Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность исследования. В задачи современной начальной школы входит развитие ребёнка как его неповторимой индивидуальности и творческой личности. Педагог должен формировать у ребёнка стремление к самостоятельным учебным действиям и самостоятельной познавательной деятельности, и активности.
В современной образовательной среде принято говорить о развитии у субъекта компетенций и компетентностей. Одной из значимой компетенции ученика является его познавательная активность в учебно-воспитательном процессе. Согласно требованиям ФГОС НОО учитель обязан помимо предметного образовательного результата формировать у ребёнка универсальные учебные действия, которые могут быть рассмотрены как метапредметные результаты. К ним относят личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия (УУД).
Уровень сформированности учебно-познавательной компетентности и учебной деятельности младшего школьника и его познавательная активность напрямую зависят от усвоения предметного и метапредметного образовательного результата. Математика в начальной школе позволяет одинаково успешно формировать предметные и метапредметные результаты, при условии, что учитель в своей профессиональной деятельности использует инновационные образовательные технологии, в том числе, игровые.
Под предметным результатом можно понимать формирование знаний, умений и навыков по математике в области изучения единиц измерения. Под метапредметным результатом будем понимать формирование метапредметного результата, или по-другому, формирование универсальных учебных действий. В этом заключается актуальность рассматриваемой работы.
Проблема: как активизировать учебную деятельность у младших школьников на уроках математики при изучении единиц измерения длины во втором классе – миллиметр и метр.
Область – педагогика, методика обучения математике.
Объект – активизация учебной деятельности у младших школьников на уроках математики.
Предмет – особенности изучения единиц измерения длины во втором классе, как средство активизации учебной деятельности младших школьников на уроках математики.
Цель: изучение способов активизации учебной деятельности младших школьников на уроках математики при изучении единиц измерения длины во втором классе – миллиметр и метр.
Задачи курсовой работы:
1) раскрыть сущность понятия «учебная деятельность» и особенности ее активизации у младших школьников на уроках математики;
2) рассмотреть методику изучения величин младшими школьниками на уроках математики;
3) проанализировать и обобщить опыт педагогов по активизации учебной деятельности младших школьников на уроках математики.
Уровень исследованности темы курсовой работы: проблемные вопросы по активизации учебной деятельности младших школьников на уроках математики рассмотрены в работах исследователей Н.И. Пигулевской, Г.М. Первовой и др.
Методы, использованные для написания работы: теоретические методы (анализ, синтез), изучение литературы, изучение документов.
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АКТИВИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИИ ВЕЛИЧИН
1.1. Сущность понятия «учебная деятельность» и особенности ее активизации у младших школьников на уроках математики
Под учебной деятельностью младшего школьника понимают способность учиться, ставить учебные цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность по изучению окружающей действительности. К компонентам учебной деятельности (по Д.Б. Эльконину) относят: мотивацию, учебную задачу, учебные операции, контроль и оценку.
В начальной школе на уроках математики дети изучают единицы измерения. Они знакомятся с такими понятиями как ширина и длина, площадь и периметр, метр и миллиметр и др. [18].
Обучение для субъекта является самым важным способом получения системного образования. Процесс обучения есть не что иное, как специфический процесс познания, управляемый педагогом. Именно направляющие действия учителя обеспечивают полноценное усвоение учащимися знаний, умений и навыков, развитие их умственных сил и творческих способностей, формирование универсальных учебных действий.
Проблема развития познавательной активности детей младшего школьного возраста является одной из самых сложных среди проблем современной педагогики. Познавательная активность детей выступает как первостепенное условие формирования у учащихся потребности в знаниях [7].
Один из видов детской активности – это интерес к учебно-познавательной деятельности. Учение, являясь отражательно-преобразующей деятельностью субъекта, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта.
Проблемами развития познавательной активности личности на основе идеи самовоспитания, самообразования и самодеятельности школьников как условия их умственного и нравственного развития в разное время отражалась в работах П.Ф. Каптерева, Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др. В педагогике современной начальной школы достаточно широко используются различные аспекты решения дидактических проблем, связанных с активизацией познавательной деятельности на принципах личностно-ориентированного обучения. Это рассматривалось в работах В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, Н.Ф. Талызиной, В.Д. Шадрикова, И.С. Якиманской и др.
Сущность познавательной активности в процессе учебной деятельности как ведущего вида деятельности в младшем школьном возрасте нашла отражение в исследованиях Э.И. Александровой, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Н.Б. Истоминой, М.Н. Скаткина, Д.Б. Элькониным и др.
Знания, полученные в готовом виде, вызывают затруднения детей в их применении к объяснению наблюдаемых явлений. Одним из существенных недостатков получения знаний в чистом виде от учителя остается формализм, который проявляется в отрыве заученных учащимися теоретических положений от умения применить их на практике. Познавательная активность детей всегда рассматривалась как сложнейший феномен, проявляющийся в отношении человека к познанию [12].
Во все времена была и остаётся важнейшая проблема дидактики, как именно активизировать деятельность учащегося на уроке, или, какие методы обучения необходимо применять, чтобы повысить активность детей на занятиях. Активность является важнейшей характеристикой личности и ее деятельности. В обучении активность личности является одной из основных предпосылок достижения целей обучения и воспитания.
Исследователи П.Н. Груздев и Ш.Н. Ганелин, Р.Г. Ламберг исследовали проблему активизации мышления учащихся в процессе обучения. Они проанализировали проблему самостоятельной деятельности учащихся и сделали вывод, что самостоятельность в действиях является высшим уровнем учебной активности детей. Познавательная активность – это прежде всего, интерес к учебной деятельности и к приобретению знаний. Она отражает интерес младших школьников к получению новых знаний, умений и навыков [3].
Возникновение познавательной активности у детей, зависит в первую очередь, от уровня развития ребенка, его опыта и знаний. Интерес школьников к учению является определяющим фактором в процессе овладения ими знаниями. Интересное обучение не исключает умение работать с усилием, а, наоборот, способствует этому. В связи с этим, одной из важнейших задач педагогов должна стать задача выявления имеющихся интересов, развитие и воспитание интереса к знаниям у младших школьников.
Интерес определяется как эмоционально – познавательное отношение, непосредственно мотивированное и имеющие тенденцию переходить в познавательную направленность личности. От непосредственно мотивированного эмоционального переживания, интерес отличается наличием эмоционально – познавательного позитивного отношения, радости познания [11].
Появление радости познания свидетельствует о появлении интереса. Г.И. Щукина определяет познавательную активность как качество личности, которое включает стремление личности к познанию и выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Качеством личности, познавательная активность становится, по её мнению, при устойчивом проявлении стремления к познанию. Проблема формирования познавательной активности на личностном уровне, сводится к рассмотрению мотивации познавательной деятельности и к способам формирования познавательных интересов.
Э.А. Красновский считает, что познавательная активность – это особое проявление всех сторон личности школьника. Это интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения. Фундаментальные исследования в области обучения младших школьников раскрывают процесс становления познавательной активности учащихся и определяют изменения содержания образования.
Поиск эффективных путей, которые повышают качество усвоения учебного материала, характерен также, для педагогической практики. Педагоги понимают, что здесь необходима целенаправленная педагогическая деятельность по формированию познавательной активности школьников [9].
Познавательная деятельность субъекта – это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Данная направленность субъекта характеризуется постоянным стремлением к познанию, следовательно, к более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь у отдельно взятого субъекта, познавательная активность становится основой положительного отношения к учению.
Познавательная активность всегда носит поисковый характер. У школьника постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом, его поисковая деятельность всегда совершается с увлечением и от этого, он испытывает эмоциональный подъем и радость [1].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алиева, Г.М. Методика организации игровой деятельности в воспитании и развитии школьников / Г.М. Алиева // Сибирский педагогический журнал – 2019. – N 10. – С.299-303.
2. Абросимова, Г.А. Новые технологии образования в вузе:
смешанное обучение [Текст] / Г.А. Абросимова // Alma mater. – 2019. – No6. – С. 65-69.
3. Арсентьева, Н.В. Использование мобильных устройств и
элементов дополненной реальности на уроках в школе как средство повышения мотивации, интереса к обучению [Текст]/ Н.В. Арсентьева, С.А. Санькова // Информационные технологии для Новой школы. Материалы IХ Всероссийской конференции с международным участием. – 2019. – Т. 2. – С. 12-16.
4. Виситова, Л.С. Инновационные методы преподавания в школе / Л.С. Виситова. - Текст: непосредственный // Образование и воспитание. - 2022. - № 1 (6). - С. 16-19. - URL: https://moluch.ru/th/4/archive/25/710/ (дата обращения: 04.06.2024).
5. Дидковская, Н.Е. Проектирование развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС / Н.Е. Дидковская. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2019 г.). — Пермь: Меркурий, 2019. — С. 29-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7845/ (дата обращения: 04.06.2024).
6. Еноторова, А.М. К вопросу необходимости внедрения индивидуального образовательного маршрута / А.М. Еноторова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2020 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит. -пед. ун-т. – Пермь, 2020. – С. 47-52. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 04.06.2024).
7. Емельянова, Т.В. Игровые технологии в образовании: электронное учеб. -метод. пособие / Т.В. Емельянова, Г.А. Медяник. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2019. file:///C:/Users/User/Downloads/Igrovyie_tehnologii_v_obrazovanii%20(1).pdf (дата обращения: 04.06.2024).
8. Гакаева, А.Х. Роль игры и игровых технологий в повышении познавательной активности учащихся / А.Х. Гакаева. — Текст: непосредственный // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Самара, август 2020 г.). — Самара: ООО "Издательство АСГАРД", 2020. — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/202/8631/ (дата обращения: 231.03.2024).
9. Глобальная цифровизация [Электронный ресурс]: Люди роста.
URL: https://ludirosta.ru/post/globalnaya-tsifrovizatsiya_2225 (дата обращения: 04.06.2024).
10. Государственная образовательная платформа «Российская
электронная школа» [Электронный ресурс]. URL: http://resh.in.edu.ru (дата обращения: 04.06.2024).
11. Копылова, В.Б. Место и роль игровых технологий в образовательном процессе / В.Б. Копылова. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2019 г.). — Краснодар: Новация, 2019. — С. 156-158. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9596/ (дата обращения: 04.06.2024).
12. Лапшин, А.О. Глобализация и цифровое общество: заметки на
полях [Электронный ресурс]/ А.О. Лапшин // Власть. – 2019. – No1. – С. 63-68. RL:https://www.jour.isras.ru/index.php/vlast/article/download/6228/6076 (дата обращения: 04.06.2024).
13. Поползина, Н.С. Апробация модели смешанного обучения для
решения проблемы качественной подготовки специалистов на студентах
магистратуры [Электронный ресурс] / Н.С. Поползина, Г.В. Петрук //
Материалы VI Международной студенческой научной конференции
«Студенческий научный форум». - URL: https://scienceforum.ru/2014/article/2014004885 (дата обращения: 04.06.2024).
14. Михайленко, Т.М. Игровые технологии как вид педагогических технологий / Т.М. Михайленко. — Текст: непосредственный // Педагогика: традиции и инновации: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Челябинск, октябрь 2021 г.). — Т. 1. — Челябинск: Два комсомольца, 2021. — С. 140-146. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/19/1084/ (дата обращения: 04.06.2024).
15. Муромцева, О.В. Игровые технологии в начальной школе / О.В. Муромцева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 10 (114). — С. 1252-1254. — URL: https://moluch.ru/archive/114/29765/ (дата обращения: 04.06.2024).
16. Овчинникова, В.С. Дидактические игры как способ побуждения младших школьников к автоматизации действий / В.С. Овчинникова // Журнал «Начальная школа». – 2022. – N 9. – С. 19-24.
17. Первова, Г.М. Дидактическая игра: как метод обучения математике/ Г.М. Первова // Вестник Тамбовского университета. – 2020. – N 7. – С. 208-212.
18. Пугачев, А.С. Игровая деятельность как средство обучения подрастающего поколения / А.С. Пугачев. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 11 (46). — С. 474-476. — URL: https://moluch.ru/archive/46/5703/ (дата обращения: 04.06.2024).
19. Нарыкова, Г.В. Организация развивающей образовательной среды начальной школы в условиях реализации ФГОС НОО / Г.В. Нарыкова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2019 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит. - пед. ун-т. – Пермь, 2019. – С. 131-135. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 04.06.2024).
20. Организация развивающей образовательной среды: электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2019 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. – Пермь, 2019. – 408 с. file:///C:/Users/User/Desktop/Organizacija_razvivajushhej_obrazovatelnoj_sredy_v_nachalnoj_shkole.PDF (дата обращения: 04.06.2024).
21. Пигулевская, Н.И. Инновационная модель современного образовательного процесса [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ispu.ru/files/SovetRector_9-2008-с.31-37.pdf (дата обращения: 04.06.2024).
22.Теплов, Б.М. Способности и одаренность [Текст] / Теплов, Б.М. // Хрестоматия возрастной и педагогической психологии. – М.- 2019. – 267 с.
23. Хозиев, В.Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников [Текст] / В.Б. Хозиев. – М.: Академия, 2021. – 272 с.