Фрагмент для ознакомления
1
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 3
1. Теоретико-методологические основы изучения познавательной сферы у лиц, проходивших лечение от алкоголизма 6
1.1. Понятие и структура познавательной сферы 6
1.2. Методологические подходы к исследованию познавательной сферы у лиц, проходивших лечение от алкоголизма 8
2. Особенности личности и познавательной сферы у лиц, проходивших лечение от алкоголизма 12
2.1. Личностные особенности лиц, проходивших лечение от алкоголизма 12
2.2. Особенности когнитивной сферы у лиц, проходивших лечение от алкоголизма 14
2.3. Взаимосвязь личностных особенностей и познавательной сферы 16
3. Рекомендации для лиц, проходивших лечение от алкоголизма, и специалистов, работающих с ними 19
3.1. Рекомендации для лиц, проходивших лечение от алкоголизма, по развитию познавательной сферы 19
3.2. Рекомендации для специалистов, работающих с лицами, проходившими лечение от алкоголизма, по коррекции познавательной сферы 21
3.3. Комплексный подход к реабилитации лиц, проходивших лечение от алкоголизма 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 28
Фрагмент для ознакомления
2
Изучение особенностей познавательной сферы у лиц, проходивших лечение от алкоголизма, требует применения комплексного методологического подхода, учитывающего различные аспекты данной проблемы.
В современной психологии и смежных областях используется ряд теоретико-методологических концепций, позволяющих всесторонне исследовать когнитивные нарушения при алкоголизме.
Одним из ведущих методологических подходов является нейропсихологический подход, основанный на представлениях о локализации высших психических функций в различных отделах головного мозга. Данный подход предполагает изучение взаимосвязи между структурно-функциональными изменениями в мозге и особенностями познавательной сферы у лиц, страдающих алкоголизмом [2].
Применение нейропсихологических методик, таких как тесты на внимание, память, мышление и речь, позволяет выявить специфические когнитивные дефициты, обусловленные поражением определенных мозговых структур.
Когнитивно-ориентированный подход рассматривает познавательную сферу человека с точки зрения информационных процессов, включающих восприятие, переработку, хранение и использование информации. В рамках данного подхода исследуются особенности когнитивных стилей, стратегий и механизмов, лежащих в основе познавательной деятельности лиц, проходивших лечение от алкоголизма.
Применение методик, направленных на изучение процессов внимания, памяти, мышления и принятия решений, позволяет выявить специфические когнитивные нарушения и разработать программы их коррекции.
Личностно-ориентированный подход акцентирует внимание на взаимосвязи между особенностями личности и познавательной сферы. Данный подход предполагает изучение влияния личностных характеристик, таких как эмоциональная устойчивость, тревожность, импульсивность и саморегуляция, на когнитивное функционирование лиц, проходивших лечение от алкоголизма.
Социально-психологический подход рассматривает познавательную сферу человека в контексте его социального окружения и условий жизнедеятельности. Данный подход предполагает изучение влияния социальных факторов, таких как социальная поддержка, стигматизация, доступ к ресурсам, на особенности когнитивного функционирования лиц, проходивших лечение от алкоголизма [31].
Комплексный подход, сочетающий в себе элементы вышеперечисленных методологических концепций, является наиболее эффективным при исследовании особенностей познавательной сферы у лиц, проходивших лечение от алкоголизма.
Данный подход предполагает использование разнообразных методов, включая нейропсихологические, когнитивные, личностные и социально-психологические методики, что позволяет всесторонне изучить данную проблему.
Применение комплексного методологического подхода к исследованию познавательной сферы у лиц, проходивших лечение от алкоголизма, дает возможность выявить специфические когнитивные нарушения, определить их взаимосвязь с личностными особенностями и социальными факторами, а также разработать эффективные программы реабилитации, направленные на восстановление и развитие познавательных способностей для повышения качества жизни данной категории пациентов и их успешной социальной адаптации [29].
Таким образом, в первом разделе были рассмотрены теоретико-методологические основы изучения познавательной сферы у лиц, проходивших лечение от алкоголизма. Было дано определение понятия «познавательная сфера» и раскрыта ее структура, включающая такие компоненты, как ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение и речь.
Особое внимание было уделено особенностям познавательной сферы при алкоголизме. Было показано, что злоупотребление алкоголем оказывает выраженное негативное влияние на различные когнитивные функции. Нарушения внимания, памяти, мышления, воображения и речи являются характерными проявлениями когнитивных дефицитов у лиц, страдающих алкоголизмом. Степень выраженности этих нарушений зависит от стадии заболевания, длительности злоупотребления алкоголем, а также от сопутствующих психологических факторов.
Кроме того, были рассмотрены основные методологические подходы к исследованию познавательной сферы у данной категории лиц.
Было показано, что наиболее эффективным является комплексный подход, сочетающий в себе элементы нейропсихологического, когнитивно-ориентированного, личностно-ориентированного и социально-психологического подходов.
Применение разнообразных методик в рамках данного подхода позволяет всесторонне изучить особенности познавательной сферы, ее взаимосвязь с личностными характеристиками и социальными факторами, что является важным для разработки эффективных программ реабилитации.
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Агибалова Т.В., Рычкова О.В., Кузнецов А.Г., Гуревич Г.Л., Потапова Р.К. Динамика когнитивных функций у больных с зависимостью от алкоголя // Acta Biomedica Scientifica. 2013. №6 (94).
2. Андрейчин С.А. Психологические особенности лиц, страдающих алкогольной зависимостью // Вестник Томского государственного университета. 2012. №360. – С. 125-128.
3. Белых Т. В. Особенности психотерапии зависимостей: учеб. пособие/ Сарат. гос. ун-т. Саратов, 2018. – 75 с.
4. Бохан Н. А. Коморбидность в наркологии / Н. А. Бохан, В. Я. Семке ; Рос. акад. мед. наук, Сиб. отд-ние, НИИ псих. здоровья. – Томск : Издательство Томского университета, 2009.
5. Валентик, Ю.В. Реабилитация в наркологии: учебное пособие / Ю. В. Валентик. – М.: Прогрессивные биомедицинские технологии, 2017. – 119 с.
6. Галкин С.А., Бохан Н.А. Особенности когнитивного процесса принятия решений, основанных на вознаграждении, у больных алкогольной зависимостью. Журнал неврологии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 2023;123(2):37‑43.
7. Дмитриева, О. А. Клинико-психологические особенности лиц с алкогольной зависимостью / О. А. Дмитриева // Форум. – 2020. – № 1(21). – С. 63-68.
8. Зенцова Н. И. Структурно-динамические особенности интеллекта лиц, зависимых от алкоголя // Образовательный вестник «Сознание». 2007. №8.
9. Иванец Н.Н., Винникова М.А. Наркология. Москва, РФ: «ГЭОТАР-Медиа»; 2020. – 699 с.
10. Ильинский С.В. Психологические особенности лиц прошедших комплексную реабилитацию от алкогольной зависимости // Вестник Самарской гуманитарной академии. Серия: Психология. 2016. №1 (19).
11. Кутбиддинова, Р. А. Психология зависимости: учебно-методическое пособие. Южно-Сахалинск: Сахгу, 2017. – 16 -17 с.
12. Кызылтас К.В. Особенности памяти и мышления у мужчин молодого и зрелого возраста, страдающих от алкогольной зависимости / К.В. Кызылтас, А.А. Федорова // Международный научно-исследовательский журнал. – 2014. – №1 (20).
13. Мартынов, В.С. Патогенез, клиника и лечение алкоголизма / В.С. Мартынов. – М.: Издательство «Класс», 2016. – 423 с.
14. Муртазина Г.Ф. Психологические особенности лиц с хроническим алкоголизмом // Вестник Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы. 2023. №SI1 (68).
15. Пешковская А.Г., Галкин С.А., Бохан Н.А. Когнитивные функции и их нарушения при алкогольной зависимости: обзор актуальных концепций, гипотез и методов исследования // СПЖ. 2023. №87.
16. Полякова, О.В. Мнестические нарушения у пациентов с алкоголизмом / О. В. Полякова, О. Л. Юсупова. – Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2017. – № 11 (145). – С. 141-144.
17. Сквира И.М., Сквира М.И., Абрамов Б.Э. Клинико-психологические особенности пациентов с алкогольной зависимостью при формировании терапевтической ремиссии высокого качества. Проблемы здоровья и экологии. 2023;20(3):13–18.
18. Соловьева И. А. Работа с зависимостью и созависимостью: теория и практика. Москва: ИКСР, 2020. 177-376 с.
19. Солсо, Р. Л. Когнитивная психология [Текст] / Р.Л. Солсо – СПб. Питер – 2017. – 390 с.
20. Щербак Е. А., Куташов В. А., Сиволап Ю. П. Депрессия и алкоголизм клинико-социальные взаимоотношения: учебно-методическое пособие /Министерство здравоохранения РФ, Во. гос. мед. ун-т им. Н. Н. Баумана. Москва: РИТМ, 2018. 173с.
21. Andrade CA, Andrade C. Cognitive dysfunction in alcoholics. Indian J Psychiatry. 1992 Oct;34(4):399-400.
22. Bates ME, Bowden SC, Barry D. Neurocognitive impairment associated with alcohol use disorders: implications for treatment. Exp Clin Psychopharmacol. 2002 Aug;10(3):193-212.
23. Bechara A. Decision making, impulse control and loss of willpower to resist drugs: a neurocognitive perspective. Nat Neurosci. 2005 Nov;8(11):1458-63.
24. Cabé N, Laniepce A, Ritz L, Lannuzel C, Boudehent C, Vabret F, Eustache F, Beaunieux H, Pitel AL. Troubles cognitifs dans l'alcoolodépendance : intérêt du dépistage dans l'optimisation des prises en charge [Cognitive impairments in alcohol dependence: From screening to treatment improvements]. Encephale. 2016 Feb;42(1):74-81. French.
25. Crews FT, Boettiger CA. Impulsivity, frontal lobes and risk for addiction. Pharmacol Biochem Behav. 2009 Sep;93(3):237-47.
26. Fein G, Torres J, Price LJ, Di Sclafani V. Cognitive performance in long-term abstinent alcoholic individuals. Alcohol Clin Exp Res. 2006 Sep;30(9):1538-44.
27. Goldstein RZ, Volkow ND. Dysfunction of the prefrontal cortex in addiction: neuroimaging findings and clinical implications. Nat Rev Neurosci. 2011 Oct 20;12(11):652-69.
28. Kopera M, Wojnar M, Brower K, Glass J, Nowosad I, Gmaj B, Szelenberger W. Cognitive functions in abstinent alcohol-dependent patients. Alcohol. 2012 Nov;46(7):665-71.
29. Loeber S, Duka T, Welzel H, Nakovics H, Heinz A, Flor H, Mann K. Impairment of cognitive abilities and decision making after chronic use of alcohol: the impact of multiple detoxifications. Alcohol Alcohol. 2009 Jul-Aug;44(4):372-81.
30. Noël X, Bechara A, Dan B, Hanak C, Verbanck P. Response inhibition deficit is involved in poor decision making under risk in nonamnesic individuals with alcoholism. Neuropsychology. 2007 Nov;21(6):778-86.
31. Rupp CI, Derntl B, Osthaus F, Kemmler G, Fleischhacker WW. Impact of Social Cognition on Alcohol Dependence Treatment Outcome: Poorer Facial Emotion Recognition Predicts Relapse/Dropout. Alcohol Clin Exp Res. 2017 Dec;41(12):2197-2206.
32. Stavro K, Pelletier J, Potvin S. Widespread and sustained cognitive deficits in alcoholism: a meta-analysis. Addict Biol. 2013 Mar;18(2):203-13.
33. Tamkin AS, Dolenz JJ. Cognitive impairment in alcoholics. Percept Mot Skills. 1990 Jun;70(3 Pt 1):816-8.
34. Wilcox, C. E., Dekonenko, C. J., Mayer, A. R., Bogenschutz, M. P., & Turner, J. A. Cognitive control in alcohol use disorder: deficits and clinical relevance. Reviews in the Neurosciences, 2014, 25(1), 1–24.
35. Zinn S, Stein R, Swartzwelder HS. Executive functioning early in abstinence from alcohol. Alcohol Clin Exp Res. 2004 Sep;28(9):1338-46.