Фрагмент для ознакомления
2
Введение
При изучении многогранного литературного канона А.С. Пушкина тематическое исследование греха и добродетели оказывается глубоко актуальным. Настоящее исследование не только проливает свет на этические измерения, встроенные в русскую культурную среду, но и предоставляет критическую линзу, через которую можно исследовать универсальные конструкты моральной философии. Значимость данного исследования заключается в его способности соединить разрозненные области: литературоведение и моральная философия сходятся посредством текстуального анализа пушкинских сказок, где повествовательные структуры и развитие персонажей служат проводниками философского дискурса.
Рассматривая «Сказку о рыбаке и рыбке», «Сказку о попе и о работнике его Балде» и «Сказку о царе Салтане», настоящее исследование ставит своей целью прояснить, как эти повествования функционируют не просто как развлечение, а как моральные комментарии, отражающие и оспаривающие этику своего времени. Актуальность рассмотрения этих повестей через двойные линзы греха и добродетели подчеркивается необходимостью понять, как литературные произведения влияют на социокультурные и исторические контексты, в которые они вписаны, и как они подвержены их влиянию. Кроме того, такой анализ способствует глубокому пониманию художественного наследия А.С. Пушкина и его непреходящего влияния на русскую литературу и за ее пределами.
Объект исследования - сказки А.С. Пушкина. Предмет исследования - проявление греха и добродетели как концептуальных и этических конструктов в сказках А.С. Пушкина.
Цель данного исследования - прояснить моральную философию сказок А.С. Пушкина, выявить нюансы изображения этических конфликтов и их разрешения. В соответствии с целью определены задачи:
- проанализировать изображение греха и добродетели через литературный и философский анализ;
- соотнести моральные темы с культурным и историческим контекстом, чтобы выявить их влияние на общество;
- оценить влияние пушкинского морального повествования на современные этические дискуссии.
Методы исследования: теоретические методы включают в себя герменевтический анализ, сравнительный анализ литературы; эмпирические методы - качественный контент-анализ и тематическое кодирование.
Методологическая основа исследования нравственных измерений в сказках А.С. Пушкина опирается на работы, в которых пересекаются литература, богословие и философия морали. Основополагающее положение о том, что сказки А.С. Пушкина являются благодатной почвой для исследования православных добродетелей и пороков, в значительной степени опирается на аналитические парадигмы В.С. Непомнящего, В.А. Котельникова и Г.И. Шиманского. В частности, монография В.С. Непомнящего «Да ведают потомки православных. Пушкин. Россия. Мы.» выступает в качестве критического текстового ресурса, позволяющего предположить, что духовные и культурные основы русского общества нашли яркое отражение в литературных исканиях А.С. Пушкина, а пересечение нравственных тем и национальной идентичности составляет важнейшую часть этого анализа. Сборник «Христианство и русская литература» под редакцией В.А. Котельникова предлагает комплексное рассмотрение христианских мотивов в русской литературе, раскрывая этический дискурс в структуре русской литературной традиции. Работа Г.И. Шиманского, посвященная учению святых отцов и подвижников православной церкви, в частности, борьбе с кардинальными грехами и воспитанию христианских добродетелей, служит эмпирической и богословской основой для анализа изображения таких добродетелей, как смирение, кротость, целомудрие и воздержание в сказках А.С. Пушкина.
Методологический подход, таким образом, объединяет текстовый анализ с богословским, используя сочетание прямых цитат и интерпретирующих комментариев, чтобы сформировать многомерное понимание моральных аспектов, по которым А.С. Пушкин перемещается в своих сказках.
Научная новизна исследования заключается в междисциплинарном подходе: объединяя литературный анализ с этической философией, оно стремится раскрыть сложную нравственную ткань сказок А.С. Пушкина. В данном исследовании предпринята попытка систематического анализа взаимодействия греха и добродетели через новую линзу - с использованием сочетания герменевтической интерпретации и этической критики, что позволяет глубже понять эти литературные произведения.
Гипотеза исследования предполагает, что сказки А.С. Пушкина служат не только зеркалом, отражающим нравственные чувства своей эпохи, но и активными проводниками в формировании этического дискурса того времени, потенциально влияя на последующие поколения. Таким образом, исследование предлагает внести определенный вклад в понимание взаимодействия русской литературы с этической мыслью, потенциально устанавливая парадигмальный сдвиг в интерпретации этих произведений как в литературной, так и в философской сферах.
Теоретическая значимость исследования заключается в его способности соединить литературную критику с этическим анализом, обогатив научный дискурс, связанный с творчеством А.С. Пушкина; в частности, оно выдвигает идею о том, что его сказки - это не просто развлекательное повествование, а сложные этические исследования. Этот подход привносит свежий взгляд в пушкиноведение, выступая за привлечение моральных и философских последствий, присущих этим текстам.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Концепция греха и добродетели в литературной традиции
1.1. Исторический контекст вопроса о нравственности в литературе
Исторически сложилось так, что в русской литературной традиции, глубоко укорененной в православных христианских ценностях, грех и добродетель предстают не просто как повествовательные приемы, а как экзистенциальные вопросы, отражающие вечную борьбу между духовным восхождением и нравственным падением. Напротив, западная литература с ее разнообразными теологическими и философскими влияниями - от христианства до рационализма эпохи Просвещения - часто изображает эти нравственные понятия в рамках индивидуализма и общественных норм.
В России интеграция греха и добродетели в литературных повествованиях часто отражает учение православной церкви, где литературные деятели часто воплощают добродетели смирения, целомудрия и воздержания, служа образцами нравственности или предостережениями на фоне общественных и духовных проблем. Западный канон с его гуманизмом эпохи Возрождения, мысли Реформации и более поздних современных экзистенциальных и этических дилемм часто исследует грех и добродетель через призму личной морали и социальной этики, отражая развивающийся аспект индивидуальных прав и морального релятивизма. Литературное исследование этих тем часто ставит читателя перед необходимостью ориентироваться в серых зонах моральной сложности, способствуя диалогу между читателем и текстом, который ставит под сомнение и часто перестраивает моральные представления .
Сравнительный анализ этих традиций выявляет динамичное взаимодействие этики, эстетики и культурных ценностей, где литература выступает не только как отражение преобладающих моральных чувств, но и как динамичный участник нравственного диалога своего времени, постоянно влияя на мораль общества. Таким образом, изучение греха и добродетели в литературе не только обогащает наше понимание литературной эстетики, но и способствует осмыслению нравственных вопросов, которые вечно стоят перед человечеством.
В процессе эволюции литературных мотивов представления о грехе и добродетели претерпели значительные трансформации, отражая этические, философские и культурные сдвиги разных эпох; такие проявления служат отражением современных общественных норм и моральных дилемм, а также ответом на них. В эпоху Средневековья литература часто изображала грех и добродетель в резких контрастах, причем персонажи обычно воплощали архетипические добродетели или пороки, что отражало преобладающий религиозный дидактизм того времени. Эта бинарная оппозиция начала усложняться с наступлением эпохи Возрождения, когда гуманистическая философия стала более тонко исследовать человеческую природу, подчеркивая внутренние конфликты и моральную неоднозначность, характерные для человеческого опыта .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдурахманов, Б. С. Особенности сказок А. С. Пушкина / Б. С. Абдурахманов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 21 (155). — С. 64-66. — URL: https://moluch.ru/archive/155/43063/ (дата обращения: 28.02.2024).
2. Азадовский М.К. Источники сказок Пушкина / М.К. Азадовский // Пушкин: Временник Пушкинской комиссии / АН СССР. Ин-т литературы. – М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1936. Вып. 1. – С. 134-163.
3. Ан С. А., Фомин В. Е. Русская ментальность в творчестве А. С. Пушкина // Культура и текст. 1999. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/russkaya-mentalnost-v-tvorchestve-a-s-pushkina (дата обращения: 28.02.2024).
4. Белокурова С.П. Словарь литературоведческих терминов / С.П. Белокурова. – СПб: Паритет, 2007. – 320 с.
5. Вачков И.В. Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку / И.В. Вачков. – М.: Ось-89, 2007. – 144 с.
6. Виноградов В.В. Язык Пушкина. Пушкин и история русского литературного языка. – М.: Academia, 1935. – 489 с.
7. Дыханова Б.С. Еще раз о «намеках» и «уроках» пушкинской фольклорной стилизации («Сказка о рыбаке и рыбке») / Б.С. Дыханова // Известия ВГПУ. –№4 (265). – 2014. – С. 131-133.
8. И.Г. Ю. В. Робинов. Нравственные основы творчества А. С. Пушкина. «Сказка о рыбаке и рыбке» // Вестник культурологии. 2009. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/yu-v-robinov-nravstvennye-osnovy-tvorchestva-a-s-pushkina-skazka-o-rybake-i-rybke (дата обращения: 28.02.2024).
9. Кирпичева О. А. Сказки А.С. Пушкина как средство духовно-нравственного воспитания младших школьников // Царскосельские чтения. 2016. №XX. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/skazki-a-s-pushkina-kak-sredstvo-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-mladshih-shkolnikov (дата обращения: 28.02.2024).
10. Королёв, И. Е. Фольклорные, мифологические и литературные источники сказок А. С. Пушкина / И. Е. Королёв, М. В. Шкирева. — Текст : непосредственный // Юный учёный. — 2020. — № 8 (38). — С. 8-14. — URL: https://moluch.ru/young/archive/38/2153/ (дата обращения: 28.02.2024).
11. Кузнецов В.Г. Словарь философских терминов. – М.: ИНФА-М, 2005. – 745 с.
12. Медриш Д.Н. От двойной сказки – к антисказке (сказки Пушкина как цикл) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://febweb.ru/feb/pushkin/serial/mp1/mp1-093-.htm (дата обращения: 28.02.2024).
13. Намычкина Е.В. Сказка как литературный жанр // Вестник ВятГУ. 2010. №3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/skazka-kak-literaturnyy-zhanr (дата обращения: 28.02.2024).
14. Непомнящий В.С. Да ведают потомки православных. Пушкин. Россия. Мы. – М.: Изд.: Сестричество во имя преподобномученицы Великой Княгини Елизаветы, 2001. – 398 с.
15. Оконешникова А.В. Сказки А. С. Пушкина // Austrian Journal of Humanities and Social Sciences. 2015. №1-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/skazki-a-s-pushkina (дата обращения: 28.02.2024).
16. Павленко И.В. Общие содержательные основы духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста в процессе работы над сказками А.С. Пушкина // Проблемы современного педагогического образования. 2020. №66-2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obschie-soderzhatelnye-osnovy-duhovno-nravstvennogo-vospitaniya-detey-doshkolnogo-i-mladshego-shkolnogo-vozrasta-v-protsesse-raboty (дата обращения: 28.02.2024).
17. Павлютенкова И.В. Сказка: философско-культурологический анализ: Дис. ... канд. филос. наук : 24.00.01 / И. В. Павлютенкова. – Ростов на Дону, 2003. – 135 c.
18. Пропп В.Я. Морфология сказки / В.Я. Пропп. – М.: Наука, 1998. – 352 с.
19. Пушкин А.С. Сказки. Поэмы. – М.: Эксмо, 2024. – 320 с.
20. Седакова Л.И. Тайны сказок Пушкина /Л.И. Седакова. – М.: Просвещение, 1999. – 156 с.
21. Христианство и русская литература [Текст] : сборник статей / Российская академия наук, Ин-т русской литературы (Пушкинский дом); отв. ред. В. А. Котельников. - Санкт-Петербург : Наука, 1994 -. Сб. 3. - 1999. – 397 с.
22. Шиманский Г.И. Учение святых отцов и подвижников православной церкви о борьбе с главными греховными страстями и о христианских добродетелях: любви, смирении, кротости, воздержании и целомудрии : в 2 ч. / Шиманский Г. И. - Москва : Изд. Срет. монастыря, 2006 (Ярославль : Ярославский полиграфкомбинат). - 671 с.
23. Шульц С.А. Пушкин и Феокрит (ещё раз к вопросу об источнике «Сказки о рыбаке и рыбке») / С.А. Шульц // Русская литература. – 2002. – № 4. – С. 124-127.