Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Обилие коллизий в нормах, предусматривающих процедуру дозна-ния в российском уголовно-процессуальном законодательстве, на сего-дняшний день объясняет затруднения в работе органов дознания и в пра-восознании всех участников предварительного расследования. Помимо вышеперечисленных проблем, необходимо выделить, что в действующем российском законодательстве, к сожалению, присутствуют существенные терминологические неточности и пробелы процессуальной регламентации института дознания, что вызывает значительные затруднения и при прове-дении неотложных следственных действий.
Проблемам дознания, процессуальному статусу органов дознания, их компетенции, производству неотложных следственных действий уделя-ли свое внимание отечественные ученые криминалисты: Е. Н. Арестова, А. С. Есина, О. Е. Жамкова, Л. И. Васильева, А. С. Власова, С. И. Гирько и другие правоведы. В научной литературе также были глубоко исследо-ваны проблемы производства дознания в сокращенной форме по уголов-ным делам, которые возникали у правоприменителей в различных упол-номоченных органах исполнительной власти по производству дознания, так указанными проблемами занимались ученые: А. А. Белавин, С. А. Бо-чинин, А. В. Боярская, Т. А. Калентьева, М. Д. Шадрина, И. Г. Хисматул-лин и другие.
Объектом курсовой работы выступает система общественных отно-шений, между субъектами уголовно-процессуальной деятельности, скла-дывающихся в сфере уголовного судопроизводства в ходе производства дознания как формы предварительного расследования.
Предметом курсовой работы являются нормы уголовно-процессуального права, регламентирующие деятельность органов предва-рительного расследования.
Целью курсовой работы является анализ дознания в российском уголовном судопроизводстве.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть возникновение и развития органов дознания в дореволюционной России;
- раскрыть понятие дознания и его особенности;
- показать виды дознания;
- процессуальный порядок дознания;
- проанализировать взаимодействие органов дознания с иными правоохранительными органами;
- раскрыть проблемные аспекты процессуальной деятельности органов дознания в уголовном судопроизводстве.
Для достижения поставленной цели использован диалектический ме-тод познания социальных явлений и процессов, определивший использо-вание общенаучных методов.
В методологическом плане при написании настоящей курсовой рабо-ты были использованы следующие методы познания: сравнительно-правовой, анализ, метод экспертных оценок и др. А именно общенаучные методы, а именно: диалектический метод познания, метод аналитического преобразования информации, теоретическая интерпретация нормативных источников и литературы по теме исследования, анализ и синтез получен-ной информации, обобщения, метод системного подхода, а также частно-научные методы исследования: формально-логический и сравнительный.
Информационную базу исследования составили библиотечные фон-ды, информационные ресурсы справочно-правовой системы «Консультант Плюс». «Гарант».
Теоретическая значимость результатов изучения трудов заключается в том, что содержащиеся в них выводы и предложения могут быть исполь-зованы для дальнейшего развития института расследования, совершен-ствования форм досудебного производства и системы органов дознания.
Практическая значимость курсового исследования заключается в том, что при применении органов дознания в уголовном процессе дают определенную возможность разработать и применить не только теоретиче-ские, но и практические аспекты, которые всегда помогают раскрывать преступления и это еще дает возможность в дальнейшем совершенствовать уголовно-процессуальный кодекс, гражданское право.
Практическая значимость исследования состоит в том, что изложен-ные в процессе изучения выводы, предложения можно в дальнейшем при-менять в правотворческой деятельности с целью последующего повышения юридической грамотности населения и становления правового государ-ства.
Эмпирической основой работы послужили материалы правоприме-нительной, в том числе судебной, практики. Эмпирическая базой исследо-вания получили изучение теоретических и практических аспектов по раз-витию органов дознания в уголовном процессе, были изучены различные статьи, монографии, диссертации.
Нормативную базу исследования составили: гражданское законода-тельство; другие нормативно-правовые акты; материалы судебной практи-ки РФ; законах, изучены аспекты регистрации доменного имени и его по-становка на учет в РФ.
Структура работы: введение, основная часть, три главы, состоящие из шести параграфов, заключения и списка использованных источников.
1 ИСТОРИЯ СТАНОВЛЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ОРГАНОВ ДОЗНАНИЯ В РОССИИ
1.1 Возникновение и развития органов дознания в дореволюционной России
Наше исследование в рамках настоящей курсовой работы посвящено анализу дознания в широком смысле, включающее в себя и такую его раз-новидность как дознание в сокращенной форме. Стоит отметить, что на се-годняшний день среди ученых процессуалистов нет единого устоявшегося мнения по вопросу определения понятия дознания.
Обращаясь к истории возникновения понятия «дознание», важно от-ветить, что данный термин произошел от латинского «inquisition» – что в переводе означает «инквизиция». Континентальный инквизиционный про-цесс имел два этапа: общее и специальное расследование.
Первый этап (общий) носил установочный характер. На данном эта-пе организовывались мероприятия, направленные на розыск лица, совер-шившего преступление, формировалась и закреплялась доказательная ба-за, то есть устанавливались события преступления.
Второй этап (специальный) был предназначен для выявления винов-ности ранее определенного лица.
По Уставу уголовного судопроизводства принято выделять три вида дознания. Первый вид-это установление обстоятельств совершенного пре-ступления, подсудного мировым судьям.
Второй вид дознания – это обнаружение только что совершившегося или совершающегося в данный момент преступления, а также в случае утраты следов преступления до момента прибытия на место происшествия следователя.
Третий вид дознания осуществлялся полицией в случае получения сомнительной информации о преступлении или источник информации признан не достоверным.
Так приходим к выводу, что дознание – это результат эволюции об-щего расследования средневекового процесса. К. А. Волкова полагает, что предпосылки становления института дознания заключались в необходимо-сти розыска лиц, нарушивших нормы права. Так уже судебники XV в. со-держали в себе свод правил судопроизводства, которое уже в то время подразделялось на две формы:
- состязательную (этап суда);
- следственную (этап розыска).
Далее весомый вклад в формирование современного института до-знания внесли судебная реформа XIX в., основу которой составляли ука-зов Александра II от 8 июня 1860 г. «Об отделении следственной части от полиции», «Наказа судебным следователям», «Наказа полиции о произ-водстве дознания по происшествиям, могущим заключать в себе преступ-ление или проступок».
Данная реформа закрепляла принцип состязательности уголовного процесса.
Следственные функции возлагались на судебного следователя. Поли-ция же от данных функций освобождалась, но дознание, как деятельность правоохранительного органа, прочно закрепилось за полицией как специ-фическая функция. Вследствие судебной реформы, в Уставе уголовного судопроизводства от 20 ноября 1864 года за органы полиции характери-зовались розыскными, административными и уголовно-процессуальными функциями .
Период формирования Советского государства проводилось после-довательное развитие и установление полномочий правоохранительных органов в сфере уголовного преследования.
В Уголовно-процессуальном кодексе РСФСР 1960 года дознанием признавалось первичное простейшее расследование, первоначальные ро-зыскные действия, что отображалось в разделе втором «Возбуждение уго-ловного дела, дознание и предварительное следствие». Такая позиция нашла отражение в научной литературе того времени. Так, М.С. Строго-вич писал, что «дознание – первоначальная стадия расследования, пред-шествующая предварительному следствию, имеющая цель зафиксировать следы преступления и преступника». В настоящее время дознанию прида-ется более широкий смысл. Например, Н.Т. Мингалин называет дознание, как очень организованную и спанированную в определенно строгом по-рядке согласно с УПК РФ и ведомственными административными актами деятельность.
31 июля 1963 года выходит приказ «О производстве дознания в ор-ганах милиции», который устанавливал особый порядок передачи уголов-ных дел более опытным сотрудникам уголовного розыска, отдела по борьбе с хищениями социалистической собственности, участковым инспек-торам, имеющим юридическую подготовку. Таким образом, функции до-знания были разделены между различными службами милиции.
Анализируя юридическую научную литературу, можно прийти к вы-воду, что большинство авторов под «дознанием» понимает форму предва-рительного расследования, реализуемую в общем и в сокращенном поряд-ке. Изменение научной позиции относительно определения дознания во многом обусловлено тем, что действующее законодательство содержит в себе определение дознания.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативные правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным го-лосованием 12.12.1993) (с изменениями, одобренными в ходе общероссий-ского голосования 1 июля 2020 года) // Российская газета. — 2020. 04 июля.
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 22.04.2024) // Российская газета. — № 249. — 22.12.2001.
3. Федеральный закон от 28.12.2010 № 390-ФЗ (ред. от 10.07.2023) «О безопасности» // Российская газета. — № 295. — 29.12.2010
4. Федеральный закон от 04.03.2013 № 23-ФЗ (ред. от 28.12.2013) «О внесении изменений в статьи 62 и 303 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации» // Российская газета. — № 48. — 06.03.2013.
5. Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 (ред. от 27.03.2023) «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» // Российская газета. — № 50. — 12.03.2004.
Материалы судебной практики
6. Постановление Приморского районного суда Санкт-Петербурга от 10.10.2018 по делу № 1-884/2018. URL: https://sudact.ru (дата обращения: 28.05.2024).
7. Приговор Абаканского городского суда Республики Хакасия от 29 мая 2020 г. по делу № 1-527/2020. / (дата обращения: 28.05.2024).
Литература
8. Арестова, Е.Н. Дознание в органах внутренних дел: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Е. Н. Арестова, А. С. Есина, О. Е. Жамкова. – Москва: Издательство Юрайт, 2023. – 285 с.
9. Боярская, А.В. Проблемы юридической конструкции предмета доказывания в рамках сокращенного дознания / А.В. Боярская // Россий-ская юстиция. – 2018. – № 1. – С. 38.
10. Быкова А.С. Дознание в сокращенной форме: предмет и преде-лы доказывания / А.С. Быкова // Достижения в науке и образовании 2022. сборник статей Международного научно–исследовательского кон-курса. – Пенза, 2022. – С. 101–103.
11. Быстрыкин, А.И. Уголовное право России: практический курс / А.И. Бастрыкин. – М.: «Волтерс Клувер», 2020. – 420 с.
12. Калентьева, Т.А. Актуальные проблемы регламентации дея-тельности органов дознания в РФ / Т.А. Калентьева, М.Д. Шадрина// Вест-ник Волжского университета имени В. Н. Татищева. – 2019. – Т. 1. № 2. – С. 125-130.
13. Недайвозов, В.С. Некоторые вопросы соотношения предвари-тельного следствия и дознания как формы предварительного расследова-ния преступлений / В.С. Недайвозов // Материалы VI международной научно–практической конференции «Инновационная траектория развития науки: становление, развитие, прогнозы» ставропольский институт коопе-рации (филиал) БУКЭП. – 2020. – С. 249.
14. Рябинина, Т.К. Дознание – самостоятельная форма досудебно-го производства: статья / Т.К. Рябинина //Российский следователь. – 2021. – №19. – С.55-58.
15. Смирнов, А. В. Уголовный процесс: учебник / А.В. Смирнов, К.Б. Калиновский; под общ. ред. А.В. Смирнова. — 8–е изд., перераб. — Москва: Норма: ИНФРА–М, 2023. — 784 с.
16. Смирнова, М.И. Дознание как форма предварительного рас-следования / М.И. Смирнова// E–SCIO. – 2019. – № 10 (37). – С. 503.
17. Суханова, К.А. Органы предварительного следствия России: исторические аспекты возникновения и становления / К.А. Суханова // В сборнике: Современная наука и образование: актуальные вопросы теории и практики. Сборник статей II Международной научно–практической кон-ференции. – Пенза, 2023. – С. 86–88.
18. Угольникова, Н.В. Уголовный процесс: учебное пособие / Н.В. Угольникова Н.В. – М.: Инфра–М, РИОР, 2021. – 689 с.
19. Фетищева Л.М. Уголовный процесс. Досудебное производство. Альбом схем / Л.М. Фетищева. – Пермь : Пермский институт Федеральной службы исполнения наказаний, 2019. – 92 с.
20. Шаталов, А.С. Уголовный процесс. Практикум / А.С. Шаталов, А.А. Крымов. – М.: Проспект, 2020. – 320 с.