Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
К. Маркс и Ф. Энгельс в «Немецкой идеологии» (1845-46) и в своих последующих работах понимали идеологию как:
1) идеалистическую концепцию, согласно которой мир есть воплощение идей, мыслей, принципов (« ...считает, что идеи господствуют над миром, он считает идеи и понятия определяющими началами, определенные мысли - таинством материального мира..."
2) тип процесса мышления, соответствующий этому понятию, когда его субъекты идеологи, не осознавая связи своих конструкций с материальными интересами определенных классов и, следовательно, объективными силами, мотивирующими их деятельность, постоянно воспроизводят иллюзию абсолютной самостоятельности социальных идей, которая следует за приближением к действительности, состоящим в конструировании желания, но воображаемая реальность, которая представляет собой саму реальность;
Ф. Энгельс, критикуя немецкого философа Э. Дюринга, писал, что «...философия действительности оказывается здесь чистой идеологией, выводом действительности не из самой себя, а из представления. Таким образом, реальность появляется в идеологии. в искаженной и перевернутой форме, а Идеология оказывается иллюзорным сознанием, в котором социальная действительность, объективные противоречия и потребности общественной жизни предстают в трансформированном виде. В отличие от этих идеологических форм научное сознание остаётся «…основанным на реальной истории…».
Методы научного анализа и критики идеологии обеспечиваются материалистическим пониманием истории, согласно которому сознание является сознательным существом и поэтому должно объясняться из существования людей, их процесса реальной жизни. Идеология подчиняется общим законам общественного сознания. Оно не пользуется абсолютной независимостью, а лишь относительной.
Марксизм как идеология превратил социализм в борьбу миллионов; на многие десятилетия эта идеология стала духовным оружием эксплуатируемых и угнетенных. Маркс и Энгельс не считали свое учение идеологией. Они характеризовали марксистское учение как науку, а не как идеологию.
Объект исследования- проблематика идеологии
Предмет исследования- проблематика идеологии в учении Карла Маркса и Фридриха Энгельса
Цель исследования- изучить проблематику идеологии в учении Карла Маркса и Фридриха Энгельса
Задачи исследования:
- раскрыть личность К. Маркс как идеолога и как создателя теории идеологии
- рассмотреть бытийственные основания и предпосылки идеологизации
- изучить концепцию марксисткой идеологии
- исследовать идеи диктатуры пролетариата
ГЛАВА 1. ИДЕОЛОГИЯ В УЧЕНИЯХ К. МАРКСА И Ф. ЭНГЕЛЬСА
1.1. К. Маркс как идеолог и как создатель теории идеологии
К. Маркс и Ф. Энгельс — авторы важнейшей теории идеологии, оказавшей огромное влияние на все последующие интерпретации этого явления. В то же время на протяжении всей своей творческой карьеры немецкие философы сохраняли негативное отношение как к самому термину, так и к его автору Д. де Траси. Маркс называет его «холодным буржуазным доктринером», примером «смятенной и в то же время претенциозной бессознательности политических экономистов».
К. Маркс имеет одну из самых популярных трактовок идеологии — «иллюзорное сознание». Философ пишет: «во всякой идеологии люди и их отношения помещены на головы, как в темной комнате».
В целом можно выделить несколько разных смыслов, в которых он употребляет этот термин, но в то же время идеология в любом случае остается «иллюзорным сознанием». Таким образом, целью написания «Немецкой идеологии» является критика Гегеля и его учеников – младогегельянцев. Будучи убежденным материалистом, он критикует философов-идеалистов за то, что «творения их голов стали господствовать над ними». у других мыслителей, например у Э. Дюркгейма5 или Э. Фромма.
Понятие идеологии применялось К. Марксом и Ф. Энгельсом не только к идеализму как таковому, но и для характеристики идеалистического понимания истории. Они критикуют мыслителей, утверждающих, что решающим фактором для понимания эпохи является изучение ее «сознания», а сама история сводится к истории идей.
По мнению немецких философов, неверно говорить, что в эпоху аристократии господствуют понятия «честь» и «верность», а в эпоху буржуазии всегда творит «равенство» и «свобода»; для себя подобные иллюзии, которые являются не чем иным, как отражением противоречий социальной действительности. [3]
Более того, даже их иллюзорность, то есть ошибочность, «вытекает из исторического процесса их жизни» и не связана с субъективными иллюзиями идеологов или недостаточностью их интеллектуальных способностей. Например, ложность буржуазной идеологии связана с положением в обществе класса буржуазии, его интересами, его местом в производстве.
Пожалуй, самым важным пунктом теории идеологии К. Маркса является идея классовой идеологии. В своем труде «18-е брюмера Луи Бонапарта» философ утверждает необходимость создания различными обществами иллюзий, чтобы скрыть действительное содержание своей борьбы: «Каким бы ни было героическое буржуазное общество, героизм, самопожертвование, террор, гражданская война и сражения были необходимы коренным народам.
В классически строгих традициях Римской республики гладиаторы буржуазного общества находили идеалы и художественные формы, иллюзии, необходимые им для того, чтобы скрыть ограниченное буржуазное содержание своей борьбы, чтобы скрыть ее. поддерживать свое вдохновение на самом высоком уровне. великой исторической трагедии.
Таким образом, Маркс по существу пишет о мотивационной функции идеологии. Более того, именно приобретая классовое сознание (формой этого сознания может выступать идеология), пролетариат, по мысли философа, переходит из неорганизованной массы в класс.
Важно отметить, что в трудах К. Маркса мы находим идеи, которые позволяют утверждать, что он заложил основы понимания социальной роли идеологии. Будучи материалистом, он еще не утверждал, что не существует обратного влияния идей на материальную действительность: «Оружие критики не может, конечно, заменить критику оружием, сила материальная должна быть свергнута материальной силой, но теория становится материальной». [4]
Разрабатывая понятие «иллюзорного сознания», Маркс, по существу, говорил о познавательной функции идеологии. воздействие на базу, является шагом к реализации политического и социального потенциала этого явления.
Таким образом, употребляя этот термин и в гносеологическом, и в философском, и в политическом смысле, его развивают все же главным образом К. Маркс и Ф. Энгельс. учение об идеологии как «иллюзорном сознании».
Такой трактовкой мыслители заложили основы будущей традиции негативного отношения к этому явлению, что в конечном итоге привело к возникновению концепций деидеологизации в середине 20 века.
Примечательно, что создатель первой теории идеологии, а также одной из самых мощных идеологий в истории, никогда не применял этот термин к своему учению, утверждая строго научный характер своего мировоззрения10. Коренное отличие коммунизма от идей эксплуататорских классов неоднократно подчеркивалось мыслителем: «Коммунистическая революция есть самый решительный разрыв с отношениями собственности, унаследованными от прошлого;
Неудивительно, что в ходе своего развития она решительно порвала с идеями, унаследованными от прошлого.
Однако если его построения действительно можно сравнить с идеалистической философией, то даже в его собственном понимании классовой идеологии его учение является идеологическим. Цель этого учения — решить проблему понимания пролетариатом своего места в общественной системе.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ф. Энгельс. «Анти-Дюринг» (философия, политическая экономия, социализм) 2020г
2. Гегель Георг Вильгельм Фридрих: Философия духа 2019г.
3. К. Маркс - Заметки о новейшей прусской цензурной инструкции 2021г.
4. Фейербах Л. Необходимость реформы философии. Основные положения философии будущего - Москва: Директ-Медиа, 2022г.
5. Л. Фейербах. Собрание сочинений т. I, стр. 231, 2023г.
6. Ленин В.И. Государство и революция// В.И.Ленин. Полное собрание сочинений. - 5-е изд. - Т. 33. - М.: Издательство политической литературы, 2021.- с.12
7. Мальцев В.А. Основы политологии, учебник для вузов.- М.: ИТРК РСПП ,2018.- с. 84
8. Маркс К. К критике политической экономии//Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - 2-е изд. - Т.13.- С.5
9. Григорьев П.В. Теоретическая политология - Ярославский государственный университет имени П.Г. Демидова, 2022 - с.24
10. Маркс К. Немецкая идеология//Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - 2-е изд. - Т.10.- С.21
11. Зотов В.Д., Зотова Л.В. История политических учений.- М.: Юристъ ,2021.- с. 418
12. Соловьёв А.И. Введение в политологию.- М.: Аспект Пресс, 2018.- с. 33
13. Маркс К. Манифест Коммунистической партии//Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - 2-е изд. - Т.7.- С.10
14. Маркс К. К критике гегелевской философии права//Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. - 2-е изд. - Т.9.- С.5