Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Конкуренция на рынке вынуждает предприятия уделять больше внимания эффективности своей хозяйственной деятельности, оценивать и выявлять недостатки, которые могут возникнуть в условиях изменяющего рынка под влиянием внешней и внутренней среды, в которой живет предприятие.
Планирование хозяйственной деятельности – важнейшая составляющая менеджмента предприятия. А себестоимость – важнейший из экономических показателей хозяйственной деятельности предприятия. Контроль за себестоимостью напрямую связан с эффективностью производства, а значит с финансовыми результатами предприятия и эффективностью в целом.
Таким образом, сформулировать актуальность данной темы можно следующим образом – любое предприятия, вращающееся на рынке, испытывает постоянную необходимость в повышении эффективности своей деятельности, а значит в контроле за себестоимостью продукции и как следствие в грамотном ее планировании.
Целью курсового проекта является изучение особенностей финансового планирования на предприятиях пищевой промышленности, роль себестоимости в планировании показателей деятельности предприятия, методы и этапы планирования, а также на практике на примере конкретного предприятия разработать план себестоимости.
Для достижения поставленной цели курсового проекта необходимо решить следующие задачи:
1. Собрать и структурировать информацию о финансовом планировании на предприятиях.
2. Разобраться в особенностях финансового планирования на предприятиях пищевой промышленности и роли, которая отводится себестоимости.
3. Изучить методы и этапы планирования себестоимости.
4. Проанализировать ситуацию на предприятии пищевой промышленности АО «Анапский хлебокомбинат».
5. Провести оценка себестоимости и реализации продукции исследуемого предприятия.
6. Определить основные направления снижения себестоимости продукции
Итак, объектом работы является план себестоимости продукции АО «Анапский хлебокомбинат».
Предмет исследования – финансовое планирование на предприятиях пищевой промышленности.
Методы исследования, используемые в работе над проектом – анализ, обобщение, систематизация, исследование.
В процессе написания работы были использованы учебники и учебные пособия, публикации и научные статьи из электронных источников, статьи в периодических изданиях, официальная статистика.
Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованных источников. Первые две главы посвящены теоретическим аспектам изучения финансового планирования и роли себестоимости на предприятии. В третьей главе описывается планирование себестоимости продукции на АО «Анапский хлебокомбинат».
1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ФИНАНСОВОГО ПЛАНИРОВАНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ
1.1. Понятие финансов предприятия
Финансы предприятия – это совокупность экономических отношений, возникающих в реальном денежном обороте при формировании, распределении и использовании децентрализованных фондов финансовых ресурсов предприятий, организаций, учреждений [5]. В юридической литературе есть другое определение. Так, под финансами предприятий понимают систему экономических денежных фондов в связи с осуществлением ими производственно-хозяйственной и социальной деятельности [6].
Эффективно управлять финансами позволяет грамотное планирование всех финансовых потоков, процессов и отношений, то есть планирование всех доходов и расходов, необходимых для обеспечения развития предприятия. Это подразумевает установление баланса между имеющимися в распоряжении предприятия финансовыми ресурсами и потребностью в них.
К объектам финансового планирования относятся: движение финансовых ресурсов; финансовые отношения, возникающие при формировании, распределении и использовании финансовых ресурсов; стоимостные пропорции, образуемые в результате распределения финансовых ресурсов.
Это находит отражение в финансовом плане предприятия, который представляет собой ряд балансовых форм, сгруппированных в них статей доходов и расходов, планируемых к получению и финансированию в предстоящем периоде. Форма финансового плана напоминает бухгалтерский баланс, однако отличается от него методологией составления и методикой разработки показателей.
Можно выделить долгосрочные, текущие и оперативные финансовые планы.
Долгосрочный финансовый план определяет перспективы развития предприятия на длительный срок. Такой финансовый план определяет ключевые финансовые параметры развития предприятия, основные стратегические изменения в движении ее финансовых потоков.
Текущий финансовый план определяет влияние финансовых потоков на производство и продажу, конкурентоспособность предприятия в настоящее время.
Оперативный финансовый план разрабатывается для краткосрочного периода и включает в себя такие мероприятия, как составление и исполнение платежного и налогового календаря, кассового плана на определённый краткосрочный период и пр.
Финансовое планирование как инструмент управления финансами организаций отличается разнообразием форм и показателей, отражающих многообразие форм собственности, различия в видах и способах ведения бизнеса.
Финансовое планирование на предприятии призвано решить следующие задачи:
1. Выявление резервов увеличения доходов организации и способов их мобилизации;
2. Эффективное использование финансовых ресурсов, определение наиболее рациональных направлений развития организации, обеспечивающих в планируемом периоде наибольшую прибыль;
3. Увязка финансовых ресурсов с показателями производственного плана организации;
4. Обеспечение оптимальных финансовых взаимоотношений с бюджетом, банками и другими финансовыми структурами.
Финансовое планирование – одна из составных функций управления, которая неразрывно связана с планированием всей производственно-хозяйственной деятельности предприятия.
1.2. Основные показатели, характеризующие финансы предприятия
Для оценки основных показателей финансового состояния и финансовых результатов деятельности предприятия проводится финансовый анализ. В ходе финансового анализа проводятся количественные расчеты различных показателей, соотношений и факторов, а также их качественная оценка и описание, делается сравнительный анализ в разрезе основных конкурентов.
Финансовый анализ включает анализ активов и пассивов компании, ее платежеспособности, ликвидности, финансовых результатов и финансовой устойчивости, анализ оборачиваемости активов (деловой активности предприятия).
Основой финансового анализа является расчет специальных показателей, характеризующих тот или иной аспект финансово-хозяйственной деятельности организации. Источником для расчета финансовых показателей является финансовая отчетность предприятия. Основными финансовыми отчетами, используемыми для анализа, являются бухгалтерский баланс, отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств и другие отчеты, такие как отчет о нераспределенной прибыли и отчет о собственном капитале.
Финансовые показатели позволяют оценить эффективность деятельности компании, большинство из них имеет рекомендованные значения, которые могут варьироваться в зависимости от отрасли. По результатам Вы можете определить сильные и слабые стороны Вашего бизнеса и, основываясь на имеющихся данных, принять стратегические решения для успешного развития компании.
Ключевыми финансовыми показателями являются: выручка, расходы, прибыль, рентабельность, объем оборотных средств и коэффициенты ликвидности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ахметжанова Г. В. Проектная деятельность /Руденко И. В., Голубева И. В, Емельянова Т. В. - Тольятти: ТГУ, 2020. - 72 с.
2. Афитов Э.А. Планирование на предприятии: Учебник / Э.А. Афитов. - М.: Инфра-М, 2018. - 672 c.
3. Бабич Т.Н. Планирование на предприятии: Учебник / Т.Н. Бабич, Ю.В. Вертакова. - М.: КноРус, 2018. - 799 c.
4. Бухалков М.И. Планирование на предприятии: Учебник / М.И. Бухалков. - М.: Инфра-М, 2015. - 192 c.
5. Воронина Л. И. Теория бухгалтерского учета: учебное пособие. — М., 2009. – 432 с.
6. Виноградская Н.А., Елисеева Е.Н., Скрябин О.О. Управление производством. Методы экономического прогнозирования и планирования. Практикум: учебное пособие,2013.
7. Горемыкин В.А. Планирование на предприятии: Учебник для бакалавров / В.А. Горемыкин. - М.: Юрайт, 2013. - 696 c.
8. Дубровин И. А. Бизнес-планирование на предприятии / И. А. Дубровин. - М.: Дашков и К, 2020. - 432 с.
9. Дубровин И.А. Бизнес-планирование на предприятии: Учебник для бакалавров / И.А. Дубровин. - М.: Дашков и К, 2013. - 432 c.
10. Дубровин И.А. Бизнес-планирование на предприятии: Учебник / И.А. Дубровин. - М.: Дашков и К, 2016. - 432 c.
11. Кисова, А. Е. Основы предпринимательства / А. Е. Кисова, К. В. Барсукова. - Липецк : Липецкий ГТУ, 2021. - 104 с.
12. Кондраков Н. П. Бухгалтерский учет: учебное пособие/ Н. П. Кондраков - М., 2005. - 717 с.
13. Кужева С.Н. Организация и планирование производства: учебное пособие. Лань, 2011.
14. Уварин Н.А. Анализ и планирование безубыточности производства, 2003.
15. Порядченко Т. А., Методические аспекты планирования и оптимизации затрат на предприятиях пищевой промышленности / Т.А. Порядченко, С. М. Шакирова.
16. Платунова М.С.(составитель) Планирование на предприятии АПК: Учебное пособие / М.С.(составитель) Платунова. - СПб.: Лань, 2016. - 176 c.
17. Сафронов Н. А. Экономика организации (предприятия): учебник. — М., 2011. — 255 с.
18. Скоморощенко А.А., Белкина Е.Н., Герасимов А.Н., Айдинова А.Т., Громова Е.Н., Капустина Е.И. Планирование на предприятии: учебное пособие, 2008.
19. Шаляпина И.П. Планирование на предприятии АПК: Учебное пособие / И.П. Шаляпина, О.Ю. Анциферова, Е.А. Мягкова. - СПб.: Лань, 2017. - 176 c.
20. Шарипов Ф.Ф. Управление проектами как современная концепция менеджмента / Ф.Ф. Шарипов. – Казань: Центр инновационных технологий, 2007. – 88 с.
21. Чухрова О. В., Чухрова А. А. Система «директ-костинг» и ее применение в российских организациях // Научный альманах. — 2016. — № 3—1. — С. 325—327.
22. Официальная статистические данные Федеральной службы государственной статистики [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://rosstat.gov.ru. – Дата доступа: 05.06.2024.
23. ООО "Синапс" [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://synapsenet.ru/organizacii/1022300516831-ao-anapskij-hlebokombinat – Дата доступа: 05.06.2024.
24. Проблемы современной экономики 2002 – 2024 ISSN 1818-3395 - печатная версия, ISSN 1818-3409 - электронная (онлайновая) версия
25. Шарипов Ф.Ф., Родионов А.Н. Анализ определений, признаков и свойств управления проектами [Электронный ресурс]. – Режим доступа https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-opredeleniy-priznakov-i-svoystv-upravleniya-proektami/viewerl. – Дата доступа: 05.06.2024.
26. Веретено А. А. Экспертное исследование факторов повышения эффективности экономики регионов в России [Электронный ресурс]. – Режим доступа http://www.m-economy.ru/issue.php – Дата доступа: 05.06.2024.