Фрагмент для ознакомления
2
Понятие равновесия в естественных науках является одним из самых универсальных. Равновесие представляет собой ситуацию, когда комплекс сил, действующих на систему, взаимно компенсируют друг друга, и система не испытывает ускорения. Система в данном случае представляет собой множество элементов, находящихся взаимосвязи друг с другом, образуя определенную целостность и единство.
Существует три вида равновесия: устойчивое, неустойчивое и безразличное.
Устойчивое равновесие означает, что тело, выведенное из положения равновесия и отпущенное, вернется в исходное положение.
Неустойчивое равновесие, наоборот, приведет к дальнейшему отклонению тела от положения равновесия.
Безразличное равновесие означает, что тело, выведенное из положения равновесия и отпущенное, не изменит своего положения.
В средней группе детей возраста, возрастающие возможности в воспроизведении движений, способность контролировать положение тела и улучшение координации основных движений позволяют повысить требования к качеству упражнений в равновесии. Упражнения для детей этого возраста усложняются не только количественно (например, дорожка становится выше, горка становится выше), но и меняются способы выполнения и объем упражнений. Например, используются разные способы выполнения упражнений и их чередование, такие как ходьба на носках до середины скамейки, а затем обычным шагом; ходьба приставным шагом пяткой к носку до середины, а затем прыжками и бегом; ходьба приставным шагом правым боком до середины, затем поворот на 180 градусов и ходьба приставными шагами левым боком. Дети также учатся ходить по скамейке и бревну, ставя ногу с носка, сохранять равновесие при ходьбе по линии, выполнять повороты на ограниченной поверхности, бегать по наклонной поверхности и ходить на носках по ребристой доске. Также включаются задания, определяющие положение рук при ходьбе. Упражнения в принятии статических поз становятся более длительными.
Особенность упражнений, которые тренируют равновесие, заключается в том, что они проводятся в медленном темпе и не включают соревнования на скорость выполнения движений. Поэтому педагог должен обращать внимание на уверенное выполнение статических поз и спокойную ходьбу по площадке разной высоты. Иногда дети сами стремятся выполнить упражнения быстрее, но это не допустимо.
Педагог должен учитывать, что на пятом году жизни детей формируется желание выполнять задания красиво и правильно. Они получают удовлетворение от успешного выполнения задания. Чаще всего дети оценивают себя только с положительной стороны, не проявляя особой настойчивости для качественного выполнения упражнений. Они могут даже не закончить выполнение сложного упражнения. В то же время дети отказываются от помощи и стараются делать все самостоятельно, хотя им все еще нужно постоянное поощрение и поддержка. Поэтому педагог должен быть готов в нужных ситуациях корректировать ребенка, подстраховывать его и направлять в правильное выполнение упражнений.
Для детей старшего дошкольного возраста упражнения в равновесии усложняются как количественно, так и качественно. Упражнения в ходьбе по гимнастической скамейке и бревну становятся более разнообразными. Ширина и высота пособий остаются такими же, как в средней группе, но требования к точности выполнения движений, соблюдению статических поз и хорошей осанке, а также непринужденности движений увеличиваются. Дети выполняют задания, такие как приставные шаги в сторону, вбегание и сбегание по наклонной доске на носках, прохождение по скамейке, перешагивание через набивные мячи, раскладывание и сборка мешочков.
В этом возрасте дети также выполняют специальные общеразвивающие упражнения, которые помогают им сохранять равновесие. Некоторые из таких упражнений включают в себя стояние на гимнастической скамье, поднимание на носки и опускание на всю ступню, повороты, стояние на одной ноге (другая нога отведена назад), выполнение упражнения "ласточка", приседание на носки после бега и прыжков, остановка и стояние на одной ноге, кружение парами.
Для достижения этих целей также важно использовать условия окружающей среды: ходить по песочнице, бортовому камню, лежащему дереву, мостику, по камням, корням деревьев. В зимнее время дети могут ходить по снежным валам, скользить по ледяным дорожкам, кататься на лыжах и коньках.
Занятия должны быть построены по принципу от простого к сложному. Например, упражнения, в которых ребенок перемещается по наклонной доске с одновременным движением рук и ног, сначала следует проводить в замедленном темпе на ровном полу. После того как ребенок овладеет простыми элементами, он переходит к более сложным комплексам тренировки.
Во время выполнения упражнений на равновесии следят, чтобы ребенок шел переменным шагом, смотрел вперед, а не на ноги, и выполнял соскок с мягким приземлением на полусогнутые ноги в конце бревна.
В старших группах большое внимание уделяется самостоятельности и проявлению инициативы.
Учитывая возросшие возможности детей, задания на равновесие становятся все сложнее. Площадь опоры в упражнениях становится более узкой и высокой. При этом не всегда нужно добиваться прочной устойчивости доски или гимнастической скамейки. Дети в возрасте 6-7 лет должны уметь проходить по слегка качающемуся пособию, восстанавливая балансирование при временной потере равновесия. Они способны удерживать равновесие на большом набивном мяче, ножной качалке и круглом камне.
При ходьбе по узкой и высокой опоре, когда теряется равновесие, детей нужно учить спокойно опустить одну ногу на землю или соскочить, предварительно подготовившись к соскоку и выбрав удачное место для приземления. Дети должны научиться самостраховке.
Игры-аттракционы, используемые в этой группе, часто требуют хорошо развитого чувства равновесия, тренируют детей в этой способности и вызывают у них интерес и желание соревноваться.
Педагог должен постоянно напоминать детям, что упражнения на равновесии требуют от них большого внимания и сосредоточенности. Несмотря на возросшую самостоятельность детей, педагог должен всегда быть внимателен, чтобы вовремя оказать страховку ребенку. Необходимо постоянно корректировать движения детей, следить за правильностью выполнения упражнений и анализировать совместно с ребенком причины его неудач. Важным остается контроль за осанкой детей.
1.2. Физиологические основы равновесия у детей дошкольного возраста
В дошкольном возрасте формируется основа для здоровья и полноценного физического развития ребенка. Этот период благоприятен для развития различных координационных способностей, поэтому их активное развитие должно начинаться именно в этом возрасте. Только так можно обеспечить необходимую общую физическую подготовленность ребенка. Важность развития координации в дошкольном возрасте обусловлена тем, что она является основой для освоения двигательных навыков и их применения в различных видах деятельности. Координационные способности зависят от способности удерживать устойчивое положение тела, то есть от равновесия, которое проявляется в статических положениях и во время движений. Равновесие - это способность сохранять устойчивость тела и его частей в различных фазах движения. Это качество необходимо человеку для безопасного передвижения в различных условиях и успешного выполнения различных задач.
Состояние равновесия зависит от вестибулярного аппарата, систем организма и расположения центра тяжести тела. У детей дошкольного возраста центр тяжести тела находится высоко, что затрудняет им сохранение равновесия. При выполнении упражнений и изменении положения тела, центр тяжести смещается и равновесие нарушается. Для восстановления нужного положения тела требуется приложить усилие. Развитие равновесия происходит при выполнении упражнений на уменьшенной и приподнятой площади опоры, а также при упражнениях, требующих значительных усилий для поддержания устойчивого положения тела.
Управление равновесием у детей дошкольного возраста, особенно в раннем возрасте, является чрезвычайно сложным вопросом. Из-за возрастных особенностей развития всех афферентных систем (зрительной, вестибулярной, кожной, двигательной) и их интеграции в центральную нервную систему, еще рано говорить о "хорошо организованной функции" сохранения позы. Равновесие постепенно формируется в автоматизированную функциональную систему, которая реагирует на воздействия внешней среды. Со временем ребенок научается поддерживать разнообразные позы как в статическом положении, так и в движении. (М.Ю.Кистяковская, 1978).
Формирование способности удерживать данную позу у девочек происходит более интенсивно, чем у мальчиков. У детей 4-7 лет наблюдаются большие индивидуальные колебания в равновесии. Максимальные возможности детей в статическом равновесии улучшаются из года в год, особенно интенсивно на шестом году жизни.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алхасов Д. С. Профессиональный модуль. ПМ 1.«Организация мероприятий, направленных на укрепление здоровья ребёнка и его физического развития»: МДК 01.02.«Теоретические и методические основы физического воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста»(в таблицах и схемах). – Directmedia, 2015. URL: https://books.google.com/books?hl=ru&lr=&id=7GU5CwAAQBAJ&oi=fnd&pg=PA3&ots=czeju7VA3k&sig=zBz-t4wLmnVHJvpPDpEA9wKZc5E (дата обращения: 02.06.2024).
2. Губаева Е. Е., Мугаллимова Н. Н. Развитие координационных способностей у фигуристов группы начальной подготовки // Наука и спорт: современные тенденции. – 2015. – Т. 8. – №. 3. – С. 132-137. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-koordinatsionnyh-sposobnostey-u-figuristov-gruppy-nachalnoy-podgotovki (дата обращения: 02.06.2024).
3. Гурулёва Т. Г. Воспитание координационных способностей в спортивно-оздоровительных группах детей 6-7 лет : дис. – Улан-Удэ : Гурулева Татьяна Георгиевна, 2006. URL: https://static.freereferats.ru/_avtoreferats/01002979422.pdf (дата обращения: 02.06.2024).
4. Корсаков С. В. и др. Тренировка для развития равновесия при обучении передвижению на лыжероллерах // Ученые записки университета им. ПФ Лесгафта. – 2016. – №. 8 (138). – С. 79-96. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/trenirovka-dlya-razvitiya-ravnovesiya-pri-obuchenii-peredvizheniyu-na-lyzherollerah (дата обращения: 02.06.2024).
5. Лаутеслагер П. Двигательное развитие детей раннего возраста с синдромом Дауна // М.: Монолит. – 2003. – Т. 344. – С. 8. URL: https://downsideup.org/upload/iblock/37f/lauteslager_blok_s_oblozhkoy.pdf (дата обращения: 02.06.2024).
6. Лях В., Иссурин В. Координационные способности спортсменов. – Litres, 2022. URL: https://books.google.com/books?hl=ru&lr=&id=_3YUEAAAQBAJ&oi=fnd&pg=PA1970&ots=PTaNX5HDUr&sig=cb_53lRMsq3lQXQlaQkHtQAtSYk (дата обращения: 02.06.2024).
7. Малозёмова И. И. Физическое воспитание дошкольников: теоретические и методические основы. – 2018. URL: http://elar.uspu.ru/bitstream/uspu/11642/1/uch00292.pdf (дата обращения: 02.06.2024).
8. Миньковская У. Н., Назаренко Л. Д. МЕТОДИКА РАЗВИТИЯ РАВНОВЕСИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА ЗАНЯТИЯХ ФИТНЕСОМ // Редакционная коллегия: ВА Баранов–доктор философских наук, кандидат педагогических наук, доцент ЛИ Лубышева–доктор педагогических наук, профессор НЮ Мельникова–доктор педагогических наук, профессор. – 2020. – С. 229. URL: http://se.sportedu.ru/sites/se.sportedu.ru/files/sbornik_-_simpozium.pdf#page=229 (дата обращения: 02.06.2024).
9. Осипов А. Ю., Гуралев В. М., Дворкин В. М. Формирование технических действий начинающих самбистов // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. ВП Астафьева. – 2012. – №. 2. – С. 111-116. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-tehnicheskih-deystviy-nachinayuschih-sambistov (дата обращения: 02.06.2024).
10. Петрунина Н. В. Средства оздоровительной физической культуры для коррекции психофизического состояния детей дошкольного возраста с задержкой психического развития // автореферат дисс….. канд. пед. наук./НВ Петрунина. – 2010. URL: https://static.freereferats.ru/_avtoreferats/01004736851.pdf (дата обращения: 02.06.2024).