Фрагмент для ознакомления
2
Понятие «стимулирование труда» в социальных науках означает целенаправленное воздействие на социальный объект, обеспечивающее поддержание его определенного состояния [13, с. 121]. Из этого определения «стимулятор труда» является целенаправленным или нецеленаправленным воздействием на человека или на группу человека, чтобы поддерживать определенные черты его трудовой деятельности, в первую очередь меры его трудовой деятельности. Способность к труду при стимулировании осуществляется благодаря удовлетворению разных потребностей человека, а это вознаграждение за трудовую работу». Теория стимуляции труда может быть направлена на решение двух взаимосвязанных задач:
а) нахождению границ, в которых заработная плата, исходя из ее экономических законов, вообще может являться средством стимулирования, подчиняться целям стимулирования и управляться с точки зрения этих целей;
б) определению тех конкретных принципов и методов организации оплаты труда, которые были бы наиболее эффективны в стимулировании трудовой деятельности индивидуального и совокупного работников и при этом не противоречили бы экономическим законам [14, с. 99].
Трудовое занятие, как всякая деятельность, отличается рядом ценностей, которые выступают как конкретные цели стимулирования труда, формирования его структуры. В зависимости от этой структуры различаются не дифференцированные, дифференцированные эффекты стимуляции.
Суть не дифференцирующего эффекта заключается в следующем: при одном стимуле, например, заработная плата достигает всех целей одновременно, все параметры трудовой деятельности приведены в норму. В случае дифференцированных эффектов стимулирования целей относительно самостоятельные, самостоятельные, особенно это свидетельствует о том, что одно и то же стимулирование действует на многие сферы работы, но в различной степени и с различными результатами. В рамках теории стимулирования очень важен вопрос о его классификации. Возможно, выделение достаточно большого количества видов стимулирования. Обратим внимание на некоторые наиболее общие из них.
1. Пропорциональное, прогрессивное и регрессивное стимулирование. При пропорциональном виде стимулирования трудовая активность основывается на постоянной мере стимула, которая изначально определена и принята как нормальная, удовлетворяющая; о прогрессивном стимулировании можно говорить, если трудовая активность основывается на возрастающей мере стимула; в случае регрессивного стимулирования трудовая активность основывается на убывающей мере стимула, поскольку во времени происходит адаптация к самой трудовой активности [11, с. 98].
2. Жесткий и либеральный стимул. Жесткий стимул основывается прежде всего на привлечении человека к усилиям. Механизм принуждения – это ориентация на какой-то минимум ценностей. Либеральные стимулы основаны преимущественно в том, чтобы привлечь человека к усилиям. Механизм привлечения - это ориентация человека к какому-то ценностному максимуму [11, с. 100].
3. Актуальный и перспективный стимул. Если актуальные стимулы связаны с значением трудовой оплаты в качестве источника жизни, то перспективные направлены на более глубокое удовлетворение собственных инстинктов, власти, социальной продвижения, стабильности [11, с. 102]. Важнейшей проблемой теоретической и практикой является соотношение трудового стимулирования и механизма регулирования поведения человека, такого как социальный контроль. Социальный контроль представляет собой элемент социального института, обеспечивающий знание социальных норм, правил деятельности, выполнение нормативно-правовых требований, ограничений по поведению. Он нужен для того, чтобы обеспечить позитивные изменения в поведении человека. Есть представления о том, что контроля и стимулирования являются противоположными факторами трудового процесса. Контроль – это своеобразный насилие, принуждение, стимулирование – это добровольное действие, основанное на личном экономическом интересе. На самом деле соотношение совсем другое [7, с. 56]. Необходимость контроля — это недостаток материально-экономического стимулирования труда по сравнению с социальными и моральными мотивами к труду [15, с. 51]. Если работодатель обладает творческим и ответственным отношением к своей работе, то необходим лишь кратковременный контроль, чтобы сохранить рабочую силу и настроение.
Он стимулирует труд, воспитывает к нему правильное отношения, если оно осуществляется надлежащим образом и справедливым образом.
Фрагмент для ознакомления
3
Список использованной литературы:
1. Авдеев В.В. Управление персоналом: технология формирования команды: Учебное пособие. – М.: Финансы и статистика, 2004.
2. Автономов В.С. Эеономика. – М.: «Вита-Пресс», 2006.
3. Бовыкин В. И. Новый менеджмент: управление предприятием на уровне высших стандартов; теория и практика эффективного управления. – М.: Экономика, 2005.
4. Веснин В.Р. Основы менеджмента. - М.: «Триада, ЛТД», 2004.
5. Виханский О.С., Наумов А. И. Менеджмент: Учебник. – М.: Высшая школа, 2004.
6. Галькович Р.С., Набоков В.И. Основы менеджмента. – М.: ИНФРА – М, 2005.
7.Генкин Б. М. Эффективность труда и качества жизни: Учебное пособие. – СПб: СПб ГИЭА, 2006.
8. Герчикова И.Н. Менеджмент. - М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2005.
9. Дудяшова В.П. Мотивация труда в менеджменте: Учебное пособие. – Кострома: издательство КГТУ, 2006.
10. Ладанов И. Д. Практический менеджмент. ч. 2.: Управление персоналом / под ред. Сергеюка П.И. – М.: «Ника», 2004.
11.Менеджмент организации / под ред. З.П. Румянцевой, Н.А. Саломатина. – М.: ИНФРА – М, 2006.
12. Мескон М. Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер с англ. – М.: Дело, 2005.
13. Основы управления персоналом: Учебник для вузов / под ред. Б.М. Генкина. – М.: Высшая школа, 2006.
14. Самылин С. И., Столяренко А. Д. Менеджмент персонала. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.
15. Скопылатов И.А., Ефремов О.Ю. Управление персоналом. – СПб.: Изд-во Смольного ун-та, 2004.