Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Налоги являются основным источником доходов для большинства правительств. Налоги неизбежно повышают цену покупки товара или ресурса для фирм и потребителей. В результате количество потребляемого и поставляемого реагирует изменяется в соответствии с кривыми спроса и предложения.
На общем уровне налоговые сборы обеспечивают источник дохода для поддержки расходов или основной деятельности правительства, включая, но не ограничиваясь этим, общественные здания, военные объекты, национальные парки и общественное благосостояние в форме трансфертных платежей. Налоги позволяют правительству осуществлять и предоставлять услуги, которые не могли бы развиваться естественным путем через механизм свободного рынка. Однако правительства также используют налоги для установления равенства доходов и влияния на потребление. Все это вносит актуальность в содержание контрольной функции, налогового контроля, что определяет важность разработки теоретических подходов к трактовке этих понятий и их характеристик. Активно формируются концептуально новые подходы к организации и методическому обеспечению налогового контроля в условиях взаимного влияния поведения участников налоговых отношений. Правительства большинства стран, включая Россию, используют различные виды налогов и варьируют налоговые ставки. Это делается для распределения налогового бремени между отдельными лицами или классами населения, участвующими в налогооблагаемой деятельности, такой как предпринимательство, или для перераспределения ресурсов между отдельными лицами или классами населения.
Таким образом, актуальность работы обусловлена необходимостью углубления теоретической проработки содержания и организации налогового механизма, взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков, а также важностью совершенствования механизма внедрения новых пути развития налогового контроля.
Работа основана на изучении трудов российских и зарубежных экономистов, таких как С.Ю. Витте, А. Смит, А. А. Исаев, Дж. Стиглиц, Э. Селигман, Н. И. Тургенев, И. И. Янжул, Е. В. Балацкий, И. В. Горский, К. С. Григорьева, В. Г. Князев, В. В. Коровкин, В. Г. Пансков, В. М. Пушкарева, И. Х. Озеров, А. А. Соколов, Т.В. Юткина, И.Л. Юрзинова и многие другие, исследующие роль налогов в формировании бюджетов бюджетной системы, функциях налогов, принципы налогового контроля.
Целью работы является изучение функций налогового механизма в России на примере региональных налоговых систем, а также разработка практических предложений по повышению их эффективности во взаимоотношениях налоговых органов и налогоплательщиков.
Для достижения этой цели определены следующие задачи:
1) раскрыть понятие налогового механизма, основы его формирования и функционирования;
2) сформулировать модели налогового контроля и определить развитие вектора взаимодействия субъектов налоговых отношений на примере Московской области;
3) определить пути решения организационно-методических проблем при налоговом контроле;
4) разработать меры по повышению эффективности налогового контроля, определяемые изменением взаимоотношений налоговых органов и налогоплательщиков.
Объектом исследования являются экономические отношения налоговых органов и налогоплательщиков в контексте развития налогового контроля.
Предметом исследования является теоретическое, организационное, управленческое и методологическое содержание налогового контроля.
Базу данных исследования сформировали статистические и аналитические данные по исследуемому вопросу.
Теоретическая значимость работы заключается в том, что в работе представлены положения и выводы, вносящие определенный вклад в прирост научных знаний в области общей теории налогообложения и налогового администрирования.
Практическая значимость данной работы заключается в определении дальнейших направлений развития налогового контроля, разработке методического обеспечения контрольных мероприятий при реализации всех форм налогового контроля.
1.Основы формирования и функционирования налогового механизма Российской Федерации
1.1.Налоговый механизм: понятие и структура
Основная роль в определении направлений социально-экономического развития принадлежит государству. В функции государства входит не только разработка и реализация инструментов макрорегулирования, налоговой политики, софинансирования проектов или бюджетного финансирования, но и создание стратегии социально-экономического развития на основе системы финансово-экономических механизмов, способных оказывать мультипликативный эффект на национальном уровне.
Налоги и сам механизм налогообложения строятся на определенной основе правоотношений между субъектами хозяйствования. Налоговая политика, реализуемая путем перечисления налога в бюджет, является обязательной, безотзывной и односторонней для конкретного субъекта хозяйствования.
В условиях, когда многим правительствам приходится справляться с уменьшением доходов, увеличением расходов и вытекающими из этого бюджетными ограничениями, повышение доходов остается важнейшей функцией налогов, которые служат основным средством финансирования общественных благ, таких как поддержание правопорядка и общественной инфраструктуры. Предполагая определенный уровень доходов, который должен быть
повышен, что зависит от более широкой экономической и фискальной политики соответствующей страны, существует ряд общих соображений налоговой политики именно они традиционно направляли развитие налоговых систем.
К ним относятся нейтральность, эффективность, определенность и простота, эффективность и справедливость, а также гибкость. В дополнение к этим общепризнанным принципам справедливость является важным фактором при разработке налоговой политики.
• Нейтральность: налогообложение должно стремиться быть нейтральным и справедливым показателям между формами предпринимательской деятельности. Нейтральный налог будет способствовать повышению эффективности за счет обеспечения оптимального распределения средств производства не будет достигнута. В этом смысле нейтралитет также подразумевает, что налоговая система повышает доходы, минимизируя дискриминацию в пользу или против любого конкретного экономического выбора. Это означает, что одни и те же принципы налогообложения должны применяться ко всем формам предпринимательской деятельности, в то же время затрагивая специфические особенности, которые в противном случае могут подорвать равное и нейтральное применение этих принципов.
• Эффективность: затраты на соблюдение требований для бизнеса и административные расходы для правительств должны быть сведены к минимуму, насколько это возможно.
• Определенность и простота: налоговые правила должны быть ясными и простыми для понимания, чтобы налогоплательщики знали, что от них требуется. Простая налоговая система облегчает для физических и юридических лиц понимание их обязательств и прав. В результате предприятия с большей вероятностью будут принимать оптимальные решения и реагировать на предполагаемые политические решения. Сложность также благоприятствует агрессивному налоговому планированию, которое может привести к серьезным потерям для экономики.
• Эффективность и справедливость: налогообложение должно производить правильную сумму налога в нужное время, избегая при этом как двойного налогообложения, так и непреднамеренного неналога. Кроме того, следует свести к минимуму возможность уклонения и уклонения от ответственности. Предыдущие обсуждения в технических консультативных группах (тэг) считали, что если существует класс налогоплательщиков, которые технически облагаются налогом, но никогда не обязаны платить
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
Нормативно-правовые (законодательные) акты
1. Конституция Российской Федерации // СПС «Консультант плюс»: Законодательство: Версия Проф. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/ (Дата обращения: 15.04.2024).
2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая): [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс»: Законодательство: Версия Проф. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/ (дата обращения: 15.04.2024).
3. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая): [ [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс»: Законодательство: Версия Проф. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/ (Дата обращения: 15.04.2024).
4. О предоставлении предприятиям и организациям отсрочки по уплате задолженности по налогам, пеням и штрафам за нарушение налогового законодательства, образовавшейся до 1 января 1996 г. [Электронный ресурс] // СПС «Гарант»: https://base.garant.ru/10105904/ (Дата обращения: 15.04.2024).
5. О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" [федер. закон: от 07.08.2001 N 115-ФЗ (ред. от 18.03.2023)] [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс»: Законодательство: Версия Проф. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/ (Дата обращения: 19.03.2023).
6. О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость [постановление Правительства РФ от 26.12.2011 N 1137] [Электронный ресурс] // СПС «Консультант плюс»: Законодательство: Версия Проф. – Режим доступа: http://base.consultant.ru/ (Дата обращения: 02.02.2024).
Научные источники, учебные пособия.
7. Воробьева, Е.В. Заработная плата с учетом требований налоговых органов / Е.В. Воробьева. - М.: АКДИ Экономика и жизнь'', 2021. - 800 c.
8. Головкин, А.Н. Налоговый контроль за ценами / А.Н. Головкин. - М.: Проспект, 2021. - 484 c.
9. Дадашев, А.З. Налоговый контроль в Российской Федерации. Учебное пособие / А.З. Дадашев. - М.: КноРус, 2024. - 531 c.
10. Людмила, Васильевна Донцова Влияние налоговой политики на эффективность налогового контроля: моногр. / Людмила Васильевна Донцова, Ирина Рубиновна Дун und Ольга Олеговна Ивушкина. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2024. - 164 c.
11. Титов, А. С. Налоговое администрирование и контроль. Проблемы законодательного закрепления и правоприменения / А.С. Титов. - М.: ВК, 2022. - 410 c.
12. Титов, А.С. Налоговое администрирование и контроль: проблемы законодательного закрепления и правоприменения / А.С. Титов. - М.: ВК, 2012. - 734 c.
13. Тихонов, Д.Н. Налоговое планирование и минимизация налоговых рисков / Д.Н. Тихонов, Л.Г. Липник. - М.: Альпина Бизнес Букс, 2024. - 256 c.
14. Фридман Аудит: контроль затрат и финансовых результатов при анализе качества продукции / Фридман, Пол. - М.: Аудит, Юнити, 2016. - 286 c.
15. Фридман, П. Аудит. Контроль затрат и финансовых результатов при анализе качества продукции / П. Фридман. - М.: Аудит, 2014. - 286 c.
16. Хаменушко, И.В. Валютный контроль в РФ / И.В. Хаменушко. - М.: ФБК-Пресс, 2024. - 480 c.
17. Харитонов, С.А. Информационные технологии налогового учета / С.А. Харитонов. - М.: 1С Паблишинг, 2021. - 182 c.