Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Никакая коллективная деятельность в рамках человеческого сообщества не может быть полностью успешной, если не налажена коммуникация и взаимопонимание между вовлеченными в нее людьми. Межличностные отношения в любом сообществе сложны и отражают не только уникальные эмоциональные, волевые и интеллектуальные особенности каждого человека, но и социальные нормы и ценности, которые они усвоили. Благодаря этим отношениям и совместной деятельности люди выражают свою идентичность и вносят свой вклад в общество. Крайне важно, чтобы эти взаимодействия были максимально продуктивными и позитивными.
Условия, в которых взаимодействует группа, включая характер взаимоотношений и общее настроение в группе, оказывают значительное влияние на успех совместной деятельности и удовлетворенность процессом и результатами работы. Это объясняется тем, что эффективная коммуникация и сотрудничество необходимы для достижения общих целей.В этой диссертации будут рассмотрены понятия межличностных отношений, совместимости и отзывчивости в группе, а также то, как эти факторы влияют на психологический климат в команде. Исследование мотивировано различными теоретическими и методологическими соображениями, которые становятся все более актуальными в последнее время.
С появлением новых социальных перспектив и угасанием прежних норм возросла важность изучения психологической совместимости. Совместимость - это социально-психологический феномен, который связан с оптимальным межличностным взаимодействием, удовлетворенностью групповым общением и эффективностью совместной деятельности. Изучая совместимость как системное явление, мы можем интегрировать ключевые социально-психологические категории, такие как малая группа, отдельные личности в группе, межличностные отношения, групповая деятельность и психологический климат в группе. Это позволяет нам совершенствовать наши теоретические и методологические подходы и собирать новые данные по различным аспектам групповой психологии.Несмотря на значительный теоретический и практический опыт, накопленный современной психологической наукой в изучении проблемы совместимости, несколько ключевых аспектов остаются неизученными. Тема совместимости традиционно изучалась на межличностном уровне как диадический феномен, но есть необходимость исследовать ее и на групповом уровне.
Выбранная тема актуальна из-за недостатка исследований групповой совместимости и отсутствия теоретических подходов, эмпирических источников и достоверных диагностических инструментов для ее изучения. В этом контексте важно исследовать влияние межличностной совместимости и отзывчивости членов группы на психологический климат в коллективе.
Изучение межличностной совместимости имеет практическое значение как для развития социально-психологических знаний, так и для их применения в различных областях общественной жизни.
Целью данного исследования является изучение того, в какой степени совместимость и отзывчивость в коллективе влияют на психологическую атмосферу данной группы.
На основании цели можно выделить следующие задачи:
─ Изучить особенности межличностной коммуникации в процессе деятельности людей;
─ Рассмотреть психологическую совместимость в межличностных отношениях;
─ Выделить классификацию типов межличностной совместимости;
─ Рассмотреть межличностную несовместимость как путь к конфликтной ситуации;
─ Организовать проведение исследовательской работы и методики исследования;
─ Проанализировать результаты констатирующего эксперимента.
В исследовании приняли участие сотрудники технологического отдела проектной компании (инженерная команда), при этом исследуется одна рабочая группа, состоящая в общей сложности из 21 человека. Предметом исследования является влияние межличностной гармонии на эффективность и психологический климат в команде.
Гипотеза исследования заключается в том, что низкий уровень межличностной совместимости в группе естественным образом является результатом неспособности группы эффективно работать вместе, что приводит к негативному психологическому климату в коллективе. Для проверки этой гипотезы и достижения целей исследования было выполнено несколько заданий.
Мы провели эмпирическое исследование, чтобы определить степень межличностной совместимости и психологический климат в каждой команде. Мы определили основные психологические факторы, которые влияют на психологический климат и совместимость в группе, а также на отзывчивость ее членов.
Также мы проанализировали собранные данные и сформулировали обобщенные выводы, основанные на наших выводах. Это позволило нам лучше понять факторы, которые способствуют созданию положительного или отрицательного психологического климата в команде, и как можно устранить эти факторы для повышения эффективности работы команды. Надежность и обоснованность результатов исследования обеспечивается за счет методологической основы исследования, использования ряда соответствующих методов исследования, репрезентативного размера выборки, а также точности и эффективности современных методов статистической обработки и психологической интерпретации результатов тестирования.
В этом исследовании мы использовали как теоретические, так и практические методы для сбора данных. Теоретические методы включали анализ литературы, в то время как практические методы включали наблюдение, опросы и тестирование. Для изучения индивидуальных психологических особенностей мы использовали ряд методов, в том числе метод Т. Лири для определения ориентации в межличностных отношениях.Исследование характеристик взаимоотношений внутри группы и статуса каждого ее члена проводилось с использованием специализированной социометрической методики. Данные, собранные в ходе исследования, были обработаны с использованием математических и статистических методов.
Практическая значимость данного исследования заключается в полученной информации о влиянии межличностной совместимости и отзывчивости в группе на формирование психологического климата в коллективе. Эти результаты позволяют прогнозировать эффективность совместной деятельности людей на начальных этапах формирования рабочей группы и, следовательно, могут быть использованы для формирования новых групп или отбора дополнительных членов в существующие команды.
1 Теоретические основы изучения межличностной совместимости в процессе деятельности людей
1.1. Особенности межличностной коммуникации в процессе деятельности людей
Социальная коммуникация и межличностное взаимодействие рассматриваются более подробно. Термин "коммуникация" произошел от латинского слова "socius", означающего "товарищ", и широко используется в научной литературе с начала 20-го века. Коммуникацию можно определить как передачу информации между системами с использованием определенных средств массовой информации или сигналов, и она изучается многими дисциплинами, включая как гуманитарные, так и естественные науки. Каждая область знаний выделяет свою собственную область интересов в рамках более широкой концепции коммуникации.Технические дисциплины изучают возможности и методы передачи, обработки и хранения информации. Они создают специальные коды - системы символов и правил, которые могут использоваться для представления информации [1, с. 229].
Прикладные исследования в этой области сосредоточены на задачах, связанных с коммуникацией. К ним относятся разработка систем диалога человека и компьютера, совершенствование методов обработки и анализа данных, создание искусственного интеллекта и машинного перевода.
Психология и психолингвистика изучают факторы, которые способствуют передаче и приему информации. Они также изучают причины, по которым общение может быть затруднено, и мотивацию, стоящую за вербальным поведением людей.
Лингвистика фокусируется на проблемах вербальной коммуникации, включая использование слов и фраз в устном и письменном диалоге и монологе. Она также изучает нормативное и ненормативное использование языка.Социолингвистика - это изучение социальных аспектов языка и того, как он функционирует в различных обществах. В нем также рассматривается взаимодействие между социальными и лингвистическими факторами, влияющими на общение между людьми из разных социальных групп. Социология, с другой стороны, фокусируется на общении как на социально обусловленном процессе, который формирует индивидуальное и групповое речевое поведение. Социологи стремятся понять социальные факторы, влияющие на то, как коммуникация влияет на общественное мнение, отношение к социальным проблемам и ценностям общества в целом [7, с. 160].
Существует общепринятая классификация типов коммуникации, основанная на контексте, в котором они происходят. Эта классификация включает массовую коммуникацию, групповую коммуникацию и межличностную коммуникацию. Массовая коммуникация относится к коммуникации, которая достигает широкой аудитории с помощью таких средств массовой информации, как телевидение, радио и печатные СМИ. Групповое общение происходит в небольших группах людей, например, на рабочих местах, в классах или на общественных мероприятиях. Межличностное общение предполагает общение между двумя или более людьми, обычно лицом к лицу или с помощью цифровых платформ.
Массовая коммуникация - это процесс обмена информацией через различные технические каналы, такие как печатные СМИ, радио, кино, телевидение и другие. Этот процесс предполагает использование целого ряда профессиональных приемов для оказания влияния на большое количество людей. Целью массовых коммуникаций является решение политических, экономических и образовательных проблем, а также распространение идей и ценностей, способствующих соблюдению моральных норм.Групповое общение - это тип взаимодействия, который происходит между небольшим количеством людей (обычно от 3 до 30), принадлежащих к определенной социальной группе (например, команде, организации или сообществу) или учреждению. Целью группового общения является выполнение взаимозависимых задач и достижение коллективных целей. Взаимодействие между членами группы может либо способствовать успеху и гармонии в группе, либо приводить к конфликтам и напряженности.
Межличностное общение - это обмен сообщениями между двумя или более людьми. Оно включает в себя влияние, которое коммуникаторы оказывают друг на друга, и интерпретацию сообщений. Межличностное общение имеет ряд особенностей, которые делают его уникальным, таких как важность невербальных сигналов, использование языка и способность строить отношения.
Неизбежность межличностного общения может быть объяснена самой природой человеческого существования. Как социальные существа, люди не могут существовать без общения, которое является их фундаментальной потребностью.
Прямая обратная связь играет решающую роль в межличностном общении. Важно, чтобы обе стороны понимали друг друга и были уверены, что сообщение будет воспринято правильно. Многоканальная коммуникация позволяет одновременно использовать различные каналы для передачи и получения информации. Это включает в себя не только слышание и видение другого человека, но и осязание, обоняние и оценку физического расстояния между двумя людьми. Эти дополнительные сигналы могут дать ценную информацию о взаимоотношениях и помочь достичь более глубокого взаимопонимания.Межличностное общение может принимать различные формы, такие как интервью, дебаты, публичные или судебные слушания. Они известны как структурированные формы коммуникации, каждая из которых обладает своими уникальными характеристиками, обусловленными конкретной целью и контекстом, в котором они происходят [6, с. 60].
В структурных моделях обычно выделяют пять основных компонентов: отправитель, контент, получатель, канал и обратная связь. В описательных моделях также выделяются два дополнительных компонента: эффективность коммуникации и ее ситуативная зависимость (окружающая среда, количество участников, временные и пространственные характеристики и т.д.).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абульханова-Славская К.А. Стратегии жизни / К.А. Абульханова-Славская. М.: Мысль, 1991. с. 229.
2. Акимова О.Е. Мотивация предпринимательского труда: теория и практика.- М-во образования и науки Рос. Федерации, Волгогр. гос. техн. ун-т. – Волгоград: ВолгГТУ, 2012. – 109 с.
3. Алавердов А.Р. Управление человеческими ресурсами организации: учебник. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва: Моск. финансово-промышленный ун-т "Синергия", 2012. – 655 с.
4. Аллин О.Н., Сальникова Н.И. Кадры для эффективного бизнеса. Подбор и мотивация персонала; Генезис – Москва,2013. – 248 c.
5. Алтухов С.И. Организация и мотивация как функции управления: учеб.пособие. – Новосибирск: СГГА, 2012. – 61 с.
6. Буряк Н. Ю., Багян Г. А. Деловые коммуникации в организации как фактор повышения экономической эффективности //Естественно-гуманитарные исследования. – 2021. – №. 1 (33). – С. 58-62.
7. Варенов А.В., Исаев С.Ю. Мотивация персонала. Игра или работа.- Речь – Москва, 2009. – 160 c.
8. Вечерин А. В. Субъективные факторы удовлетворенности трудом сотрудников организаций //Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2011. – Т. 8. – №. 2. – С. 96-111.
9. Данилова А. С., Федорова О. М., Здрестова-Захаренкова С. В. Развитие корпоративной культуры посредством эффективных коммуникаций организации //Вестник Северо-Кавказского федерального университета. – 2016. – №. 2. – С. 42-47.
10. Долганов Д. Н., Левченко А. П. Влияние кредитных обязательств на межличностную совместимость супругов //Вестник экспериментального образования. – 2016. – №. 3 (6). – С. 11-29.
11. Жернакова М. Б. Деловое общение : учебник и практикум для среднего профессионального образования / М. Б. Жернакова, И. А. Румянцева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 319 с.
12. Жернакова М. Б. Деловые коммуникации : учебник и практикум для вузов / М. Б. Жернакова, И. А. Румянцева. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 319 с.
13. Иванова Т. Ю., Рассказова Е. И. Социально-демографические и организационные факторы удовлетворенности трудом //Психологический журнал. – 2013. – Т. 34. – №. 6. – С. 59-71.
14. Казакова О.А. Деловая коммуникация: учебное пособие. – Томск: Изд-во Томского политехнического университета, 2013. – 132 с.
15. Кибанов А.Я., Баткаева И.А., Митрофанова Е.А., Ловчева М.В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2010. – 524 с.
16. Ковальчук М. С., Орлова М. Ю. Межличностная совместимость и согласованность денежного поведения в семейных парах //ВЕСТНИК. – 2008. – С. 51.
17. Коноваленко М. Ю., Коноваленко В. А. Теория коммуникации. – 2016.
18. Коротков Э. М. Менеджмент : учебник для вузов / Э. М. Коротков. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 566 с.
19. Кочуров М. Г. Влияние личностных особенностей на совместимость в супружеских парах : дис. – СПб. : [Рос. гос. пед. ун-т им. АИ Герцена], 2003.Кочуров М. Г. Влияние личностных особенностей на совместимость в супружеских парах : дис. – СПб. : [Рос. гос. пед. ун-т им. АИ Герцена], 2003.
20. Морозова Н. А. Управление коммуникациями в организации //Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Экономика и управление. – 2010. – №. 2. – С. 173-181.
21. Непряхин Н. Ю. Гни свою линию: приемы эффективной коммуникации. – Альпина Паблишер, 2011.
22. Орлова Е.В. Мотивация персонала.- Библиотечка "Российской Газеты" – Москва, 2012. – 176 c.
23. Павленко А. Д. Анализ удовлетворенности сотрудников общеобразовательной организации на основе мотивационной (двухфакторной) теории Ф. Герцберга //Вестник евразийской науки. – 2022. – Т. 14. – №. 1. – С. 35.
24. Павлова Т. А., Паскарь М. А. Соотношение групповой сплоченности и межличностной совместимости в студенческой группе //Наука вчера, сегодня, завтра. – 2017. – №. 2. – С. 72-77.
25. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. – СПб. : Знание, ИВЭСЭП, 2001. – 496 с.
26. Петров В. Е., Кокурин А. В. Оценка межличностной совместимости военнослужащих на основе изучения иерархии качеств личности //Психология и право. – 2018. – Т. 8. – №. 1. – С. 110-118.
27. Пригожин А.И. Методы развития организаций. – М.: МЦФЭР, 2003. – 864 с.
28. Рогожин С.В., Рогожина Т.В. Теория организации. – М.: Изд-во Экзамен, 2002. – 320 с.
29. Рудалева И. А., Кабашева И. А. Факторы удовлетворенности трудом работников организации //Фундаментальные исследования. – 2014. – №. 11-4. – С. 872-876.
30. Сагилян Э. М. Влияние особенностей темпераментов супругов на уровень их межличностной совместимости //Гуманитарные исследования в ХХI веке. – 2019. – №. 3. – С. 32-37.
31. Смирнов Э.А. Основы теории организации: Учеб.пособие для вузов. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 248 с.
32. Соколов А. В. Социальные коммуникации. – Закрытое акционерное общество Информационно-издательский дом Профиздат, 2003.
33. Сопун С. М., Лидерc А. Г. Психологическая совместимость супружеской пары и удовлетворенность браком //Сибирский психологический журнал. – 2007. – №. 25. – С. 156-162.
34. Спивак В. А. Деловые коммуникации. Теория и практика : учебник для вузов / В. А. Спивак. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 460 с.
35. Столяренко Л.Д. Психология общения. – Рн/Д: Феникс, 2013. – 317 c.
36. Чекмарев О. П. Факторы удовлетворенности от работы //Креативная экономика. – 2008. – №. 5. – С. 60-64.
37. Шапиро С.А. Мотивация. ГроссМедиа, РОСБУХ – Москва, 2008. – 224 c.
38. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения: Учебник для начального проф. образования. – М.: ИЦ Академия, 2013. – 192 c.
39. Ядова Н. Е., Русяева Д. О. Эффективные коммуникации в современной электронной коммерции //European social science journal. – 2018. – №. 7-2. – С. 41-48.
40. Яковлев Б. Л. Психологическая совместимость в группе. – 2012.