Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. В современном социуме одной из наиболее важных задач является воспитание и развитие подрастающего поколения. В обществе должна формироваться зрелая и самодостаточная личность. Основной характеристикой зрелой и активной личности является демонстрация ценностных и личностно значимых качеств. На каждом возрастном этапе формирования и развития личности формируется отношение субъекта к социуму. В основе таких отношения лежат ценностные установки и моральные принципы.
В понятия ценности субъекта вложено многое. Именно ценностные установки могут выступать как показатель зрелости и самостоятельности каждого молодого человека. Психологи и исследователи относят подростковый и юношеский возраст к критическому периоду личностного развития, поскольку именно в этом возрасте у человека формируются личностные ценности и появляется свой устойчивый круг интересов. От того, какие интересы демонстрирует молодой человек – это и можно назвать базой ценностных установок человека.
В юношеском возрасте происходит переключение интересов с частного и конкретного на отвлеченное и общее. У молодых людей наблюдается рост интереса к вопросам мировоззрения, религии, морали, этики, эстетики и др. Многое в жизни человека зависит от того, какие именно ценности и ценностные ориентации будут у него сформированы. От этого зависит вся его будущая продуктивная деятельность, в том числе, профессиональная.
Проблему ценностных ориентаций рассматривали учёные и исследователи в области психологии В.А. Знаков, А.В. Юревич, Г.В. Залевский и др. Об актуальности данной проблемы особенностей формирования ценностных представлений в юношеском возрасте свидетельствуют результаты многочисленных исследований. Выявленные противоречия между необходимостью формирования у молодых людей ценностных ориентаций, социально значимых установок и выбором эффективных способов работы с молодёжью, позволили сформулировать проблему исследования, в частности, какими средствами и способами наиболее оптимально формировать ценностные представления молодых людей.
Цель исследования: изучение и обоснование необходимости формирования ценностных ориентаций современной молодёжи.
Объект исследования: процесс формирования ценностных ориентаций современной молодёжи.
Предмет исследования: особенности ценностных ориентаций современной молодёжи.
Гипотеза исследования заключается в предположении о том, что формирование ценностных ориентаций современной молодёжи будет эффективным, если молодые люди будут получать объективную информацию о базовых человеческих ценностях и у них будут выявлены и сформированы необходимые ценностные ориентации.
Задачи:
1. Провести анализ понятия ценностные ориентации.
2. Изучить особенности ценностных ориентаций молодёжи.
3. Описать психологические условия формирования ценностных ориентаций современной молодёжи.
4. Предложить психолого-педагогические рекомендации по формированию ценностных ориентаций современной молодёжи.
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЁЖИ
1.1. Анализ понятия ценностные ориентации
Каждое общество и социум имеют свои системы ценностей. При этом, каждое общество претерпевает различного рода изменения. Это можно объяснить сменой эпох, или каким-либо информационным взрывом. Личностные ценности человека представляют собой устойчивую систему. Её функции всегда максимально разнообразны и от уровня сформированности ценностной системы человека зависит его успешность и направленность [12].
Развитие личности, как и система ценностей, неразрывно связаны и это во многом обусловлено возрастными стадиями индивидуального развития субъекта. Специалисты характеризуют подростковый и юношеский возраст как переходный и критический. В процессе взросления значительно расширяется объем и меняется характер деятельности молодого человека.
В этот период времени у человека закладываются основы сознательного, социально ожидаемого поведения и формируются устойчивые нравственные представления [22]. Расставляются новые акценты и приоритеты, появляются новые жизненные смыслы и происходит непрерывная переоценка ценностей.
Семья, школа, сверстники обретают новые значения и смыслы. У некоторых молодых людей кардинально изменяется круг интересов, которые являются психологической основой его ценностных ориентаций.
Ценностные ориентации при этом становятся системообразующим свойством личности. Особенности формирования ценностных ориентаций есть необходимое условие развития человека как личности. Очевидно, что формирование ценностных ориентаций субъекта должно осуществляться целенаправленно и в течение всего жизненного пути, включая в том числе, и подростково-юношеский возраст.
Проблемами формирования ценностных ориентаций молодёжи занимаются образовательные организации. Общество и социум несомненно также влияют на формирование ценностных установок каждого человека. Чтобы этот процесс был успешным и непрерывным, заинтересованным лицам необходимо выявить все те факторы, которые бы способствовали формированию ценностей современной молодёжи.
При этом в соответствующей образовательной среде, школе, колледже, вузе и др., важно дать ответы на следующие вопросы:
- какие свойства и особенности входят в систему ценностей субъекта;
- какие условия, средства и способы эффективны при формировании и
развитии ценностных ориентаций субъекта и др.
Система ценностей и ценностных ориентаций является индивидуальной для каждого отдельного человека. «Нет двух индивидов в одном и том же обществе, которые имели бы одинаковые ценности. Каждый где-то что-то прибавит, где-то что-то убавит, на одном сделает более сильный акцент, а на другом более слабый» [11, с.3].
Такого рода глобальные вопросы для каждого общества и в любую эпоху являются актуальными. Понимание ценностей и ценностных установок субъекта во все времена было одним из важных вопросов философского содержания [14].
М. Вебер разработал ценностную социологическую концепцию, в которой ценности рассматривал как общественную норму. Такого рода норма должна стать особо значимой для каждого субъекта. Для той эпохи систему ценностных ориентаций составляла этика и религия.
Особое внимание М. Вебер обращал на необходимость индивидуального подхода, с целью формирования этических и религиозных ценностей. Современная философия рассматривает категорию ценностей и ценностных установок намного шире. Сегодня в эти понятия вкладывают отдельное содержание. Ценность часто рассматривают как сформированное личностное свойство, которое должно приносить пользу не только самому индивиду, но и всему его социальному окружению.
В отечественной психологии существует достаточно много различных формулировок и трактовок ценности. Речь прежде всего идёт о социально обусловленном характере восприятия ценностей личностью.
С.Л. Рубинштейн рассматривал необходимость и назначение психологического подхода в том, чтобы ценности не отчуждались от человека. Исследователь В.Ф. Сержантов писал о том, что ценность и ценностная установка должны быть наполнены, прежде всего, личностным смыслом и особым значением.
Сегодня чаще всего рассматривают трактовку ценностей как заданный набор сформированных личностно значимых и общественно значимых качеств субъекта. Речь также может идти о какой-либо глобальной идее, которая может представлять интерес для общества и социума [21].
Значение ценностей – это в первую очередь набор сформированных общественно значимых качеств объекта, или какая-либо идея, каковые делают их ценностями в том, или ином сообществе.
В процессе взросления человека его ценностные установки могут переходить из одной, в другую. В один период времени человек увлечён одними интересами, но проходит время и у него проявились иные ценностные установки. Для подросткового и юношеского возраста этот процесс представляется нормальным, поскольку у человека появляется много интересов и активностей.
Всё зависит от того, насколько у человека сильны внутренние установки. Многие вещи здесь зависят от того, какие ценности подростков и молодёжи приветствуют в семье. От сформированной системы ценностей зависит моральное и нравственное состояние субъекта.
Ценность субъекта может быть рассмотрена как значимое явление, или это могут быть значимые предметы духовной и материальной культуры. Ценности человека, которые сформированы у него в юном возрасте всегда определяют его поведение в социуме и являются неизменным ориентиром в его жизни. Особую роль в жизни человека является его образование и профессиональные предпочтения.
В современном образовательном пространстве ценностями могут считаться личностно ориентированные смыслы человека и его деятельностный аспект в каждом виде деятельности, будь то обучение, или какая-либо иная продуктивная деятельность. В каждой эпохе и в каждый период времени в обществе необходимо отвечать на вопросы, кого и как чему учить [27].
К.Д. Ушинский в своё время рассматривал основные аспекты ценностного воспитания, к которому относил доброту, милосердие, учтивость, уважение к взрослым и др. В современном социуме давно сформированы все те ценностные установки, которые определяют природу той, или иной ценности.
В педагогике ценности выступают аспектом аксиологического целенаправленного процесса воспитания нравственных установок и взаимоотношений субъектов и др.
Психологами определено, что ценности субъекта начинают формироваться у человека достаточно рано. Первые ценности ребёнка всегда идут от его семьи. Совершенно очевидно, что ценностные ориентации субъекта изначально закладываются в семье. Существует такое емкое понятие как семейные ценности.
По мере того как человек взрослеет, на его ценностные установки оказывают влияние все значимые для него люди. Это учителя, члены семьи, ровесники, иные социальные группы. Некоторым из них подросток начинает подрожать, если этот вариант поведения может представлять интерес для молодого человека.
Любимый учитель может заинтересовать ученика свои предметом. Старший брат может заинтересовать каким-либо видом спорта и др. Сами по себе ценности и ценностные установки субъекта, если они являются истинными и сформированными, относительно стабильны и устойчивы. Одной из причин этого является процесс усвоения ценностей и ценностных ориентаций в раннем детстве.
С течением времени каждый молодой человек, раньше, или позже, становится полноправным членом гражданского общества. Его успешность и устойчивые социальные ценностные установки завися от его взаимоотношений с социумом. Вопросы, связанные с формированием социальных ценностей, зависят от межличностных взаимоотношений молодого человека. Содержанием этой проблемы занимались Н.Д. Никандров, Б.С. Гершунский и др. Они рассматривали механизмы социализации молодых людей и их сформированные ценностные ориентации [17].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алиева, Г.М. Методика организации игровой деятельности в воспитании и развитии старших школьников / Г.М. Алиева // Сибирский педагогический журнал – 2019. – N 10. – С.299-303.
2. Абросимова, Г.А. Новые технологии образования в вузе:
смешанное обучение [Текст] / Г.А. Абросимова // Alma mater. – 2019. – N 6. – С. 65-69.
3. Абакумова, И.В. Обучение и смысл: смыслообразование в учебном процессе / И.В. Абакумова. – Ростов: Изд-во Рост. Ун-та, 2020. – 480 с.
4. Арсентьева, Н.В. Использование мобильных устройств и
элементов дополненной реальности на уроках музыки, искусства, технологии в средней школе как средство повышения мотивации, интереса к обучению [Текст]/ Н.В. Арсентьева, С.А. Санькова // Информационные технологии для Новой школы. Материалы IХ Всероссийской конференции с международным участием. – 2019. – Т. 2. – С. 12-16.
5. Виситова, Л.С. Инновационные методы преподавания в школе / Л.С. Виситова. - Текст: непосредственный // Образование и воспитание. - 2022. - № 1 (6). - С. 16-19. - URL: https://moluch.ru/th/4/archive/25/710/ (дата обращения: 27.05.2024).
6. Воронцов, А.Б. Организация учебного процесса в старшей школе: Методические рекомендации / А.Б. Воронцов. - Серия «Новые образовательные стандарты». – Москва: ВИТА-ПРЕСС, 2014. – 72 с.
7. Гаврилюк, В.В. Динамика ценностных ориентаций в период социальной трансформации (поколенный подход) [Текст] / В.В. Гаврилюк, Н.А. Трикоз // Социол. исслед. - 2022. - N 1. - С. 96–105.
8. Дидковская, Н.Е. Проектирование развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС СОО / Н.Е. Дидковская. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2019 г.). — Пермь: Меркурий, 2019. — С. 29-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7845/ (дата обращения: 27.05.2024).
9. Еноторова, А.М. К вопросу необходимости внедрения индивидуального образовательного маршрута / А.М. Еноторова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2020 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит. -пед. ун-т. – Пермь, 2020. – С. 47-52. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 27.05.2024).
10. Емельянова, Т.В. Игровые технологии в образовании: электронное учеб. метод. пособие / Т.В. Емельянова, Г.А. Медяник. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2019. file:///C:/Users/User/Downloads/Igrovyie_tehnologii_v_obrazovanii%20(1).pdf (дата обращения: 27.05.2024).
11. Гакаева, А.Х. Роль игры и игровых технологий в повышении познавательной активности учащихся / А.Х. Гакаева. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2020 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2020. — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8631/ (дата обращения: 27.05.2024).
12. Глобальная цифровизация [Электронный ресурс]: Люди роста.
URL: https://ludirosta.ru/post/globalnaya-tsifrovizatsiya_2225 (дата обращения: 27.05.2024).
13. Государственная образовательная платформа «Российская
электронная школа» [Электронный ресурс]. URL: http://resh.in.edu.ru (дата обращения: 27.05.2024).
14. Говорская, О.П. Работа с Интернет-ресурсами в школе / О.П. Говорская // [Электронный ресурс] - Режим доступа. http://festival.1september.ru/ (дата обращения: 27.05.2024).
15. Дорохова, Н.В. Проблемные ситуации на уроке как способ формирования УУД - [Электронный ресурс] - Режим доступа. -http://nsportal.ru/ (дата обращения: 27.05.2024).
16. Ковылева, Р.Э. Роль деятельностного подхода при организации групповой работы старшеклассников / Р.Э. Ковылёва. - Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2019. –№3. - С. 26-29.
17. Ковалева, Г.С. Планируемые результаты общего образования / Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. – Москва: Просвещение, 2010. – 142 с.
18. Кудрявцева, Н.Г. Системно-деятельностный подход как механизм реализации ФГОС нового поколения / Н.Г. Кудрявцева. - Справочник заместителя директора школы. – 2019. – №4. – С.43-47.
19. Крылова, О.Н. Новая дидактика современного урока в условиях введения ФГОС ООО: Методическое пособие / О.Н. Крылова, И.В. Муштавинская. – Санкт-Петербург: КАРО, 2021. – 144 с.
20. Копылова, В.Б. Место и роль игровых технологий в образовательном процессе / В.Б. Копылова. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). — Краснодар: Новация, 2019. — С. 156-158. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9596/ (дата обращения: 27.05.2024).
21. Лапшин, А.О. Глобализация и цифровое общество: заметки на
полях [Электронный ресурс]/ А.О. Лапшин // Власть. – 2019. – N 1. – С. 63-68. RL:https://www.jour.isras.ru/index.php/vlast/article/download/6228/6076 (дата обращения: 27.05.2024).
22. Поползина, Н.С. Апробация модели смешанного обучения для
решения проблемы качественной подготовки специалистов на студентах
магистратуры [Электронный ресурс] / Н.С. Поползина, Г.В. Петрук //
Материалы VI Международной студенческой научной конференции
«Студенческий научный форум». - URL: https://scienceforum.ru/2014/article/2014004885 (дата обращения: 27.05.2024).
23. Матюшкин, А.М. Проблемные ситуации в мышлении и обучении [Текст]/ А.М. Мотюшкин – Москва: Директ-Медиа, 2019. -354 с.
24. Михайленко, Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т.М. Михайленко. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2021 г.). — Т. 1. — Челябинск: Два комсомольца, 2021. — С. 140-146. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/ (дата обращения: 27.05.2024).
25. Национальная программа «Цифровая экономика Российской
Федерации» (Утверждена распоряжением Правительства Российской
Федерации от 28.07.2017 N 1632-р) [Электронный ресурс]. URL:
http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_328854/ (дата обращения: 14.05.2024).
26. Песняева, Н.А. Учебный диалог – средство формирования УУД школьников / Н.А. Песняева. - Управление школой. – 2019. – №7. – С. 35-39.
27. Пугачев, А.С. Игровая деятельность как средство обучения подрастающего поколения / А.С. Пугачев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 11 (46). — С. 474-476. — URL: https://moluch.ru/archive/46/5703/ (дата обращения: 27.05.2024).
28. Райгородский, Д.Я. Энциклопедия психодиагностики. Том 1. Психодиагностика / Д.Я. Райгородский. - Бахрам-М, Самара, 2019. -367 с.
29. Организация развивающей образовательной среды: электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2019 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2019. – 408 с. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 27.05.2024).
30. Пигулевская, Н.И. Инновационная модель современного образовательного процесса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ispu.ru/files/SovetRector_9-2008-с.31-37.pdf (дата обращения: 27.05.2024).