Фрагмент для ознакомления
2
Наиболее полное описание подзаконных актов, так же, как и любого другого юридического явления, возможно только после проведения анализа их социально-юридической природы.
В юриспруденции, подзаконные акты являются нормативными документами, выпущенными органами исполнительной власти или местными органами самоуправления. Они служат основой для регулирования различных сфер общественной жизни, включая экономику, социальную сферу, здравоохранение и другие. Однако понимание подзаконных актов на более глубоком уровне требует проведения анализа их социально-юридической природы.
Анализ социально-юридической природы подзаконных актов позволяет понять, какие цели стоят перед органами власти при их создании и какие социальные и юридические проблемы они должны решать. Например, подзаконные акты в экономической сфере могут регулировать вопросы налогообложения, лицензирования предприятий, антимонопольного контроля и других аспектов экономической деятельности. Анализ таких актов позволяет определить, насколько эффективно и справедливо они решают поставленные задачи .
Другая важная сторона анализа социально-юридической природы подзаконных актов связана с оценкой их согласованности с нормами высшего права, такими как Конституция и законы. В ходе анализа выясняется, соответствуют ли подзаконные акты конституционным и законодательным принципам и требованиям, и насколько точно они их интерпретируют и реализуют. Такой анализ помогает установить, насколько законны и обоснованы принятые подзаконные акты, и при необходимости, вносить соответствующие поправки.
Кроме того, проведение анализа социально-юридической природы подзаконных актов позволяет изучить их влияние на общественные отношения и направленность на достижение определенных социальных целей. Например, подзаконные акты в сфере социального обеспечения или здравоохранения могут регулировать условия предоставления социальных выплат или уровень качества медицинских услуг. Анализ таких актов позволяет определить, насколько они соответствуют социальным потребностям и насколько эффективно они помогают достичь поставленных социальных целей.
В целом, проведение анализа социально-юридической природы подзаконных актов является важным инструментом для понимания правового регулирования в различных сферах. Он позволяет не только уяснить содержание и цели подзаконных актов, но и оценить их законность и соответствие конституционным и законодательным принципам. Без такого анализа, получение наиболее полного описания подзаконных актов и их особенностей будет затруднено.
Важно подчеркнуть, что юридическая природа подзаконных актов включает не только функцию осуществления правотворчества, но и его ограничения. Юридическая природа подзаконных актов включает в себя совокупность следующих элементов, которые позволяют формировать общее представление о рассматриваемых актах:
1) Субъекты, осуществляющие подзаконное правотворчество.
Субъекты, занимающиеся подзаконным правотворчеством, являются носителями власти и ответственны за принятие нормативных правовых актов, которые могут иметь существенное влияние на права и обязанности граждан;
2) Юридическая природа «подзаконности» нормативных правовых актов. Представляет собой особую систему норм, определяющих правовые отношения в рамках подзаконного регулирования. Главной особенностью подзаконных актов является то, что они разрабатываются в соответствии с полномочиями, предоставленными законодательным органом, и имеют свою юридическую силу. Они не могут противоречить закону, но при этом детализируют его положения и устанавливают порядок его применения;
3) Границы подзаконного регулирования. Определяются законодателем и определяют, на какие вопросы и в каких пределах может воздействовать подзаконное правотворчество;
4) Правовое основание принятия подзаконного акта. Обеспечивает легитимность и законность его принятия. Это может быть закон, решение законодательного органа или другой нормативный акт, в обязательном порядке предусмотренный законом;
5) Виды и формы подзаконных актов. Могут включать постановления, приказы, инструкции, положения и другие документы, которые имеют юридическую силу и применяются для регулирования различных сфер жизни общества;
6) Область правового регулирования подзаконных нормативных актов. Определяется предметом и целью их принятия. В каждой области права существуют отдельные подзаконные акты, регулирующие специфические вопросы и проблемы .
Рассмотрение всех этих элементов позволяет сформировать общее представление о юридической природе подзаконных актов и их месте в системе права. Правильное применение и понимание этих элементов является важным компонентом для обеспечения соблюдения закона и защиты прав и интересов граждан.
Остановимся более подробно на субъектах подзаконного нормотворчества.
Субъект подзаконного нормотворчества – это лицо или орган, имеющий право принимать (издавать) подзаконные нормативные акты. Право на принятие (издание) подзаконных актов может вытекать из :
а) специального акта, который уполномочивает субъекта права на принятие (издание) подзаконных актов в рамках закрепленной за ним компетенции;
б) статуса самого субъекта правотворчества, который автоматически предполагает возможность (или необходимость) принятия (издания) подзаконных актов.
При описании субъектов, принимающих (издающих) подзаконные акты, следует учитывать следующие факты:
- во-первых, эти акты принимаются (издаются) на всех уровнях правотворчества (федеральном, региональном, муниципальном и локальном);
- во-вторых, в зависимости от вида правотворчества, подзаконные акты могут приниматься (издаваться) непосредственно населением; государственными органами и должностными лицами Российской Федерации и ее субъектов; муниципальными органами и должностными лицами; некоммерческими организациями (государственными и муниципальными учреждениями); общественными организациями. Непосредственно населением подзаконные акты принимаются только на уровне местного самоуправления;
- в-третьих, субъект подзаконного нормотворчества может быть коллегиальным (например, население, принимающее подзаконные акты на местном референдуме или сходе граждан; государственные или муниципальные органы и другие) или единоличным (должностное лицо государственного или муниципального органа (учреждения) или общественной организации);
- в-четвертых, в зависимости от осуществляемых полномочий, подзаконные акты могут быть приняты (изданы) законодательными органами, исполнительными органами или контрольно-надзорными органами;
- в-пятых, следует отметить, что подзаконные акты принимаются коллегиальными субъектами правотворчества, а издаются индивидуальными.
Юридическая природа «подзаконности» нормативных правовых актов не имеет официального определения ни в Конституции РФ, ни в действующих законах. Понятие «подзаконный нормативный правовой акт» широко используется в юридической науке и на практике.
Фрагмент для ознакомления
3
1 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // URL: Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru (дата обращения 22.05.2024).
2 Федеральный закон от 10 июня 2008 г. № 76-ФЗ «Об общественном контроле за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и о содействии лицам, находящимся в местах принудительного содержания» (с изменениями и дополнениями) // URL: https://base.garant.ru/12160914/?ysclid=lwi2wly7su278140929 (дата обращения 22.05.2024).
3 Федеральный закон от 30 ноября 2011 г. № 342-ФЗ «О службе в органах внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) // URL: https://base.garant.ru/12192456/?ysclid=lwi3377sxt86628117 (дата обращения 22.05.2024).
4 Приказ Минтранса РФ № 58, МВД РФ № 119 от 11 марта 2016 года «Об утверждении порядка информационного взаимодействия между оператором государственной автоматизированной системы «Эра-Глонасс» и территориальными органами МВД России по субъектам Российской Федерации» // URL: https://mvd.consultant.ru/documents/1055907 (дата обращения 22.05.2024).
5 Приказ МВД РФ от 10.02.2020 № 47 «О порядке посещения мест принудительного содержания территориальных органов министерства внутренних дел Российской Федерации членами общественных наблюдательных комиссий» // URL: https://mvd.consultant.ru/documents/1056922 (дата обращения 22.05.2024).
6 Приказ МВД РФ от 14.09.2020 № 640 «Об утверждении порядка присвоения, подтверждения квалификационного звания, снижения в квалификационном звании, лишения квалификационного звания и ведения учета сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, имеющих квалификационные звания»// URL: https://mvd.consultant.ru/documents/1057190 (дата обращения 22.05.2024).
7 Административный регламент Министерства внутренних дел Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по проведению добровольной государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации, утвержденный приказом МВД России от 28 сентября 2018 № 640 // URL: https://mvd.consultant.ru/documents/1056569 (дата обращения 22.05.2024).
8 Абрамова, А.И. Подзаконное правотворчество в современном понимании: реалии и перспективы / А.И. Абрамова // Журнал российского права. – 2019. – № 8. – С. 25-35.
9 Алёнкин, Н.Е. О правовой природе внутриведомственных нормативных документов / Н.Е. Алёнкин // Вестник Московского университета. Серия 11: Право. – 2022. – № 2. – С. 100-123.
10 Анциферов, Н.В. Официальное опубликование нормативных правовых актов в России: Монография / Н.В. Анциферов. – Москва: Проспект, 2019.
11 Воробьёва, Ю.Ю. Некоторые вопросы подзаконного правотворчества федеральных органов исполнительной власти / Ю.Ю. Воробьёва // Юридическая наука. – 2023. – № 5. – С. 267-269.
12 Герасимова, Н.Р. Актуальные проблемы ведомственного правотворчества / Н.Р. Герасимова, А.Е. Цукарев // Пробелы в российском законодательстве. – 2020. – № 2. – С. 12-15.
13 Зубарев, С.М. О соотношении акта управления и закона в новых реалиях / С.М. Зубарев // Вестник Томского государственного университета. Право. – 2022. – № 45. – С. 66-87.
14 Малышева, И.В. Единство правотворчества и систематизации законодательства: монография / И.В. Малышева. – Новокузнецк: Кузбасский ин-т ФСИН России, 2020. – 220 с.
15 Марочко, Е.С. Особенности нормативно-правового акта как источника российского права / Е.С. Марочко // Эволюция государства и права: проблемы и перспективы. Сб. научных трудов 4-й Международной научной конференции. – Курск, 2022. – С. 153-157.
16 Махаева, Л.Р. Понятие и правовая природа нормативных актов органов исполнительной власти / Л.Р. Махаева // Образование. Наука. Научные кадры. – 2020. – № 3. – С. 56-59.
17 Мельникова, Н.А. Актуальные вопросы правового регулирования нормотворческой деятельности федеральных органов исполнительной власти / Н.А. Мельникова, В.Д. Саттаров // Право и государство: теория и практика. – 2020. – № 11 (191). – С. 261-263.
18 Перфилова, А.А. Нормотворчество органов внутренних дел / А.А. Перфилова // Молодой ученый. – 2019. – № 47 (285). – С. 351-353.
19 Петроченко, И.Е. Виды нормотворчества в российской федерации и их характеристика / И.Е. Петроченко // Молодой исследователь: вызовы и перспективы. сборник статей по материалам CII международной научно-практической конференции. – Москва: Интернаука, 2019. – С. 140-142.
20 Снегирев, А.А. Локальные нормативные акты в системе правовых актов / А.А. Снегирев // Академия педагогических идей Новация. – 2021. – № 4. – С. 19-24.
21 Сухова, Н.И. К вопросу о нейтрализации закона на уровне подзаконного правотворчества / Н.И. Сухова // Вестник юридического факультета Южного федерального университета. – 2021. – № 1. – С. 41-45.
22 Хованцева, А.В. Подзаконные нормативные административные акты: проблемы нормотворчества и правоприменения / А.В. Хованцева // Студенческий. – 2021. – № 39-6 (167). – С. 45-46.