Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. В современной образовательной среде ФГОС на каждой образовательной ступени регламентирует не только формирование знаний и умений учеников по всем учебным предметам, но также предусматривает изучение лексики и грамматики при обучении иностранным языкам и развитие коммуникативных умений и иноязычного речевого взаимодействия субъектов.
Большую роль в этом процессе играет письменная речь как особый вид речевой деятельности. Речь, прежде всего, идёт о формировании коммуникативной компетенции в иноязычной письменной речи.
Коммуникативная письменная речь - это экспрессивный вид речевой деятельности, который нацелен на порождение речевого сообщения в письменной форме. Развитие навыка выражать мысли в письменной форме происходит на базе и посредством учебной письменной речи, которая опирается на технику письма.
Для этого необходимо сформировать у учеников графические и орфографические навыки. Современный процесс обучения иностранным языкам выстраивается на коммуникативной основе и на основе личностно ориентированного подхода, что также регламентировано требованием ФГОС ООО.
Становление личности школьника осуществляется в ходе формирования его иноязычного чтения и речевого поведения. Прежде всего, имеется в виду овладение умениями и навыками письменной речи на английском языке. Чтобы достичь этих целей, педагоги в своей профессиональной деятельности используют различные приёмы и методы.
Одним из путей решения этой проблемы является применение в образовательном процессе современных педагогических технологий, включая технологию кейс - метода. Образовательные технологии позволяют не только активизировать познавательную деятельность субъекта, но и разнообразить формы и методы учебно – воспитательного процесса. Образовательные технологии повышают творческую активность учеников, и развивают их познавательные способности.
В современном обществе иностранный язык представляет собой одно из основных средств международного общения. Значимой и важной остается проблема правильного использования методов преподавания иностранного языка, а также подбора наиболее эффективных форм обучения в системе образования.
Если человек владеет иностранным языком, перед ним открываются новые перспективы в жизни, общении, работе и др. Английский язык, к примеру, является общепризнанным языком международного общения, лексика которого имеет свое своеобразие.
Иностранный язык обладает большим воспитательным, образовательным и развивающим потенциалом. Задача учителя состоит в том, чтобы создать на уроке соответствующие дидактические условия, способствующие развитию и познавательной активности школьников.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость развитие навыков письменной речи на средней ступени обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе.
Объект исследования: процесс развития навыков письменной речи на средней ступени обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе.
Предмет исследования: приёмы и методы в процессе развития навыков письменной речи на средней ступени обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе.
Задачи:
1. Провести анализ понятия письменная речь как особый вид речевой деятельности при обучении иностранному языку.
2. Изучить приёмы и способы развития письменной речи в основной школе при обучении иностранному языку.
3. Описать организационно-педагогические условия развития письменной речи в основной школе при обучении иностранному языку.
4. Предложить методические рекомендации по развитию письменной речи в основной школе при обучении иностранному языку.
Теоретическая база исследования:
- исследования, посвящённые теории и методике изучения иностранных языков (Е.И. Пассов, В.В. Бондарева, И.А Зимняя);
- исследования, посвящённые развитию коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности, чтение, говорение, письмо, аудирование (В.М. Филатов, М.В. Вербицкая);
- исследования, посвящённые формированию фонетических, лексических и грамматических навыков речи (Е.Н. Соловова).
Методы исследования: теоретические и практические, анализ научной и психолого-педагогической литературы, классификация, сравнение, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы развития навыков письменной речи на средней ступени обучения иностранному языку в средней общеобразовательной школе
1.1. Анализ понятия письменная речь как особый вид речевой деятельности при обучении иностранному языку
Инновационные преобразования современного российского образования обусловлены новыми общественными запросами. Эти запросы связаны с формированием личности субъекта, который должен быть мобильным, самостоятельным и способным к восприятию и осмыслению целостной картины мира. Актуальность данной проблемы обусловлена качественными изменениями сознания субъекта и с необходимостью совершенствования способности личности более полно и глубоко понимать окружающий мир, и свое место в этом мире [5].
Под учебной письменной речью понимают выполнение в письменной форме различных языковых и условно-речевых упражнений, которые направлены на овладение продуктивными лексико-грамматическими навыками [Пассов, 2002]. Также речь идёт о речевых умениях и умениях коммуникативной письменной речи. Н.Д. Гальскова отмечала, что средний этап обучения (5-7 классы) должен обеспечить более интенсивное развитие умения по овладению письмом в разных ситуациях общения [Гальскова, 2000].
Чтобы облегчить запоминание орфографически-трудных слов, необходимо использовать различные специальные приемы, одним из которых является побуквенное прочтение слов [Гальскова, 2000].
Письменная речевая деятельность есть целенаправленное и творческое совершение мысли в письменном слове, а письменная речь – способ формирования и формулирования мысли в письменных языковых знаках (Л.С. Выготский).
Место письменной речи при обучении иностранному языку занимает в этом процессе особое место. Речь идет о формировании коммуникативной компетенции в иноязычной письменной речи. Под коммуникативной письменной речью понимают экспрессивный вид речевой деятельности, нацеленный на порождение речевого сообщения в письменной форме.
Умение субъекта выражать мысли в письменной форме происходит на базе и посредством учебной письменной речи, которая опирается на технику письма и сформированные графические и орфографические навыки. Целью обучения коммуникативной письменной речи является также развитие навыка создавать различные типы и жанры письменных сообщений. Речь идёт о текстах, которые могут понадобиться ученикам для различных видов деятельности и продуктивной коммуникации.
Под целостной картиной мира понимают совокупность мировосприятия и мироощущения человека, его знания и мнение о мире и мироздании как мыслящего субъекта. Целостная картина мира представляет собой основу миропонимания и определяет особый способ восприятия и истолкования событий и явлений во внешней жизни. В зависимости от субъективного миропонимания человека, в течение жизни изменяются его жизненные приоритеты, социальная активность и направленность деятельности.
Главным средством познания целостной картины мира и приобщения субъекта к ценностям, созданным другими народами, выступает иностранный язык. Иностранный язык есть ключ, открывающий уникальность и своеобразие культурного наследия.
Одним из требований ФГОС является формирование языковой компетенции школьника. Формирование картины мира у школьников, которая представляет собой систему философских, социальных, политических, нравственных и эстетических взглядов на мир, есть одна из ведущих задач воспитания базовой культуры личности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ариян, М.А. Социально развивающая методическая система обучения иностранным языкам в средней школе, проектирование и реализация [текст] / М.А. Ариян. – М.: 2010. – 382 с.
2. Ахметгалиев, А.К. Мотивация деятельности на уроках английского языка [Текст] / А.К. Ахметгалиев. - Английский язык в школе. - 2018. - N 2. - С. 56 – 60.
3. Ариян, М.А. Планирование урока иностранного языка в контексте требований ФГОС общего образования [Текст] / М.А. Ариян // Иностранные языки в школе. – 2016. – № 6. – С. 14 – 18.
4. Айснер, Л.Ю. К вопросу об инновационных технологиях обучения иностранным языкам [текст] // Наука: опыт, проблемы, перспективы развития: Материалы Международной научно-практической конференции. – Красноярск, 2013. – С. 9-12.
5. Ахраменко, Е. В. Коммуникативные игры на уроке иностранного языка / Е. В. Ахраменко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 548-550. — URL: https://moluch.ru/archive/310/69988/ (дата обращения: 31.05.2023).
6. Будакова, О.В. Игровые технологии как эффективное средство активизации учебного процесса на уроке иностранного языка / О.В. Будакова. — Текст: непосредственный // Педагогическое мастерство: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, апрель 2012 г.). — Москва: Буки-Веди, 2012. — С. 152-154. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/22/2161/(дата обращения: 31.05.2023).
7. Бим, И.Л. Что мешает повышению результативности обучения иностранным языкам [текст]/ И.Л. Бим // Иностранные языки в школе. – 2007. С.2–6.
8. Борзова, Е В. Новые подходы к обучению иностранным языкам в школе [текст]/ Е. В. Борзова. – Петрозаводск: ГОУ РК «ИПКРО», 2018. – 60 с.
9. Влияние когнитивных стилей учащихся на успешность обучения иностранному языку через применение индивидуализированных методов и приемов в процессе его усвоения[электронный ресурс]/ https://organic-english.ru/2017/08/26/kognitivnye-poznavatelnye-stili-i-ih-vliyanie-na-izuchenie-inostrannogo-yazyka/ (дата обращения: 31.05.2023).
10. Горлова, Н.А. Личностно - деятельностный метод обучения иностранным языкам дошкольников, младших школьников и подростков. Теоретические основы: учебное пособие [текст]/ Н. А. Горлова. – М.: МГПУ, 2010. – 248 с.
11. Гальскова, Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам [Текст] / Н.Д. Гальскова. - М.: Просвещение, 2005. – 284 с.
12. Егорова, Л.И. Создание ситуации успеха на уроках английского языка [Текст] / Л.И. Егорова. - Английский язык в школе. - 2006. - No 6. - С. 3 – 5.
13. Колкер, Я.М. Практическая методика обучения иностранному языку [Текст] / Я.М. Колкер. - М., 2000. - 105 с.
14. Конышева, А.В. Современные методы обучения английскому языку [Текст] / А.В. Конышева. - Минск: ТетраСистемс, 2011. - 304 с.
15. Кондрашова, О.А. Совершенствование языковой и коммуникативной компетентности иностранных обучаемых посредством игровых технологий / О. А. Кондрашова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2012. — № 12 (47). — С. 326-328. — URL: https://moluch.ru/archive/47/5775/ (дата обращения: 31.05.2023).
16. Михайлова, М. В. Современный урок английского языка в условиях введения ФГОС, 2015 [Электронный ресурс]. Режим доступа: // URL: http://sosh47.ru/images/files/mixajlova_mv_3.pdf (дата обращения: 31.05.2023).
17. Мухортова, И.И. Образцовый урок иностранного языка. Миф или реальность / И. И. Мухортова, Ю. А. Шевченко. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 3 (62). — С. 975-980. — URL: https://moluch.ru/archive/62/9329/ (дата обращения: 31.05.2023).
18. Мусницкая, Е. В. Методика преподавания иностранных языков [текст] / Е.В. Мусницкая. – М.: МГПИИЯ им. М. Тореза, 2013. – 58 с.
19. Нелунова, Е.Д. Информационные и коммуникационные технологии в обучении иностранному языку в школе [Текст] / Е.Д. Нелунова. - Иностранныеязыки в школе. – 2016. – N 7. – С. 62-65.
20. Общая методика обучения иностранным языкам в средней школе [текст]/ под ред. А.А. Миролюбова, И.В. Рахманова, В.С. Цетлин. – М.: Просвещение, 2010. – 425 с.
21. Пассов, Е.И., Кузовлева Н.Е. Урок иностранного языка. [текст] – М.: Глосса-Пресс, 2010. – 640 с.
22. Рець, М. С. Современный урок иностранного языка в условиях реализации ФГОС / М. С. Рець. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 17.1 (121.1). — С. 46-50. — URL: https://moluch.ru/archive/121/33516 (дата обращения: 31.05.2023).
23. Хужаниязова, Г.Ю. Говорение как цель обучения английскому языку [Текст] / Г.Ю. Хужаниязова. - Актуальные вопросы современной педагогики: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Уфа, март 2013 г.). — Уфа: Лето, 2013. — С.15-18.
24. Щукин, А.Н. Обучение иностранным языкам. Теория и практика [Текст] / А.Н. Щукин. – М.: Фломатис, 2006. – 480 с.
25. Щукин, А.Н. Современные интенсивные методы и технологии обучения иностранным языкам [Текст] / А.Н. Щукин. - учеб. пособие: 2-е изд./ А.Н. Щукин. – М.: Филоматис, 2010. – 188 с.