Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Выдающийся писатель - Я.П. Полонский, житель Рязани. Полонский вошел в историю русской литературы прежде всего как талантливый лирик. В то же время творческий диапазон художника гораздо шире и включает самые разнообразные литературные жанры: эпическую прозу, драму, публицистику, мемуарные очерки.
Не все созданное Полонским выдержало испытание временем, но многие прозаические произведения, имеющие несомненную художественную ценность, представляют немалый интерес для современного читателя, о чем свидетельствуют переиздания некоторых повестей и рассказов, а также мемуаров и романа «Полонский». Исповедь Сергея Чалыгина.
Творчество писателя ярко проявляется в 40-90-е годы 19 века. Прозаические произведения Я.П. Полонского составляет значительную часть творчества писателя и занимает восемь томов из десяти томов Полного собрания сочинений, не считая ряда дополнительных изданий.
Поражают огромная трудоспособность художника, многогранность его творческих интересов, высокий интеллект и блестящий литературный талант. В перо Полонского вошли оригинальный цикл оригинальных этнографических очерков о Грузии и Кавказе, лирико-психологические повести «Статуя весны», «Груня», «Дом в деревне», сатирические рассказы «Женитьба Атуева», «Случайно», «Медный фронт», историко-автобиографические романы «Исповедь Сергея Чалыгина», «Дешевый город», «Крутые холмы», «Потерянная молодость», повествовательные мемуары «Старые добрые времена и мое детство».
Причем этот список далеко не полный и включает в себя наиболее известные произведения, которые, в первую очередь, могут стать предметом изучения в школе и университете.
Объект исследования- проза и поэзия Я.П. Полонского
Предмет исследования- образы малой родины в поэзии и прозе Я.П. Полонского
Цель исследования- изучить образы малой родины в поэзии и прозе Я.П. Полонского
Задачи исследования:
- раскрыть творчество Я.П. Полонского
- изучить онейропоэтику пейзажной поэзии Я.П. Полонского
- изучить идеи Яковаа Петрович Полонского деревне Лозынино и быте сельских помещиков
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ТВОРЧЕСТВА Я.П. ПОЛОНСКОГО
1.1. Творчество Я.П. Полонского
Окончив в 1844 году юридический факультет Московского университета, Я. Полонский отправился в Одессу, а через 2 года в Грузию, где устроился на работу главным редактором газеты «Закавказский вестник». Пятилетнее пребывание на Кавказе представляет собой важный этап в жизни и литературной деятельности писателя.
Знание общественно-политической атмосферы Грузии, ее истории, культуры, нравов и обычаев, а также природы во многом способствовало расширению творческого диапазона молодого поэта и оказало влияние на радикализацию его мировоззрения.
Все это нашло отражение в цикле «грузинских» стихотворений поэта, в котором, по мнению Н. А. Некрасова, «сокрыта самостоятельность... твердый реализм и живописные описания, заключенные в соответствующих пределах». Важное место среди «кавказских» произведений Полонского занимают проза и публицистика, к которым влечение поэта-романтика не было случайным. «В наше время сам Ювинал писал не сатиры, а рассказы», — утверждал В.Г. Белинский, «потому что если есть идеи времени, то есть и формы времени». Действительно, в 20-30-х годах XIX века литературная проза в России достигла заметного расцвета.[7]
Эта литературная форма, неоднократно подчеркивал Белинский, открывала большие возможности для постановки и освещения наиболее актуальных социальных проблем, позволяла наиболее полно раскрыть темы политической жизни. «Нам нужна история, — писал великий критик, — наша современная жизнь слишком разнообразна, сложна, раздроблена: мы хотим, чтобы она отразилась в поэзии, как в угловатом, ограненном кристалле, повторяющемся миллионы раз во всех возможных образах, и мы требуем чести.
Кавказский период творчества Я. Полонского совпало с полным торжеством и расцветом «натуральной школы», новым этапом развития реализма в русской литературе, и это не могло не отразиться на творчестве писателя тех лет.[6]
Литература 40-х годов стала проявлять сильный интерес к повседневной жизни, описывая особенности жизни различных слоев общества. Белинский определяет этот процесс как стремление литературы стать «естественным» и видит его движущую силу в необходимости приблизиться к действительности, отразить жизнь «во всей ее наготе, с ее радостями и бедствиями, ее богатством и его нищетой, его успехи и его страдания».
Я. Полонский, находившийся, несомненно, под влиянием идей Белинского, в полной мере отразил в своих произведениях новые художественные принципы.
В отличие от романтиков, писатель не только отдает дань очаровательному кавказскому характеру, но и показывает, что «для других». писатели... остались незамеченными: социальные контрасты большого города, муша (носильщик), потеющий под тяжестью ноши, нищая жизнь бедных Сололаки и Авлабари, люди, одетые в грязные лохмотья.
Используя опыт русских реалистов 40-х годов, Полонский «первый распространил принципы «естественной школы» на литературу о Кавказе, продолжая тем самым реалистические традиции «Героя нашего времени» и стихов Полежаева, еще раньше поднявшего романтику. завеса над жизнью и бытом кавказского народа.
Первое прозаическое произведение Я. Полонского появляется уже в третьем номере «Закавказского вестника» за 1847 год. Это отрывок из повести «Тифлисские ночи». Некоторые гипотезы об этом произведении были сформулированы И. Богомоловым, который на основе архивных материалов установил, что «Тифлисские ночи» были написаны Полонским.
Повесть «Тифлисские ночи», очевидно, была задумана автором вскоре после прибытия на Кавказ, но появилась только первая глава и продолжения не было. Исследователь полагает, что писатель намеревался описать жизнь декабристов на Кавказе, но из-за цензурных препятствий замысел не был реализован. Действие истории происходит в конце 20-х – начале 30-х годов, когда многие декабристы оказались в Закавказье.[5]
Нет сомнения, что Полонский имел определенный интерес к декабристскому движению, посвятив ему впоследствии часть романа «Исповедь Сергея Чалыгина».
Опубликованный фрагмент повести интересен, прежде всего, влиянием гоголевского стиля, которое ощущается и в способе описания предметов. И в характеристиках персонажей.
В этом же году появилось следующее прозаическое произведение Полонского «Письмо из Серого замка». Что касается жанра путевых очерков, то автор насыщает повествование большим количеством интересного фактического материала, наполненного тонкими наблюдениями настоящего художника.
Автор вступает в явную полемику с романтическим отношением к изображению «дикой» стороны Кавказа с многочисленными восторженными описаниями его первобытной и загадочной природы.
Проявляется стремление молодого писателя разработать новые приемы реалистического описания Кавказского региона, отходя от романтических клише (мрачный и суровый пейзаж, люди, наделенные сильными страстями и необычной судьбой; острый сюжет с трагическим исходом). [8]
Следуя лучшим традициям «кавказской» эссеистической литературы, Полонский изображает в своих очерках самых обычных людей в их повседневной жизни. «Письмо из Серого замка» возникло в результате путешествия автора в Боргалинский район Грузии.