Фрагмент для ознакомления
2
Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе. Образовательные учреждения являются единственной системой общественного воспитания, охватывающей в течение продолжительного времени всю детско-подростковую популяцию страны.
Большую часть дня (70%) учащиеся проводят в стенах школы. И именно на годы обучения ребенка в школе приходится период интенсивного развития организма, когда он наиболее чувствителен к благоприятным и неблагоприятным воздействиям окружающей среды. Показатели состояния здоровья учащихся ухудшаются в процессе обучения от младших классов к старшим, существуют «школьные факторы риска». Это нарушение режима дня школьников, сокращение времени сна, отдыха, прогулок, двигательной активности, физического развития. В последнее время сформировались и дополнительные факторы - интенсификация обучения, связанная с использованием технических средств обучения (видеотехники, ПК) и изменением длительности учебной недели (в большинстве школ это 6-ти дневная учебная неделя).
Также к неблагоприятным факторам можно отнести социально-экономические условия жизни многих семей, отрицательное влияние некоторых экологических факторов, сниженный адаптивный ресурс детей-первоклассников. Школа ищет выхода из создавшейся ситуации. Но ликвидировать полностью проблемы возникновения «школьных» нарушений здоровья школа не может, а пытается снизить их негативное влияние, решить проблему путем комплексной системной работы по укреплению здоровья школьников. И главным компонентом, определяющим здоровьесберегающий потенциал школы, является адекватность форм и методов обучения, их соответствие возрастным и индивидуальным возможностям детей, а также внедрение новых форм физкультурно-оздоровительной работы.
Цель курсовой работы: изучить технологии физкультурно-оздоровительного направления физического воспитания школьников.
Задачи:
1.Повышение двигательной активности школьников.
2.Обучение младших школьников способам овладения различными элементами спортивно-оздоровительной деятельности.
3.Мотивирование школьников к участию в физкультурно-оздоровительной деятельности.
ГЛАВА 1. Теоретические основы организации физкультурно-оздоровительной работы в школе
1.1 Сущность физкультурно-оздоровительной работы в процессе физического воспитания
В педагогических исследованиях по научной специальности 13.00.04 с 2000 года опубликовано более шестидесяти работ различного уровня (кандидатских и докторских диссертаций), в которых объектом исследования являются физкультурно-оздоровительная деятельность. Предметом исследования во всех работах являются организационно-педагогические условия функционирования физкультурно-оздоровительной деятельности по отношению к различным группам населения (взрослым и детям; нормативно развивающимся и имеющим проблемы в психофизическом развитии) в различных социокультурных условиях. системы (организации образования различного уровня и типа; организации дополнительного образования в области физической культуры и здоровья и организации спорта и т.п.). В то же время во всех исследованиях отсутствует четкое определение физкультурно-оздоровительной деятельности как социокультурного явления и, соответственно, ее сущностных характеристик. Как правило, в большинстве работ имеется обращение к общему интуитивному представлению о физкультурно-оздоровительной деятельности [1]. В связи с этим происходит смысловая деградация сложного социокультурного явления к интуитивному освоению различных методов, средств и форм физической культурно-оздоровительной деятельности человека с учетом индивидуальных предпочтений (интересов) автора. изучение.
В повседневной жизни большинство людей, как правило, ведут образ жизни, выбранный интуитивно, с учетом психофизиологических возможностей и личных потребностей и который воспринимается как наиболее комфортный для достижения личного благополучия. Такой образ жизни по своим характеристикам мало пересекается с традиционно понимаемым здоровым образом жизни и тем более противоречит здоровому образу жизни как избранной и сознательно реализуемой стратегии организации собственной жизни для достижения состояния благополучия. Поэтому повседневный индивидуальный стиль жизни человека мало соответствует социокультурному феномену «здоровый образ жизни» и является лишь частичным проявлением его отдельных сторон.
Переосмысление и переформатирование повседневного образа жизни человека в здоровый образ жизни возможно только через изменение личностной системы смыслов «внутренней картины здоровья» параллельно с повышением индивидуального психофизиологического жизненного тонуса. Иными словами, постижение и принятие здорового образа жизни возможно только в результате индивидуального здоровьеформирующего саморазвития личности человека. В частности, для подрастающего поколения этот сложный процесс должен происходить в процессе обучения в области физического воспитания, которое предполагает изучение культуры здоровья, двигательной культуры (культуры движения) и культуры телосложения.
В других возрастных группах формирование индивидуального здорового образа жизни, как правило, происходит в процессе взаимодействия с единомышленниками под руководством наставников с целью оптимизации психофизиологического состояния на основе различных форм физической активности.
Таким образом, используя общепедагогическую терминологию, можно утверждать, что физкультурно-оздоровительная деятельность – это педагогический процесс индивидуального здоровьеформирующего саморазвития личности человека, реализуемый через взаимодействие с группой единомышленников (реальных или условных) в с целью оптимизации индивидуального психофизиологического жизненного тонуса для достижения индивидуального благополучия во всех сферах жизни.
С учетом современных представлений о системно-деятельностном подходе к организации педагогического процесса физкультурно-оздоровительная деятельность должна привести к формированию у занимающихся принципиально новой личностной компетентности здоровьеформирующей направленности - физического воспитания и здоровья.
Физкультурно-оздоровительная компетентность – это индивидуальная характеристика человека, формирующаяся в процессе индивидуального здоровьеформирующего саморазвития личности и интегрирующая в единое целое знания, умения и опыт самостоятельной деятельности по сохранению и разумному совершенствованию своей личности. здоровье во всех его проявлениях.
Именно физкультурно-оздоровительная компетентность, на наш взгляд, определяет эффективность решения человеком различных задач по сохранению, укреплению и улучшению здоровья при взаимодействии с окружающим социумом.
Физкультурно-оздоровительная компетентность включает в себя когнитивные, поведенческие, ценностно-смысловые, мотивационные и регуляторные компетенции, конкретизированные в терминах «способности», «готовность», «умение» в области культуры здоровья, культуры движения и культуры телосложения [7].
В частности, познавательная компетентность предполагает формирование разносторонней системы знаний об индивидуальных особенностях, проявлениях социокультурных феноменов «здоровье» и «здоровый образ жизни», о путях, средствах и методах повышения индивидуального психофизиологического тонуса.
Поведенческая компетентность - готовность активно пропагандировать здоровый образ жизни и готовность реализовать программу повышения психофизиологического жизненного тонуса личности, включая готовность к объективному и системному контролю индивидуального повседневного состояния.
Ценностно-смысловая компетентность – это понимание приоритета сохранения и совершенствования (по возможности) индивидуальной жизнеспособности как главного условия самореализации в общественной и личной жизни.
Мотивационная компетентность – это наличие сильного желания и осознанной потребности в повседневной двигательной активности с использованием физических упражнений различного содержания и формы.
Регуляторная компетентность – это способность управлять своими эмоциями и проявлять длительные системные волевые усилия по организации индивидуальной физкультурно-оздоровительной деятельности, разнообразной по форме и содержанию.
Таким образом, физкультурно-оздоровительная деятельность как процесс индивидуального здоровьеформирующего саморазвития личности реализует следующие функции:
- образовательно-информационная – систематизация различной информации о здоровье и здоровом образе жизни (медицинской, психологической, социально-философской и др.) в целостную, непротиворечивую систему представлений о жизненном пути достижения личного благополучия во всех сферах;
- развивающий – значительная перестройка личностной системы смыслов «внутренней картины здоровья», сопровождающаяся улучшением индивидуального психофизиологического жизненного тонуса;
- образовательная - актуализация механизма самообразования для формирования личностных качеств, необходимых для достижения личного благополучия во всех сферах жизни в соответствии со здоровьеформирующим мировоззрением.
К средствам физической культуры и оздоровительной деятельности относятся традиционные физические упражнения, нетрадиционные формы физической активности и оздоровления, специфические методы психологического сопровождения и социально-педагогические методы стимулирования положительной активности человека.
Основными формами организации физкультурно-оздоровительной деятельности являются произвольные занятия индивидуально и/или в группе под руководством наставника или при систематических советах с его стороны.
Физкультурно-оздоровительная деятельность как педагогический процесс характеризуется следующими принципами:
1. Принцип развивающей направленности физической культурно-оздоровительной деятельности - физкультурно-оздоровительная деятельность, разнообразная по форме и содержанию (физические упражнения, нетрадиционные формы физической активности и оздоровления, конкретные методы психологического сопровождения и социально-педагогические методы стимулирования позитивной активности человека под руководством наставника индивидуально и/или в группе) должны гарантированно приводить к системным изменениям индивидуального психофизиологического жизненного тонуса занимающихся.
2. Принцип обновления личностной направленности физкультурно-оздоровительной деятельности - системообразующие идеи для всей деятельности должны быть экзистенциальной проблемой, решаемой каждым обучающимся индивидуально с учетом его возможностей: какие усилия необходимо приложить для поддержания и повысить свой психофизиологический жизненный тонус как ресурс активной жизни во всех ее проявлениях?
3. Принцип актуализации компетентностной направленности физической культурно-оздоровительной деятельности - стратегической целью и обобщающим конечным результатом физической культурно-оздоровительной деятельности является формирование полноценной системной индивидуальной физической и оздоровительной компетентности. среди вовлеченных.
Актуальной проблемой является взаимосвязь образования в области физического воспитания, осуществляемого различными образовательными организациями (детским садом, школой, колледжем, университетом и т.д.), и физкультурно-оздоровительной деятельностью учащихся, организуемой этими же и/или или другие учреждения. Мы считаем, что образование в области физического воспитания и физкультурно-оздоровительной деятельности - это самостоятельные педагогические процессы, преследующие разные цели с одинаковыми функциями, методами, средствами и формами. Поэтому в одной образовательной организации возможно сосуществование этих двух процессов параллельно, но ни в коем случае не подменяющее одно другим. Образование в области физического воспитания и физкультурно-оздоровительная деятельность взаимно дополняют и обогащают друг друга, но не заменяют.
Мы считаем, что в образовательных организациях физкультурно-оздоровительная деятельность осуществляется в основном во внеурочное время с привлечением всех обучающихся, независимо от состояния здоровья, что дает реальную возможность оптимизации индивидуального жизненного тонуса.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бакулин С.В. Модель практико-ориентированной подготовки будущих педагогов по физической культуре к организации спортивно-оздоровительного направления внеурочной деятельности // Современные наукоемкие технологии - 2020. - № 12-2. - С. 335-340.
2. Васянина И.И. Физкультурно-оздоровительное направление внеурочной деятельности по физической культуре в специальном (коррекционном) учреждении VIII вида (на примере психо-гимнастики и музыкотерапии) / И.И. Васянина, О.А. Барабаш, Г.И. Высовень // Вестник Бурятского государственного университета. - 2015. - № 13. - С. 18-24.
3. Ионова О.В. Влияние физкультурно-оздоровительной деятельности на формирование здорового образа жизни студенческой молодежи / О.В. Ионова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2020. - № 3(55). - С. 71-80.
4. Калоша А.И. Физкультурно-оздоровительная деятельность как средство формирования культуры здоровья младших школьников в посткатострафических условиях / А.И. Калоша // Вестник Брянского государственного университета. - 2010. - № 2 (61). - С. 68-72.
5. Напреев С.Г. Проблема готовности учителей начальных классов к физкультурно-оздоровительной деятельности / С.Г. Напреев // Вестник Череповецкого государственного университета. - 2011. - № 2. Т. 2. - С. 56-61.
6. Науменко Ю.В. Теоретико-методологическое обоснование педагогики физической культуры (социально-культурный подход) / Ю.В. Науменко // Научные исследования - 2017: методологическая часть: коллективная монография. - Москва : Русальянс "Сова", 2017. - С. 80-108.
7. Науменко Ю.В. Компетентностный подход к проектированию общего образования в области физической культуры / Ю.В. Науменко // Состояние, проблемы и перспективы развития современного образования: коллективная монография. - Петрозаводск : Новая Наука, 2021. - С. 31-44.
8. Садовников Е.С. Принципы функционирования системы физкультурно-оздоровительной деятельности молодежи / Е.С. Садовников // Теория и практика физической культуры. - 2019. - № 3. - С. 75-79.
9. Токарева К.Е. Коммуникативная подготовка будущего бакалавра физической культуры к организации физкультурно-оздоровительной деятельности / К.Е. Токарева // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2017. - № 2 (113). - С. 84-89.
10. Эйдельман Л.Н. Возможности интеграции танцевальной и физкультурно-оздоровительной деятельности в формировании эмоциональной сферы детей / Л.Н. Эйдельман // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2020. - № 1 (179). - С. 362-366.
10 Ахутина, Т. В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход. Школа здоровья / Т. В. Ахутина. - М., 2000. - 224 с.
11. Безруких, М. М. Организация и оценка здоровьесберегающей деятельности образовательных учреждений / М. М. Безруких, С. Б. Догадкина, В. В. Зайцева. - М.: Московский городской фонд поддержки школьного книгоиздания, 2004. - 380 с.
12. Безруких, М. М. Здоровьесберегающие технологии в общеобразовательной школе: методология анализа, формы, методы, опыт применения / М. М. Безруких, В. Д. Сонькина. - М.: Просвещение, 2002.-184 с. Вестник образования № 1, 2015 год.
13. Официальное издание Минобрнауки России. Волина, В.В. Занимательное азбуковедение / В. В. Волина. - М.: Просвещение, 1990. - 366 с.
14. Григорьев, Д.В. и др. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Серия «Стандарты второго поколения» / Д. В. Григорьев, П. В. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. - 223 с.
15. Исаев, А.А. Если хочешь быть здоров/ А. А. Исаев.- М.: Физкультура и спорт, 1988.- 28 с.
16. Кисляковская, В.Г. и др. Пусть ребенок растет здоровым / В. Г. Кисляковская, С. Г. Мамедова, Л. С. Скрипченко. - М.: Просвещение, 1998 . - 80 с.
17. Кучма В.Р. и др. Современные технологии оздоровления детей и подростков в образовательных учреждениях / В. Р. Кучма, Л. М. Сухарева, А. Г. Ильин. - М.: Научный центр здоровья детей РАМН, 2002.- 69 с.
18. Методические рекомендации по составлению комплексов физических упражнений. Сивцов, А.М. Использование здоровьесберегающих педагогических технологий в дошкольных образовательных учреждениях / А. М. Сивцов - М.: Методист, 2007 .- 87 с.
19. Фоминых Б.И. Обучение в 1 классе/ Б.И. Фоминых - М.: Просвещение, 1986.- 288 с.