Фрагмент для ознакомления
2
Проблема эффективного и рационального управления является приоритетной задачей организаций, для решения которой необходимо адаптироваться к повышающимся требованиям к качеству производимой продукции или оказанию услуг.
Прежде чем рассматривать содержание и преимущества системы менеджмента качества, необходимо дать определение системы менеджмента качества.
Система менеджмента качества (СМК) – совокупность мер и требований стандартов, которая направлена на повышение эффективности всей системы управления предприятием и повышения эффективности деятельности. Согласно анализу требований стандарта, ГОСТ Р ИСО 9001:2015, система менеджмента качества – это часть общей системы управления предприятием для обеспечения стабильного качества производимой продукции или оказываемой услуги [1]. Иными словами, СМК направлена на постоянное повышение качества продукции и услуг за счет совершенствования всех бизнес-процессов (в том числе деловых и технологических процессов) и повышения эффективности использования материальных и нематериальных ресурсов.
СМК – это инструмент, который отвечает за улучшение функционирования деятельности компании –как в производственной, так и управленческой сферах. Данный инструмент объединяет многоуровневую иерархию бизнес-процессов предприятия, которые протекают, как и самостоятельно, так и взаимозависимо друг от друга. Поэтому, необходимо выявлять дублирующие процессы, «узкие» места процессов, в целях предотвращения убытков на предприятии.
В базовой экономической теории, целью любого предприятия –является получение максимальной прибыли. Для получения максимальной прибыли, организация должна повышать эффективность собственной деятельности, а это, в свой очередь, зависит от грамотного построения внутрифирменного пространства (производство, структура, ресурсы) и соответствия внешним требованиям области присутствия предприятия (государство, поставщики, стандарты и т.д.).
Можно сделать вывод, что система менеджмента качества, как родственное понятие к «качеству», предназначена для непрерывного повышения результативности и эффективности деятельности предприятия, бизнес-процессов и самое основное, в условиях рыночной экономики, повышения конкурентоспособности предприятия. Для создания СМК в организации, необходимо стратегическое решение представителей высшего руководства – менеджеров высшего звена. СМК можно считать инструментом повышения эффективности деятельности структурных подразделений, зон ответственности и предприятия в целом. Основополагающими документами, которые в совокупности можно считать руководством по проектированию, разработке и внедрению СМК, являются стандарты серии 9000, а именно ISO9001-2015. Большинство стран мира прибегают к адаптации данного международного стандарта, выпуская собственные национальные стандарты – в РФ аналогом данного стандарта является ГОСТ Р ИСО 9001:2015.
Внедрение СМК является общепризнанным действенным методом современного практического менеджмента, который позволяет обеспечить упорядочение деятельности компании, повышения качества процессов и эффективности использования ресурсов.
При внедрении СМК необходимо ориентироваться на стратегию компании и другие долгосрочные аспекты планирования деятельности. Однако, серьезной опасностью может быть установление менеджментом компании ошибочных целей с ориентацией на недобросовестных консультантов и сертифицирующих организаций, которые при такой целевой установке приводят к формализации СМК и дискредитации основ и принципов менеджмента качества. Разработка и внедрение системы менеджмента качества, ее дальнейшая сертификация и улучшение в компании осуществляется в соответствии со стандартами. Исторически сложилось так, что стандарт ISO9001 видоизменялся и на текущий момент можно выделить 4 основных периодов его развития (см. рисунок 1). В 2015 году произошли важные изменения в части понятийного аппарата и требований. Именно стандарт версии 2015 года и стоит рассматривать в качестве основы для подготовки проекта внедрения СМК в практику предприятия [3].
Рисунок 1 – Развитие истории стандартов серии ISO9000
Компания – система взаимосвязанных бизнес-процессов, поэтому важно отметить, что основой системы менеджмента качества является процессный подход и непрерывное улучшение. Основа стандарта ISO9001:2015 – семь принципов менеджмента качества, в состав которых и входят фундаментальные методы – процессный подход и непрерывное улучшение деятельности. Современный стандарт базируется на 7 основных принципах:
– ориентация на потребителя (потребитель занимает центральное место в экономической модели построения деятельности и стратегии предприятия);
– лидерство (руководитель должен быть в первую очередь лидером для своих подчиненных, потому что его задача не просто командовать, а мотивировать свою команду и быть примером, ориентиром);
– задействование персонала (предприятие, если рассматривать его с позиции человеческих ресурсов, должно функционировать как четко замотивированная команда);
– процессный подход (организация рассматривается как система процессов);
– улучшение (постоянный анализ процессов с целью постоянного улучшения и доведения до «совершенства»);
– принятие решений, основанных на свидетельствах (подтвержденный факт; решения должны быть аргументированы и обоснованы);
– управление взаимоотношениями (грамотное построение взаимодействия с поставщиками и т.д.).
Для внедрения СМК на предприятии необходимо изучить принципы управления качества, их формулировку и обоснования и в дальнейшем описать основные процессы компании в целях улучшения качества производимой продукции или оказываемых услуг.
Также, соответствие требованиям стандарта обеспечат успешное прохождение сертификации и доверие со стороны внешних субъектов экономической деятельности и заинтересованных сторон, в частности. Для выявления несоответствий характеристики продукции/услуг, необходимо обращаться к процессному подходу. Процессный подход – один из семи принципов менеджмента качества. Данный подход заключается в том, что организация рассматривается как совокупность (в т. ч., иерархия) взаимосвязанных и взаимозависимых процессов. Управление и организация процессов в системе менеджмента качества основополагается на цикле Деминга (также называют «круг качества) – цикле PDCA – Plan (планируй), Do (выполняй), Check (проверяй), Act (воздействуй) (см. рисунок 2).
«Круг качества» является непрерывным циклом контроля совершенствования продукта/услуги и производственных процессов. Цикл Деминга решает задачи по оптимизации производственных процессов.
Рисунок 2 – Цикл Деминга (круг качества) [5].
Непрерывное и последовательное развитие и улучшение производственных, управленческих и других процессов на каждом этапе цикла PDCA помогает компании любой отрасли повысить результативность производственной, финансовой и экономической деятельности.
Немаловажно подчеркнуть, что помимо вышеперечисленных тезисов, компания повышает имидж и репутацию. Кроме того, У. Деминг сформулировал 14 принципов успешного управления качеством и 7 «смертельных» болезней управления.
14 принципов управления качеством:
постоянство целей (непрерывное улучшение деятельности предприятия);
новая философия (принятие новых установок и отхождение от старомодных принципов управления);
снижение зависимости от массового контроля;
отхождение от практики закупок по самой низкой цене (так как это не гарантирует качество сырья);
стремление к улучшению всех бизнес-процессов (даже самый незначительный на первый взгляд процесс может оказывать катастрофическое влияние на конечный результат деятельности компании);
обучение персонала;
лидерство руководителя;
разрушение барьеров между структурными подразделениями;искоренение страхов (необходимо выстраивать четкую линию доверия между руководителем и подчиненными);
отказ от пустых лозунгов и призывов (плакаты не помогут решить проблемы на производстве, это требует участие всей иерархии компании);
устранение произвольных количественных норм и заданий (руководителям необходимо оказывать поддержку сотрудникам, не устанавливая только количественные критерии);
поощрение стремления к образованию;
постоянное улучшение качества.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Постановление Правительства РФ от 13.07.2015 № 702 «О предельных значениях выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.consultant.ru/law/hotdocs/43689.html/ (дата обращения: 27.05.2024)
2. Федеральный Закон №209-ФЗ «О развитии малого предпринимательства в Российской Федерации» от 24.07.2007 (ред. от 12.12.2023). - Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_52144/ (дата обращения: 27.05.2024)
3. Ажиненко, М.Е. Бенчмаркинг в системе современного менеджмента / М.Е. Ажиненко // Журнал у. Экономика. Управление. Финансы. - 2021. - №2. - С. 171-177.
4. Артеменко, С.И. Проблемы и перспективы развития бенчмаркинга в цифровой экономике /С.И. Артеменко // Бизнес. Образование. Право. - 2021. - №1. - С. 71-75.
5. Афанасьева, М.Ф. Ключевые ориентиры бенчмаркинга социально-этичных стандартов маркетинга / М.Ф. Афанасьева // Экономика устойчивого развития. - 2021. - №2. - С. 23-27.
6. Бойжигитов, С.К. Способы использования бенчмаркинговых технологий при оценке эффективности маркетинговой деятельности на предприятиях в цифровой экономике / С.К. Бойжигитов // Актуальные научные исследования в современном мире. - 2021. - №3-2. - С. 42-48.
7. Боробов, В.Н. Малое предпринимательство, его роль в рыночной экономике / В.Н. Боробов // Тенденции развития науки и образования. - 2021. - №71-3. - С. 11-15.
8. Григорьев, И.Г. К вопросу о малом предпринимательстве / И.Г. Григорьев // UNIVERSUM: экономика и юриспруденция. - 2021. - №3. - С. 13
9. Долинский, Н.И. Роль бенчмаркинга в системе менеджмента организации / Н.И. Долинский // Вектор экономики. - 2021. - №3. - С. 4-8.
10. Донцова, Л.В. Бенчмаркинг как инструмент оценки эффективности системы внутреннего контроля. Монография / Л.В. Донцова. - М.: Проспект, 2016. - 248 c.
11. Журавлев, В.В. Анализ хозяйственно-финансовой деятельности предприятия / В.В. Журавлев. - Чебоксары: Искра, 2017. - 412 с.
12. Коргова, М. А. Менеджмент. Управление организацией / М.А. Коргова. - М.: Юрайт, 2019. - 198 с.
13. Кравченко, Е.С. Методические аспекты управления трансформацией бизнес-модели предприятия / Е.С. Кравченко // Стратегия предприятия в контексте повышения его конкурентоспособности. - 2021. - №10. - С. 25-29.
14. Логинова, Е.В. Бенчмаркинг - инструмент развития конкурентных преимуществ / Е.В. Логвинова. - М.: Научная книга, 2016. - 53 c.
15. Мадера, А. Г. Бизнес-процессы и процессное управление в условиях неопределенности: Количественное моделирование и оптимизация / А. Г. Мадера. - М.: Ленанд, 2019. - 160 c.
16. Малетова, Т.С. Мониторинг качества бизнес-моделей предпринимательских структур / Т.С. Малетова // Вестник Донецкого национального университета. Серия В. Экономика и право. - 2021. - №1. - С. 110-115.
17. Морозов, А.А. Современная институциональная ситуация субъектов малого и среднего предпринимательства в России / А.А. Морозов // Экономика и бизнес: теория и практика. - 2021. - №3-2. - С. 75-79.
18. Микалут, С.М. Маркетинговые аспекты разработки бизнес-моделей инновационных предприятий / С.М. Микалут // Белгородский экономический вестник. - 2021. - №2. - С. 36-46
19. Предпринимательство: организация, экономика, управление / под ред. А.Д. Шеремета. – М.: ИНФРА-М, 2017. – 480 с.
20. Ситько, Д.Ю. Бенчмаркинг как один из современных и эффективных механизмов совершенствования работы предприятий / Д.Ю. Ситько // MODERN SCIENCE. - 2021. - №1-2. - С. 109-112.
21. Серяпова, И.В. К вопросу о способах повышения конкурентоспособности предприятий малого бизнеса / И.В. Серяпова // Актуальные научные исследования в современном мире. - 2021. - №3-2. - С. 189-192.