Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы данной работой обоснована тем, что в современном мире присутствует потребность в истинном общении, благодаря которому реализуется уникальность личности и свобода её развития. Поэтому требуется развитие общительности, для того чтобы подросток был готов осуществлять полноценное общение.
Значение общения в жизни очень велико. Многие люди не могут грамотно и адекватно понять своего партнера по общению. Это даёт понять, что сам процесс общения достаточно трудный. Это и составляет сущность связи общительности как черты личности и свойств темперамента.
Объект исследования - общительность как черта личности и свойства темперамента.
Предмет исследования - взаимосвязь темперамента с общительностью.
Цель исследования - выявление взаимосвязи между общительностью и темпераментом.
Гипотеза исследования заключается в предположении, что успешное развитие общительности у старших подростков обеспечивается в случае, если:
- учитываются возрастные особенности общительности;
- предусматривается учет типа темперамента старших подростков.
Задачи исследования:
1) Проанализировать понятие общительности.
2) Рассмотреть особенности типов темперамента.
3) Выявить изучение связи общительности и типа темперамента личности в литературе.
4) Провести исследование связи общительности и типа темперамента личности и проанализировать полученные результаты.
Теоретико-методологическая основа исследования представлена:
- системным подходом в изучении личности (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, A.A. Бодалёв, А.Н. Леонтьев, В.Н. Мясищев, C.JI. Рубинштейн, Б.М. Теплов),
- положением о единстве деятельности и личности (К.А. Абульханова-Славская, А.Г. Асмолов, Б.Ф. Ломов и др.), о личности как активном субъекте деятельности и отношений с миром (Л.И. Анцыферова. Л.И. Божович, A.B. Брушлинский, Д.И. Фельдштейн и др.),
- концепцией многомерно-функционального строения свойств личности (А.И. Крупнов, В.П. Прядеин, С.М. Зиньковская).
Методы исследования:
- теоретический: анализ психолого-педагогической литературы;
- эмпирический: тестирование с использованием методик:
1. «Оценка уровня общительности» (тест В.Ф. Ряховского);
2. Методика «Личностный профиль по Айзенку».
База исследования: МБОУ СОШ № 1 г. Ивановска.
Практическая значимость проведенного исследования позволяет спланировать коррекционную работу с подростками по развитию общительности с учетом особенностей темперамента. Полученные результаты можно использовать педагогом-психологом в дальнейшей работе с подростками; педагогами в индивидуальной работе со школьниками.
Структура работы представлена нами введением, двумя главами, заключением и списком использованных источников.
Глава 1. Теоретические основы связи общительности и типа темперамента личности
1.1. Понятие общительности
Общительность – это способность создавать связи и проводить продуктивный диалог. Эта характеристика определяет уровень вербальной активности (слова имеют большее значение, чем невербальные жесты). Феномен общительности был исследован многими учеными в теории психологии, как в России, так и за рубежом. Например, Г. М. Андреевой, А. А. Бодалевым, Б. Д. Парыгиным, В. Н. Панферовым, Н. Н. Обозовым и другими. Это понятие занимает центральное место в такой области психологии, как социальная.
Человек, обладающий общительностью, способен выразить свои мысли и переживания в присутствии других людей без лишнего напряжения и внутренней скованности [8]. Он легко находит подходящие слова в соответствующей ситуации. Общительные люди, в основном, менее подвержены стрессу, лучше справляются со срывами в жизни, испытывают больше удовлетворения от жизни, отношений с людьми и своего социального статуса.
Однако многие сталкиваются с трудностями, когда им приходится открыто выражать свою позицию и отношение к окружающим и происходящему. Многих смущает их уязвимость в общении, особенно с незнакомыми людьми. Видя множество беззаботных контактов между людьми повсюду, человек часто считает, что это другим легко удается, тогда как сам он испытывает психологическое напряжение, неуверенность, беспокойство и недовольство собой. При этом ему неизвестно, что все остальные также испытывают трудности и эмоциональные переживания, вызванные обычными повседневными контактами.
В области психологических исследований личности существуют три основных подхода к изучению общительности.
Аналитический подход сфокусирован на изучении отдельных аспектов общительности (Л. И. Божович, Л. И. Марисова, М. И. Лисина, А. И. Ильина, Л. В. Жемчугова, В. Б. Щебетенко, Л. А. Журавлев, Е. Д. Кокорева и др.).
Поликомпонентный подход, в свою очередь, рассматривает поведенческие, эмоциональные и результативные характеристики общительности (А. Е. Ольшанникова, В. А. Домодедов, О. П. Санникова).
Наконец, системный подход представлен работами К. А. Абульхановой-Славской, А. И. Крупновым, Б. Ф. Ломовым, Н. И. Рейнвальдом, Д. И. Фельдштейном и др., которые изучают общительность, учитывая целостность ее различных аспектов и связей между ними. Этот подход имеет своим фундаментом работы В. Д. Небылицына, развит и продолжен Э. А. Голубевой, Н. С. Лейтесом и А. И. Крупновым.
Исследования М.И. Волк, Н.Ф. Шляхта подтверждают, что общительность представляет собой комплексное образование, включающее в себя несколько обязательных компонентов [27].
Работа Л.В. Жемчуговой демонстрирует, что индивидуальные характеристики (динамические, эмоциональные, регуляторные) в большей степени определяются природными предпосылками развития, такими как темперамент и нервная система [5].
Личностные характеристики (мотивационные, целевые, когнитивные, продуктивные и рефлексивно-оценочные) зависят от социальных факторов развития и влияния социальной среды, условий деятельности и других факторов; они более подвержены изменениям. Изучение общительности как системного свойства личности предполагает анализ функциональных связей между компонентами на уровне индивида и личностной плоскости, где каждый компонент в структуре исследуемого свойства содержит две переменные, позволяющие дать более конкретную характеристику данному аспекту.
Общительность - свойство личности, которое может быть описано как смесь индивидуальных и социальных характеристик, функционально связанных друг с другом в рамках системно-функционального подхода. Это качество личности выражается через целевой, мотивационно-смысловой, рефлексивно-оценочный и регуляторно-эргический компоненты.
Коммуникативность и контактность являются синонимами этого понятия, однако общительность – это более точное определение, которое широко используется как в научных и практических исследованиях, так и в повседневной жизни для описания личностных особенностей других людей.
Общительность изучается в разных областях, включая личностную психологию, психодиагностику, социальную психологию и психологию индивидуальности [5].
В общительности проявляется человеческая потребность в общении и контактах, стремление к ним, интенсивность и легкость взаимодействия, а также склонность к дружелюбному поведению и налаживанию приятельских отношений.
Общительные люди обладают навыками эффективного общения, которые способствуют легкости контакта и поддержанию беседы. Они умеют слушать, говорить по существу, поддерживать разговор, менять тему, вступать в знакомство, применять правильную форму обращения к другому человеку, а также используют жесты, мимику, интонацию и позы для эффективной коммуникации. Противоположностью общительности является замкнутость, выражением которой может быть аутистичность.
Общительность – это не только умение наладить контакт с собеседником, но и способность ясно и точно выражать свои мысли, быть внимательным и тактичным. Общительный человек способен почувствовать и понять эмоции других людей, уважать их мировоззрение и точку зрения [3]. Именно умение слушать, проявлять эмпатию и искренний интерес определяют настоящую общительность, отличая ее от пустых разговоров.
Степень общительности играет важную роль в различных сферах жизни: в деловой, профессиональной, бытовой и интимно-личностной. Она помогает вести диалог, находить общие точки соприкосновения и разрешать конфликты. Успех в таких профессиях, как менеджер, учитель, гид, журналист, врач, организатор праздников и многие другие, напрямую зависит от способности специалиста слушать, задавать вопросы и делиться знаниями - это неотъемлемая часть его коммуникативных навыков. Важно также уметь общаться в семейной жизни, ведь чем ближе люди друг к другу, тем больше возможности ранить.
Таким образом, общительность можно определить, как качество личности, обеспечивающее коммуникацию, взаимодействие и установление отношений между людьми.
Фрагмент для ознакомления
3
1.Айзенк, Ганс: теория типов личности. [Электронный ресурс] URL: https://psychojournal.ru/psychologists/96-gans-ayzenk-teoriya-tipov-lichnosti.html?ysclid=lw372rn6dr438936448 (дата обращения: 12.05.2024)
2.Анохин, П.К. Теория функциональных систем [Электронный ресурс] URL: https://psyfactor.org/lib/anohin2.htm?ysclid=lw36y05jhs302840581 (дата обращения: 12.05.2024)
3.Аношкин, И. В. Индивидуально-психологическая детерминация развития общительности у подростков : на примере воспитанников детского дома : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.01 / Аношкин Игорь Владимирович; [Место защиты: Новосиб. гос. пед. ун-т]. - Новосибирск, 2008. - 22 с.
4.Голубева, Э. А. Способности и индивидуальность/ Э.А.Голубева. М.: Прометей, 1993.
5.Жемчугова, Н.А. Развитие общительности во взаимосвязи со свойствами темперамента в учебной деятельности у старших школьников и студентов : автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.07 / Жемчугова Наталья Анатольевна; [Место защиты: Ур. гос. пед. ун-т]. - Екатеринбург, 2009. - 23 с.
6.Знаков, В.В. Психология субъекта как методология понимания человеческого бытия/ В.В. Знаков // психол. журнал, 2003. Т. 24. № 2. С. 95-106.
7.Карелин, А. Большая энциклопедия психологических тестов/ А. Карелин. Издательство: Эксмо, 2007 г. - 416 с.
8.Коваленко, Е. А. Особенности общительности при различных типах акцентуации характера: автореферат дис. ... кандидата психологических наук : 19.00.01 / Коваленко Екатерина Александровна; [Место защиты: Рос. ун-т дружбы народов]. - Москва, 2007. - 17 с.
9.Крупнов, А.И. Системно–диспозиционный подход к изучению личности и ее свойство/ А.И. Крупнов// Вестник РУДН. М., 2006. № 1 (3). С. 63-73.
10.Крупнов, А. И., Шляхта Н. Ф. Связь черт личности со свойствами темперамента/ А.И. Крупнов, Н.Ф. Шляхта // Вестник РУДН. Серия: Психология и педагогика. 2003. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/svyaz-chert-lichnosti-so-svoystvami-temperamenta (дата обращения: 26.05.2024).
11.Мерлин, В. С. Психология индивидуальности: избр. психол. тр. / В. С. Мерлин. – М.: Изд-во Московского психолого-социального ин-та, 2009. – 544 с.
12.Небылицын, В.Д. Темперамент Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер. Я. Романова. М.: ЧеРо, 2000. – 776 с.
13.Небылицын, В.Д. Основные свойства нервной системы человека. Избр. психологические труды/ В.Д. Небылицын. - М., 2010. - 378 с.
14.Немов, Р. С. Психология: учебник для бакалавров / Р. С. Немов. – М.: Юрайт, 2014. – 639 с.
15.Окунева, Н. В. Развитие общительности во взаимосвязи со свойствами темперамента у подростков/ Н.В. Окунев // Вопросы науки и образования. 2019. №2 (45). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-obschitelnosti-vo-vzaimosvyazi-so-svoystvami-temperamenta-u-podrostkov (дата обращения: 25.05.2024).
16.Олейник, Ю. Н. История исследований темперамента и характера в отечественной психологии: наукометрический анализ диссертационных исследований / Ю.Н. Олейник, И.Н. Елисеева // Вестник Пермского университета. Философия. Психология. Социология. 2022. №1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/istoriya-issledovaniy-temperamenta-i-haraktera-v-otechestvennoy-psihologii-naukometricheskiy-analiz-dissertatsionnyh-issledovaniy (дата обращения: 07.05.2024).
17.Павлов, И. П. Полное собрание сочинений/ И.П. Павлов. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1951-1952.- 390 с.
18.Полянская, Е.Н. Индивидуально-типические особенности настойчивости, инициативности и карьерных ориентаций студентов: автореферат дис. ... кандидата психологических наук: 19.00.01 / Полянская Екатерина Николаевна; [Место защиты: Рос. ун-т дружбы народов]. - Москва, 2008. - 22 с.
19. Рубинштейн, С. Л. (1889-1960). Основы общей психологии [Текст] / С. Л. Рубинштейн. - Москва [и др.] : Питер, 2012. - 705, [7] с. : ил.; 24 см. - (Мастера психологии).; ISBN 978-5-459-01141-8
20.Русалов, В. М. Темперамент в структуре индивидуальности человека: Дифференциально-психофизиологические и психологические исследования/ В.М. Русалов. Москва : Изд-во «Институт психологии РАН», 2012. 528 с.
21.Стреляу, Я. Роль темперамента в психическом развитии. М.: Прогресс, 1982. - 231 с.
22.Стреляу, Я. Методика диагностики темперамента (формально-динамических характеристик поведения) / Я. Стреляу, О. Митина, Б. Завадский, Ю. Бабаева, Т. Менчук. Москва : Смысл, 2007. 104 с.
23. Теплов, Б. М. Современное состояние вопроса о типах высшей нервной деятельности человека и методика их определения. Типологические свойства нервной системы и их значение для психологии / Б. М. Теплов // Психология индивидуальных различий / Под ред. Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова - М., 2000. -С. 163-178.
14.Тест оценки коммуникативных умений // Психологические тесты / Под ред. А.А. Карелина: В 2т. – М., 2001. – Т.2. С.50-53.
25.Хрисанфова, Л.А. Общая психология. Темперамент. Характер: Учебно-методическое пособие/ Л.А. Хрисанфова, А.И. Барыкина – Нижний Новгород: Нижегородский госуниверситет, 2016. – 52 с.
26.Чесс, С. Значение темперамента для психиатрической практики/ С. Чесс, А. Томас // Детство идеальное и настоящее: Сб. работ современных западных ученых. Новосибирск, 1994. С. 111-122.
27.Шляхта, Н.Ф. Влияние родительского отношения матери на индивидуальные различия в психологической структуре трудолюбия старших школьников/ Н.Ф. Шляхта // Вестн. РУДН. 2006. № 2. С. 49-59.
28.Шляхта, Н.Ф. Различные переменные инициативности и их соотношение со свойствами темперамента/ Н.Ф. Шляхта, А.И. Крупнов // Психология и ее приложения. Т. 9. Вып. 2. -М.: Инсайт, 2002, с. 167-168.
29.Eysenck H. J. The Scientific Study of Personality. L., 1952.
30.Rothbart M. Measurement of temperament in infansi // Chil Development. 1981. N 52. P. 569-578.