Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность выбора темы. Приватизация является одним из ключевых элементов рыночных реформ, направленных на переход от централизованной плановой экономики к рыночной. В России процесс приватизации начался в начале 1990-х годов и имел значительные экономические, социальные и политические последствия. Сравнение опыта приватизации в России с аналогичными процессами в зарубежных странах позволяет выявить как успешные практики, так и ошибки, которые можно учесть при проведении будущих реформ. Актуальность темы обусловлена необходимостью анализа эффективности проведенных приватизационных мероприятий и изучения их воздействия на экономику и общество.
Целью данной курсовой работы является сравнительный анализ процессов приватизации в России и зарубежных странах, а также выявление основных факторов, влияющих на их успешность и последствия.
Для достижения поставленной цели в работе решаются следующие задачи:
1. Изучить теоретические аспекты и методы проведения приватизации.
2. Проанализировать ход и результаты приватизации в России.
3. Исследовать опыт приватизации в зарубежных странах.
4. Сравнить результаты и последствия приватизации в России и в зарубежных странах.
5. Выработать рекомендации по улучшению процессов приватизации на основе сравнительного анализа.
Предметом исследования являются процессы и механизмы приватизации в России и зарубежных странах.
Объектом исследования являются экономические и социальные системы, подвергшиеся приватизации в России и в зарубежных странах.
Информационная база исследования включает научные публикации, монографии, статьи в профильных журналах, официальные документы и отчеты правительств, международные исследования, данные Всемирного банка, Международного валютного фонда, а также данные статистических органов и аналитических центров.
В процессе исследования используются следующие методы:
• Анализ и синтез: для обобщения и систематизации полученной информации.
• Исторический метод: для изучения хода приватизации в разных странах.
• Сравнительный анализ: для сопоставления процессов и результатов приватизации в России и зарубежных странах.
• Статистический анализ: для обработки и интерпретации количественных данных.
• Экономический анализ: для оценки влияния приватизации на экономические показатели.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, заключения, списка использованных источников и приложений. Во введении представлены актуальность темы, цель, задачи, предмет и объект исследования, информационная база и методы исследования. В первой главе рассматриваются теоретические основы приватизации и методы её проведения. Во второй главе изучается опыт приватизации в зарубежных странах и проводится сравнительный анализ с российским опытом. В третьей главе анализируется ход и результаты приватизации в России. Заключение содержит основные выводы и рекомендации.
Невозможно преодолеть последствия мирового финансового кризиса и восстановить экономический рост в России без проведения экономических реформ, направленных на устранение структурных дисбалансов в ключевых секторах экономики. Осуществление структурных преобразований в экономике, преобразование отношений собственности требует завершения того, что началось еще в 90-х годах. Последний век процесса приватизации. [1].
В научной литературе не существует единого общепринятого определения термина "приватизация". Например, Л. Чуприна, исследуя процесс приватизации, отмечает, что приватизация в широком смысле как один из аспектов общей политики дерегулирования экономики означает замедление роста или даже сокращение государственного сектора, что приводит к увеличение вклада частного сектора в экономическое развитие, подчеркивая сложность процесса приватизации и обусловленности путем изменения политических и экономических условий, усиления влияния рыночных сил.
Известный экономист и государственный деятель в области приватизации О.В. Рябченко понимает приватизацию как долгосрочное и систематическое преобразование большей части государственной экономики на платной или бесплатной основе путем формирования нового носителя отношений собственности с целью восстановления эффективного наполнения ресурсами и использования экономического потенциала [5, с. 10]. Под категорией «приватизация государственной собственности» он понимает эффективные институциональные средства сознательного формирования мотивов собственников имущества для активной и эффективной производственной и финансовой деятельности. Как видите, в политических, правовых, экономических, научных кругах нет единого определения термина «приватизация», но все они сводятся к единому пониманию приватизации как процесса перехода от национального к частному, кооперативному, ассоциированному коллективная и другие формы собственности путем реформирования отношений собственности в экономике на рыночных принципах, осуществления структурных преобразований, направленных на повышение активности собственника, повышение эффективности производства и экономического роста в странах.
Наблюдения показывают, что в различные отрезки времени измерители государственного влияния или вмешательства в экономику были в разных ракурсах. Естественно, что в условиях рыночных отношений прошлого периода отношение к функциям государственного регулирования были неоднозначны. В целом, основная задача связана с определением измерения и масштаба государственного влияния на экономику или определением уровня правизны и левизны экономики. Так, в каждой стране и в каждом конкретном периоде вмешательство государства в экономику было неодинаковым. Экономические системы (модели) различных стран в значительной степени отличаются в зависимости от уровня государственного вмешательства в экономику. Часть этих отличий обусловлена вмешательством в политико-конкурентных формах. При этом они придают экономике определенные характерные особенности. Совокупность этих особенностей можно назвать левизной и правизной экономики. На сколько больше вмешательство государства в экономику по этим критериям (как в отдельности, так и в целом), на столько экономика более левая и наоборот, на сколько меньше, на столько более правая.
Соизмеримость правизны или левизны экономики обусловлена соизмеримостью форм вмешательства. Экономическая теория для этого пока предложила единый (интегральный) измеритель, но в последнее время были разработаны достаточно точные способы отдельной оценки уровня многих форм государственного вмешательства в экономику и постепенно в этой области наблюдаются более серьезные научные сдвиги.
В целом, задача государственного регулирования экономики в условиях рыночных отношений представляет очень сложную, относительно новую и мало изученную проблему. Основная цель государственного управления экономики состоит в создании нормальных условий для рыночного механизма в достижении высокого уровня производственно-экономической деятельности и стабильного ее развития. Меры по государственному регулированию экономики служат созданию благоприятных условий для ускорения экономического роста и этот процесс тесно связан с многочисленными факторами. Эффективная деятельность государства определяет стратегические направления развития страны и создает благоприятные условия для интеграции национальной экономики в систему международных экономических отношений.
Надо отметить, что при переходе на государственное регулирование экономического роста следует учесть два фактора.
Во-первых, методы влияния на экономический рост носят вспомогательный характер. Значение этих методов состоит в том, что у инвесторов должен быть достаточно существенный мотив для вложения средств, так как эти средства или личные, или же взяты в кредит. Поэтому, вкладывая эти средства, он подвергает себя риску. Материальная сторона инвестиций создает такое впечатление, что как— будто она остается за кадром. Точнее задача ставится так: для инвестиций прежде всего требуются деньги, а производители появятся сами. Иначе говоря, после организации производства найдутся и производители. Такая политическая линия хотя и выглядит однозначно, однако точно отражает реальную экономику.
Во-вторых, рыночная экономика как регулирующий механизм оказывает определенное влияние на экономический рост, так как последовательно контролируемые процессы сами по себе действуют в пользу экономического роста.
Следует отметить, что РФ на основе многолетнего опыта развитых стран и изучения концепций, опирающихся на положительные результаты, избрал стратегический курс экономического развития, соответствующего национальным традициям хозяйствования. Это основной путь формирования социально направленных рыночных отношений, либерализации экономики, устранения монопольных тенденций в производственно-хозяйственной деятельности, развития свободной конкуренции, присоединения к международной экономической интеграции и других стратегических направлений.
Для реализации этой стратегической линии были определены соответствующие инструменты экономической политики, в том числе необходимые механизмы и средства, нормы и правила, новые направления экономической деятельности, основанные на тенденциях здоровой инициативы. Все сказанное дает основание утверждать, что для эффективной деятельности государства и большего ее усиления, важным условием является создание современной экономической системы, полностью отвечающей предусмотренным целям. Наряду с этим, системообразующая деятельность государства является также решающим фактором эффективности социально-экономической инфраструктуры [3].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Скиба М. В. Структурная перестройка экономики как одно из направлений формирования экономической основы гражданского общества / М. В. Скиба // Общественные реформы и становления гражданского общества в России: материалы науч. практической. конф., г.. Киев, 30 март. 2021: в 3 т. / Под. ред. В. И. Лугового, В. М. Князева. - М.: Изд-во УАДУ, 2021. - Т 3. - С. 93-95.
2. Гончаров С. Н. Толковый словарь экономиста / С. М. Гончаров, Н. Б. Куш-нор. - Ровно: НУВГП, 2022. - 264 с.
3. Базилевич В. Д. Экономическая теория: Политэкономия: учебник / В. Д. Базилевичев. - М.: Знание-Пресс, 2024. - 719 с.
4. Закон "О приватизации государственного имущества"
5. Рябченко А. В. Приватизация в промышленном секторе экономики России: Автореф. дис. на соискание ученой. степени канд. экон. наук: спец. 08.02.03 / В. Рябченко. - Днепропетровск, 2024. - 20 с.
6. О Государственной программе приватизации
7. Богатое общество, конкурентоспособная экономика, эффективное государство: Программа экономических реформ на 2022-2025 годы.
8. Закон России «О приватизации государственного имущества»
9. Жалило Я. А. Теория и практика формирования эффективной экономической стратегии государства: монография / Я. А. Жалило. - К.: НИСИ, 2021. - 336 с.
10. Ведута Е.Н. Карт-бланш. Вспомнить рецепты прошлого века. // Независимая газета. ЦКЬ: http://www.ng.rU/politics/2020-04-03/3 kartblansh.html (25.05.2024).
11. Дергунова О. Принципы приватизации. // Газета.Яи. Бизнес. 25.05.2024. иКЬ: www.gazeta.ru/financial/2019/10/09/4805485.shtml (25.05.2024).
12. Итоговый доклад экспертной группы по направлению «Управление государственной собственностью и приватизация» // Официальный сайт «Стратегия 2025». ШЪ: http://2025strategy.ru/g15/news/32656265.html (25.05.2024).
13. Кононкова Н.П. Теория и практика государственной собственности. М., 2019.
14. Сажииа М.А. Экономическая теория : [учебник для вузов]. - 2-е изд., перераб. и доп. / М. А. Сажина, Г. Г. Чибриков. - М. : Норма, 2022.
15. [Т. Г. Морозова, Ю. М. Дурдыев, В. Ф. Тихонов и др.] ; под ред. проф. Т. Г. Морозовой. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2023.
16. МЭР поручено разработать «дорожные карты» по приватизации ряда госактивов. // Ведомости. Власть. ЦКЬ: http://www.vedomosti.ru/politics/news /5475311/тег рогисЬепо гаггаЬоіаі ёогогЬпуе каїу ро ргіуаіігаеіі (25.05.2024).
17. Официальный сайт Федерального агентства по управлению государственным имуществом (Росимущество). ЦКЬ: www.rQsim.ru/ (25.05.2024).
18. Приватизация: цели государства, ожидания инвесторов. Материалы круглого стола. // Ведомости. Конференции. ЦКЬ: www.vedomosti.ru/events/priv/ (25.05.2024).
19. Проект постановления Правительства Российской Федерации «О концепции управления федеральным имуществом на период до 2024 г.» // Официальный сайт Министерства экономического развития РФ. ЦКЬ: www.economv.gov.ru/minec/about/str (25.05.2024).
20. Рябова И. Имитация бурной приватизации: Как госкомпании и чиновники тормозят продажу госактивов в России // Экономика. 25.05.2024.
21. Ученые призвали Путина прекратить распродажу госимущества // Экономика. http://1enta.ru/news/2024/02/28/g1aziev/ (25.05.2024).
22. Федеральный закон от 21.12.2012 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» // Российская газета. http://www.rg.ru/2024/01/26/private-dok.htm1 (25.05.2024).
23. Чиновники назвали три способа контроля над приватизированными компаниями // Экономика: http://1enta.ru/news/2020/02/27/contro1/ (25.05.2024).
24. Бродский Б. Е. Лекции по макроэкономике переходного периода / Б. Е. Бродский ; Гос. ун-т ; Высшая шк. экономики. - М. : ИД ГУ ВШЭ, 2023.
25. Государственное регулирование экономики : [учеб. пособ. для вузов] / [Т. Г. Морозова, Ю. М. Дурдыев, В. Ф. Тихонов и др.] ; под ред. проф. Т. Г. Морозовой. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2021.
26. 7. Мировая экономика: глобальные тенденции за 100 лет / под ред. И. С. Королева. - М. : Юристъ, 2024. - 604 с.
27. Сажииа М.А. Экономическая теория : [учебник для вузов]. - 2-е изд., перераб. и доп. / М. А. Сажина, Г. Г. Чибриков. - М. : Норма, 2023.
28. Экономика : [учеб. для экономил. академий, вузов и факультетов] / под ред. А. С. Бутатова. - М. : Изд-во БЕК, 2020. - 632 с.
29. Ennis Huberto and Pinto Santiago, Argentina’s Privatization: Effects on Income Distribution // Privatization Reality Check: The Distributional Impact of Privatization in Developing Countries. Washington, DC: Center for Global Development, 2019. - PP 179-217.
30. Ардаев Г. Б. Приватизация // Экономическая энциклопедия: Политическая экономия. М., 1979. Т. 3; Приватизация по-российски / Под ред. А. Чубайса. М., 2023
31. Эллерман Д. Ваучерная приватизация как элемент холодной войны // Вопросы экономики. 2023. № 8
32. Меньшиков С. М. Анатомия российского капитализма. М., 2023
33. Букреев В. В., Рудык Э. Н. Приватизация в России: Былое и думы или кто виноват и что делать? // Альтернативы. 2024. № 2.