Фрагмент для ознакомления
2
Экономическая система государства в рамках своего генезиса претерпевает значительного рода перемены. Как правило, они вызваны многочисленными обстоятельствами политического, технического, а также общественного характера. Происходящие трансформации наделены максимально глубинным характером, который соединяется с коренной перестройкой всей хозяйственной системы Российской Федерации. В современных реалиях качественные структурные экономические реформы, а также преобразования институционального плана выступают практически единственными условиями перехода страны к росту экономики.
Рост экономики базируется на интенсивных активных преобразованиях, которые связаны с форсированным развитием наукоемких отраслей, которые основаны на новых технологиях, а также инновациях. В российском государстве показывается деформация воспроизводственной структуры, приоритет отраслей природного комплекса, а также низкотехнологичного производства. В целях обретения значительного положения на мировой арене стране необходим переход к инновационному росту.
Актуальность работы обуславливается тем, что сегодня мало изучены такие базовые понятия, как система и объект экономической безопасности, а также продовольственная безопасность (далее – ПБ), и прочие. При этом вследствие возрастающей значимости данной проблемы, продовольственная безопасность начинают выделяться в качестве автономного звена экономической безопасности Российской Федерации. Именно продовольственная безопасность хозяйствующих субъектов, в частности, сельскохозяйственных предприятий, является главным фактором, который определяет данную безопасность.
Имеются значительные проблемы в обеспечении продовольственной безопасности в субъектах Российской Федерации, к примеру, в Республике Хакасия. Нужно сформировать действенную систему индикаторов, а также мер оценки современной продовольственной безопасности. Именно они должны посодействовать всемерному развитию качественных взглядов на нынешнее положение продовольственной безопасности. Это поможет в принятии своевременных решений относительно снижения отрицательных тенденций в этой области, а также росту постоянства позитивных моментов.
Данную тему в своих трудах рассматривали такие авторы как Балдов Д.В., Рахимов А.М., Бринчук М.М., Авдеев В.А., Исхаков А.Т. и другие.
Объект курсовой работы представляют собой общественные отношения, которые формируются в области обеспечения продовольственной безопасности Российской Федерации.
Предмет исследования – правовые нормы, которые регулируют место и роль продовольственной безопасности в системе экономической безопасности страны.
Цель курсовой работы заключается в проведении анализа обеспечения продовольственной безопасности в России, а также рекомендаций по улучшению ее состояния.
Задачами, которые разрешаются в исследовании для достижения вышеназванной цели, являются:
- изучить современные угрозы национальной безопасности страны;
- исследовать зарубежный опыт по обеспечению экономической безопасности;
- рассмотреть Доктрину продовольственной безопасности РФ на 2020-2030 гг.;
- проанализировать обеспеченность населения РФ основными продуктами питания;
- определить динамику и структуру сельскохозяйственного производства и пищевой промышленности в Республике Хакасия;
- исследовать продовольственную обеспеченность населения региона и пути ее повышения.
Методологической основой курсовой работы является общенаучный, диалектический, а также исторический методы познания. Также использованы методы анализа, синтеза, аналогии и обобщения, и формально-логический метод.
ГЛАВА 1. ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
1.1. Современные угрозы национальной безопасности России
Современные страны мира, которые составляют фундамент существования Организации Объединенных Наций, должны решать появляющиеся споры целым набором мирных средств. Они не подвергают каким-либо угрозам международный мир, а, кроме того, и национальную безопасность иных стран. Государства-участники международной структуры воздерживаются от угроз силой (либо применения) против территориальной неприкосновенности, а также независимости любого государства планеты. Собственно, именно так в Уставе ООН именуется национальная безопасность, что олицетворяет намерение сохранить мир.
Нужно акцентироваться на том, что в российском законе «О безопасности» 1992 г., который ранее применялся, безопасность выступала состоянием защищенности жизненно важных интересов личности, общества, а также государства. При этом защита происходила как от внутренних, так и внешних угроз. Вместе с тем, последующие варианты редакции данного нормативного правового акта термин «интересы» не содержат. Он заменен на угрожаемый объект, потому что защита государства нужна объекту безопасности.
Требуется особым образом обозначить, что дефиниция «национальная безопасность» в российской Федерации применяется впервые в ФЗ 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации». Так, в современных реалиях под национальной безопасностью понимается отсутствие каких-либо угроз объекту безопасности, а также блок разнообразных систем, которые оказывают противодействие этим угрозам. В этой связи понятие «безопасность» должно состоять из:
- самого объекта безопасности;
- многочисленных угроз безопасности;
- субъекта обеспечения безопасности;
- системы обеспечения безопасности;
- нормативно-правовой основы функционирования последних.
Объектом безопасности, естественно, выступает человек, который является социальным объектом, а также весь социум, мировое сообщество, государство (как политическое, а также правовое образование). Помимо прочего, имеют место быть природные, технические, а также природно-технические объекты, которые защищаются легитимным образом.
Необходимо подчеркнуть, что в настоящее время, в аспекте развития российского государства происходит формирование правового базиса обеспечения всей национальной безопасности. Являет собой перечень нормативных правовых актов, которые включают в своей содержание юридические принципы, а также нормы. Они направлены на правовую регламентацию общественных отношений в сфере надлежащего обеспечения национальной безопасности в мире.
Следует отметить, что сегодня национальная безопасность – это состояние защищенности каждой личности в отдельности, всего общества в целом, а также Российской Федерации от угроз внутреннего и внешнего характера, при котором осуществляются разного рода конституционные права россиян, обеспечивается достойные качество и уровень их жизни, государственная и территориальная целостность, независимость, суверенитет и так далее.
При этом повышение угроз национальной безопасности Российской Федерации находит свое логическое закрепление в многочисленных нормативно-правовых документах. К примеру, это может быть Военная доктрина, а также Стратегия национальной безопасности и другие. Перечисленные документы стратегического значения осуществляют фиксацию разнообразных вызовов безопасности России. Помимо прочего, они также осуществляют правовое обеспечение национальной безопасности всего государства. Вышеназванная Стратегия указывает, что национальные интересы Российской Федерации представляют собой объективно значимые потребности каждой личности в отдельности, государства, а также социума в безопасности и постоянном развитии.
Национальными интересами России на современном этапе выступают:
- сбережение российского народа, развитие человеческого потенциала, повышение качества жизни и благосостояния граждан;
- защита конституционного строя, суверенитета, независимости, государственной и территориальной целостности, укрепление обороны страны;
- поддержание гражданского мира и согласия в стране, укрепление законности, искоренение коррупции, защита граждан и собственности, развитие механизмов взаимодействия государства и гражданского общества;
- развитие безопасного информационного пространства, защита российского общества от деструктивного информационно-психологического воздействия;
- устойчивое развитие российской экономики на новой технологической основе;
- охрана окружающей среды, сохранение природных ресурсов и рациональное природопользование, адаптация к изменениям климата;
- укрепление традиционных российских духовно-нравственных ценностей, сохранение культурного и исторического наследия народа России;
- поддержание стратегической стабильности, укрепление мира и безопасности, а также правовых основ международных отношений.
В современном мировом сообществе Россия балансирует между надобностью развивать экономические и общественные отношения, как с главными мировыми державами, так и со странами с развивающейся экономикой. Одновременно с этим создаются серьезные правовые механизмы в целях обеспечения национальной безопасности России против угроз глобализации. Следует отметить, что национальная безопасность включает в себя все многогранные аспекты деятельности государства.
Необходимо подчеркнуть, что политика руководителей в девяностые годы находилась под максимально возможным воздействием ведущих мировых держав. Этот факт способствовал резкому уменьшению темпов промышленного производства во многих отраслях промышленности. Данные моменты отрицательным образом отразились на развитии всего военно-промышленного и оборонного комплекса российского государства, соответственно, и на национальной безопасности.
Многие появившиеся страны, которые ранее входили в состав Советского Союза как единый социалистический лагерь, заняли довольно враждебную политику в отношении России. На границе Российской Федерации размещаются военные базы НАТО (Североатлантический альянс) – все эти факторы формируют серьезную угрозу национальной безопасности РФ. В особенности, это проявилось в последнее время в связи с военными действиями со стороны Украины на российской границе.
При экстремальных угрозах для защиты национальной безопасности Российская Федерация может использовать военную силу. Фундаментальным элементом национальной безопасности является комплекс национальных интересов России, которые требуют защиты, в том числе, военными средствами. Это может быть осуществлено в трех случаях:
- устанавливается круг национальных интересов, для защиты которых государство может пойти на применение военной силы в определенной форме;
- показываются источники потенциальной военной опасности национальным интересам сегодня и в перспективе (к примеру, действия других стран, которые направлены на дестабилизацию политической обстановки в РФ);
Фрагмент для ознакомления
3
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) / Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020.
2. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О безопасности» / «Собрание законодательства РФ», 03.01.2011, № 1, ст. 2.
3. Указ Президента РФ от 13.05.2017 № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 г.» / «Собрание законодательства РФ», 15.05.2017, № 20, ст. 2902.
4. Указ Президента РФ от 21.01.2020 № 20 «Об утверждении Доктрины продовольственной безопасности Российской Федерации» // «Собрание законодательства РФ», 27.01.2020, № 4, ст. 345.
5. Указ Президента РФ от 02.07.2021 № 400 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» / «Собрание законодательства РФ», 05.07.2021, № 27 (часть II), ст. 5351.
6. Постановление Правительства РФ от 14.09.2022 № 1610 «О внесении изменений в Правила предоставления … сельскохозяйственной продукции и ее реализацию, по льготной ставке» / «Собрание законодательства РФ», 26.09.2022, № 39, ст. 6603.
7. Военная доктрина Российской Федерации (утв. Президентом РФ 25.12.2014 № Пр-2976) / «Российская газета», № 298, 30.12.2014.
8. Авдеев В.А., Авдеева О.А. Правовая политика Российской Федерации в сфере обеспечения экономической безопасности: тенденции и перспективы // Российская юстиция. 2020. № 4. С. 2 - 5.
9. Авдонина А.А. Основные направления решения проблемы продовольственной безопасности РФ на примере Доктрины продовольственной безопасности РФ / А.А. Авдонина // Актуальные проблемы математики и естественных наук: сб. трудов. Петропавловск-Баку-Сургут, 2023. С. 75-77.
10. Алексеева М.В., Филимонова Е.А. Актуальные вопросы противодействия угрозам национальной безопасности // Правовой порядок и правовые ценности. 2024. Т. 2. № 1. С. 47-53.
11. Баженова А.С. Система продовольственного обеспечения населения основными продуктами питания и ее структура // А.С. Баженова / Экономика, управление и образование: сб. трудов. Улан-Удэ, 2022. С. 22-28.
12. Балдов Д.В. Развитие диагностики экономической. безопасности в продовольственной сфере. Диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. Княгинино. 2019. С. 207.
13. Банникова Е.В., Климушкина Н.Е. Оценка экономической безопасности сельскохозяйственной организации // Экономика сельского хозяйства России. 2023. № 3. С. 34-38.
14. Бидова Б.Б. К вопросу о классификации и типологии национальных интересов // Право и государство: теория и практика. 2020. № 4 (184). С. 52-54.
15. Борисов В.В. Некоторые проблемы обеспечения национальной безопасности в РФ и зарубежный опыт обеспечения национальной безопасности // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Право. 2020. Т. 5. № 2. С. 64-71.
16. Бринчук М.М. Социальное государство: обеспечение экологической и продовольственной безопасности // Экологическое право. 2023. № 3. С. 2 - 6.
17. Васильева И.А. Зарубежный опыт обеспечения национальной безопасности и экономической безопасности // Экономические науки. 2019. № 181. С. 156-161.
18. Викулова О.И. Обеспечение экономической безопасности сельскохозяйственного предприятия как составная часть процесса управления // О.И. Викулова / Россия и новые вызовы: экономика и общество: сб. трудов. Курск, 2022. С. 24-28.
19. Волконский В.А., Смирнов В.М. Развитие Доктрины продовольственной безопасности РФ // Modern Economy Success. 2022. № 1. С. 197-202.
20. Волосникова А.Ю., Сумарокова М.А. Интегральная оценка уровня экономической безопасности сельскохозяйственных организаций // А.Ю. Волосникова / В мире научных открытий: сб. трудов. Ульяновск, 2020. С. 151-154.
21. Воронцова Е.В., Воронцов А.Л. Обеспечение качества и безопасности продуктов питания как задача российского государства в сфере обеспечения продовольственной безопасности // Государственная служба и кадры. 2021. № 5. С. 31-33.
22. Исхаков А.Т., Муратова Л.Н. Классификация угроз экономической безопасности сельскохозяйственных организаций // А.Т. Исхаков / Инновационные технологии в АПК: теория и практика: сб. статей. 2020. С. 255-257.
23. Каригов А.Г. Обеспечение национальной безопасности в России // Вестник ГОУ ДПО ТО «ИПК и ППРО ТО». Тульское образовательное пространство. 2020. № 4. С. 95-98.
24. Киселева Е.В. Продовольственная безопасность как ключевой элемент экономической безопасности России // Е.В. Киселева / Молодежный вектор развития аграрной науки: сб. трудов. 2021. С. 26-30.
25. Кикоть - Глуходедова Т.В. Административно-правовое обеспечение национальной безопасности в России, США и странах Европы (сравнительное исследование). Диссертация на соискание ученой степени доктора юридических наук. М. 2019. С. 418.
26. Колоткина О.А. Современные угрозы национальной безопасности российского государства: теоретико-правовой анализ // О.А. Колоткина / Право в современном мире: достижение метабезопасности как атрибута государства v. 2020: сб. трудов. 2020. С. 77-79.
27. Миненко А.В., Селиверстов М.В. Развитие малых форм хозяйствования в агробизнесе Республики Хакасия в современных условиях // Дневник науки. 2023. № 2 (74). С. 23-24.
28. Павлинов А.В. Отдельные аспекты современного обеспечения национальной безопасности на постсоветском пространстве // А.В. Павлинов / Цивилизация знаний: российские реалии: сб. трудов. Москва, 2020. С. 31-41.
29. Попов В.П. Особенности формирования экономической безопасности сельскохозяйственной организации в современной экономике // В.П. Попов / Современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социально-экономических системах: сб. трудов. Курск, 2023. С. 145-147.
30. Пролетенкова С.Е., Быков Б.А. Стратегия экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года: анализ, эффективность, перспективы // Административное право и процесс. 2019. № 8. С. 36 - 39.
31. Рахимов А.М., Темиров К.О. Роль аграрной политики в обеспечении продовольственной безопасности // Вестник Таджикского государственного университета права, бизнеса и политики. Серия общественных наук. 2021. Т. 88. № 3. С. 87-92.
32. Решетникова Г.А. Понятие «национальные интересы» в контексте национальной безопасности РФ // Вестник Удмуртского университета. Серия Экономика и право. 2020. Т. 30. № 3. С. 438-444.
33. Сергеев Л.И. Стратегическое целеполагание продовольственного обеспечения страны // Вестник Керченского государственного морского технологического университета. 2023. № 4. С. 320-336.
34. Санарова Е.А., Каурова Ю.А., Храмцова О.О. Анализ потребления основных продуктов питания в контексте обеспечения продовольственной безопасности региона / Е.А. Санарова // Интеллектуальный потенциал Сибири: сб. трудов. Новосибирск, 2021. С. 415-417.
35. Субботин В.Я., Заичко М.В., Медведева И.А. Правовые основы обеспечения национальной безопасности // Евразийский юридический журнал. 2019. № 10 (137). С. 352-353.
36. Фантропов П.П. Политические технологии взаимодействия институтов государства и гражданского общества в процессе обеспечения национальной безопасности России. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. М. 2019. С. 223.
37. Чемоданова Ю.В., Козлов Д.С., Бодрикова О.А. Продовольственная безопасность России: современные аспекты / Ю.В. Чемоданова // Развитие науки и практики в глобально меняющемся мире в условиях рисков: сб. трудов. Москва, 2024. С. 394-399.
38. Шапошников Г.М., Чебодаев В.П. Состояние и развитие личных подсобных хозяйств Республики Хакасия и инвестиции в продовольственную безопасность // Московский экономический журнал. 2022. Т. 7. № 11. С. 15-17.
39. Доктрина продовольственной безопасности РФ [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/3AdqE2 (Дата обращения 24.05.2024 г.)
40. Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Хакасия [Электронный ресурс] Режим доступа: http://mcxpx.ru/?p=docs_prodsafe (Дата обращения 24.05.2024 г.)
41. Организация Объединенных Наций [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.un.org/ru/ (Дата обращения 24.05.2024 г.)
42. Стратегии национальной безопасности США [Электронный ресурс] Режим доступа: https://tass.ru/info/4825512 (Дата обращения 24.05.2024 г.)
43. Хакасия выделяет миллиарды на развитие сельского хозяйства в регионе [Электронный ресурс] Режим доступа: https://clck.ru/3AeFje (Дата обращения 24.05.2024 г.)