Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность. В последние годы все больше детей в мире вырастает в билингвальных семьях, где оба родителя говорят на разных языках. Это создает определенные вызовы для образовательных систем, так как дети должны усваивать два языка одновременно. Учителя-логопеды играют важную роль в работе с такими детьми, помогая им развивать коммуника-тивные навыки на обоих языках и преодолевать возможные трудности, связанные с билингвизмом.
Различные исследования показывают, что билингвальные дети имеют определенные преимущества в развитии когнитивных и языковых навыков по сравнению с одноязычными детьми. Однако, несмотря на эти преиму-щества, билингвизм требует специального подхода в работе с детьми, осо-бенно в области логопедии. Учителя-логопеды должны уметь создавать интерактивные формы работы, которые будут способствовать развитию языковых навыков и устранению возможных проблем, связанных с пере-ходом между языками.
Основная цель работы учителя-логопеда с билингвальными детьми - развивать коммуникативные навыки на обоих языках. Для достижения этой цели важно использовать интерактивные формы работы, которые бу-дут стимулировать детей активно использовать оба языка. Одним из ос-новных принципов работы логопеда с билингвальными детьми является "один ребенок - два языка". Это означает, что логопед должен создать условия, при которых дети могут активно использовать оба языка, нахо-дясь в комфортной и поддерживающей обстановке.
Цель работы – изучение интерактивных форм работы учителя-логопеда в работе с билингвальными детьми.
Задачи:
1. Изучение понятий билингвизма.
2. Рассмотрение роли логопеда в работе с билингвальными деть-ми.
3. Обзор интерактивных форм работы с билингвальными детьми.
Предмет исследования - интерактивные формы работы учителя-логопеда.
Объект исследования ¬- билингвальные дети.
Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка литературы.
Глава 1. Обзор понятий билингвизма
1.1 Определение билингвизма
Билингвизм – это способность человека использовать два и более языка в повседневной жизни. Он является часто встречающимся явлением в многоязычных обществах, где люди часто общаются на разных язы-ках[1]. Интерес к изучению билингвизма возникает не только у языкове-дов, но и у психологов и ученых, изучающих когнитивные процессы, так как билингвальная ситуация влияет на развитие и функционирование ко-гнитивных способностей.
Один из важных аспектов билингвизма – это влияние на психологи-ческое состояние человека. Многие исследования выявили положительные психологические эффекты билингвизма. Например, билингвы обычно про-являют более высокую когнитивную гибкость, то есть способность быстро переключаться между разными задачами и ситуациями[3]. Это объясняется тем, что билингвы постоянно активируют оба языка и постоянно прини-мают решение о том, на каком языке говорить в данной ситуации. Таким образом, обучение билингвальному контексту требует от них быстрой адаптации и переключения внимания, что развивает когнитивные процес-сы.
Билингвизм также связан со снижением риска развития психологиче-ских расстройств, таких как деменция и болезнь Альцгеймера. Некоторые исследования показывают, что билингвы чаще сохраняют психическую ак-тивность в старости и имеют более здоровый мозг, чем одноязычные лю-ди. Это может быть связано с тем, что использование двух языков требует от мозга постоянной активности и стимуляции, что способствует его здо-ровому функционированию.
Однако, билингвизм также может иметь и некоторые проблемы. Например, у детей, выросших в билингвальной среде, может быть сложнее развиваться в одном из языков, так как они должны понимать и использо-вать два языка одновременно[1]. Это может привести к некоторым за-держкам в развитии речи и языкового уровня. Однако эти задержки явля-ются временными и обычно сокращаются с возрастом.
Когнитивные аспекты билингвизма также представляют интерес для исследователей. Одно из наиболее известных аспектов – это влияние би-лингвизма на внимание и ингибирование. Становится все более очевид-ным, что билингвы более эффективно контролируют свое внимание и об-ладают лучшей способностью подавлять ненужные сигналы[16]. Исследо-вания показывают, что билингвы имеют преимущество в задачах, требу-ющих ингибирования, что, вероятно, связано с необходимостью постоянно активировать и выбирать между двумя языками.
Кроме того, билингвизм может оказывать влияние на креативность и проблемное решение. Исследования показывают, что билингвы могут приходить к новым и нестандартным решениям проблем, благодаря спо-собности искать варианты и переключать внимание между разными зада-чами и языками. Этот аспект билингвизма является важным для понима-ния, как использование двух языков может способствовать развитию твор-ческих и креативных способностей.
В современном мире билингвизм становится все более актуальной темой исследования. Возможность говорить на двух и более языках стано-вится сильным преимуществом в наше время, поскольку он расширяет го-ризонты и создает новые возможности для личного и профессионального развития. Билингвизм - это приобретение и усвоение двух языков в детстве или в более позднем возрасте и обладание навыками и компетенциями, ка-сающимися обоих языков[2].
Изучение детского билингвизма – актуальная тема, на которую об-ращается внимание многих специалистов в области психологии и лингви-стики. Данное явление характеризуется тем, что ребенок овладевает двумя языками, и при этом использование каждого из языков не мешает другому. Детей с двумя родными языками чаще всего можно встретить в семьях ми-грантов или смешанных, биэтнических семьях[13]. В первом случае роди-тели говорят на языке, отличном от языка окружающего социума, а во втором случае в самой семье присутствуют два различных языка.
Одним из основных аспектов билингвизма является возраст приобре-тения второго языка. От возраста зависит процесс усвоения и влияние на первый язык. В детстве дети легко и естественно учат языки, их мозг более гибкий и податливый, поэтому дети-билингвы обычно обладают нативным уровнем в обоих языках. Однако, в более позднем возрасте, с возрастными изменениями, процесс усвоения второго языка может стать более сложным и требовать больше времени и усилий.
Еще одним важным аспектом билингвизма является влияние второго языка на первый язык. Некоторые исследования показывают, что билинг-визм может оказывать положительное влияние на когнитивные способно-сти, такие как внимание, память и решение проблем. Это связано с тем, что билингвы постоянно переключаются между двумя языками, что требует от них более сильной когнитивной нагрузки. Кроме того, билингвы часто об-ладают более высокой метаязыковой осведомленностью, то есть они обла-дают более широким пониманием о языке и его структуре.
Также стоит отметить, что билингвизм может оказывать влияние на социальное взаимодействие и культурную идентичность. Билингвы имеют возможность коммуницировать с представителями разных культур и рас-ширить свой круг общения. Кроме того, билингвы часто имеют две мен-тальные представления о мире, и их культурная идентичность может быть неразрывно связана с обоими языками и культурами[2].
Однако билингвизм также имеет свои ограничения и вызывает неко-торые сложности. Один из них связан с уровнем владения языками. Би-лингвы могут чувствовать себя неуверенно в обоих языках и испытывать трудности в определении, на каком языке лучше выразить свои мысли и эмоции. Еще одной сложностью является переключение между языками, особенно в ситуациях, требующих быстрой и точной реакции.
1.2 Типы билингвизма
При изучении и анализе билингвизма можно выделить несколько ти-пов этого явления. Один из таких типов - симультанный билингвизм[1]. В данном подразделе мы рассмотрим особенности этого типа билингвизма и его влияние на развитие и функционирование двуязычного человека.
Симультанный билингвизм определяется как одновременное овладе-ние двумя языками в раннем детстве. То есть ребенок начинает учиться и использовать оба языка одновременно и параллельно. В отличие от после-довательного билингвизма, где один язык освоен полностью перед нача-лом изучения второго, при симультанном билингвизме дети овладевают обоими языками одновременно с самого раннего возраста. Это может произойти, например, если родители говорят на разных языках или если дети живут в многоязычной среде.
Фрагмент для ознакомления
3
1. https://school.tver.ru/ckeditor_assets/attachments/18796/1646144527.pdf
2. Статья https://kozhukhar-dolds6.edumsko.ru/articles/post/3272989
3. Статья http://stupinopmss.ru/wp-content/uploads/praktika_raboty_s_doshkolnikami_bilingvami-1.pdf
4. Статья https://kpfu.ru/staff_files/F2022535785/Sbornik_konferencii_Socializaciya_2021Grodno.pdf#page=187
5. Статья https://yspu.org/images/1/17/Макет_сборника_Современные_векторы_развития_2023_%281%29.pdf#page=227
6. Чиршева Галина Николаевна, Коровушкин Пётр Валерьевич Смешанные высказывания билингвальных детей в русскоязычной семье // Вестн. Том. гос. ун-та. Филология. 2017. №48. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/smeshannye-vyskazyvaniya-bilingvalnyh-detey-v-russkoyazychnoy-semie (дата обращения: 24.05.2024).
7. Шашкина, Г. Р. Логопедическая работа с дошкольниками : учебное пособие для вузов / Г. Р. Шашкина, Л. П. Зернова, И. А. Зимина. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 247 с. — (Выс-шее образование). — ISBN 978-5-534-14591-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/544403 (дата обращения: 24.05.2024).
8. Шашкина, Г. Р. Основы коррекционной педагогики и коррек-ционной психологии: логопедическая ритмика : учебное пособие для сред-него профессионального образования / Г. Р. Шашкина. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 215 с. — (Профессиональ-ное образование). — ISBN 978-5-534-10463-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/541161 (дата обращения: 24.05.2024).
9. Соловьева, Л. Г. Логопедия : учебник и практикум для вузов / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Изда-тельство Юрайт, 2024. — 191 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-06310-3. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/537331 (дата обращения: 24.05.2024).
10. Соловьева, Л. Г. Логопедия : учебник и практикум для средне-го профессионального образования / Л. Г. Соловьева, Г. Н. Градова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 191 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-07395-9. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/537983 (дата обращения: 24.05.2024).
11. Криницына, Г. М. Коррекция речевых нарушений у младших школьников : учебное пособие для среднего профессионального образова-ния / Г. М. Криницына. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 147 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-16849-5. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/531882 (дата обращения: 24.05.2024).
12. Волковская, Т. Н. Логопсихология : учебник для вузов / Т. Н. Волковская, И. Ю. Левченко. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 190 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12709-6. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/543352 (дата обращения: 24.05.2024).
13. Криницына, Г. М. Коррекция речевых нарушений : учебное пособие для вузов / Г. М. Криницына. — 2-е изд., стер. — Москва : Изда-тельство Юрайт, 2024. — 147 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-16846-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/518138 (дата обращения: 24.05.2024).
14. Лечебная педагогика в дошкольной дефектологии : учебник и практикум для вузов / Н. В. Микляева [и др.] ; под редакцией Н. В. Микляевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 521 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-12334-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/542974 (дата обращения: 24.05.2024).
15. Основы коррекционной педагогики и коррекционной психоло-гии: моделирование образовательных программ : учебное пособие для среднего профессионального образования / Н. В. Микляева [и др.] ; под редакцией Н. В. Микляевой. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 362 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-12535-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/542465 (дата обращения: 24.05.2024).
16. Глухов, В. П. Теория речевой деятельности : учебник и прак-тикум для вузов / В. П. Глухов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 151 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-18308-5. — Текст : электронный // Образовательная плат-форма Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/534762 (дата обраще-ния: 24.05.2024).
17. Чиршева, Г. Н. Возрастная билингвология : учебник и практи-кум для вузов / Г. Н. Чиршева. — 2-е изд. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 166 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-11315-0. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/542564 (дата обращения: 24.05.2024).