022. URL: https://economylit.online/obschie-rabotyi_719/svobodnyie-ekonomicheskie-zonyi-suschnost.html (дата обращения 20.05.2024).
Изгаршева Ю.А. Свободная экономическая зона технико-внедренческого типа Санкт-Петербург: перспективы развития с учетом возможности применения таможенной процедуры свободной таможенной зоны // Стратегии бизнеса. 2024. №1. 9-17 с.
Коробова О.В., Наумова Н.В. История создания СЭЗ в России: проблемы и перспективы // Социально-экономические явления и процессы. 2010. №6 (022). 92-96 с.
Куприков А.В. История создания и текущее состояние российских особых экономических зон // Научная мысль. 2020. №3. 61-67 с.
Максаковский В.П. Свободная экономическая зона // Финансы и кредит. 2022. № 25 (229). С.36-37.
Маннапов А.Р., Маннапов Р.Г. Особенности формирования и использования инновационной инфраструктуры высокотехнологичных кластеров на основе ресурсного подхода // Экономический анализ: теория и практика. 2021. №42. 14-27 с.
Международная конвенция «Об упрощении и гармонизации таможенных процедур» от 18 мая 1973 года (в редакции Протокола о внесении изменений в Международную конвенцию об упрощении и гармонизации таможенных процедур от 26 июня 1999 года) [Электронный ресурс]: Таможня.ру // http://www.tamognia.ru/doc_base/document.php?id=15 (дата обращения 20.05.2024).
Московцев В.В., Л.В. Московцева. Особые экономические зоны: теория и практика // ИнВестРегион. № 4, 2008. с. 3-7.
Особые экономические зоны России [Электронный ресурс]: Информационное агентство «ИнформЭкспо» // http://www.informexpo.ru/new/view_content.php?id=1042 (дата обращения 20.05.2024).
Погребняк Е.Ю. Эволюция и особенности ОЭЗ и ТОР в России и мире // Управление экономическими системами: электронный научный журнал. 2023. №7. 25 с.
Приложение F.1 О особых зонах к Международной конвенции об упрощении и гармонизации таможенных процедур (Киотская конвенция) [Электронный ресурс]: Материалы с сайта российских особых экономических зон // http://www.rosez.ru/law_kioto.html (дата обращения 20.05.2024).
Приходько С.В., Воловик Н.П. Особые экономические зоны / Консорциум по вопр. приклад. эконом. исслед., Канад. агентство по международ. развитию (и др.). М.: ИЭПП, 2007. 551 с.
«Соглашение по вопросам особых (специальных, особых) экономических зон на таможенной территории Таможенного союза и таможенной процедуры свободной таможенной зоны» (Заключено в г. Санкт-Петербурге 18.06.2010) [Электронный ресурс]: Справочно–правовая система «КонсультантПлюс» // (дата обращения 20.05.2024).
Указ Президента РФ от 04.06.1992 №548 (ред. от 29.08.2001) «О некоторых мерах по развитию особых экономических зон (СЭЗ) на территории Российской Федерации» (прекратило действие) [Электронный ресурс]: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_539/ (дата обращения 20.05.2024).
Успенский М.А. “ОЭЗ как способ инвестирования в промышленные и инновационные проекты в России” // Актуальные проблемы развития финансового сектора Материалы IV Международной научно-практической конференции (заочной). Ответственный редактор: Я.Ю. Радюкова. 2022. С. 309-320.
Филатова Ю.М. К вопросу о классификации особых экономических зон в мировой экономике // Проблемы экономики и менеджмента. 2021. №2 (42). 139-142 с.
Федеральный закон «О развитии Республики Крым и города федерального значения Севастополя и свободной экономической зоне на территориях Республики Крым и города федерального значения Севастополя» от 29.11.2020 N 377-ФЗ) [Электронный ресурс]: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_171495/ (дата обращения 20.05.2024).
Федеральный закон «О свободном порте Владивосток» от 13.07.2021 N 212-ФЗ [Электронный ресурс]: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» // (дата обращения 20.05.2024).
Федеральный закон Российской Федерации от 10.01.2006 № 16-ФЗ "Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" [Электронный ресурс]: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_57687/ (дата обращения 20.05.2024).
Федеральный закон от 22.07.2005 N 116-ФЗ (ред. от 18.07.2023) «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» [Электронный ресурс]: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» // http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_54599/ (дата обращения 20.05.2024).
Федеральный закон от 31.05.1999 N 104-ФЗ (ред. от 22.12.2020) «Об Особой экономической зоне в Магаданской области» (с изм. и доп., вступ. в силу с 23.01.2021) [Электронный ресурс]: Справочно-правовая система «КонсультантПлюс» // (дата обращения 20.05.2024).
Фрипорт – «карманный» оффшор для макроолигархов [Электронный ресурс]: Материал с новостного портала «Offshoreview» // https://offshoreview.eu/2020/03/24/freeport-offshore-dlya-makrooligarhov/ (дата обращения 20.05.2024).
About Foreign-Trade Zones and Contact Info – U.S. Customs and Border Protection. URL: https://www.cbp.gov/border-security/ports-entry/cargo-security/cargo-control/foreign-trade-zones/about (дата обращения 20.05.2024).
Export Processing Zones (EPZs) – International Labour Organization. URL: http://www.ilo.org/actrav/areas/WCMS_DOC_ATR_ARE_EPZ_EN/lang--en/index.htm (дата обращения 20.05.2024).
Special economic zone: performance, lessons learned, and implication for zone development – World Bank Documents & Reports. URL: http://documents.worldbank.org/curated/en/343901468330977533/pdf/458690WP0Box331s0April200801PUBLI C1.pdf (дата обращения 20.05.2024).
Thailand’s Special Economic Zones – Opportunities for Investment. URL: https://www.aseanbriefing.com/news/2023/04/13/thailands-special-economic-zones-opportunities-investment.html (дата обращения 20.05.2024).
Министерство Экономического развития / СЭЗ // http://economy.gov.ru/minec/activity/sections/sez/