Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Уильям Шекспир (1564-1616) выделяется как непревзойденный поэт и драматург. Шекспир не был литератором по профессии и, вероятно, получил лишь начальное школьное образование. Он не был ни юристом, ни аристократом, как «университетские остряки», которые монополизировали английскую сцену, когда он начал писать. Но он был очень одаренным и разносторонним человеком, и он превзошел «профессионалов».
Шекспир писал пьесы в самых разных жанрах, включая истории, трагедии, комедии и поздние романсы, или трагикомедии. Его литературное творчество обычно делится на четыре периода.
В рамках данного исследования проведён анализ третьего периода творчества Шекспира. Актуальность данного исследования определяется тем, что в данный период были созданы «Великие трагедии» Шекспира, которые до сих пор представляют существенный интерес для исследований и постоянно спектакли по данным произведениям включаются в репертуар знаменитых театров мира.
Цель исследования: определить особенности драматургии третьего периода творчества Шекспира.
Объект исследования: творчество Шекспира
Предмет исследования: конфликт и характеристика образов третьего периода творчества Шекспира.
Задачи:
1. Охарактеризовать периодизацию творчества Шекспира
2. Рассмотреть особенности третьего периода творчества Шекспира
3. Выявить особенности конфликта и характеров в трагедии «Гамлет» У. Шекспира
4. Определить особенности конфликта и характеров в трагической комедии У. Шекспира «Мера за меру».
При написании работы используются элементы историко-описательного, культурно-исторического и сравнительно-исторического методов исследования.
Методологическую основу работы составляют исследования: «Теория драмы от Аристотеля до Лессинга» А.А. Аникста, «Драма как род литературы (поэтика, генезис, функционирование)» В.Е. Хализева.
Структура работы. Данная работа содержит в себе введение, две главы основной части, заключение, список использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы исследования особенностей третьего периода творчества У. Шекспира
§1. Периодизация в творчестве Шекспира
Поэтическая и драматическая карьера Шекспира была разделена на четыре периода, соответствующих росту и опыту его жизни и разума. Эти периоды следующие:
1. Период экспериментов (1588-1593)
К этому периоду относятся: Тит Андроник; Генрих VI (три части); Потерянный труд любви; Комедия ошибок; Два веронца; Ричард III; Ричард II; Ромео и Джульетта. К этому периоду относятся также две поэмы: « Венера и Адонис» и «Похищение Лукреции». Произведения этого периода в целом чрезвычайно скудны по текстуре; отношение к жизни поверхностное; в них нет глубины мысли или характеристики; и искусство, очевидно, незрелое. Произведение характеризуется юношеским буйством воображения, экстравагантностью языка и постоянным использованием каламбуров, тщеславия и других аффектов [13].
2. Период юмора и истории (1594-1600)
Произведения этого периода: «Король Иоанн»; «Венецианский купец»; «Генрих IV» (части I и II); «Генрих V»; «Укрощение строптивой»; « Веселые жены Виндзора»; « Много шума из ничего»; «Как вам это понравится» и «Двенадцатая ночь». Эти пьесы демонстрируют быстрый рост и развитие гения поэта. Они отражают более глубокое знание человеческой жизни и человеческой природы; характеристики и юмор стали более проницательными; мысль стала более весомой; от тимьяна в значительной степени отказались ради прозы и чистых стихов, а сам чистый стих утратил свою жесткость.
3. Период трагедий и трагических комедий (1601-1607)
К этому периоду относятся: Юлий Цезарь; Гамлет; Все хорошо, что хорошо кончается; Мера за меру; Троил и Крессида; Отелло; Лир, Макбет; Антоний и Клеопатра; Кориолан; и Тимон Афинский. Это период уныния и депрессии, и он знаменует полную зрелость его способностей. Его драматическая мощь, его интеллектуальная мощь и его выразительность достигли наивысшего уровня. Это время его величайших шедевров. Его внимание, однако, занято исключительно темной стороной человеческого опыта. Эти грехи и слабости человека составляют тему его пьес; акцент сделан на зле, а тон либо серьезный, либо свирепый [2].
4. Период прекрасных комедий или драматических романов (1608-1612)
Пьесы этого периода: «Перикл», «Цимбелин», «Зимняя сказка», «Буря» и неоконченный «Генрих VIII». За этот период характер Шекспира изменился с горького и мрачного на безмятежный и мирный. Тяжелые тучи растаяли с неба. Преобладает нежный и милостивый тон. Основу по-прежнему составляют трагические страсти, но злу больше не позволено брать свое. Зло контролируется и побеждается добром. В то же время они демонстрируют упадок драматургических способностей Шекспира. Они часто небрежны в построении и неудовлетворительны в характеристике, в то время как также наблюдается упадок стиля и стихосложения.
§2. Особенности третьего периода творчества У. Шекспира
Что касается третьего периода драматической карьеры Шекспира, то эти годы, очевидно, принесли ему более широкое видение, более широкие мысли и более глубокий опыт. Хотя прежнее мастерство в искусстве сохраняется, работы, относящиеся к этому периоду, по-видимому, несут на себе следы более напряженной моральной борьбы, более широких и менее радостных взглядов на человеческую жизнь, более тревожных, сложных и глубоких концепций и эмоций. От легкости и одушевленности ранних произведений осталось сравнительно немного следов, но в то же время драмы этого периода демонстрируют непревзойденную силу проникновения в глубочайшие тайны и озвучивания самых грандиозных и запутанных проблем человеческой жизни и судеб людей [4].
К этому периоду относятся четыре великие трагедии - «Гамлет», «Макбет», «Отелло», «Лир»; три римские пьесы - «Кориолан», «Юлий Цезарь», «Антоний» и «Клеопатра»; две уникальные пьесы, обстановка и персонажи которых греческие, но действие и смысл которых шире и глубже, чем жизнь греков или римлян, - «Троил» и Крессида, и Тимон Афинский; и еще одна комедия - «Мера за меру», которую называют почти трагической из-за глубины и остроты ее характеров и происшествий.
Четыре великие трагедии представляют собой высочайший уровень драматургической силы Шекспира и в достаточной мере иллюстрируют диапазон и сложность более глубоких проблем, которые в то время занимали его сознание. «Тимон» и «Мера за меру», однако, демонстрируют ту же тенденцию к глубокому размышлению о несправедливостях и несчастьях, от которых страдает человечество. Эти произведения убедительно доказывают, что в этот период Шекспир пришел к тревожащему пониманию глубинного зла в мире, проистекающего из таких темных страстей, как предательство и месть.
Но также ясно, что, обладая более широким пониманием благородной, уравновешенной натуры, он в то же время обрел более полное представление о более глубоких источниках добра в природе человека, о великих добродетелях непобедимой верности и неутомимой любви, и он, очевидно, получил не только комфорт и спокойствие, но и новый стимул и сила более полного осознания этих добродетелей [11].
Таким образом, типичные пьесы этого периода воплощают наиболее зрелый опыт Шекспира в решении великих жизненных вопросов.
В «четырех великих трагедиях» центральная проблема глубоко нравственна. Это высочайший внутренний конфликт добра и зла между центральными силами и высшими элементами человеческой натуры, к которому обращаются и развиваются внезапные и мощные искушения, обрушиваются накопившиеся обиды или ввергают в непреодолимые бедствия. В результате мы узнаем, что в жизни есть нечто бесконечно более ценное, чем легкость общения или мирской успех, - благородство души, верность истине и чести, человеческая любовь и преданность, сила и нежность, доверие до самого конца.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аникст А. Ремесло драматурга / А. Аникст. – М.: Совестский писатель, 1974. – 607 с.
2. Аникст А. Теория драмы от Аристотеля до Лессинга / А. Аникст. ̶ М.: Наука, 1967. – С. 130–188.
3. Аникст А. Трагедия Шекспира «Гамлет» / А. Аникст. – М.: Просвещение, 1986. – 124 с.
4. Выготский Л.С. Трагедия о Гамлете, принце Датском // Выготский Л. Психология искусства / Лев Выготский – СПб.: Азбука-Аттикус, 2016. – С. 250–298
5. История зарубежной литературы XVII века: учеб.пособие. / под ред. Н.Т. Пахсарьян. – М.: Высш. шк., 2005. – С. 304–311.
6. Киасашвили Н. Скрытая метафора «мир – сцена» как структурный элемент «Гамлета» // Шекспировские чтения 1978 под ред. А.Аникста – М.: Изд-во Наука, 1981. – С. 57–65.
7. Кид Т. Испанская трагедия / Томас Кид; изд. подгот. Н.Э. Микеладзе; пер. с анг. М.М. Савченко. – М.: Ладомир: Наука, 2011. – С. 7–128.
8. Комарова В.П. Творчество Шекспира / В. Комарова. – СПб.: Филологический факультет Санкт-Пет-го гос. ун-та, 2001. – С. 118–145.
9. Захаров В. Об историческом фоне английской «трагедии мести» на рубеже XVI-XVII веков // Шекспировские чтения 1976 года под ред. А.Аникста – М.: Изд-во Наука, 1977. – С. 97–103
10. Микеладзе Н.Э. «Гамлет» и трагедия мести (Шекспир и Кид) // Кид Т. Испанская трагедия / Томас Кид; изд. подгот. Н.Э. Микеладзе; пер. с анг. М.М. Савченко. – М.:Ладомир: Наука, 2011. – С. 222–278.
11. Мюир К. Гамлет // Вильям Шекспир: К четырехсотлетию со дня рождения, 1504–1964: Исследования и материалы / гл. ред. Р.М. Самарин. – М.: Наука, 1964. – С. 160–170.
12. Парфенов А. Театральность «Гамлета» // Шекспировские чтения 1978 под ред. А.Аникста – М.: Наука, 1981. – С. 42–56
13. Пинский Л.Е. Шекспир: основные начала драматургии / Л.Е. Пинский. – М.; СПб.: Центр гуманитарных инициатив, 2013. ̶ 623 c.
14. Поплавский В.Р. Исправленный Шекспир: трагедия о Гамлете в эстетике Ренессанса и классицизма [Электронный ресурс]. URL: http://russhake.ru/criticism/Poplavskiy/Revised_Shakespear
15. Хаустова Д.О. Эволюция жанра кровавой трагедии мести в английском театре эпохи Возрождения: диссертация… кандидата искусствоведения:17.00.01 / Хаустова Дарья Олеговна. ̶ Москва, 2012. – 163 с.
16. Чекалов И.И. Введение в историко-литературное изучение «Гамлета» / И.И. Чекалов. – СПб.: Наука, 2004. – 222 с.
17. Чеснокова Т.Г. К проблеме «трагического гуманизма»: еще раз о Шекспире и Ренессансе // Шекспировские чтения / Науч. совет РАН «История мировой культуры». – М.: Наука, 1976 –. 2004/ [отв. ред. И.С. Приходько]. – 2006. – С. 50–67.
18. Шекспир У. Гамлет / У. Шекспир // Трагедии; пер. с англ. / Вступ. ст. и комментарии А. Аникста; ил. А. Бродского. – М.: Правда, 1983. – С. 129–266.