Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования на тему «Цели и задачи организации», заключается в выявлении корреляционной связи стратегии компании и её векторов адаптации к изменяющимся условиям внешней среды, понимании насколько важно иметь стратегическую систему управления, способную динамически менять оперативную стратегию, выстраивать свой путь развития с учётом внутренних возможностей и внешней среды.
Цель исследования: представить цели и задачи организации по областям реакции стратегического менеджмента на условия изменений как внешней, так и внутренней среды коммерческой организации.
Объект исследования: стратегический менеджмент маркетплейса OZON. Предмет исследования: методы планирования стратегического менеджмента для адаптации организации к изменяющимся условиям внешней среды.
Задачи исследования:
- представить методы стратегического и оперативного управления;
- выявить особенности стратегического и оперативного управления;
- дать характеристику стратегического и оперативного управления:
- определить проблемы и перспективы стратегического и оперативного управления, их влияние на эффективность менеджмента;
- сформулировать выбор эффективной системы стратегического и оперативного управления;
- создать предложения системе стратегического и оперативного управления.
Методология исследования: контент-анализ теории и успешных практик стратегического и оперативного управления по векторам адаптации организации к изменяющимся условиям внешней среды, включая, но не ограничиваясь SWOT-аналитикой.
1. Теоретические аспекты формирование цели и задач организации
1.1. Методы стратегического и оперативного управления
Методы стратегического и оперативного управления особенно актуальны в условиях кризиса, когда в рамках стратегического планирования появляется доминанта о том, что нужно предусматривать возможность быстрого перепрофилирования предприятия.
Современные организации достаточно мобильны с организационной точки зрения, а потому перепрофилирование не вызывает больших сложностей. Что же касается старых организаций, для них менять свой уклад, технологии и оборудование не так просто.
Если при стратегическом планировании компания использует эффективные методы, охватывающие почти весь спектр менеджмента, то принимать решения становится удобнее и проще. Весь процесс упорядочивается и систематизируется [4, с. 119].
Непосредственно технология стратегического бизнес-планирования для организации включает в себя механизм поиска самого рационального управленческого решения с учетом внешней среды и внутренней ситуации в компании (подробнее во второй части нашего исследования).
Целевая аксиома гласит:
В стратегическом планировании нуждаются малые и средние предприятия, условия работы которых почти всегда не определены, и ошибаться эти компании не вправе.
Стратегический план для организации – это обязательный документ, который нужно предъявлять кредитным учреждениям, и во многом именно от того, как он составлен, зависит решение кредитора о финансировании инновационных проектов.
Опыт множества организаций малого бизнеса показывает: если документ составлен правильно, то он дает 90% гарантии на получение кредитования.
С учетом всего вышесказанного отметим, что надо концентрироваться на таких особенностях стратегического планирования бизнеса, как ограниченность денежных средств и кадров.
Необходимо заблаговременно предусмотреть надежный источник финансирования. Очень важно выработать стратегию поиска сотрудников.
Помимо этого, собственнику малого бизнеса нужно уделить особое внимание поиску надежных контрагентов, добросовестно выполняющих свои обязанности [12, с. 108].
Конечно, изменения в рыночной среде и экономике также важны, однако они не создают предпринимателю особых проблем, поскольку современные предприятия высокомобильны с организационной точки зрения.
Методологии стратегического планирования для организации позволяют спрогнозировать деятельность предприятия на перспективу 3-5 лет и повысить эффективность работы.
Для стратегического планирования организации используют несколько стандартных методов. Методы стратегического планирования представляют собой определенные способы, с помощью которых проводится расчет финансовых коэффициентов.
Стратегическое планирование проводится с помощью нескольких общепринятых принципов [10, с. 201]:
1. «Золотое банковское правило». Получение финансов и их использование проводятся строго в установленный срок. Если необходимы капитальные вложения на перспективу, для их финансирования можно использовать долгосрочные заемные финансовые средства.
2. Платежеспособность. Данный принцип предполагает, что стратегическое планирование обеспечивает платежеспособность компании на любом этапе ее деятельности.
3. Оптимизация капитальных вложений. Для капвложений нужно подбирать дешевые источники финансирования. К примеру, финансовый лизинг.
Привлечение к финансированию капвложений банковских кредитов допускается в редких случаях – если есть эффект финансового рычага, то есть рентабельность активов компании превышает процентную ставку по кредиту.
4. Риски должны быть сбалансированы. Самые рисковые инвестиции, рассчитанные на длительный срок, можно финансировать из внутренних источников компании.
5. Учет потребностей рынка. Необходимо определить, будет ли спрос на продукцию или услуги, которые предлагает компания, сможет ли фирма оперативно отреагировать на возможные рыночные изменения.
6. Максимальная рентабельность. Стоит прорабатывать именно те направления, которые смогут обеспечить максимальную отдачу.
К основным методам стратегического планирования относятся:
Расчетно-аналитический. Нормативный. Балансовый. Метод многовариантности. Экономико-математическое моделирование стратегии.
Рассмотрим главные методы стратегического планирования для организации малого бизнеса подробнее.
1. Расчетно-аналитический метод стратегического планирования в организации малого бизнеса:
Принцип расчетно-аналитического метода заключается в том, что на базе нынешнего финансового показателя рассчитывается его величина в плановом периоде. Данный метод стратегического планирования на предприятии используется при отсутствии технико-экономических нормативов, когда взаимосвязь между отдельными показателями устанавливается лишь косвенно, на основе изучения динамики за несколько отчетных периодов.
Процесс стратегического планирования в организации малого бизнеса проходит в несколько этапов [6, с. 115]:
Изучение данных за предыдущий период. Оценка динамики данных. Оценка перспектив развития. Расчет плановых показателей. Расчет плановой величины того или иного финансового показателя можно произвести по формуле: ФПЛ = ФОТЧ * I, где:
ФПЛ – плановое значение показателя.
ФОТЧ – отчетная величина финансового показателя.
I – индекс изменения показателя, рассчитанный на основе оценки динамики предыдущих периодов.
2. Нормативный метод стратегического планирования для организации малого бизнеса:
При нормативном методе стратегического планирования в организации малого бизнеса используются заранее оговоренные нормы и нормативы (налоговые ставки, нормы амортизации, тарифные ставки).
На их основе рассчитывается потребность предприятия в финансах и источниках финансов. Для целей стратегического планирования разработана нормативная система, включающая следующие разделы:
- Федеральные нормативы. Это показатели, принятые на территории всей страны. В эту категорию входят федеральные налоги, нормы амортизации основных средств, тарифы на социальное страхование и прочие показатели, влияющие на работу организации;
- Нормативы субъектов Федерации. Аналогичные показатели (налоговые и тарифные ставки и т.д.), которые взимаются субъектами Федерации;
- Местные нормативы. Налоги, отчисляемые в бюджет города;
- Нормативы отрасли, которые действительны в рамках конкретной отрасли или группы. К примеру, есть нормативы общие для малых предприятий или открытых акционерных обществ;
- Нормативы компании. Разрабатываются самим предприятием и используются для контроля за работой компании. С помощью внутренних нормативов можно регулировать производственную и финансовую деятельность предприятия, дебиторскую и кредиторскую задолженность, товарные, материальные и сырьевые запасы и т.д.
На основании нормативов и базовых показателей рассчитываются финансовые показатели.
3. Балансовый метод стратегического планирования:
Здесь составляются балансы, анализируются значения. После этого размер финансовых ресурсов, которые на данный момент имеются в наличии на предприятии, увязываются с фактической потребностью.
Балансовый метод стратегического планирования для организации малого бизнеса позволяет сбалансировать финансирование всех производственных расходов и наиболее рациональным образом распределить источники денег. Балансовый метод незаменим, если требуется спланировать распределение чистой прибыли и иных финансовых поступлений, спрогнозировать потребность поступления денег в финансовые фонды.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ансофф И. Новая корпоративная стратегия = The New Corporate Strategy. — Питер, 2021. — 416 с.
2. Анцупов Ф.Я. Стратегическое управление: монография. - 4-е изд. И перераб. – Москва: Проспект, 2020. – 344 с.
3. Балашов, А.П. Основы менеджмента: Учебное пособие / А.П. Балашов. - Москва: Вузовский учебник, ИНФРА-М, 2019. - 288 c.
4. Бархоленко В.А. Механизмы страхования в управлении рисками информационной безопасности // Экономический анализ: теория и практика. - 2022. - № 2. - С. 379 - 388.
5. Басовский, Л.Е. Менеджмент: учеб. пособие для студ. вузов, обуч. по экон. и упр. спец. / Л.Е. Басовский. - Москва: ИНФРА-М, 2018. - 214 с.
6. Бурыкин А.Д., Костоева Е.Х. Организация риск-менеджмента на предприятии // Вестник научных конференций. - 2020. - № 4. - С. 29 - 31.
7. Васильева Е.Е. Актуальные проблемы риск-менеджмента в России // Инновационная наука. - 2021. - № 6. - С. 54 - 56.
8. Веснин В.Р. Основы менеджмента: учебник / В.Р.Веснин. – Москва: Проспект, 2021. – 320 с.
9. Власов А.В. Управление организацией в информационном обществе: поведенческий риск-менеджмент // Модели, системы, сети в экономике, технике, природе и обществе. - 2020. - № 3. - С. 22 - 31.
10. Воропаев, С.Н. Менеджмент: учебное пособие / С.Н. Воропаев, В.Д. Ермохин; Международная ассоциация «Агрообразование». – Москва: Колос, 2020. – 246 с.
11. Выонг Х.Б. Количественные методы в риск-менеджменте // Актуальные вопросы экономических наук. - 2020. - № 1. - С. 42 - 47.
12. Вяткин В.Н., Гамза, В.А., Маевский Ф.В. Риск-менеджмент. - М.: Юрайт, 2022. - 366 с.
13. Вяцкова Н. Концептуальные и научные подходы управлению рисками предприятий // РИСК: Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. - 2021. - № 2. - С. 260 – 264
14. Гибсон Дж., Иванцевич Д.М., Доннелли Д.Х. Организации: поведение, структура, процессы: Пер. с англ. - М.: ИНФРА-М, 2020. – 415 с.
15. Голубева С.С., Рзаева Л.Р. Особенности формирования системы риск-менеджмента предприятия // Бизнес и стратегии. - 2020. № 3. С. 26 - 30.
16. Губарев А. В. Информационное обеспечение системы менеджмента качества. - Москва: Горячая линия - Телеком, 2017. - 132 с.
17. Зиновьев, В.Н. Менеджмент: учебное пособие / В.Н. Зиновьев, И.В. Зиновьева. – Москва: Дашков и Кº, 2020. – 477 с.
18. Зленко А.С. Различные подходы к определению риска в системе риск-менеджмента // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2020. - № 11. - С. 58 - 62.
19. Казначевская, Г.Б. Менеджмент: учебник / Г. Б. Казначевская. – Ростов-н-Дону: Феникс, 2022. – 452 с.
20. Капустина Н.В. Инновационный подход к управлению рисками на предприятиях // Экономика, социология и право. - 2021. - № 3. - С. 43 - 46.
21. Киселева И.А. Риск-менеджмент в бизнесе // Проблемы современной науки и образования. - 2022. - № 13. - С. 62 - 65.
22. Коротков, Э.М. Менеджмент: учебник для бакалавров / Э.М. Коротков. – Москва: Юрайт, 2022. – 640 с.
23. Костин, В.А. Менеджмент: учебное пособие / В.А. Костин, Т.В. Костина. – Москва: Гардарики, 2018. – 334 с.
24. Круглова, Н.Ю. Основы менеджмента: учебное пособие / Н.Ю. Круглова. – Москва: КноРус, 2019. – 499 с.
25. Литвак Б. Г. Практические занятия по менеджменту: Мастер-класс: учеб. Пособие / Б. Г. Литвак. – М.: Дело, 2018. – 180 с.
26. Ляндау Ю.В. Чигров А.С. Модели архитектуры систем управления. Экономика и предпринимательство часть 2, 2018. – 360 с.
27. Макарова В.А. Анализ и оценка экономической эффективности риск-менеджмента // Эффективное антикризисное управление. - 2021. - № 3. - С. 72 – 83.
28. Максимцов М. М. Современный менеджмент: учебник / под ред. М. М. Максимцова, В. Я. Горфинкеля. – М.: ИНФРА-М, 2020. – 299 с.
29. Никулин Л.Ф., Масленников В.В., Бусалов Д.Ю. Методология: иерархия и сети в менеджменте. Уч. пос. Прима-пресс Экспо, 2019. - 412 с.
30. Остервальдер А., Пинье И. Построение бизнес-моделей: Настольная книга стратега и новатора / пер. с англ. М.: Альпина Паблишер, 2019. – 288 с.
31. Петросова В.В. Проблемы финансового риск-менеджмента в России и способы повышения его эффективности // Символ науки. - 2020. - № 1. - С. 204 - 207.
32. Петрушкан К.С., Грицунова С.В. Проблемы риск-менеджмента на современном этапе развития экономики // Современные тенденции развития науки и технологий. - 2020. - № 7. - С. 110 - 113.
33. Практика и проблематика моделирования бизнес-процессов / [Е.И. Всяких и др.] - Москва: ДМК Пресс; М.: Компания АйТи, 2019. – 320 c.
34. Сердюченко О.П. Система управления рисками на предприятии: риск-менеджмент // Производственный менеджмент: теория, методология, практика. - 2021. - № 2. - С. 172 - 176.
35. Чернышев М.А. Стратегический менеджмент. Основы стратегического управления / М.А. Чернышев и др.- Ростов н/Д: Феникс, 2019. -506 с.