Фрагмент для ознакомления
2
В последние годы научное сообщество и политическая практика проявили огромный интерес к государственному контролю, который уже долгое время существует в Российской Федерации и других странах. Основой государственного контроля является Конституция РФ, которая определяет его направления и принципы . Понятие "государственный контроль" объединяет государственный контроль и государственный надзор, учитывая такие характеристики, как содержание, масштабы, власть, системность, процессуальность, постоянство и возможные негативные последствия для контролируемых объектов .
Понятие государственного контроля является одной из основных практических и теоретических проблем государства. Оно относится к таким областям деятельности, как финансы, экономика, экология, социальная сфера, обеспечение безопасности и другие. Государственный контроль представляет собой систему методов и средств, которые осуществляются государством для проверки и надзора за соблюдением законности и эффективности организации деятельности государственных и муниципальных органов, предприятий, организаций, а также граждан.
Цель государственного контроля – обеспечить соблюдение законности, сохранность национальных интересов и интересов общества, эффективность использования бюджетных и других ресурсов, а также защиту прав и свобод граждан. Государство выполняет эту функцию через правовые акты, нормы и надзорные органы, которые осуществляют проверку деятельности объектов контроля и принимают меры к их устранению в случае выявления нарушений.
Государственный контроль может осуществляться различными способами и в разных формах. Одним из основных направлений государственного контроля является административно-правовой контроль, который осуществляется государственными органами и учреждениями путем надзора за соблюдением законодательства и регламентирующих нормативных актов. В рамках административно-правового контроля проводятся проверки, составляются акты и применяются санкции в отношении нарушителей.
Помимо административно-правового контроля, существуют и другие виды государственного контроля . Например, финансовый контроль, который осуществляется органами финансового надзора и направлен на проверку использования бюджетных средств и других финансовых ресурсов. Также существует контроль за соблюдением промышленной и экологической безопасности, который осуществляется соответствующими органами и учреждениями. Еще одним важным направлением государственного контроля является контроль за соблюдением прав и свобод граждан.
Наряду с указанными направлениями, государственный контроль включает в себя и другие сферы деятельности. Как правило, система государственного контроля организована и действует на основе законодательства и нормативных правовых актов. Она может быть сосредоточена в руках одного или нескольких органов, а также может быть децентрализована и включать различные уровни государственных и муниципальных организаций.
Государственный контроль имеет свои принципы, которые определяют его особенности и способы осуществления. Важнейшими принципами государственного контроля являются: законность, публичность, объективность и беспристрастность, системность и комплексность, пропорциональность, информированность и доступ к информации. Соблюдение данных принципов обеспечивает эффективность и надежность государственного контроля .
Государственный контроль – это система мер, осуществляемых государством для обеспечения исполнения законов и нормативных актов, контроля за деятельностью государственных и муниципальных органов, предприятий, организаций и граждан . Он имеет важное значение для обеспечения правопорядка, защиты интересов государства и общества, предотвращения коррупции и недобросовестной деятельности.
Государственный контроль основывается на ряде принципов, которые определяют его цели и направления. Один из таких принципов – принцип законности. Государственный контроль должен быть осуществлен в рамках существующего законодательства и регламентирующих нормативных актов. При этом государственный контроль не должен нарушать права и свободы граждан, а его проведение должно быть прозрачным и обоснованным.
Другим принципом государственного контроля является принцип всесторонности и объективности. Это означает, что контроль должен проводиться в отношении всех субъектов, подлежащих контролю, и быть направленным на выявление всех фактов нарушений или недостатков. Контроль должен быть объективным и не зависеть от личных предпочтений или интересов контролирующих органов.
Еще одним важным принципом является принцип целевой направленности государственного контроля. Он предполагает, что контроль должен быть направлен на достижение определенных целей – обеспечение эффективности и эффективности деятельности контролируемых субъектов, предотвращение нарушений законодательства и негативных последствий для общества и государства. Цель государственного контроля – создание условий для устойчивого развития и процветания государства и общества.
Помимо указанных принципов, государственный контроль имеет и ряд конкретных целей. Одной из таких целей является защита интересов государства. Контроль направлен на предотвращение незаконного использования ресурсов государства и недостаточного осуществления государственных функций. Он также способствует предотвращению коррупции и иным негативным явлениям, которые могут причинить ущерб государству и обществу.
Еще одной целью государственного контроля является обеспечение исполнения законов и нормативных актов. Контроль направлен на проверку соответствия действий и решений контролируемых субъектов действующему законодательству, а также на выявление их противоправных действий или бездействия. Это позволяет обеспечить строгое исполнение законодательства и правильное функционирование органов власти и организаций.
Основной целью государственного контроля является также защита интересов общества. Контроль направлен на обеспечение прав и свобод граждан, предотвращение нарушений и негативных последствий для массовых групп населения. Он также способствует обеспечению качества предоставляемых государственных и муниципальных услуг, защите прав потребителей и обеспечению безопасности населения.
Таким образом, принципы и цели государственного контроля определяют его основные направления. Он направлен на обеспечение исполнения законов, защиту интересов государства и общества, профилактику коррупции и негативных явлений. Контроль должен быть осуществлен в соответствии с принципами законности, всесторонности, объективности и целевой направленности. Только такая система контроля способна обеспечить эффективное и ответственное функционирование государства и общества.
Государственный контроль является неотъемлемой частью функций государства, направленных на обеспечение правового порядка, эффективное функционирование организаций и защиту интересов граждан. В данном подразделе рассмотрим основные направления и формы государственного контроля.
Один из основных направлений государственного контроля – финансовый контроль. Он направлен на проверку использования и распределения финансовых ресурсов государства и организаций, соблюдение правил бюджетного процесса, контроль за исполнением финансовых обязательств и др. Финансовый контроль осуществляется финансовыми органами государства, такими как Министерство финансов, Государственная налоговая служба и другие.
Еще одним направлением государственного контроля является налоговый контроль. Он направлен на проверку исполнения налогового законодательства, правильность и своевременность уплаты налогов, предотвращение налоговых правонарушений и др. Налоговый контроль осуществляется Государственной налоговой службой и другими специализированными органами.
Важным направлением государственного контроля является контроль за соблюдением антимонопольного законодательства и защита конкуренции. Задачей данного контроля является предотвращение и пресечение монополистической деятельности, нарушения правил конкуренции, создание равных условий для всех участников рынка. Этот вид контроля осуществляется антимонопольными органами государства.
Помимо вышеуказанных, существуют также направления государственного контроля, связанные с обеспечением законности и правопорядка. В этом случае контроль направлен на предотвращение и пресечение коррупции, организации преступных группировок, нарушений прав граждан. Такой контроль осуществляется правоохранительными органами государства, такими как полиция, прокуратура, Служба безопасности.
В зависимости от направления, государственный контроль может принимать различные формы. В первую очередь, это проверки. Данный вид контроля осуществляется путем проведения проверок деятельности организаций, соблюдения правил и нормативов. Вторая форма – анализ. Она включает в себя систематическое и комплексное исследование деятельности организаций, выявление проблемных моментов и разработку мер по их устранению. Третья форма – мониторинг. Он предполагает непрерывное и систематическое наблюдение за деятельностью организаций, анализ собранных данных и принятие мер по предотвращению нарушений и недопустимых действий.
Также существует форма государственного контроля, называемая экспертизой. Экспертиза осуществляется специализированными органами государства и представляет собой проверку качества товаров, услуг, строительных работ, проектной документации и др. Этот вид контроля является важным для защиты прав потребителей и обеспечения безопасности.
Наконец, важной формой государственного контроля является судебный контроль. Он осуществляется судебными органами и направлен на проверку законности и обоснованности актов и решений органов государственного контроля. Судебный контроль оказывает значительное влияние на эффективность государственного контроля в целом и является важной гарантией защиты прав и интересов граждан и организаций.
В заключение, государственный контроль направлен на обеспечение законности, эффективности и справедливости в деятельности государства и организаций. Он осуществляется через различные направления и формы, позволяющие достичь поставленных целей. Правильный и эффективный государственный контроль является необходимым условием для стабильного развития государства и общества.
1.2. Нормативно-правовая база, регулирующая сферу общественного питания
Основные законы и нормативные акты, регулирующие деятельность общественных питейных заведений, являются неотъемлемой частью нормативно-правовой базы, которая направлена на обеспечение безопасности и качества предоставляемых услуг.
Одним из главных законодательных актов, регулирующих деятельность общественного питания, является закон «Об охране здоровья граждан ». Этот закон устанавливает общие требования к организации и обеспечению безопасности пищевых продуктов, а также к санитарно-эпидемиологическому состоянию питейных заведений. Он предусматривает необходимость регулярной проверки санитарно-эпидемиологической службой и соблюдения определенных гигиенических норм и правил при обработке продуктов, хранении и подаче готовой продукции.
Еще одним важным законом является «О защите прав потребителей ». В этом законе содержится ряд требований к качеству и безопасности предлагаемой пищевой продукции, а также правам потребителей на получение полной и достоверной информации о составе продуктов и услугах, а также на их обмен или возврат в случае выявления недостатков.
Деятельность общественных питейных заведений также регулируется законом «О торговле ». В этом законе устанавливаются требования к организации торговли в общественных питейных заведениях, а также правила продажи алкогольной и безалкогольной продукции. Закон также предусматривает обязательность получения соответствующих разрешительных документов, а также лицензий на торговлю алкогольной продукцией.
На уровне региональных властей также действуют нормативные акты, которые регулируют деятельность общественных питейных заведений. Например, во многих регионах установлены дополнительные требования к оборудованию и условиям хранения продуктов питания, а также обязательность прохождения обучения персонала по санитарным нормам и правилам.
Особое внимание уделяется обеспечению безопасности пищевой продукции. Для этого созданы федеральные службы, такие как Роспотребнадзор и Роскачество, которые осуществляют контроль за соответствием продукции требованиям безопасности и качества. Эти службы проводят проверки общественных питейных заведений на предмет их соблюдения этих требований, а также реагируют на жалобы и обращения потребителей.
Также существуют отдельные нормы и правила в области пожарной безопасности, которые регулируют деятельность общественных питейных заведений. В соответствии с требованиями пожарных норм, питейные заведения должны быть оборудованы необходимыми средствами пожаротушения, а также соблюдать определенные правила поведения в случае пожара.
Еще одним важным нормативным актом, регулирующим сферу общественного питания, является Федеральный закон "О товарных знаках ". Этот закон устанавливает правовую защиту для товарных знаков и знаков обслуживания, используемых в общественном питании. В соответствии с этим законом, предприятия общественного питания не могут использовать чужие товарные знаки без разрешения и должны зарегистрировать собственные товарные знаки для защиты своих интересов на рынке.
Важным элементом нормативно-правовой базы общественного питания являются санитарные правила и нормы. Они устанавливают требования к условиям размещения и эксплуатации предприятий общественного питания, к проведению санитарно-эпидемиологического надзора и контроля за соблюдением санитарных норм. Санитарные правила регулируют такие аспекты, как качество воды, обработка и хранение продуктов, условия приготовления пищи, гигиена персонала и др.
Однако нормативно-правовая база общественного питания не ограничивается только федеральными законами. Каждый субъект Российской Федерации имеет свои нормативные акты, регулирующие сферу общественного питания на своей территории. Это может быть региональный закон, постановление правительства или приказ местных органов власти. Такие нормативные акты часто определяют дополнительные требования к организации и функционированию предприятий общественного питания в конкретном регионе.
Кроме того, в сфере общественного питания функционируют и саморегулирующиеся организации, которые разрабатывают свои стандарты качества и правила деятельности. Одной из самых известных организаций является Союз рестораторов и отельеров России. Он объединяет предприятия общественного питания и гостиничного бизнеса и разрабатывает правила и стандарты, которые помогают улучшить качество предоставляемых услуг и обеспечить высокий уровень сервиса.
Нормативно-правовая база, регулирующая сферу общественного питания, имеет большое значение для обеспечения безопасности и качества услуг. Она предоставляет предприятиям общественного питания четкие правила и требования, а также определяет ответственность за их несоблюдение. Строгое соблюдение этих норм и правил является гарантией для потребителей получить качественную и безопасную услугу в сфере общественного питания.
Общественное питание – это одна из сфер деятельности, которая требует строгого соблюдения нормативно-правовой базы. Это необходимо для обеспечения безопасности пищевого продукта и обеспечения высокого уровня обслуживания для потребителей. Для работы в этой сфере необходимо получить лицензию, а также следовать требованиям по безопасности.
Процедура получения лицензии в общественном питании может немного отличаться в разных странах, однако общие принципы остаются примерно одинаковыми . Обычно, для того чтобы получить лицензию на открытие ресторана, кафе или другого общественного питания, необходимо предоставить некоторую информацию и документацию.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ (последняя редакция)
2. Гражданский кодекс Российской Федерации часть 4 (ГК РФ ч.4)
3. Федеральный закон от 26.12.2008 N 294-ФЗ (ред. от 24.07.2023) "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" (с изм. и доп., вступ. в силу с...
4. Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 04.08.2023) "О защите прав потребителей"
5. Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" от 28.12.2009 N 381-ФЗ (последняя редакция)
6. Федеральный закон "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" от 21.11.2011 N 323-ФЗ (последняя редакция)
7. Федеральный закон "О лицензировании отдельных видов деятельности" от 04.05.2011 N 99-ФЗ (последняя редакция) Федеральный закон "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации" от 28.12.2009 N 381-ФЗ (последняя редакция)
8. Захарова, С. Г. Государственное и муниципальное администрирование : учебник для вузов / С. Г. Захарова, Н. С. Соменкова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 281 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-14345-4. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/544223 (дата обращения: 27.05.2024).
9. Воробьев Николай Федорович Понятие и правовая сущность государственного контроля // Правовое государство: теория и практика. 2018. №4 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ponyatie-i-pravovaya-suschnost-gosudarstvennogo-kontrolya (дата обращения: 27.05.2024).
10. Виды государственного контроля в Российской Федерации. – М.: Издание Государственной Думы (электронное),2013 – 96 стр.
11. Николенко, П. Г. Техническое оснащение гостиничных и ресторанных комплексов : учебник для среднего профессионального образования / П. Г. Николенко, Е. А. Шамин, А. Е. Фролова. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 751 с. — (Профессиональное образование). — ISBN 978-5-534-15138-1. — Текст : электронный // Образовательная платформа Юрайт [сайт]. — URL: https://urait.ru/bcode/544167 (дата обращения: 28.05.2024).
12. Автайкина Е. В. и др. Проблемы и перспективы развития АПК и сельских территорий. – 2014. URL: https://elibrary.ru/download/elibrary_22726969_50811135.pdf (дата обращения: 28.05.2024).
13. Валевич Р. П., Белова С. О. Экономика общественного питания: учебная программа для студентов специальности 1-25 01 10" Коммерческая деятельность". – 2015. URL: http://edoc.bseu.by:8080/bitstream/edoc/22214/1/Ekonomika_obshchestvennogo_pitaniya.pdf (дата обращения: 28.05.2024).
14. . Виноградова С. и др. (ред.). Организация и технология торговли. – Litres, 2016. URL: https://books.google.com/books?hl=ru&lr=&id=Nb4UEAAAQBAJ&oi=fnd&pg=PT3&ots=krOTKG6Yow&sig=2K2ge2utfpFoqBd4RWWkt76czpg (дата обращения: 28.05.2024).
15. Воробьев Ю. Л. Коммуникативное взаимодействие гражданского общества и структур публичной власти как управленческий процесс // ЮЛ Воробьёв.–М.:[б. и.]. – 2022. URL: https://www.ifap.ru/library/book285.pdf (дата обращения: 28.05.2024).
16. Гончаров В. В. Правовое регулирование института общественного контроля: международный и зарубежный опыт // Актуальные проблемы российского права. – 2019. – №. 10 (107). – С. 155-171. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/pravovoe-regulirovanie-instituta-obschestvennogo-kontrolya-mezhdunarodnyy-i-zarubezhnyy-opyt (дата обращения: 28.05.2024).
17. Гостев А. Н., Демченко Т. С. Гражданское общество: контроль над деятельностью государства. – 2011. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=23933636 (дата обращения: 28.05.2024).
18. . Грибоедова И. А. Анализ и адаптация опыта диверсификации мировой продовольственной системы в Республике Беларусь // Экономические и социальные перемены: факты, тенденции, прогноз. – 2021. – №. 1 (37). – С. 196-213. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/analiz-i-adaptatsiya-opyta-diversifikatsii-mirovoy-prodovolstvennoy-sistemy-v-respublike-belarus (дата обращения: 28.05.2024).
19. . Давыдович А. Р. Сравнительный анализ организационного устройства общественного питания в России // Проблемы современной экономики. – 2021. – №. 1. – С. 338-342. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnyy-analiz-organizatsionnogo-ustroystva-obschestvennogo-pitaniya-v-rossii (дата обращения: 28.05.2024).
20. Евстигнеев Е. Н., Викторова Н. Г. Финансовое право: Учебное пособие. – " Издательский дом"" Питер""", 2021. URL: https://books.google.com/books?hl=ru&lr=&id=_YlCEAAAQBAJ&oi=fnd&pg=PA3&ots=iUNs3wh4d9&sig=FT6KE2GKKqSygmV15tT_JM2Al5s (дата обращения: 28.05.2024).
21. Ерохин В. М. Административно-правовое регулирование оборота алкогольной продукции // дисс.… на соискание ученой степени канд. юрид. наук/ВМ Ерохин.–М. – 2016. – С. 24. URL: http://crimescience.ru/wp-content/uploads/2016/07/Автореф-Регулирование-оборота-алкогольной-продукции1.pdf (дата обращения: 28.05.2024).
22. Жанказиев С. В. Интеллектуальные транспортные системы. – 2016. URL: https://lib.madi.ru/fel/fel1/fel16E377.pdf (дата обращения: 28.05.2024).
23. Злоказова Н. Е. Международный опыт подготовки кадров сферы туризма и сервиса в решении задач кадрового обеспечения Олимпиады «Сочи-2014» // Вестник международных организаций: образование, наука, новая экономика. – 2008. – Т. 3. – №. 7-8. – С. 85-97. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/mezhdunarodnyy-opyt-podgotovki-kadrov-sfery-turizma-i-servisa-v-reshenii-zadach-kadrovogo-obespecheniya-olimpiady-sochi-2014 (дата обращения: 28.05.2024).
24. Кобяк М. В. Стандартизация и контроль качества гостиничных услуг // Санкт-Петербург: Интермедия. – 2014. URL: http://www.intermedia-publishing.ru/p/Kobyak_HotelService/Kobyak_HotelService.pdf (дата обращения: 28.05.2024).
25. Ковачев Д. А. Механизм правотворчества социалистического государства: вопросы теории. – Юридическая литература, 1977. URL: http://niion.org/wp-content/uploads/magazines/onn/onn_2023_3.pdf (дата обращения: 28.05.2024).
26. Кучма В. Р. 2018-2027 годы-десятилетие детства в России: цели, задачи и ожидаемые результаты в сфере здоровьесбережения обучающихся // Вопросы школьной и университетской медицины и здоровья. – 2017. – №. 3. – С. 4-14. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=30575309 (дата обращения: 28.05.2024).
27. 17. Лысенко Ю. В., Лысенко М. В., Таипова Э. Х. Экономика предприятия торговли и общественного питания: Учебное пособие. Стандарт третьего поколения. – " Издательский дом"" Питер""", 2022. URL: https://books.google.com/books?hl=ru&lr=&id=ds1LDAAAQBAJ&oi=fnd&pg=PA7&ots=PXokPpq8nU&sig=-p4L9q-YmA4GMJGVpssDZ60cJ-o (дата обращения: 28.05.2024).
28. Мазанкова Т. Методы и инструменты государственного регулирования рынка услуг общественного питания. – Litres, 2018. URL: https://books.google.com/books?hl=ru&lr=&id=nU9SDwAAQBAJ&oi=fnd&pg=PT3&ots=nEJRCpjAdM&sig=UCHxQI_9bEyJpywsSDIr5HsSkA4 (дата обращения: 28.05.2024).
29. Мельник М. В., Пантелеев А. С., Звездин А. Л. Ревизия и контроль // М.: ФБК Пресс. – 2023. URL: https://subjectum.eu/pdf/202.pdf (дата обращения: 28.05.2024).