Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования обусловлена тем, что здоровье является основным элементом культуры современного человека. Оно занимает одну из верхних ступеней в иерархии ценностей. Сохранение здоровья и формирование навыков здорового образа жизни определяют поведение человека, его волевую устойчивость.
Проблема ценностного отношения к здоровью, ориентации на здоровый образ жизни наиболее актуальна в любом возрасте. Данное явление происходит по ряду причин: условия учебной деятельности, низкая активность по отношению к своему здоровью, ведение нездорового образа жизни. Из-за постоянных нагрузок, физиологических изменений и эмоциональных переживаний организм испытывает стресс, а это сказывается на обучении и приобретении знаний. Большинство обучающихся знают о необходимости укрепления и сохранении своего здоровья, но, к сожалению, они не предпринимают никаких мер по его сбережению. Поэтому необходимо сформировать у обучающихся чувство ответственности за себя, своё здоровье.
Степень разработанности темы исследования. Впервые ценностное отношение к здоровью было рассмотрено зарубежными учёными: Э. Эриксоном, С. Грофом, А. Маслоу, К. Роджерсом, Г. Олпортом, Э. Фроммом, которые полагали, что здоровье предполагает интерес человека к своей жизни, активности, ответственности и переживаниям.
В отечественных работах проблемой отношения к здоровью занимались Н.П. Абаскалова, О.С. Васильева, О.П. Добромыслов, А.Г. Щедрина, И.В. Манжелев, которые предполагали, что система образования обладает всеми возможностями объединения культурных, научных и духовных традиций для оздоровления учащихся.
Стоит отметить, что одной из приоритетных задач ФГОС НОО является создание условий для формирования личности ученика, воспитание ответственного отношения к собственному здоровью [24].
В соответствии с Законом РФ «Об образовании» здоровье школьников значится в приоритете в политике страны в сфере образования. В современных условиях школа должна выполнять не только образовательную функцию, но и делать все для сохранения и укрепления здоровья детей, потому как именно через школу проходит каждый.
ФОП НОО разработана на основе ФГОС НОО, что гарантирует преемственность и полное соответствие выдвигаемых требований и планируемых результатов. К воспитанию ценностных отношений к здоровью у младших школьников предъявляются требования:
- Дети должны понять, что здоровье - это главная ценность, которую нужно беречь. Они должны научиться оценивать свои действия с точки зрения их влияния на здоровье.
- Дети должны понять, что от их собственных действий зависит их здоровье. Они должны научиться принимать решения, которые способствуют сохранению и укреплению здоровья. Формирование навыков самостоятельной работы: Дети должны научиться самостоятельно следить за своим здоровьем, выбирать здоровый образ жизни, принимать ответственность за свои решения.
- Дети должны научиться анализировать информацию о здоровье, отличать правду от вымысла, принимать решения, основанные на знаниях.
- Дети должны понять, что физические упражнения необходимы для здоровья и хорошего самочувствия. Они должны научиться находить радость в двигательной активности.
Процесс формирования должного отношения к проблеме здорового образа жизни характеризуется сложностью и трудоемкостью и требует от школы эффективного психолого-педагогического сопровождения учащихся, заключающегося в комплексном, а также системном подходе, в сотрудничестве всех участников образовательного процесса что является актуальной задачей педагогики и психологии. Формирование активности личности в оздоровительной сфере является одной из важнейших задач образования.
Объект исследования: процесс воспитания ценностного отношения к здоровью у младших школьников.
Предмет исследования: методы и формы воспитания ценностного отношения к здоровью у младших школьников во внеурочной деятельности.
Цель исследования: теоретически обосновать и практически изучить применение методов и форм воспитания ценностного отношения к здоровью у младших школьников во внеурочной деятельности.
Задачи исследования:
1. Изучить научные подходы к проблеме воспитания ценностного отношения к здоровью у младших школьников во внеурочной деятельности.
2. Проанализировать и описать применение методов и форм воспитания ценностного отношения к здоровью у младших школьников во внеурочной деятельности на базе исследования.
3. Провести диагностику воспитания ценностного отношения к здоровью у младших школьников, проанализировать её результаты и сформулировать выводы.
Методы исследования:
- теоретические — анализ, синтез, классификация, обобщение;
- эмпирические — эксперимент, беседа, наблюдение, изучения педагогического опыта;
- методы обработки результатов исследования — регистрация, процентное распределение данных, графическая обработка данных, качественный анализ и интерпретация результатов исследования.
База исследования: Бюджетное образовательное учреждение г. Омска «Лицей №29».
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОСПИТАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ЗДОРОВЬЮ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
1.1. Особенности воспитания ценностного отношения к здоровью у младших школьников
В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии (В.Н. Дубровский, Ю.П. Лисицын, Б.Н. Чумаков), психологии (О.С. Осадчук), экологии (З.И. Тюмасева, А.Ф. Аменд) и педагогики (В.Г. Алямовская, Г.К.Зайцев, Ю.Ф. Змановский, М. Лазарев, О.В. Морозова, Т.В. Поштарева, Л.Г. Татарникова, О.Ю. Толстова, О.С. Шнейдер и др.).
К.М. Кулина полагает, что ценностное отношение к здоровью можно определить как внутреннюю позицию человека, она отражает его многообразные связи с окружающим миром, который воздействует не только на здоровье человека, но и на его отдельные аспекты (духовный, физический, эмоциональный и т.д.) [16].
И.В. Бачинин отмечает, что ценностное отношение к здоровью – это внутренняя позиция каждого человека, которая отражает его связи с окружающей средой и воздействует на здоровье и его отдельные аспекты: эмоциональный, духовный, социальный и т.д. [6, с. 127].
По мнению А.К. Смирнова понятие «ценностное отношение к здоровью» можно рассматривать как внутренний механизм регуляции поведения человека, который направлен на сохранение и укрепление здоровья. Здоровье определяет возможности, способности и направленность личности, выступает основой жизни человека.
Оно необходимо для реализации человеком жизненных целей. В его формировании большое значение имеет здоровый образ жизни. Под ним понимается способ жизнедеятельности человека, который направлен на укрепление здоровья и профилактику здоровья.
Формирование культуры ЗОЖ является главным рычагом первичной профилактики в укреплении здоровья населения через изменение стиля и уклада жизни, его оздоровление с использованием гигиенических знаний в борьбе с вредными привычками и преодолением неблагоприятных сторон, связанных с жизненными ситуациями [28].
Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у учащихся представлений о здоровом образе жизни играет система образования, поскольку забота об укреплении здоровья, как отмечает ряд авторов (А.Ф. Аменд, С.Ф. Васильев, М.Л. Лазарев, О.В. Морозова, Т.В. Поштарева, О.Ю. Толстова, З.И. Тюмасева и др.), является не только медицинской, но и педагогической проблемой, так как правильно организованная учебно-воспитательная работа с учащимися нередко в большей степени обеспечивает формирование здорового образа жизни.
Формирование у учащихся представлений о здоровом образе жизни будет наиболее успешным, если будет определено содержание понятия "здоровый образ жизни", включающего как биологические и социальные представления, так и экологические, раскрывающие зависимость здорового образа жизни от состояния окружающей экологической среды.
Привычка к здоровому образу жизни – главная, основная, жизненно важная привычка; она вырабатывает в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач.
Зачастую у учащихся отсутствует заинтересованность в занятиях оздоровительного характера.
По мнению Г. К. Зайцева, это связано с тем, что, во-первых, рекомендации по здоровому образу жизни насаждаются чаще всего в назидательной категорической форме и не вызывают у них положительных эмоциональных реакций, а во-вторых, сами взрослые редко придерживаются указанных правил в повседневной жизни. Кроме того, выполнение необходимых правил здорового образа жизни требует от человека значительных волевых усилий, имеющую недостаточно сформированную эмоционально-волевую сферу [12].
Чтобы активно влиять на позицию по отношению к собственному здоровью, нам необходимо знать, прежде всего, что само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов.
Таким образом, формируется определенная культура поведения и соответствующий стиль жизни. Знания, умения и навыки валеологического характера, заложенные в детском возрасте, станут прочным фундаментом для создания положительной мотивации к охране собственного здоровья во взрослой жизни. Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить потоком неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму [11].
Здоровый образ жизни – не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, учащиеся могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим обучающихся, они должны применять в реальной жизни.
Н. Н. Малярчук выделяет следующие компоненты ЗОЖ:
- занятия физической культурой, прогулки;
- рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна;
- дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды;
- бережное отношение к окружающей среде, к природе;
- медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендаций;
- формирование понятия "не вреди себе сам"[20].
Педагогические условия воспитания у учащихся ценностного отношения к здоровому образу жизни включают: выполнение режима дня, оздоровительно-закаливающие мероприятия, обеспечение необходимых двигательных нагрузок, рациональное питание, которые должны быть направлены на решение главной задачи – воспитание здорового человека [3].
Ю. П. Лисицын отмечает, что здоровый образ жизни – не просто все то, что благотворно влияет на здоровье людей. В данном случае речь идет обо всех компонентах разных видов деятельности, направленных на охрану и улучшение здоровья. Он включает в образ жизни четыре категории:
1. экономическую – уровень жизни;
2. социологическую – качество жизни;
3. социально психологическую – стиль жизни;
4. социально-экономическую – уклад жизни.
При равных первых двух категориях здоровье людей в очень большой степени зависит от стиля и уровня жизни, которые в большой степени обусловлены историческими традициями, закрепленными в сознании людей [18].
Педагогика здоровья - относительно новое направление в валеологии. Ее основным предметом является здоровье подрастающего поколения.
В структуре обеспечения здоровья системообразующим выступает педагогический аспект, сущность которого состоит в формировании у человека с самого раннего возраста индивидуального способа здорового образа жизни.
В настоящее время стала очевидной необходимость и глубокого и всестороннего изучения здоровья учащихся, факторов, его формирующих.
Во-первых, рост организма. Во-вторых, происходит адаптация к новым условиям существования. В-третьих, учеба - напряженный умственный труд, связанный с напряжением большого количества центров коры больших полушарий. От того, какие условия для учебы и развития учащихся созданы в школе, в первую очередь зависят здоровье и формирование здорового образа жизни развивающегося человека [23].
Л.Г. Татарникова, основатель научной школы «Педагогическая валеология – креативная система безопасности и оздоровления педагогической реальности» в качестве методологической научно обоснованной базы включает в себя проект российской школы здоровья и индивидуального развития, концепцию непрерывного валеологического образования (программу курса 1-11 класса), деятельность валеологической службы [23].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абдулахамидова Б. Н. Педагогические основы здоровьесберегающих образовательных технологий при сохранении здоровья детей / Б. Н. Абдулахамидова, С. Б. Жалилова // Преподаватель года 2023 : Сборник статей II Международного профессионально-методического конкурса. В 2-х частях, Петрозаводск, 13 декабря 2023 года. – Петрозаводск: Международный центр научного партнерства "Новая Наука", 2023. – С. 12-20.
2. Андрианова О. Г. Воспитание основ здорового образа жизни у младших школьников в процессе внеурочной деятельности / О. Г. Андрианова // Инновационные воспитательные практики: детский сад, школа, вуз : Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Ульяновск, 07 апреля 2021 года / Отв. редактор М.Г. Заббарова. – Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет им. И.Н. Ульянова, 2021. – С. 229-232.
3. Асипова Н. А. Формирование ценностного отношения к здоровью как основная задача школьного и семейного воспитания / Н.А. Асипова, Г.Т. Карабалаева // Известия Кыргызской академии образования. – 2014. – № 2(30). – С. 18-21.
4. Барышников Е.Н. Внеурочная деятельность обучающихся: основные подходы и условия осуществления // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. Челябинск: ЧИППКРО, 2014.
5. Батчаева, К.Х.Д. Формирование ценностного отношения к здоровью у старшеклассников в условиях образовательной школы / К.Х.Д. Батчаева // Мир науки, культуры, образования. – 2015. – № 2(51). – С. 123-125.
6. Бачинин, И.В. Формирование ценностного отношения к здоровью у обучающихся в процессе духовно-нравственного воспитания / И.В. Бачинин, Е.Н. Бородина, С. Т. Погорелов // Педагогическое образование в России. – 2020. – № 3. – С. 105-114
7. Борисова М.М. Воспитатель в дошкольных образовательных организациях. Физическое воспитание дошкольников: учебное пособие / М. М. Борисова, Н. Н. Кожухова, Л. А. Рыжкова; под редакцией С. А. Козловой. - 2-е издание, переработанное и дополненное. - Москва: ИНФРА-М, 2021
8. Габеркорн, И. И. Формирование здорового образа жизни в процессе валеологического образования учащихся // Ученые записки университета Лесгафта. – 2017. – №10 (152). – С. 35-39
9. Демочко, С. В. Популяризация здорового образа жизни в образовательных учреждениях [Текст] / С. В. Демочко // Проблемы и перспективы развития образования в России. – 2015. – № 30. – С. 90-92.
10. Жданова, С.Ю., Мишланова С.Л. Представление о здоровье в связи с возрастом: [Электронный ресурс] / С.Ю. Жданов.- URL: http://cyberleninka.ru/article
11. Зайцев, Г. К. Валеология. Культура здоровья / Г. К. Зайцев, А. Г. Зайцева. – М.: Бахра-М, 2017. – 272 с.
12. Зайцева, С. А. Развитие представлений о здоровом образе жизни (здоровьесбережению) у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности / С. А. Зайцева, О. В. Колесова // Балканское научное обозрение. – 2020. – Т. 4, № 2(8). – С. 27-30.
13. Ирхин В.Н., Ирхина И.В. Здоровьеориентированная деятельность учителя на уроке: учебное пособие / В.Н. Ирхин, И.В. Ирхина. – Белгород: ИД «Белгород» НИУ «БелГУ», 2017. – 136 с.
14. Казин Э.М. Здоровьесберегающая инфраструктура в системе образования [Текст]: учебное пособие / [Э. М. Казин и др.]; под ред. Э. М. Казина, Н. Э. Касаткиной ; Российская акад. образования [и др.]. - Москва: Омега-Л, 2014. - 575 с.
15. Кулина, К. М. К вопросу о сформированости основ здорового образа жизни младших школьников / К. М. Кулина // Развитие личности в образовательном пространстве : Материалы XVIII Всероссийской с международным участием научно-практической конференции. Электронный ресурс, Бийск, 21 мая 2020 года. – Бийск: Алтайский государственный гуманитарно-педагогический университет имени В.М. Шукшина, 2020. – С. 234-239.
16. Кушнина, Е.Г. Эколого-валеологическое образование в дошкольном образовательном учреждении: монография / Е. Г. Кушнина; Федеральное агентство по образованию, Гос. образовательное учреждение высшего проф. образования "Челябинский гос. пед. ун-т". - Челябинск: Изд-во Челябинского гос. пед. ун-та, 2007. - 328 с.
17. Лингевич, О. В. Организация внеурочной деятельности в образовательных учреждениях // Символ науки. – 2016. – № 9-2. – С. 80-82
18. Лисицын Ю. П. Общественное здоровье и здравоохранение: Учеб. для студентов мед. вузов / Ю. П. Лисицын. - Москва: ГЭОТАР-МЕД, 2020. - 517 с.
19. Митина, Г. В. Формирование здорового образа жизни у младших школьников во внеурочной деятельности / Г. В. Митина, Н. О. Голота // Герценовские чтения. Начальное образование. – 2023. – Т. 14, № 2. – С. 41-47.
20. Малярчук, Н.Н. Здоровый образ жизни: учебное пособие / Н.Н. Малярчук. - Тюмень: Издательство Тюменского государственного университета, 2016. - 220 с.
21. Никитина, И. В. Воспитание потребности у младших школьников в здоровом образе жизни во внеурочной деятельности / И. В. Никитина // Воспитательные практики: детский сад, школа, вуз : Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, Ульяновск, 11 апреля 2023 года. – Ульяновск: Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н. Ульянова, 2023. – С. 78-81.
22. Новичкова, А. С. Внеурочная деятельность как одно из перспективных направлений образовательной деятельности / А. С. Новичкова // Символ науки: международный научный журнал. – 2020. – № 12-2. – С. 101- 105
23. Нуруллина Г.Г. Особенности процесса формирования здорового образа жизни у младших школьников / Г.Г. Нуруллина // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. - 2016. - № 1. - С. 164-167.
24. Приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286 (ред. от 08.11.2022) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 05.07.2021 № 64100) [Электронный ресурс]/КонсультантПлюс. – 1997-2023. – Электрон. дан. – Режим доступа: https://www.consultant.ru (дата обращения:)
25. Психология детей младшего школьного возраста : учебник и практикум для академического бакалавриата / З. И. Айгумова [и др.]; под ред. А. С. Обухова. – Москва: Изд-во Юрайт, 2019. – 424 с.
26. Рожкова, Е. М. Основные положения организации внеурочной деятельности // Пермский педагогический журнал. 2014. № 5. С. 21-26.
27. Рубцов, В. В. Формирование здорового образа жизни обучающихся во внеурочной деятельности начальной школы / В. В. Рубцов, Е. А. Савченко, Т. П. Макарова // Педагогическое образование: вызовы XXI века : Материалы XIV Международной научно-практической конференции, посвященной памяти выдающегося ученого - педагога, академика В.А. Сластёнина, Горно-Алтайск, 21–22 сентября 2023 года. – Ярославль: Международная академия наук педагогического образования, 2023. – С. 587-592.
28. Смирнов, А. К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе / А. К. Смирнов. – Москва, 2017. – 346 с.