Фрагмент для ознакомления
2
Государственная служба, являясь неотъемлемым компонентом государственного управления, представляет собой структурированную систему профессиональной деятельности лиц, назначаемых на должности в государственных органах и организациях. На них возлагается выполнение государственных функций и обязанностей, что способствует реализации государственной политики и эффективной работе государственного аппарата. Государственная служба - это не просто сектор занятости; она представляет собой аппарат, с помощью которого государство реализует свои административные возможности, обеспечивая непрерывность и стабильность государственного управления. По словам М. Барбера, «государственная служба функционирует как основа правительственной деятельности, обеспечивая необходимую административную поддержку для реализации политики и предоставления государственных услуг» [Barber, 2007, p. 35].
При определении гражданской службы необходимо учитывать как ее административные, так и исполнительные аспекты. Д. Осборн и Т. Геблер описывают ее как «основной механизм, с помощью которого государство осуществляет свои функции и обеспечивает предоставление общественных благ» [Osborne, Gaebler, 1993, p. 22]. Это определение отражает двойственную природу государственной службы: она является одновременно проводником политики и исполнителем правительственных мандатов.
Функции и задачи государственной службы многогранны, что отражает ее важнейшую роль в системе государственного управления. Эти функции можно разделить на административные, исполнительные, социальные, регулятивные и контрольные. Каждая категория лежит в основе различных аспектов деятельности правительства, способствуя общей эффективности и оперативности государственного аппарата.
Административная функция
Административная функция включает в себя координацию и управление деятельностью правительства, обеспечивая эффективную разработку и реализацию государственной политики. Это включает в себя разработку стратегических планов, распределение ресурсов и надзор за государственными программами. Как подчеркивает К. Таджеддин, «административная функция государственной службы играет ключевую роль в поддержании организационной слаженности и обеспечении систематического исполнения государственной политики» [Tajeddine, 2011, p. 14].
Исполнительная функция
Исполнительная функция связана с фактическим исполнением решений и директив, принятых высшими органами государственной власти. Эта функция имеет решающее значение для поддержания правопорядка, защиты прав граждан и обеспечения соблюдения правовых норм. Д. Кеттл и др. утверждают, что «исполнительная функция государственной службы необходима для поддержания верховенства закона и обеспечения общественной безопасности» [Kettl et al., 1996, p. 19].
Социальная функция
Социальная функция включает в себя предоставление основных государственных услуг, таких как образование, здравоохранение и социальное обеспечение. Эта функция направлена на повышение качества жизни граждан и обеспечение социального равенства. Е. В. Оболонский отмечает, что «социальная функция государственной службы играет ключевую роль в укреплении социальной сплоченности и обеспечении равного доступа к общественным ресурсам» [Оболонский, 2011, с. 112].
Регулирующая функция
Регулирующая функция включает в себя создание и обеспечение соблюдения нормативно-правовой базы, регулирующей различные аспекты общественной и экономической жизни. Эта функция гарантирует, что деятельность государственного и частного секторов осуществляется в рамках установленных правовых норм. По словам Х. Танаки, «регулятивная функция государственной службы необходима для поддержания правового порядка и обеспечения соблюдения законодательных требований» [Tanaka, 2009].
Надзорная функция
Контрольная функция включает в себя мониторинг и оценку деятельности правительства, в том числе аудит деятельности государственного сектора с целью предотвращения коррупции и обеспечения подотчетности. Н. А. Омельченко утверждает, что «надзорная функция государственной службы имеет решающее значение для повышения прозрачности и обеспечения подотчетности государственных служащих» [Омельченко, 2018, с. 98].
В целом, государственная служба представляет собой комплексную систему государственного управления, выполняющую разнообразные функции, которые в совокупности обеспечивают стабильность и эффективность государственного управления. Ее роль выходит за рамки простого осуществления политики и охватывает более широкие задачи социального обеспечения, правового регулирования и подотчетности государства. Выполняя эти функции, государственная служба обеспечивает реализацию государственных задач, сохранение доверия общества и его прогресс.
1.2. Основные карьерные модели в государственной службе
Концептуализация и практическое применение моделей карьеры в системах государственной службы имеют решающее значение для понимания механизмов, лежащих в основе эффективности и результативности государственного сектора. Модели карьеры в государственной службе можно разделить на два основных типа: открытая модель и закрытая модель. Эти модели принципиально отличаются друг от друга подходом к найму, карьерному росту и профессиональному развитию, что определяет общую структуру и функциональность персонала государственного сектора.
Модель открытой карьеры
Модель открытой карьеры характеризуется гибким и конкурентным подходом к подбору персонала и карьерному росту. В рамках этой модели должности на государственной службе, как правило, доступны широкому кругу кандидатов, в том числе и не из государственного сектора. Набор персонала, как правило, осуществляется на основе заслуг и квалификации, с акцентом на привлечение людей с различными навыками и опытом. М. Барбер подчеркивает, что «модель открытой карьеры способствует формированию динамичной и адаптируемой государственной службы, поощряя конкуренцию и инновации» [Barber, 2007, p. 40]. Эта модель часто ассоциируется с системами, в которых широко распространен латеральный вход, и где государственные служащие могут перемещаться между различными ролями и департаментами в зависимости от их опыта и результатов работы.
Напротив, модель закрытой карьеры основана на принципе продолжительной карьеры на государственной службе. Набор персонала осуществляется преимущественно из числа сотрудников гражданской службы, при этом большое внимание уделяется внутреннему продвижению и карьерному росту. Эта модель способствует формированию стабильной и сплоченной рабочей силы, поскольку сотрудники, как правило, нанимаются на должности начального уровня и со временем продвигаются по служебной лестнице. По мнению Д. Кеттла и др., «закрытая модель карьеры обеспечивает преемственность и институциональные знания, поскольку государственные служащие приобретают обширный опыт и знания в государственном секторе» [Kettl et al.] Закрытая модель часто ассоциируется с иерархическими структурами и долгосрочной стабильностью занятости, обеспечивая четкие карьерные пути и возможности продвижения для государственных служащих.
Гибридные модели
На практике многие страны используют гибридные модели, включающие в себя элементы как открытой, так и закрытой карьерных систем. Эти гибридные модели направлены на то, чтобы сбалансировать преимущества гибкости и инноваций с необходимостью стабильности и институциональных знаний. Например, некоторые организации государственного сектора могут использовать открытый набор для специализированных должностей, сохраняя при этом закрытую систему для общих административных должностей. Т. Геблер и Д. Осборн утверждают, что «гибридные модели карьеры могут повысить эффективность работы государственного сектора за счет использования сильных сторон как открытых, так и закрытых систем» [Osborne, Gaebler, 1993, p. 51].
Факторы, влияющие на модели карьеры
На выбор и внедрение карьерных моделей на государственной службе влияют несколько факторов, включая культурные нормы, исторический контекст и административные традиции. Например, в странах с сильным акцентом на меритократию и индивидуальные достижения, таких как США, преобладает модель открытой карьеры. Напротив, страны с традициями бюрократической стабильности и иерархического управления, такие как Япония, предпочитают закрытую модель карьеры [Tanaka, 2009]. Кроме того, экономические условия и политические приоритеты могут стимулировать реформы в моделях карьеры государственных служащих, поскольку правительства стремятся повысить эффективность и оперативность государственного сектора [Tajeddine, 2011, p. 19].
Системы, основанные на заслугах и стаже
Как в открытой, так и в закрытой карьерных моделях важную роль играют принципы систем, основанных на заслугах и стаже. В системах, основанных на заслугах, приоритетными критериями для найма и продвижения по службе являются результаты работы, квалификация и компетенции. Такой подход часто рассматривается как средство поощрения передового опыта и стимулирования инноваций в государственном управлении. С другой стороны, системы, основанные на старшинстве, делают акцент на стаже и опыте, поощряя долгосрочную службу и лояльность. Н. А. Омельченко отмечает, что «системы, основанные на стаже, способствуют организационной стабильности и приверженности сотрудников, но при этом могут ограничивать возможности для молодых, потенциально более инновационных сотрудников» [Омельченко, 2018, с. 115].
В заключение следует отметить, что разнообразие моделей карьеры на государственной службе отражает различные административные философии и контекстуальные реалии разных стран. Понимание этих моделей необходимо для создания эффективных организаций государственного сектора, способных адаптироваться к меняющимся требованиям и предоставлять высококачественные государственные услуги. Сравнительный анализ моделей карьеры в Германии, Франции и Японии позволяет выявить передовой опыт и предложить идеи для оптимизации систем государственной службы во всем мире.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы:
1. Барбер М. Три парадигмы реформирования государственного сектора. McKinsey & Company, London, 2007.
2. Кеттл Д., Инграхам П., Сандерс Р., Хорнер К. Реформа государственной службы. Building a Building a Government That Works. Brookings Institution Press, 1996.
3. Осборн Д., Геблер Т. Изобретая правительство: How the Entrepreneural Spirit is Transforming the Public Sector. Plume, 1993.
4. Скелчер К., Флиндерс М. и др Реформа государственных органов правительством Великобритании в 2010-2013 годах: Первоначальные выводы. Совет по экономическим и социальным исследованиям. Бирмингем, июль2013.
5. Таджеддин К. Обязанность модернизировать: Реформирование государственной службы Франции. McKinsey & Company, апрель 2011 г.
6. Танака Х. Система государственной службы и управление. Токийский фонд,
27.08.2009года. Доступ: http://www.tokyofoundation.org/en/articles/2009/the-civilservice-system-and-governance10. The Path to Reform for the Civil Service. Institute for Government, January 15, 2013.
7. Знаменский, Д. Ю. Государственная и муниципальная служба: учебник для бакалавриата и магистратуры; отв. ред. Н. А. Омельченко. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 414 с.
8. Мировые модели государственного управления / под общ. ред. Ю. В. Ковбасюка, С. В. Загороднюка, П. И. Крайника, Х. М. Дейнеги. – 2-е изд. – Киев: НАДУ, 2015. – Ч. 1. – 612 с.
9. Омельченко, Н. А. История государственного управления: учебник и практикум для академического бакалавриата; –2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2018. – 256 с.
10. Петрова, Ю. И., Бутова, Т. В. Особенности функционирования системы государственной службы во Франции // Современные аспекты глобализации экономических наук / Сборник статей международной научно-практической конференции.Отв. ред.: А. А. Сукиасян. – Уфа: ООО «Аэтерна», 2015. – С. 81-83.
11. Пирова, О. А. Основы государственной службы в Германии // XXXVII международные научные чтения (Памяти А. Д. Сахарова) / Сборник статей международной научно-практической конференции. – Москва, 2018. – С. 109-113.
12. Рыбакова, Я. И. Государственное управление и государственная служба: взаимосвязь, проблемы и перспективы//Экономика, Право, мораль в современном обществе / Сборник материалов студенческих научных исследований в области экономики, права, социологии и других наук. Под общ. ред.: А. В. Шарковой, О. Н. Васильевой. – Москва, 2016. – С. 49-57.
13. Хафизова, З. И. Кадровая политика Японии на государственной службе // Ученые записки Альметьевского государственного нефтяного института. – 2019. – Т. 18. – С. 173-177.
14. Фомина, В.П., Алексеева, С.Г.Теория управления: учебное пособие / В.П.Фомина, С.Г.Алексеева.– М.: Изд-во Московского государственного открытого университета.– 2011.С.11.
15. Мировые модели государственного управления / под общ.ред.Ю.В.Ковбасюка, С.В.Заго¬роднюка, П.И.Крайника, Х.М.Дейнеги.– 2-е изд.– Киев: НАДУ.2015.– Ч.1.– 612 с.
16. Рыбакова Я.И. Государственное управление и государственная служба: взаимосвязь, про¬блемы и перспективы // Экономика, Право, мораль в современном обществе / Сборник материалов студенческих научных исследований в области экономики, права, социоло¬гии и других наук. Под общ.ред.: А.В.Шарковой, О.Н.Васильевой.– Москва, 2016.– С.49–57 http://www.elibrary.ru/download/elibrary_25877223_78389565.pdf.
17. Кушлин В.И., Докторович А.Б., Устенко В.С. и др. Анализ международного опыта стратегического управления человеческими ресурсами в сфере государственной службы и предложения для Российской Федерации: отчет о научно-исследовательской работе, выполненной в соответствии с Государственным заданием РАНХиГС при Президенте Российской Федерации на 2013 год.
18. Кушлин В.И. Усиление влияния государственной службы на инновационно-экономическое развитие России в контексте мировой практики. Интернет-конференция «Развитие государственных институтов в России: социально-правовой и политико-экономический контекст». – МИГСУ РАНХиГС, 2014.Доступ: http://migsu.rane.ru/science/conf/internet/2014/7
19. Оболонский А.В. Кризис бюрократического государства: Реформы государственной службы: международный опыт и российские реалии. Москва: Фонд «Либеральная миссия», 2011. — 448 с.
20. Малышев Ю.И. Государственная служба Японии https://article/n/gosudarstvennaya-sluzhba-yaponii/viewer.
21. Дахно, Е. В. Управление развитием карьеры государственных служащих в России [Электронный ресурс] /Е. В. Дахно // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2012. – № 2(12). – Режим доступа: http://www.hist-edy.ru/hist/book_2_2012/13_dakhno.pdf.
22. Кибанов, А. Я. Управление карьерным ростом государственных гражданских служащих : монография / А.Я. Кибанов, Т. В. Лукьянова, В. А. Столярова. – М. : ИНФРА-М, 2015. – 246 с. – ISBN 978-5-16-010313-6.
23. Сотникова, С. И. Управление карьерой : учеб. пособ. / С. И. Сотникова. – М. : ИНФРА-М, 2001. – 130 с. –ISBN 5-16-000713-X.
24. Управление персоналом организации: учеб. пособ. / Под ред. А. Я. Кибанова. – М. : ИНФРА-М, 2013. –695 c . – ISBN 978-5-16-005724-8.
25. Фаллер, О. В. Потенциал карьерного роста государственного служащего : монография / О. В. Фаллер. –М. : РАГС, 2009. – 108 с. – ISBN 978-5-77290-483-1.
26. Кетелаар, А. Установки, основанные на результатах деятельности, для старших государственных служащих Опыт ОЭСР и других стран [Электронный ресурс] А. Кетелаар, А. Мэннинг, Э. Туркиш Режим доступа: http://daaam.info/Downloads/Pdfs/proceedings/proceedings_2010/24270_Annals_1_head.pdf (accessed date: 03.08.2016).
27. Lawler, E. From Job-Based to Competency-Based Organizations / E. Lawler // Journal of Organizational Behavior.– 1994. – Vol. 15(1). – Pp. 3–15.