Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность рассматриваемой темы состоит в том, что развитие мировой экономики характеризуется дальнейшим увеличением масштабов хозяйственной деятельности, расширением связей между различными странами, углублением международного разделения труда. Нет стран, которые не взаимодействовали бы между собой экономически, не были бы включены в систему производственных отношений и взаимозависимостей, в том числе и страны СНГ и в их структуре Россия и Туркменистан, которых исторически связывают взаимоотношения по разным направлениям.
Мировая экономика является сложной системой, которая включает в себя множество составляющих ее элементов, где в основе этой системы лежат ограниченные рамками отдельных государств национальные интересы по производству материальных и духовных благ, их распределение, обмен и потребление. И в глобальном мас¬штабе, и в рамках отдельных государств в зависимости от их места и доли в целом мирового воспроизводственного процесса данные структурные элементы оказывает влияние на всю мировую хозяйственную систему.
Страны СНГ в системе мирового хозяйства можно назвать как совокупность национальных хозяйств, которые находятся в постоянной динамике, в дви¬жении, и которые обладают растущими международными связями и, следовательно, сложнейшим взаимовлиянием, поскольку они подчинены объективным законам рыночной экономики, несмотря на противоречия мировой экономической системы.
Объектом исследования выступает страна СНГ - Туркменистан.
Предмет исследования – тенденции развития взаимоотношений Туркменистана и России.
Целью данной работы является рассмотрение особенностей отношений Туркменистана с Россией в конце ХХ – начале XXI веков.
Задачи работы решались следующие:
-рассмотреть роль стран СНГ в мировом хозяйстве;
-представить краткий обзор стран СНГ в мировом хозяйстве;
-дать общую характеристику развития Туркменистана;
-рассмотреть взаимодействие России и Туркменистана: положительные и отрицательные тенденции.
В процессе настоящего исследования в качестве источников информации использовалась нормативно-правовая, законодательная база, учебная, специальная и научная литература, а также расчетно-аналитические материалы периодической печати.
Теоретической и методологической основой этого исследования стали работы ведущих отечественных и зарубежных ученых и специалистов в области внешнеэкономической политики и внешней торговли Российской Федерации.
В работе использовались следующие методы исследования: метод сравнения, факторный анализ, метод системного подхода, формально-логический, системно-структурный, а также метод синтеза, аналогии, комплексно-динамические подходы, наблюдение, статистические и математические методы обработки информации.
Представленная работа включает в себя две главы, введение и заключение, список используемых источников по теме исследования.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СТРАН СНГ
1.1. Состав и структура стран СНГ
Советский Союз прекратил свое существование в конце 1991 года, в результате чего в международном сообществе возникло новое образование - Содружество Независимых Государств (СНГ). На историческом переломном этапе, в сложных условиях переходного периода важно было сохранить на постсоветском пространстве все позитивное, что веками связывало народы в общей истории в политике, экономике, культуре, гуманитарных отношениях, межличностном общении, и на этой основе вывести сотрудничество на качественно новый уровень .
Распад Союза ССР и образование независимых и суверенных государств - бывших союзных республик - предопределили необходимость юридического оформления и закрепления новой государственности. Их первыми шагами на этом пути были разработка и принятие новых конституций, которые соответствовали бы их новому международно-правовому статусу. С провозглашением суверенитета и независимости в указанных государствах начинается активизация процессов формирования новой конституционной системы.
В то же время политические, экономические, культурные и другие связи, сложившиеся за время длительного пребывания народов этих стран в рамках единого союзного государства - Союза ССР, настоятельно диктовали необходимость нового объединения, которое превратилось в Содружество независимых государств, построенное на основе международного права.
В результате свободной воли Азербайджан, Армения, Беларусь, Грузия, Казахстан, Киргизия, Молдова, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина решили сформировать Содружество Независимых Государств (СНГ), которое будет действовать на основе суверенного равенства всех Члены СНГ, независимые и равноправные субъекты Содружества Независимых Государств (СНГ), представляющие независимый и равноправный субъект Содружества Независимых Государств (СНГ). Было установлено международное право. Важнейшей задачей Содружества государства-участники определили сотрудничество в экономической, таможенной, пограничной, военно-политической и социально-гуманитарной областях, а также в некоторых других сферах общественной и общественной жизни.
Изменения, которые были отмечены в общественной жизни стран СНГ практически с момента обретения независимости, вызвали необходимость совершенствования и дальнейшего развития конституционно-правового регулирования общественной и общественной жизни.
Протокол и Декларация от 21 декабря 1991 года были приняты 22 января 1993 года представителями семи государств - Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, России, Таджикистана и Узбекистана. Российская Федерация ратифицировала Устав СНГ 15 апреля 1993 года.
Являясь правовой основой СНГ, Хартия направлена на усиление и консолидацию центростремительных тенденций в Содружестве, а также на усиление тенденции к созданию на территории бывшего СССР зоны стабильности и активного сотрудничества в экономической, гуманитарной и других областях .
После распада СССР на его территории образовалось 15 суверенных государств. Причем на мировой карте появились государства, которые либо ранее вообще не существовали (Белоруссия, Украина, Казахстан, Киргизия), либо имели весьма ограниченный опыт самостоятельной государственности (Эстония, Латвия, Литва). Появилась также особая категория «непризнанных постсоветских государств», в числе которых оказались Нагорный Карабах, Южная Осетия, Приднестровская Молдавская Республика, Гагаузская Республика, Республика Абхазия.
Государства, возникшие на постсоветском пространстве, с первых дней своего существования столкнулись с объективной необходимостью поиска своей «международно-структурной идентичности». Перед республиками бывшего СССР встал выбор – начать процесс формирования нового международно-политического региона либо включиться в тот или иной уже существующий. Например, прибалтийскими странами была полноценно использована вторая возможность. Непризнанные государства включились в процесс отстаивания своих территориальных и политических интересов, что привело к серьезным вооруженным конфликтам, ставшим неотъемлемым фоном постсоветского размежевания на протяжении последнего десятилетия ХХ века, незаконченного до настоящего времени.
Независимость, полученная бывшими республиками СССР, оказала негативное воздействие на их экономики, так как они потеряли привычные рынки сбыта продукции, развалились налаженные годами производственно-хозяйственные связи. Было четко понятно, что нарушение хозяйственных связей не приведет ни к чему хорошему, поэтому и возникла объективная потребность в такой организации, как СНГ, так как сразу же возникала возможность продавать свою продукцию на рынках, прежде всего, стран Средней Азии, где большой популярностью пользуется продукция российского АО «АвтоВАЗ», что приносит ему огромную прибыль и в настоящее время .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Аверин Н.Ф. Международные экономические отношения: учебник / Н.Ф. Аверин. – М.: Экономистъ, 2019. – 212 с.
2. Авчинников В.М. Проблемы международных экономических отношений: учеб. пособие / В.М. Авчинников. – М.: Восток – Запад, 2019. – 192 c.
3. Братцева Е.Т. Внешнеэкономические связи: учеб. пособие / Е.Т. Братцева. – М.: Финансы и статистика, 2019. – 512 с.
4. Борисов Р.М. Мировая экономика. Внешнеэкономическая деятельность: Учебное пособие / Р.М. Борисов. – СПб.: Нева, 2022. – 224 с.
5. Гаджиев К. С. Геополитика. – М.: Международные отношения, 2019. – 310 с.
6. Гомеров И.Н. Мировая экономика. – М.: МГУ, 2021. – 290 с.
7. Демидов А.И. Основы политологии. Учебное пособие. – М.: Юнити, 2020. – 255 с.
8. Избышев К.И. Политика конкурентоспособность российской экономики // Экономическое развитие России. 2019. № 10. С. 44–47.
9. Казанцев Ю. И. Международные отношения и внешняя политика России (ХХ век). Ростов-на-Дону: Феникс; Новосибирск: Сибирское соглашение, 2020. – 342 с.
10. Корольчук А.К. Мировая экономика.: Учеб. пособие, С.П. Гурко.-Минск: ИП «Экоперспектива», 2020. – 415 с.
11. Лохманский Д.Е. Экономическая дипломатия России в условиях глобализации / Д.Е. Лохманский. – М.: Экономика, 2022. – 350 с.
12. Мальцев В.К. Мировая экономика / В.К. Мальцев. – М.: Юнити, 2019. – 370 с.
13. Маныкин А. С. Введение в теорию международных отношений. – М.: Издательство МГУ, 2021. – 398 с.
14. Мировая политика и международные отношения в новом тысячелетии/ под ред. М.М. Лебедевой. - М.: Академия, 2020. – 287 с.
15. Николаева И.П. Мировая экономика.: Учеб. пособие для вузов.-2-е изд., переработ. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. – 355 с.
16. Мухаев Р.Т. Политология. Учебник для ВУЗов. М.: Приор, 2019. – 274 с.
17. Обухов В.С. Мировые цены и реформирование мировой финансовой системы // Внешнеэкономический вестник. 2019. № 2. – С. 127-130.
18. Павлов Ю. М. Международные отношения и мировая политика. – М.: Издательство МНЭПУ, 2022. – 418 с.
19. Политология: наука о политике / Под ред. В. Андругценко, Н. Горлача. СПб.: Нева, 2022. – 230 с.
20. Политология: Учебник / Под ред. М. А. Васелика. М.: Гардарики, 2022. – 265 с.
21. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию. М.: Владос, 2019. – 217 с.
22. Петраков П.Н. Экономические санкции против России: ожидания и реальность//http://weic.info/ekonomicheskie_stati/ekonomicheskie_sankcii_protiv_rossii_rf_prichiny_analiz_spiski_posledstviia.
23. Покровская Е.Б. Внешнеторговые связи России на современном этапе // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. – 2022. – №21. – С.168–178.
24. Потапова Е.В., Марченкова Л.М. Направления и инструменты торгово-политического регулирования внешней торговли России // Вестник ОрелГИЭТ. – 2022. – №1. – С. 134–140.
25. Рудакова О.В. Тарифная политика российского государства» // Социально-экономические явления и процессы. – 2019. – №5. – С. 44-51.
26. Рябушкин М.В. Участие России в международных режимах экспортного контроля // Таможенная газета. – 2022. – №4. – С.11-13.
27. Сельцов С.Л. Экономико-статистические методы анализа внешней торговли / С.Л. Сельцов . – М.: Финансы и статистика, 2020. – 197 с.
28. Сайт Федеральной службы государственной статистики. [Электронный ресурс] URL: http://www.gks.ru
29. Токарев Н.Н. Внешнеторговая деятельность. – М.: ПРИОР, 2022. – 390 с.
30. Уткин Э.А., Морозова Г.И. Макроэкономика. – М.: Финансы и статистика, 2022. – 302 с.
31. Усачев Д.Я. Основы внешнеэкономической деятельности. – СПб.: Нева, 2020. – 248 с.
32. Федюнин С.К. Международное разделение труда. – М.: Кнорус, 2020. – 275 с.
33. Цыбулин В.Р. Мировая экономика: Учебное пособие / В.Р. Цыбулин. – М.: Перспектива, 2019. – 248 с.
34. Эволюция и перспективы привлечения инвестиций ведущих европейских держав в российскую экономику // Финансы. Деньги. Инвестиции. – 2020.— № 1. – С. 29-38.