Фрагмент для ознакомления
2
Структура и содержание санкций охватывают следующие сферы:
1. Финансовая сфера. Пять крупнейших банковских организаций (в числе которых ВЭБ, ВТБ, Газпромбанк, Сбербанк, Россельхозбанк) были по факту лишены возможности заимствования - т.е. размещения долговых бумаг (со сроком обращения более 30 дней) на европейском рынке.
2. Нефтегазовая сфера. Санкции затрагивают интересы крупных компаний, таких как Роснефть, Газпромнефть, Транснефть, НОВАТЭК. В отношении их вводятся финансовые ограничения, а также прямой запрет на поставку этим компаниям оборудования для нефтедобычи на глубоководном шельфе и в Арктике, в том числе и для разработки сланцевых месторождений.
3. Оборонно-промышленный комплекс. Запрет на вывоз товаров двойного назначения, существенные ограничения в сотрудничестве, финансовые санкции в отношении таких компаний, как Алмаз-Антей, Калашников, Ижмаш, Базальт, Уралвагонзавод.
4. Санкционный список физических лиц (всего 119 человек). Лицам из данного списка запрещен въезд на территорию ЕС. При этом также «замораживаются» все их активы на территории ЕС.
Снятие санкций в отношении России в ближайшее время не предвидится. Так как в настоящий момент, в ЕС существует замкнутый круг, то тем самым ни одна страна не будет ломать сложившуюся там систему. Несмотря на то, что многие Европейские страны, такие как Италия, Греция, Австрия, Венгрия, Испания и др. претерпевают значительные убытки в своей экономике из-за ответных Российских контрсанкций, отменить или хотя бы частично их смягчить они не смогут. Запад не раз заявлял о том, что связывает снятие санкций, с выполнением со стороны России ,
События, произошедшие в экономике в мировых масштабах за последнее время, требуют исполнения определенных геополитических интересов, которые непосредственно влияют на внешнеторговую политику России. Связано это с тем, что важным условием целенаправленного экономического развития является вовлеченность страны во внешнеэкономические связи.
Американо-российский деловой центр, Торговая палата США и другие занимались лоббистской деятельностью, чтобы минимизировать влияние санкций на работу своих представительств в России. Европейские компании выступали как за отмену санкций, введенных Европейским Союзом, так и за отмену санкций США экстерриториального действия.
В результате событий февраля 2022 года интенсивность и масштабы санкционных ограничений в отношении России приобрели беспрецедентный масштаб: санкции прямо или косвенно затронули все отрасли российской экономики, а штаб-квартиры ТНК западных стран и их союзников начали закрываться. массово объявлять различные ограничения на их деятельность, необходимость которых они обосновывали в первую очередь неодобрением поведения России и ее солидарностью с Украиной, то есть политическими мотивами.
Несмотря на в целом негативный тон заявлений, на самом деле реакция компаний была несколько иной. Проанализировав заявления в СМИ более чем ста компаний из различных отраслей, мы систематизировали их выбранные стратегии следующим образом.
«Уйти из России» - стратегия подходит для случаев, когда российский рынок не является приоритетным для ТНК (доля российских компаний невелика в их мировом производстве) и может быть реализована двумя способами.
«Внезапный вывод» - стратегия включает ликвидацию российских подразделений, часто сопровождаемую переводом некоторых сотрудников в другие страны. Это типично для ТНК, у которых нет производственных мощностей в России (например, ИТ, консалтинг и т. д.), импорт продукции из-за рубежа или производство в России по контракту.
«Продажа активов» - эта стратегия использовалась компаниями, деятельность которых стала явно запрещенной или подпадает под ограничения, несовместимые с продолжением их деятельности из-за введения санкций против России (например, финансовый сектор). В некоторых случаях руководство российского подразделения ТНК в рамках программы выкупа менеджментом выступало в качестве новых владельцев.
«Ограничение активности» - эта стратегия была выбрана производственными компаниями, многие из которых поставляют товары, имеющие большое социальное значение (например, продукты питания, средства гигиены и т. д.) и / или фармацевтические препараты. Стратегия реализуется путем применения следующих ограничительных мер.
Остановка незавершенных инвестиционных проектов и отмена объявленных инвестиционных проектов.
Прекращение рекламной деятельности.
Сокращение ассортимента вплоть до прекращения поставок целых категорий товаров.
«Временная приостановка деятельности» - применение данной стратегии продиктовано объективными трудностями (например, невозможностью обеспечить поставку сырья для производства и т. д.) или трудностями компаний в принятии долгосрочного решения. Со временем стратегия трансформировалась в уход из России или ограничение деятельности .
Таким образом, если в период с 2014 по 2021 год ТНК из недружественных юрисдикций пытались убедить законодателей своих стран в необходимости отмены санкций и избежания серьезных ограничений для продолжения своей деятельности в России, то в 2022 году многие ТНК ограничили свою деятельность по собственной инициативе, выходящий далеко за рамки требований законодательства о санкциях, то, что можно назвать самонаказанием. Например, американская компания Johnson & Johnson объявила о своем решении прекратить поставки средств гигиены на российский рынок, хотя никаких законодательных запретов на средства гигиены введено не было, в то время как компания продолжала поставлять медицинские приборы и лекарства.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованных источников
1. Глазьев С.Ю. О механизмах реализации целей национального развития России в условиях смены технологических и мирохозяйственных // Научные труды Вольного экономического общества России. 2021. Т. 230, № 4. С. 66-70.
2. Губарьков С.В., Фунцев Д.Е. Механизмы адаптации транснациональных корпораций к экономическим кризисам в условиях российской экономики // Управленческий учет. - 2022. - № 7. - С. 200-206.
3. Евсюков А. А. Транснациональные корпорации в мировой политике и угрозы национальной безопасности // Социально-политические науки. 2016. № 3. С. 78-81.
4. Ильичева Л.Е., Лапин А.В. Ценностные и социальные детерминанты устойчивого развития российских регионов в эпоху глобальной цивилизационной деформации: монография. М.: Издательство «Проспект», 2022. 344 с. C. 61 - 88.
5. Карачев И.А. Транснациональные корпорации в современной мировой экономике: учебно-методическое пособие. - Ярославль: ЯрГУ, 2019. - 72 с.
6. Кузнецова О.В. Роль государственной политики в привлечении прямых иностранных инвестиций на Дальний Восток России // Контуры глобальных трансформаций: политика, экономика, право 2018. T. 11. № 1. С.106-121.
7. Лыткин С.О. Привлечение прямых иностранных инвестиций: проблемы и пути решения в условиях санкций //Экономика, предпринимательство и право. - 2022. - Том 12. - № 6. - С. 1841-1854.
8. Маглинова Т.Г. Успех китайских транснациональных корпораций в современных условиях // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2021. - № 5-2 (75). - С. 136-139.
9. Рыжкова О.И. Гоголев И.М., Доронина С.А. Инвестиционная привлекательность аграрного производства в условиях санкций и импортозамещения // Проблемы региональной экономики. 2021. № 3-4. С. 72-79.
10. Синякова А.Ф. Приоритеты государственной политики стимулирования прямых иностранных инвестиций в российскую экономику // Экономический вестник Ростовского государственного университета. 2008. Т. 6. № 4. Ч. 3. С. 142-144.
11. Сутыгина А.И. Влияние интеграционных процессов на развитие производственных систем региональных агропродовольственных комплексов // АПК: Экономика, Управление. 2021. № 4. С. 13-20.
12. Сутыгина А.И. Национальная продовольственная независимость в условиях кризиса // Экономика сельского хозяйства России. 2020. № 6. С. 2-8.
13. Тополева Т.Н., Ишманова М.С. Государственная поддержка предприятий в системе импортозамещения // Проблемы региональной экономики. 2016. № 3-4. С. 42-49.