Фрагмент для ознакомления
2
Для того чтобы процесс финансовой деятельности таможенных органов обеспечивал их экономическую безопасность, необходимо осуществлять процедуру планирования.
Актуальность данного вопроса обусловлена тем, что финансовая деятельность таможенных органов Российской Федерации зависит от бюджетной обеспеченности финансовыми ресурсами и средствами. Соответственно, необходимы инструменты управления бюджетными средствами, которые обеспечат их эффективное использование в рамках финансовой деятельности таможенных органов.
По этой причине целью является анализ и оценка финансового планирования таможенных органов России. Для обеспечения экономической безопасности таможенного органа важным аспектом его деятельности является управление финансами.
Управление финансами невозможно без такого составляющего элемента, как планирование. В рамках финансового планирования составляются финансовые планы того, как государственное учреждение будет расходовать имеющиеся финансовые ресурсы, поступающие из бюджетных средств .
Данную тему исследовали следующие авторы: Барчуков В.К. Бодак В.Р., Володина Е.В. Бондаренко А.О. Бычик Ю.А. Демина Л.Н. Кокин Е.И. Краснощекова А.А., Степаненко С.М. Лузгина Ю.В. Мимрак Я.А. Моисеева А.В. Немченко О.А. Пятак В.А. Разумовская А.М. Селезнева Н.С. Сотников Н.А. Субботин Ю.Б. Суюнова К.Р. Трофименко А.В., Кулешова А.С. Федоренко К.П., Денисов М.С. Хруставчук Н.С. Чистякова В.А. Шаповалова М.А. Шушкевич А.Г., Азовская Н.О.
Цель – выявить особенности правоохранительной и финансовой деятельности таможенных органов Российской Федерации. Задачи:
исследовать борьбу с контрабандой и незаконным оборотом товаров;
описать оперативно-розыскную деятельность;
привести определение и классификацию таможенных платежей;
изучить процедуры и механизмы сбора таможенных платежей.
Объект - деятельность таможенных органов Российской Федерации.
Предмет - правоохранительная и финансовая деятельность таможенных органов Российской Федерации.
Таможенные органы осуществляют правоохранительную деятельность, предотвращая совершение преступлений и административно-правовых правонарушений в рамках своей компетенции.
Таможенные органы в рамках своей компетенции осуществляют оперативно-разыскную деятельность, ведут борьбу с коррупцией, экстремизмом, противодействуют контрабанде. Таможенные органы следят за соблюдением прав и свобод человека, а также юридических лиц – участников ВЭД.
Таможенные органы участвуют в совершенствовании таможенного законодательства, процедуры таможенного декларирования и контроля, способствуют упрощению таможенных процедур и ускорению товарооборота .
Таможенные органы обеспечивают прослеживаемость товаров согласно закону и совместимость информационных систем различных ведомств.
Таможня – таможенный орган, находящийся в единой системе таможенной службы, созданный в таможенном регионе с целью реализации задач и целей ФТС РФ. Таможня осуществляет руководство таможенным постом.
Таможня – государственный орган, обеспечивающий порядок перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, вещей и иных предметов, применение таможенных режимов и взимание таможенных платежей, производящий таможенный контроль и таможенное оформление. Функции таможни:
производство таможенного оформления товаров и транспортных средств;
обеспечение взимания таможенных пошлин и налогов;
организация, координация и контроль правильности исчисления и взимания таможенных платежей, учет платежей;
осуществление таможенной статистики;
проведение таможенного контроля;
организация нетарифного, экспортного и валютного контроля;
организация борьбы с таможенными правонарушениями.
Обязанности таможни - контролировать, какие вещи люди перевозят через границу: это могут быть товары из зарубежных магазинов, продукты питания, одежда.
Таможня проверяет, безопасны ли эти вещи, не украдены ли они. Некоторые люди пытаются перевезти через границу что-то запрещенное: например, оружие или опасные химикаты.
Таможня не пропускает такие грузы и сообщает в полицию, что человек нарушил закон.
Задача таможенных органов – развитие системы управления рисками (СУР). Информационную основу СУР составляет база данных, которая может быть представлена в виде файла excel, в строках которого перечислена окружающая нас реальность в кодах ТН ВЭД ЕАЭС, а в столбцах перечислены страны происхождения окружающей нас реальности, либо группы стран, либо географические регионы, целые континенты.
На пересечении строки и столбца находится ядро СУР - индикатив цены любой составляющей окружающей действительности, выраженная в единицах СУР, то есть доллар/кг.
Таможенные органы РФ составляют единую федеральную централизованную систему.
Закон закрепляет четырехзвенную систему таможенных органов, в которую входят:
1) федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;
2) региональные таможенные управления (РТУ);
3) таможни;
4) таможенные посты.
Как правило, таможни и подчиненные им таможенные посты территориально достаточно отдалены друг от друга.
Представляется, что рассмотрение споров с участием таможенного поста без статуса юридического лица по месту нахождения вышестоящей таможни для лица, находящегося в регионе деятельности таможенного поста, что и имеет место в основном на практике, сопряжено со значительными неудобствами и затратами, что сказывается на эффективности реализации института обжалования решений, действий (бездействий) таможенных органов и их должностных лиц.
В качестве функций таможенных органов можно отметить соблюдение таможенного законодательства, ведение правоохранительной деятельности и оперативно-розыскных мероприятий в пределах их компетенции.
Таможенные органы осуществляют борьбу с проявлениями коррупции, экстремизма и контрабанды, предотвращают преступления и административные правонарушения.
Таможенные органы способствуют совершенствованию таможенного законодательства, упрощению таможенных процедур, внедрению электронного документооборота.
В заключение можно отметить, что миссией Стратегии 2030 является достижение поставленных целей: содействие развитию международной торговли, росту товарооборота и несырьевого экспорта, обеспечение национальной безопасности РФ, полнота взимания таможенных платежей, достижение высокого качества таможенного администрирования, создание конкурентных преимуществ для законопослушных участников ВЭД.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года: распоряжение Правительства Российской Федерации от 23.05.2020 № 1388-р: по состоянию на 25.05.2020 URL: СПС «КонсультантПлюс» (Дата обращения 26.05.2024).
2. Паспорт национального проекта «Национальная программа “Цифровая экономика Российской Федерации”« (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 04.06.2019 № 7). URL: http://www. consultant.ru/document/ cons_doc_LAW_328854 (дата обращения: 26.05.2024).
3. Барчуков В.К. Формирование организационно-правовых основ информационного обеспечения и применения искусственного интеллекта в деятельности федеральной таможенной службы Российской Федерации // Евразийский юридический журнал. 2020. № 7 (146). С. 177-179.
4. Бодак В.Р., Володина Е.В. Деятельность таможенных органов, направленная на пресечение перемещения контрафактной продукции через таможенную границу ЕАЭС // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. 2023. № 12-1 (87). С. 139-142.
5. Бондаренко А.О. Совершенствование модели организационной структуры таможни фактического контроля на примере ростовской таможни в условиях создания южной электронной таможни // Академический вестник Ростовского филиала Российской таможенной академии. 2019. № 4 (37). С. 5-11.
6. Бычик Ю.А. Значение ведомственного контроля в обеспечении законности правоприменительной деятельности таможенных органов // Юридическая наука. 2024. № 2. С. 30-33.
7. Демина Л.Н. Роль кинологической службы ФТС России в борьбе с незаконным перемещением запрещенных товаров на территорию РФ // В сборнике: Региональные рынки потребительских товаров: качество, экологичность, ответственность бизнеса. Материалы III Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Отв. за выпуск Ю.Ю. Суслова. Красноярск, 2021. С. 134-140.
8. Деятельность таможенных органов: правовое обеспечение; основные направления; перспективы развития в условиях цифровизации экономики / Агамагомедова С.А., Бакаева О.Ю., Власова Е.Л., Дураев Т.А., Кондращенко Д.А., Кондукторов А.С., Малышева Т.А., Марков Д.В., Матвиенко Г.В., Мильшина И.В., Мошкина Н.А., Семенов К.О., Устинова А.В., Шамионов А.Р., Шапова А.А., Ягофарова И.А. / Москва, 2021.
9. К вопросу о правоохранительной деятельности Калужской таможни / Гатцукова Т.Ю., Кондрашова И.В., Петрушина О.М. // Вестник Калужского университета. 2020. № 1 (46). С. 7-9.
10. Кокин Е.И. Исследование правоохранительной деятельности Калужской таможни по линии административного производства // В сборнике: Актуальные вопросы развития таможенного дела. Материалы Региональной научно-практической конференции студентов Калужского филиала РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, обучающихся по специальности 38.05.02 «Таможенное дело». Ред. совет: П.В. Самылов (председ.) [и др.]. 2020. С. 199-211.
11. Краснощекова А.А., Степаненко С.М. Применение информационных технологий в деятельности таможенных органов Российской Федерации // Академический вестник Якутской государственной сельскохозяйственной академии. 2021. № 9 (26). С. 25-34.
12. Лузгина Ю.В. Перспективы развития деятельности таможенных органов Российской Федерации в сфере валютного контроля // Таможенное регулирование. Таможенный контроль. 2022. № 3. С. 58-65.
13. Мимрак Я.А. Анализ правоприменительной деятельности таможенных органов российской федерации по рассмотрению дел об административных правонарушениях // В сборнике: Развитие таможенного дела Российской Федерации: дальневосточный вектор. сборник научных трудов. 2021. С. 158-163.
14. Моисеева А.В. Оценка деятельности таможенных органов в части контроля корректности определения страны происхождения товаров // В сборнике: Донецкие чтения 2023: образование, наука, инновации, культура и вызовы современности. Материалы VIII Международной научной конференции. Донецк, 2023. С. 252-254.
15. Немченко О.А. Использование информационных технологий в целях повышения результативности деятельности таможенных органов // В сборнике: экономико-управленческий конгресс. Сборник статей по материалам Международного научно-практического мероприятия НИУ «БелГУ». Белгород, 2021. С. 70-76.
16. Особенности правоохранительной деятельности таможенных органов по защите прав на товарный знак (на примере деятельности Иркутской таможни) / Тюкавкин-Плотников А.А., Пренлеева А.С. // Культура. Наука. Образование. 2020. № 2 (55). С. 119-130.
17. Оценка деятельности таможенных органов с помощью инструментов аналитической деятельности / Кораблев И.Ю., Матвеенков Д.А., Кнышов А.В. // В сборнике: Актуальные проблемы таможенного дела в условиях функционирования Евразийского экономического союза. Сборник материалов Международной научно-практической конференции 17 ноября 2021 г.. Сер. «30 лет ФТС России. 1991-2021» Российская таможенная академия, Факультет таможенного дела. 2021. С. 142-149.
18. Пятак В.А. Оценка эффективности деятельности таможенных органов по противодействию коррупции на примере Хабаровской таможни // В сборнике: Международная торговля в условиях развития Евразийского экономического союза: правовой, таможенный и экономический аспекты. Сборник докладов Всероссийской научно-практической конференции . Под редакцией И.П. Безотецкой. 2019. С. 103-109.
19. Разумовская А.М. Экономический анализ деятельности таможенных органов в борьбе с незаконным оборотом культурных ценностей // В сборнике: Современные аспекты развития экономики, управления, права и финансов. Сборник научных трудов по материалам Международной заочной научно-практической конференции. Ставрополь, 2023. С. 78-81.
20. Селезнева Н.С. Повышение эффективности деятельности таможенных органов на основе применения информационных технологий // В сборнике: экономика в теории и на практике: актуальные вопросы и современные аспекты. сборник статей XII Международной научно-практической конференции. Пенза, 2022. С. 99-103.
21. Сотников Н.А. Особенности деятельности таможенных органов в сфере защиты прав на объекты интеллектуальной собственности // Студенческий. 2023. № 16-5 (228). С. 33-34.
22. Субботин Ю.Б. Эффективность деятельности таможенного органа с позиции выполнения поставленных задач по направлениям таможенного контроля // Вестник Тверского государственного университета. Серия: Право. 2023. № 3 (75). С. 91-100.
23. Суюнова К.Р. Правоохранительная деятельность Калужской таможни на современном этапе // В сборнике: Актуальные вопросы развития таможенного дела. Материалы Региональной научно-практической конференции студентов Калужского филиала РАНХиГС при Президенте Российской Федерации, обучающихся по специальности 38.05.02 «Таможенное дело». Ред. совет: П.В. Самылов (председ.) [и др.]. 2020. С. 181-188.
24. Трофименко А.В., Кулешова А.С. Проблемы борьбы с контрабандой наркотических средств, психотропных и сильнодействующих веществ (на примере Саратовской таможни) // Научный электронный журнал Меридиан. 2020. № 2 (36). С. 336-338.
25. Федоренко К.П., Денисов М.С. Реализация концепции «электронная таможня» в России // Вопросы новой экономики. 2020. № 1 (53). С. 63-68.
26. Хруставчук Н.С. Искусственный интеллект в деятельности таможенных органов России и опыт зарубежных стран // Вестник науки. 2023. Т. 4. № 11 (68). С. 679-686.
27. Цифровая таможня в активизации международных мер противодействия незаконному производству наркотиков и их обороту и связанными с ними преступлениями / Непарко М.В., Калинич Ф.Ю., Колябин К.В., Сейдаметова Т.З. // Финансовая экономика. 2020. № 10. С. 370-375.
28. Чистякова В.А. Повышение эффективности деятельности таможенных органов за счёт выявления и пресечения коррупции // Студенческий вестник. 2022. № 43-7 (235). С. 65-66.
29. Шаповалова М.А. Влияние деятельности таможенных органов и других участников на терминальную логистику // Транспортное дело России. 2022. № 5. С. 178-181.
30. Шушкевич А.Г., Азовская Н.О. Деятельность таможенных органов на различных стадиях административного процесса // Вестник Гродненского государственного университета имени Янки Купалы. Серия 4. Правоведение. 2023. Т. 13. № 1. С. 54-67.
31. Экономический аспект деятельности таможенных органов: региональный аспект / Матвеева О.П., Мешечкина Р.П., Ледовской Е.Е. // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. 2021. № 4 (89). С. 23-37.