Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования. Формирование самосознания в студен-ческом возрасте достигает особой важности в силу того, что оно может вли-ять не только на стабильность взаимоотношений человека с обществом, но и развивает внутреннюю, индивидуальную среду личности. Это в свою оче-редь находит отражение в избранной профессиональной деятельности, где в процессе социализации каждый человек сталкивается с осознанием своего места в жизни, которое определяется тем, насколько личность относиться к себе, принимает и понимает свои действия, положительно или негативно оце-нивает собственные успехи.
Ситуация неудовлетворенности, порожденная различными аспектами: быстрыми темпами хаотических социальных и экономических изменений, имеющих преимущественно характер саморазрушения и деградации, появ-ление новых разносторонних стремлений, формирование себя как будущего специалиста определенной профессии, требуют не малой работы над собой, а главное над отношением к себе.
Самооценка – это представление личности о себе, своей важности, сво-их качествах, которая складывается под влиянием общественного мнения, растет за счет собственных достижений и зависит от тех результатов (поло-жительных или отрицательных), которые личность достигла в процессе своей деятельности. Чем значительнее достижения – тем выше самооценка.
При заниженной самооценке появляется неуверенность в себе и в своей деятельности. Завышенная самооценка ведет к переоцениванию своих сил и возможностей, к появлению амбициозности, что заставляет личность ставить перед собой более сложные задачи и требования к достижениям. Неудачи при этом могут вызвать разочарование, тревожность, страх и депрессию.
Проблеме изучению самооценки посвящено существенное количество исследований (Б.Г. Ананьев, Р. Бернс, И.С. Кон, А.В. Петровский С.Л. Ру-бинштейн, B.C. Мухина, А.Н. Леонтьев и др.). В результате многочисленных теоретических и эмпирических исследований по проблемам самооценки, воз-никло представление, что самооценка своим влиянием пронизывает все ас-пекты человеческого существования, в том числе и межличностные отноше-ния в группе.
Студенческие годы являются важным этапом в становлении человека как личности. Стоит отметить, что этот период является одним из критиче-ских в жизни человека по ряду причин: большие интеллектуальные нагрузки, резкие изменения привычного образа жизни, необходимость адаптации к но-вым условиям труда, проживания и питания, формирование межличностных отношений вне семьи, занятие определенного места в учебной группе.
Студенческая группа, сама по себе, является коллективом, который во-влечен не только в учебный процесс. Среди членов студенческой группы можно выделить лидеров группы, популярных юношей и девушек, а также тех, кто не участвует в различных студенческих мероприятиях и не находит-ся в центре внимания окружающих. Данные статусы в группе, непосред-ственно, обусловлены личностными особенностями каждого конкретного члена группы и часто не связаны с достижениями студентов в учебном про-цессе. На статус студента в группе влияют такие личностные факторы, как соответствие притязаний с реальной позицией в группе, что непосредственно может быть связано с самооценкой личности.
Исследованиями социометрического статуса в группе занимались У. Бронфенбреннер, Н.Е. Гронланд, Я.Л. Коломинский, С.А. Котик, В.С. Мер-лин, Дж. Морено, Н.Н. Обозов, Л.С. Славина и др. Однако до сих пор не до-статочно исследований социометрического статуса в связи с самооценкой студентов.
Цель исследования – выявление взаимосвязи самооценки и социомет-рического статуса студентов в группе.
Объект исследования – социометрический статус и самооценка сту-дентов.
Предмет исследования – взаимосвязь самооценки и социометрическо-го статуса студентов в группе.
Гипотеза исследования: предполагается, что уровень самооценки свя-зан с социометрическим статусом студента в группе.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты изучения самооценки и социо-метрического статуса студентов.
2. Организовать и провести эмпирическое исследование самооценки и социометрического статуса студентов.
3. Проанализировать взаимосвязь самооценки с социометрическим ста-тусом студентов в группе.
Методы исследования:
- теоретические: анализ, синтез, сравнение, обобщение данных научной литературы;
- эмпирические (опрос, тестирование);
- количественно-качественный анализ результатов исследования;
- интерпретационные.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его ре-зультаты могут быть использованы для формирования межличностных от-ношений у студентов группе, разработки психокоррекционных программ и тренингов по повышению самооценки студентов, а также разработки реко-мендаций по развитию групповой сплоченности.
Структура работы. ВКР состоит из введения, двух глав – теоретиче-ской и практической, заключения, списка литературы и приложения. Общий объем работы составляет 29 страниц.
Глава 1. Теоретические аспекты исследования самооценки и со-циометрического статуса
1.1. Теоретические подходы к понятию социометрического статуса
Статус определяется как понятие, включающее в себя совокупность прав и обязанностей, существующих в обществе, которые обусловлены по-ложением человека в социальной группе, а также как результат выполнения определенной роли человеком, занимающим положение в своей социальной группе, с учетом его достижений и сложившейся репутации [25].
Социометрический статус – это более узкое понятие, а именно – место, занимаемое субъектом в системе межличностных отношений в определенной социальной группе.
Впервые понятие «социометрический статус» ввел Дж. Морено, кото-рый в системе межличностных отношений указал на наличие 3 основных свя-зей между членами этой группы: эмоциональных, деловых и интеллектуаль-ных. По мере развития группы межличностное общение усиливается, фор-мируется своеобразное субъективное эмоциональное отношение к членам ее членам: кто-то может быть привлекательным для одного, но не вызывать чувства симпатии у другого; кто-то принимается многими членами группы, а кто-то становится в позиции отвергаемого всем классом. Эти эмоциональные отношения формируют своего рода интенсивность внутригрупповых чувств для конкретного члена [25].
Изучению зависимости статуса индивида в группе характеристик по-священо много исследований. Каждый из авторов предлагает свою точку зрения на данную проблему, поскольку не существует единой точки зрения на концепцию личности и малой группы и нет согласованности относительно методов исследования [16]. Но можно выделить среди исследователей общее мнение, что социометрический статус детерминируется суммой независимых качеств личности, особенностей поведения, социально демографических ха-рактеристик, внешности, психодинамических особенностей, успешностью в той или другой деятельности.
При восприятии другого человека в качестве представителя определен-ной социальной группы, выполняющего определенную социальную роль, у его партнера по общению непроизвольно актуализируются ранее сформиро-вавшиеся отношения к этой группе и к этой роли. И в зависимости от харак-тера и содержания этих отношений развивается деловое и межличностное общение данных индивидов, их сотрудничество или противодействие.
Социометрический статус может отражать, насколько человек привле-кателен для других или насколько сильно он ненавидит членов социальной группы. Кроме того, даже если люди не могут объяснить свой социометриче-ский выбор, а просто руководствуются необъяснимой симпатией, они, тем не менее, обычно выбирают членов группы с социально одобряемыми чертами личности и поведением [13].
По результатам социометрического измерения принято выделять не-сколько категорий статуса, которые различаются количеством положитель-ных и отрицательных выборов, которым могут соответствовать люди: пред-почитаемые социометрическими "звездами", пренебрегаемые лица, изолиро-ванные и отвергнутые лица [13].
Социометрический статус определяется путем подсчета количества по-ложительных выборов, количества отрицательных выборов и их комбина-ции. Выбирая того или иного члена группы, человек демонстрирует желание общаться с ним, интерес и симпатию к нему. Чем больше людей выражают симпатию к определенному члену группы, испытывая потребность в обще-нии с ним, тем больше у него выборов. Количество положительных выборов выражает определенное положение индивида в системе межличностных от-ношений в группе: чем оно больше, тем лучше позиция.
Важно не только количество выборов, но и то, кто кого выбрал из группы, будут ли эти выборы взаимными. Эти данные необходимы как для определения структуры взаимоотношений в группе, так и для изучения удо-влетворенности человека общением с членами группы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М.: Юрайт, 2014. – 490 с.
2. Ананьев Б.Г. Личность, субъект деятельности, индивидуальность. – М.: Директ-Медиа, 2008. – 134 с.
3. Арустамян К.К. Самооценка и уровень тревожности: анализ взаимо-влияний на разных этапах юности. В сборнике: Психологическое здо-ровье личности: теория и практика. Сборник статей Всероссийской научно-практической конференции с международным участием / Под редакцией И.В. Белашевой, Н.В. Козловской, А.С. Лукьянова, Э.В. Те-рещенко. – 2020. – С. 138-142.
4. Афанасенко В.С. Теоретические аспекты проблемы самооценки в со-временной психологии // Студенческий. – 2023. – № 20-6 (232). – С. 30-33.
5. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. – СПб: Питер, 2008. – 256 с.
6. Бороздина Л.В. Сущность самооценки и ее соотношение с Я-концепцией // Вестник МГУ. – 2011. – №1. – С. 54-65.
7. Екимова В.И. Влияние детско-родительских отношений на социомет-рический статус старшеклассника в группе сверстников / В.И. Екимова, А.Н. Вецель, М.И. Розенова // Культурно-историческая психология. – 2022. – Том 18. – № 1. C.113 – 123.
8. Журавлева К.Д. Психологическая атмосфера в студенческой группе / К.Д. Журавлева, В.П. Панина, В.М. Николаенко. В сборнике: Дни науки – 2023. Материалы Регионального форума. – Новосибирск, 2023. – С. 384-388.
9. Захарова А.В. Психология формирования самооценки. – М., 2016. – 100 с.
10. Захарова С.Е. Социометрический метод в классных коллективах / С.Е. Захарова, А.Е. Холопова // Педагогическая диагностика. – 2009. – № 1. – С. 82 – 93.
11. Ибадуллаева Г.М. Психологические аспекты исследования социомет-рического статуса у подростков // Восточно-европейский научный журнал. 2021. – №3 (67). – С. 41 – 53.
12. Идобаева О.А. К построению модели исследования психологического благополучия личности: психолого-развитийный и психолого-педагогический аспекты // Вестник Томского государственного универ-ситета. – 2011. – №351. – С. 128 - 134.
13. Коломинский Я.Л. Социальная психология взаимоотношений в малых группах. – М.: Изд-во АСТ, 2010. – 448 с.
14. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. – М.: Прогресс, 1984. – 367с.
15. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2017. – 992с.
16. Лефрансуа Г. Прикладная педагогическая психология. – СПб.: Прайм ЕВРОЗНАК, 2015. – 416 с.
17. Мирзаева Ф.О. Некоторые особенности межличностных отношений в студенческой группе. В сборнике: Творчество в объективе научных ис-следований. Сборник материалов V Международной научно-практической конференции. – Белгород, 2020. – С. 129-132.
18. Молчанова О.Н. Низкая самооценка: восемь проблем // Перспективные направления психологической науки. Сборник научных статей. – 2012. – Выпуск 2. – С. 53 – 58.
19. Морено Я.Л. Кто останется в живых? Основы социометрии, групповой психотерапии и социодрамы. – СПб.: Питер, 2023. – 448 с.
20. Пастухова М.В. Теоретические аспекты психологического изучения са-мооценки личности // Известия Самарского научного центра Россий-ской академии наук. – 2010. – № 5-2(12). – С. 460- 462.
21. Практикум по общей психологии: Учеб. пособие / Н.С. Глуханюк, Е.В. Дьяченко, С.Л. Семенова. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 2008. – 324 с.
22. Рычкова Ж.Э. Взаимосвязь особенностей самосознания и социометри-ческого статуса в старшем подростковом возрасте и в ранней юности. Материалы международного молодежного форума – М.: МГУ имени М.В. Ломоносова, 2015. – С. 166 – 170.
23. Самородова П.В. Взаимосвязь уровня самооценки личности подростка с его социометрическим статусом / П.В. Самородова, С.В. Котовская. В сборнике: Актуальные проблемы психологии и педагогики инклюзив-ного образования. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. – Москва, 2020. – С. 104-112.
24. Смирнова М.А. Проблема становления самооценки // Научно-исследовательский центр "Technical Innovations". – 2021. – № 8. – С. 96-104.
25. Соловьева Е.А. Психология человека и группы / Е.А. Соловьева, Е.С. Ермак, Л.В. Осипова. – СПб.: СПбГАСУ, 2018. – 86 с.
26. Ульябаева Г.Ш. Самооценка – что это такое: понятие, структура, виды и уровни. коррекция самооценки / Г.Ш. Ульябаева, Д.М. Шакирова // Скиф. – 2019. – №5-1 (33) – С. 389 – 392.