Фрагмент для ознакомления
1
ВВЕДЕНИЕ....................................................................................................
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ МАССЫ И ФОРМЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ …........................................................................................
1.1. Развитие восприятия массы и формы у детей в онтогенезе..............................................................................................
1.2. Характеристика представлений о массе и форме у детей дошкольного возраста с нарушением зрения ………………………………………………..…..............................
1.3. Теоретическое обоснование особенностей процесса развития восприятия массы и формы у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения …………………………………….
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 1...................................................................................
ГЛАВА 2. КОРРЕКЦИОННАЯ РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ ВОСПРИЯТИЯ МАССЫ И ФОРМЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ............
2.1. Методы, приемы, методики, используемые в коррекционной работе по развитию восприятия массы и формы у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения............................
2.2. Разработка занятий по развитию восприятия массы и формы у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения …...
ВЫВОДЫ К ГЛАВЕ 2……...……………………........................................
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…….....……….............….……......…………...…........….
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ.................................
ПРИЛОЖЕНИЯ …………................................…………………......……..
Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В современном мире количество детей с нарушением зрения увеличивается, поэтому включение таких детей в реальную жизнь общества, их социализация является очень актуальным вопросом. Коррекционная работа с детьми с нарушением зрения ведётся в специализированном ДОО и имеет свои специфические особенности и подходы к организации. Прежде всего, эти подходы ориентированы на возрастные особенности детей с нарушением зрения. У детей с нарушением зрения значительно снижается скорость и качество выполнения различных видов работ, в основе которых лежит зрительное восприятие. В свою очередь, ограниченные возможности зрительного восприятия и пространственной ориентировки, ограничивают свободу незрячего ребёнка в передвижении, ориентировке в пространстве, в изучении, освоении и использовании окружающей его предметно-материальной среды, в овладении тонкостями межличностных отношений. Сниженная острота зрения негативно влияет на познавательную и учебную деятельность таких детей. Дети испытывают трудности различения цветов и оттенков, локализации форм и размеров, мелких предметов и деталей.
Математика считается одним из наиболее сложных предметов в школьном цикле. Поэтому на сегодняшний день от эффективности математического развития дошкольника с нарушением зрения зависит успешность обучения математике в начальной школе.
Объект исследования – представления о массе и форме предметов у детей с нарушениями зрения.
Предмет исследования – процесс развития восприятия массы и формы у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Цель исследования – теоретически обосновать развитие восприятия массы и формы у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения и разработать занятия.
Задачи исследования:
1. Проанализировать научно-методическую литературу по проблеме исследования.
2. Охарактеризовать особенности представлений о массе и форме предметов у дошкольников с нарушениями зрения.
3. Теоретически обосновать особенности развития восприятия массы и формы у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
4. Изучить методы, приемы, методики, используемые в работе по развитию восприятия массы и формы у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
5. Разработать занятия по развитию восприятия массы и формы у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Методы, использованные в работе:
– теоретические: анализ научной и методической литературы по проблеме развития восприятия массы и формы у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Теоретико-методологической основой исследования явились фундаментальные положения общей и специальной педагогики:
– культурно-историческая концепция о развитии психики человека (Л.С. Выготский, М.И. Лисина, С.Л. Рубинштейн и др.);
– структурно-динамическая концепция (Б.Г. Ананьев, П.К. Анохин и др.);
– учение о развитии личности в норме и патологии (В.Н. Мясищев, А.Е. Личко и др.);
– положение о единстве возрастных закономерностей при нормальном и нарушенном развитии (Л.С. Выготский, В.И. Лубовский, В.Г. Петрова, У.В. Ульенкова и др.).
Теоретическое значение исследования заключается в том, что дополнены и конкретизированы представления об особенностях развития восприятия массы и формы у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения. Обоснована необходимость целенаправленной психолого-педагогической работы по развитию восприятия массы и формы у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения.
Практическое значение работы заключается в следующем: разработанные занятия по развитию восприятия массы и формы у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения могут быть использованы в психолого-педагогической работе специалистов в условиях дошкольной образовательной организации.
ГЛАВА 1
ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ ПРОЦЕССА РАЗВИТИЕ ВОСПРИЯТИЯ МАССЫ И ФОРМЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ
1.1. Развитие восприятия массы и формы у детей в онтогенезе
Развитие восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов является сенсорным развитием. Сенсорное воспитание подразумевает создание для ребенка условий, благоприятных для приобщения к сенсорной культуре человечества в процессе чувственного познания окружающего мира. Элементы культуры, сосредоточенные в окружающей ребенка среде, являются источниками влияний на развитие ребенка, при этом их действенность необязательно является гарантированной. Действенность значительно возрастает в ситуации специального отбора данных элементов в соответствии с определенными образовательными целями.
Сенсорное развитие является процессом формирования представлений о внешних свойствах предметов, таких как цвет, форма, размер, расположение в пространстве, а также об их запахе и вкусе [19].
Начальный этап познавательного процесса основан на восприятии окружающего мира и объектов, а мышление, воображение и запоминание формируются благодаря образам, возникающим в результате обработки информации. Таким образом, невозможно достичь полноценного интеллектуального развития без развития восприятия. Сенсорное развитие является неотъемлемой частью единого планомерного воспитания и развития детей дошкольного возраста.
Знакомство со свойствами предметов играет решающую роль на этапе раннего детства. «Золотой порой» профессор Н.М. Щелованов называл ранний возраст сенсорного воспитания. В истории дошкольной педагогики данная проблема была одной из главных на всех этапах ее развития.
Изучая психолого-педагогические подходы сенсорного развития детей, можно выделить некоторых исследователей, которые оказали значительное влияние на изучение данной проблемы.
В конце XIX - начале XX столетия данная проблематика изучалась Е.И. Тихеевой, П. Ф. Каптеревым, В. М. Бехтерева, И. А. Сиротского К решению задач сенсорного воспитания каждый подходил по-своему.
Е. И. Тихеева понимала, что необходимо развивать наши органы чувств для понимания мира вокруг нас. Большое внимание было уделено сенсорному воспитанию детей дошкольного возраста. Потому что она связывала это с окружающей жизнью, трудом, играми и познанием мира природы. Помимо этого, она рассматривала как неразрывное единство развитие восприятия, речи и мышления. Также ее убеждение заключалось в том, что сенсорное развитие не только формирует интеллектуальные способностей ребенка и развивает его речь, но также сильно влияет на развитие эстетических и нравственных чувств.
Она определила суть эстетического воспитания в регулярном восприятии художественных образов. Подчеркнула, что из всех восприятий на первом месте находятся слух и зрение, так как они производят более яркие впечатления и лучше влияют на нравственное развитие ребенка. Речь, слух и мышление играют важную роль в духовном развитии ребенка. Ребенок познает красоту окружающего мира через зрение и слух. Кроме того, Е. И. Тихеева разработала методику использования дидактического материала, «щедро рассыпанного в природе» [18].
М. М. Манасеина также проявляла особый интерес к проблеме сенсорного воспитания. На основе последних достижений медицины и физиологии разработала собственную концепцию сенсорного развития и воспитания. М. М. Манасеина подчеркивала тесную связь между сенсорным и умственным развитием ребенка, утверждая, что чем раньше и эффективнее ребенок научится контролировать органы чувств (в особенности зрением), тем быстрее и полнее произойдет его умственное развитие. Другим аспектом проблемы, на который указывала М.М. Манасеина, является связь конкретных ощущений с соответствующими анализаторами, соответствие представлений получаемым ощущениям, а также накопленные представления и понятия, которые служат базой для развития мышления. Она считала, что основное внимание родителей и воспитателей должно быть сосредоточено на развитие умственных способностей детей через развитие органов чувств. М. М. Манасеина разработала методику и инструменты сенсорного развития, которые включают рекомендации по сохранению и улучшению функций зрения, слуха, тактильных ощущений, осязания, обоняния и вкуса. Она придает большое значение развитию способности к восприятию цвета. М. М. Манасеина утверждает, маленькие дети не могут сразу различать цвета.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аль Муфлех И. Формирование зрительных образов у младших школьников с глубоким слабовидением и остаточным зрением: автореферат: 19.00.10. – М., 1993. - 19 с.: ил.
2. Бодалев, А.А. Общая психодиагностика / Под ред. А. А. Бодалева, В.В. Столина. – СПб.: Речь, 2000. – 440 c
3. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка от рождения до 6 лет: Кн. для воспитателя детского сада / Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер. – Москва: Просвещение, 2017. – 144 с.
4. Воронина, Л.В. Теория и технологии математического образования детей дошкольного возраста / Л.В. Воронина, Е.А. Утюмова - Екатеринбург: УрГПУ, 2017. - 289 с.
5. Выготский, Л.С. Вопросы детской психологии / Л.С. Выготский – М.: Изд. Перспектива, 2022. – 224 с.
6. Гребенщикова, Е. А. История дошкольной педагогики в России: Хрестоматия: учебное пособие для студентов пед. институтов по специальности "Дошкольная педагогика и психология" / составители Е. А. Гребенщикова, А. А. Лебеденко, Н. Б. Мчелидзе; под редакцией М. Ф. Шабаевой. – Москва: Просвещение, 2018. – 431 с.
7. Григорьева, Л. П., Сташевский С. В. Основные методы развития зрительного восприятия у детей с нарушением зрения / Л.П. Григорьева, С.В. Сташевская. – М: НИИ Дефектология, 1990.
8. Денискина, В.З. К вопросу о классификации детей с нарушением зрения и вторичных отклонениях в их развитии / В.З. Денискина // Сб. II Всероссийских педагогических чтений по вопросам коррекционной педагогики и специальной психологии. – М., 2007. – 17 с.
9. Дружинина, Л. А. Коррекционная работа в детском саду для детей с нарушением зрения : методическое пособие / Л.А. Дружинина. - М. : Экзамен, 2016. - 159 с.
10. Каффеманас, Р.Б. Исследование осязательного восприятия аномальных детей / Р.Б. Каффеманас // Дефектология: научно-методический журнал / ред. В.И. Лубовский. – 1988. – №2 1988. – С. 21-28.
11. Крогиус, А.А. Психология слепых и ее значение для общей психологии и педагогики / А.А. Крогиус. – Саратов: б.и., 1926. – 143 с.
12. Кручинин, В.А. Формирование пространственной ориентировки у детей с нарушениями зрения в процессе школьного обучения / В.А. Кручинин. Учебное пособие - СПб.: РГПУ им. Герцена, 1991.
13. Леушина, А. М. Теория и методика формирования элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста / А. М. Леушина. – Москва: Просвещение, 1974. – 368 с.
14. Литвак, А.Г. Психология слепых и слабовидящих: учеб. пособие / А.Г. Литвак; Рос. гос. пед. ун-т им. А.И. Герцена – СПб.: Изд-во РГПУ, 2020 - 271 с.
15. Манасеина, М. М. Основы воспитания с первых лет жизни и до полного окончания университетского образования / М. М. Манасеина. – СПб: 2020. – 59 с.
16. Микляева, Н.В. Теория и технологии развития математических представлений у детей. / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева – М.: Академия, 2021. – 222 с.
17. Михайлова, З. А. Логико-математическое развитие детей дошкольного возраста: познавательное развитие / З.А. Михайлова // Дошкольная педагогика. СПб. : Детство-Пресс, 2014. № 4. С. 22–24
18. Морозова, О. Е. Дошкольный возраст: сенсорное воспитание и воспитание / О. Е. Морозова, И. Е. Тихеева // Дошкольное воспитание. – 2018. – №5. – С. 87.
19. Мухина, В. С. Сенсорное развитие дошкольника. Детская психология / В. С. Мухина. – Москва: Просвещение, 2015. – 272 с.
20. Плаксина, Л. И. Развитие зрительного восприятия у детей с нарушением зрения / Л.И. Плаксина. - М.: Наука, 1998. – 325 с.
21. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. М.: Наука, 1946. – 587 с.
22. Сакулина, Н. П. Сенсорное воспитание в детском саду: Методические указания / Н. П. Сакулина, Н. П., Н. Н. Поддьяков. – Москва: Просвещение, 2020. – 176 с.
23. Семаго, Н. Я. Современные подходы к формированию пространственных представлений у детей как основы компенсации трудностей освоения программы начальной школы / Н.Я. Семаго // Дефектология. М. : Школьная Пресса, 2000. № 1. С. 36.
24. Усанова, О. Н. Специальная психология: Система психологического изучения аномальных детей / О.Н. Усанова. - М.: Просвещение, 2019. – 258 с.
25. Феоктистова, В.А. Воспитание слепых детей дошкольного возраста в семье / Научный редактор доц. В. А. Феоктистова. - М.: Логос, 1993. - 78 с.
26. Фрейлах, Н. И. Методика математического развития [Электронный ресурс]: учеб. пособие / Н.И. Фрейлах. – 2-е изд., перераб. и доп. - Москва: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М, 2019. – 240 с.
27. Цаплина, А. В. Использование занимательных математических игр в коррекционной работе по развитию зрительного восприятия у детей с нарушением зрения / А.В. Цаплина // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. М. : Школьная Пресса, 2002. № 1. С. 23–35.
28. Шадриков, В.Д. Общая психология: учеб. для акад. бакалавриата / В. Д. Шадриков, В. А. Мазилов. – Москва: Юрайт, 2019. – 411 c.