Фрагмент для ознакомления
2
Проблема защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, является одной из наиболее острых как на международном, так и на национальном уровнях. Генеральный секретарь ООН в специальном докладе A/74/231 от 27 июля 2019 года «О состоянии Конвенции о правах ребенка» , посвященном правам детей, оставшихся без попечения родителей, подчеркнул, что эта категория детей чаще сталкивается с нарушениями прав человека, такими как социальная изоляция, насилие, злоупотребления, отсутствие заботы и эксплуатация.
Механизм правовой защищенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по своей природе представляет собой систему специальных правовых норм, институтов, методов и процедур, предназначенных для защиты этой категории детей, являющейся одной из наиболее сложных и социально уязвимых групп .
В юридической теории и практике нет единого мнения о понятии механизма защиты прав ребенка. Первый аспект этого понятия касается характера средств, составляющих его содержание. В рамках широкого понимания механизма защиты прав ребенка включаются не только юридические, но и социальные средства обеспечения прав ребенка. Так, В. И. Абрамов рассматривает защиту прав ребенка как систему средств, направленных на реализацию прав ребенка, включая судебную защиту, законодательные, экономические, организационно-технические и другие средства и мероприятия, включая самозащиту прав ребенка.
Второй аспект понятия механизма защиты прав ребенка касается определения уровней защиты данных прав, включаемых в его содержание. Традиционно в механизм защиты прав ребенка включают международные, региональные и национальные механизмы. В частности, М. Н. Садовникова выделяет: уровень международно-правовой защиты прав детей, уровень региональных международных сообществ, уровень внутригосударственных механизмов защиты прав ребенка. М. В. Немытина предлагает включать в механизм защиты прав ребенка как самостоятельный уровень защиты — уровень органов местного самоуправления.
Международный механизм защиты прав детей-сирот представляет собой систему, основанную на нормах международного права, который заключается в контроле международного сообщества за выполнением государствами своих обязательств по защите прав ребенка посредством специализированных органов и процедур.
По мнению профессора международного права В. Г. Игнатенко, структура международного механизма защиты прав любого человека включает два основных элемента :
1. Нормативный элемент, включающий совокупность международных документов, регулирующих права человека.
2. Институциональный элемент, состоящий из международных уставных и конвенционных органов, обладающих контрольными полномочиями в рамках специальных процедур.
Нормативный элемент механизма защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включает совокупность международных документов общего и специального характера. Вопросы, касающиеся защиты прав детей, лишенных родительского попечения, закреплены в таких универсальных документах, как Всеобщая декларация прав человека 1948 года (статьи 12 и 16) , Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 года (статьи 17, 23 и 24) .
Особое место в механизме защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, занимает Конвенция о правах ребенка. Этот специальный документ закрепляет множество положений, относящихся к детям, лишенным родительского попечения, включая :
необходимость для ребенка расти в семейном окружении (преамбула);
основную ответственность родителей и опекунов за воспитание и развитие ребенка (статья 18);
обязательство государства обеспечивать особую защиту и помощь детям, оставшимся без попечения родителей (статья 20).
Понятие детей, оставшихся без родительского попечения, содержится в Резолюции Генеральной Ассамблеи ООН № 64/142 от 18 декабря 2009 года «Руководящие указания об альтернативном уходе за детьми» . Согласно пункту 29 этой Резолюции, дети, оставшиеся без родительского попечения, - это все дети, которые не находятся под круглосуточным присмотром хотя бы одного из родителей, по любым причинам и в любых обстоятельствах. Особое внимание в этой Резолюции уделяется детям, находящимся за пределами своей страны или являющимся жертвами чрезвычайных ситуаций. ООН выделяет таких детей как особо уязвимую группу, включая категории «несопровождаемые дети» (дети, о которых не заботится родственник) и «разлученные дети» (дети, разлученные с основным опекуном, но сопровождаемые другим родственником).
Институциональный элемент международного механизма защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включает:
1. Конвенционные органы, контролирующие соблюдение прав ребенка государствами-участниками.
2. Специализированные учреждения и фонды, такие как: ЮНЕСКО или Детский фонд ЮНИСЕФ, который имеет представительства в 192 странах мира и 7 региональных подразделений, играя ключевую роль в разработке международных стандартов защиты прав ребенка. ЮНИСЕФ уделяет особое внимание защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые считаются уязвимыми группами. Одним из приоритетных направлений работы фонда является поддержка процедуры передачи детей на воспитание в семьи в их собственной стране. По мнению ЮНИСЕФ, семейное воспитание лучше защищает права таких детей, чем размещение в детских домах или международное усыновление. Например, в 2011 году ЮНИСЕФ реализовал программу в странах Восточной и Центральной Европы, и Центральной Азии под названием «Остановить помещение детей до 3-х лет в интернатные учреждения» . Основные задачи этой программы включали:
выделение средств на развитие альтернативных форм устройства детей-сирот;
предоставление помощи уязвимым семьям и развитие услуг для них.
3. Специализированные процедуры, реализуемые в рамках работы Специальных докладчиков по вопросам торговли детьми, детской проституции и детской порнографии, Специальных представителей Генерального секретаря ООН по вопросу о детях и вооруженных конфликтах, а также Специальных представителей Генерального секретаря ООН по вопросу о насилии в отношении детей. Эти должностные лица действуют в личном качестве и не представляют свои государства. Основные задачи их деятельности включают проведение расследований по соответствующим вопросам, установление диалога с государствами-членами ООН для предотвращения или устранения нарушений прав детей, а также формулирование рекомендаций странам при необходимости. Они ежегодно представляют доклады о своей работе органу, который их назначил.
Специальный докладчик уделяет особое внимание проблеме «социальных сирот», анализируя причины роста их числа и рассматривая возможные случаи сексуальной эксплуатации. Важная роль в его работе отводится анализу торговли детьми в контексте международного усыновления.
Основные цели деятельности Специального представителя Генерального секретаря ООН по вопросам детей и вооруженных конфликтов включают сбор информации о положении детей во время вооруженных конфликтов, формулирование рекомендаций для предотвращения негативного влияния конфликтов на детей и разработку специальных мер для реабилитации детей, вовлеченных в вооруженные конфликты.
Специальный представитель Генерального секретаря ООН по вопросам насилия в отношении детей рассматривает случаи насилия в пяти различных контекстах: в семье, школе, альтернативных учреждениях по уходу за детьми, местах содержания под стражей и местах работы детей.
Основным механизмом защиты прав ребенка на европейском региональном уровне является Европейский Суд по правам человека. Европейская Конвенция о правах человека признает право ребенка подавать индивидуальные жалобы. Согласно ст. 1 ЕКПЧ, любое лицо может подать жалобу на государство-участника, если оно является жертвой нарушения прав, и соблюдены условия приемлемости, указанные в ст. 35 Конвенции . Это особенно важно для детей, оставшихся без попечения родителей, которые могут не иметь законных представителей. В России процессуальные представители таких детей включают органы опеки и попечительства, прокуратуру и другие органы, предусмотренные законом.
Хотя Европейская Конвенция 1950 года не выделяет специально права ребенка, защита их прав осуществляется на основе общепризнанного положения о правах человека. Статья 8 Конвенции, касающаяся права на уважение личной и семейной жизни, используется для защиты прав детей-сирот и детей без попечения родителей. Европейский Суд по правам человека создал ряд автономных понятий, которые помогают в защите этих прав, включая:
права «внебрачных» детей;
право на обеспечение наилучших интересов ребенка при установлении опеки или усыновлении;
право на жизнь в семье и общение с родителями.
Национальный механизм защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, включает систему правовых норм и комплекс государственных и негосударственных институтов, направленных на обеспечение особой защиты прав этой категории детей.
Фрагмент для ознакомления
3
I. Нормативно-правовые акты:
1. Всеобщая Декларация прав человека Резолюция ГА ООН 217A(III) от 10 декабря 1948 года // Права человека. Сборник международных договоров. Изд. ООН. Том.1, ч.1. 2002.
2. Международный пакт о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. // Бюллетень Верховного Суда Российской Федерации. – 1994. – № 12.
3. Конвенция о защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. –2001. – № 2 (8.01), ст. 163.
4. Конвенция о правах ребёнка Резолюция ГА ООН 44/25 от 20 ноября 1989 года // Международные акты о правах человека. Сборник документов. М., 2000.
5. Доклад Генерального секретаря о состоянии Конвенции о правах ребенка // Доклады на заседании 74-йсессии Генеральной Ассамблеи: Дополнение № 1 (A/74/231)
6. Семейный кодекс Российской Федерации от 29.12.1995 N 223-ФЗ (ред. от 31.07.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.10.2023) // «Российская газета» от 27.1.1996 г.
7. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 № 197-ФЗ (ред. от 06.04.2024) // «Российская газета» от 31.12.2001 г.
8. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 06.04.2024) // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, N 25, ст. 2954.
9. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 № 117-ФЗ (ред. от 22.04.2024) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2024) // «Парламентская газета» от 10.8.2000 г.
10. Кодекс законов о браке, семье и опеке (утв. постановлением ВЦИК РСФСР от 19 ноября 1926 г.) (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) // Собрание узаконений РСФСР 1926. №82
11. Федеральный закон «Об опеке и попечительстве» от 24.04.2008 № 48-ФЗ (последняя редакция) // 2Российская газета2 от 31.5.2019 г.
12. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 25.12.2023) (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.05.2024) // «Российская газета» от 29.12.2023 г.
13. Федеральный закон «Об уполномоченных по правам ребенка в Российской Федерации» от 27.12.2018 N 501-ФЗ (последняя редакция) // «Российская газета» от 29.12.2018 г.
14. Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 № 124-ФЗ (последняя редакция) // Собрание законодательства Российской Федерации от 2023 г. № 32. ст. 6207 (Часть I)
15. Федеральный закон «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» от 21.12.1996 № 159-ФЗ (последняя редакция) // «Российская газета» от 09.08.2023 г.
16. Указ Президента Российской Федерации от 29.05.2017 № 240 «Об объявлении в Российской Федерации Десятилетия детства» // Собрание законодательства Российской Федерации от 2017 г. № 23 , ст. 3309
17. Указ Президента Российской Федерации от 18.08.1994 № 1696 О президентской программе «Дети России» // «Российская газета» от 27.8.1994 г.
18. Указ от 4 ноября 1715г. «О сделании в городах при церквах гошпиталей для приему и содержания незаконнорожденных детей» // Полное собрание законов Российской империи, с 1649 года. — СПб.: Типография II отделения Собственной Его Императорского Величества канцелярии, 1830. — Т. V. 1713—1719. № 2953. — С. 181.
19. Постановление Правительства Российской Федерации от 24.05.2014 № 481 «О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей» (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации от 2014 г. № 22, ст. 2887
20. Постановление Правительства Москвы от 20 сентября 2011 г. № 433-ПП «О мерах по обеспечению реализации Закона города Москвы от 14 апреля 2010 г. № 12 «Об организации опеки, попечительства и патронажа в городе Москве»» (с изменениями и дополнениями) // Доступ из справочной правовой системы «ГАРАНТ» (дата обращения: 23.05.2024).
II. Специальная и научная литература
1. Абрамов В. И. Защита прав ребенка в России как предмет научного исследования // Ленинградский юридический журнал. 2008. № 2. – 34с.
2. Агафонов В.А. Социальное обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей // Право и личность: Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Екатеринбург, 27 ноября 2018 г. – Екатеринбург: [б. и.], 2018. – 64с.
3. Бобылева И. А. Государственная поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей / И. А. Бобылева // Социальная педагогика. – 2013. – №2. – 127с.
4. Игнатенко Г. В. Международное право. М.: Издательская группа: Норма-ИНФРА: 3-е изд: перераб. и допол., 2005. 356с.
5. Морозова Р. В. Правовые и организационные основы защиты прав несовершеннолетних в деятельности полиции: дис. канд. юрид. наук. М., 2021. 134с.
6. Немытина М. В. Защита прав несовершеннолетних в России: системный подход // Правовая политика и правовая жизнь. 2004. № 2. 429с.
7. Нечаева А.М. Дети России (историко-правовой очерк). М.: ООО «Межрегиональный центр управленческого и политического консультирования», 2013. 234с.
8. Рудь Ю.А. Проблемные аспекты защиты прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и пути их решения // Вопросы российской юстиции. 2020. № 9. – 511с.
9. Садовникова М. Н. Механизм защиты прав несовершеннолетних // Правовое образование: организация внеурочной работы. Региональный опыт. М., 2002. 133с.
III. Электронные ресурсы
1. Руководящие указания по альтернативному уходу за детьми: резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей [Электронный ресурс]. // Режим доступа: https://www.refworld.org/ru/legal/resolution/unga/2010/ru/73661(дата обращения 24.05.2024)
2. Профессиональный стандарт «Специалист органов опеки и попечительства», утвержденный приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 18.11.2013 №608н [Электронный ресурс]. // Режим доступа: https://mintrud.gov.ru/docs/mintrud/orders/2754
3. Проект программы «Россия без сирот» вынесен на общественное обсуждение [Электронный ресурс]. // Режим доступа: https://www.garant.ru/news/456862/ (дата обращения: 21.05.2024).
4. Поддержка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей [Электронный ресурс]. // Режим доступа: https://edu.gov.ru/activity/main_activities/orphans/ (дата обращения: 21.05.2024).
5. Проект о выдаче жилищных сертификатов детям-сиротам. Парламентская газета. [Электронный ресурс]. // Режим доступа:https://www.pnp.ru/economics/proekt-o-vydache-zhilishhnykh-sertifikatov-detyam-sirotam-proshel-i-chtenie.html (дата обращения: 21.05.2024).
6. Программа ЮНИСЕФ «Помочь семьям не разлучаться» [Электронный ресурс]. // Режим доступа: https://www.unicef.org/eca/ru/что-мы-делаем/защита-детей/помочь-семьям-не-разлучаться
7. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 26 ноября 2007 г. № 188 «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних и молодежи» [Электронный ресурс]. // Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/1256734/
8. Постановление Правительства РФ от 19 мая 2009 г. № 432 «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в семьи граждан, постоянно проживающих на территории Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. // Доступ из справочной правовой системы «ГАРАНТ» (дата обращения: 23.05.2024).
9. Распоряжение Правительства РФ от 25 августа 2014 г. N 1618-р Об утверждении Концепции государственной семейной политики в РФ на период до 2025 г. [Электронный ресурс]. // Доступ из справочной правовой системы «ГАРАНТ» (дата обращения: 23.05.2024).
10. Письмо Минобрнауки России от 15.08.2016 N 07-3446 «О направлении информации» [Электронный ресурс]. // Доступ из справочной правовой системы «ГАРАНТ» (дата обращения: 23.05.2024).
11. Постановление Правительства РФ от 18 сентября 2017 г. N 1117 "Об утверждении норм и Правил обеспечения за счет средств федерального бюджета бесплатным питанием, бесплатным комплектом одежды..." (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. // Доступ из справочной правовой системы «ГАРАНТ» (дата обращения: 23.05.2024).