Фрагмент для ознакомления
2
Введение
В современной мировой экономике политика регулирования иностранных правительств за деятельностью монополий имеет большое значение. Многие развивающиеся страны получили свои антимонопольные правовые рамки с западных моделей – часто как условие торговых соглашений. Также следует отметить, что в современной экономической системе вклад, прежде всего, естественных монополий довольно внушительный, в силу специфики тех сфер, где естественные монополии осуществляют свою деятельность, а также с учетом их финансовых и инновационных возможностей.
Актуальность выбранной темы заключается в том, что страны до сих пор очень часто сталкиваются с проблемой разработки такой политики регулирования деятельности монополий (чаще – естественных), которая, с одной стороны, исключает возможность злоупотребления доминирующим положением, а с другой – создает необходимые условия для развития, разработки новых технологий, внедрения инноваций. По этому вопросу можно найти очень много, часто противоположных точек зрения. Также остро стоит вопрос о роли монополий в экономике стран и целесообразности их существования.
Компания, являясь единственной на рынке, и не имея конкурентов, может держать под контролем отдельно взятую отрасль производства, из чего можно сделать вывод, что она так же контролирует и сбыт продукции. Такой вид конкуренции встречается крайне редко.
По большей части монополии образовываются при содействии со стороны государства.
Современный рынок не может обойтись без острой конкуренции и ее видов, следовательно, монополистам приходится выдерживать атаки других компаний для достижения своих целей.
Целью данной работы является рассмотрение влияния крупных монополий на экономику страны в рамках теории монополий.
Задачи:
- рассмотреть определение и эволюцию развития монополий,
- описать виды монополий;
- провести сравнение монополий с мелким и средним бизнесом, описать роль монополий в экономике страны;
- описать роль монополий в российской экономике;
- изучить государственное регулирование монополий в РФ .
Объект исследования – крупные монополии.
Предмет исследования – роль крупных монополий в экономике страны.
Глава 1 Монополия: сущность, виды и роль в экономической системе
1.1 Определение и эволюция развития монополий
В широком смысле под словом «монополия» понимается исключительное право на что-либо, однако, если рассматривать монополию как одну из составляющих экономических отношений и экономики в целом, то под данным словом, мы понимаем крупную фирму, которая занимает доминирующее положение в одной или нескольких сферах деятельности на рынке.
Монополия является одним из самых крупных видов несовершенной конкуренции.
Таблица 1 – Представления экономистов о монополиях
Экономист Характеристика монополий
А. Смит
Монополия – исключительное право на продажу. Монополия, специально полностью не удовлетворяя спрос на рынке (создает искусственный дефицит), продает товары по завышенной цене, тем самым увеличивая свою прибыль .
К. Маркс
Монополия – это продукт конкуренции, который возникает или из-за концентрации производства в руках одной компании (капиталистическая), или из-за наличия частной собственности на благоприятный фактор производства (естественная), или из-за случайного соотношения спроса и предложения. Главная цель деятельности монополии – получение высокой добавочной прибыли путем установления монопольной цены на свой товар.
В.И. Ленин
Монополия – объединение капиталистов, которые контролируют большую часть производства и сбыта определенного вида продукции в отрасли для получения монопольно высокой прибыли. При этом существуют и более мелкие производители, и конкуренция происходит не только между предприятиями (в том числе и между монополиями), но и внутри самих монополий.
А. Маршалл
Монополии предлагают более низкую цену на товар по сравнению с ситуацией, когда множество более мелких производителей, конкурирующих между собой, производят такой же совокупный объем производства, так как компании тратят деньги на рекламу и продвижение, что включается в конечную цену продукта. Также цена на продукт зависит от поведения монополиста (от его политики, например, он может устанавливать цену, как при совершенной конкуренции, если заинтересован в дальнейшем развитии или в благополучии потребителя) .
Дж. Робинсон
Монополия (в основе термин чистой монополии) подавляет развитие других фирм, вследствие чего они не достигают оптимальных размеров и эффективность их деятельности на низком уровне. Поскольку доходы от разных факторов производства монополии отличаются, социальное расслоение между разными группами людей усиливается.
Олигополия является видом несовершенной конкуренции, который встречается значительно чаще. Количество компаний при олигополии намного больше. Это могут быть две или более компаний. На рынке может существовать большой перечень разного вида продукции, однако производить ее будут всего несколько компаний, таким образом, регулируя ценовую политику.
Монополистическая конкуренция является еще одним видом. Из множества производителей потребитель выбирает товар или услугу в зависимости от местоположения и наиболее удобного способа покупки или получения услуги. Чаще всего совершенная конкуренция преобладает на рынке.
Мысль о том, что монополия и конкуренция несовместимы, может ввести в заблуждение, ведь монополизация может, в конце концов, уничтожить свободную конкуренцию, а конкуренция ставит под вопрос чье-либо доминирование на рынке. Однако монополия состоит в довольно непростой и противоречивой взаимосвязи с конкуренцией. Даже тот факт, что производство и реализация какого - либо продукта охвачены монополистической группой крупных предпринимателей, извлекающих из этого огромную выгоду, создает острую борьбу - стремление других бизнесменов получать тот же выигрыш. С другой стороны, внутренняя логика рыночного соперничества ведет к монополии: если какой - то предприниматель стремится одолеть своих соперников, то он, добившись этой цели, начинает доминировать на рынке. Одним словом, конкуренция порождает монополю, а монополия - конкуренцию .
В нынешних условиях крупные капиталистические объединения не устранили конкуренцию, а сосуществуют вместе с ней, что обостряет общее соперничество.
Противоречивая связь «конкуренция - монополия» напоминает спортивную борьбу, известную под названием «перетягивание каната», в которой противостоящие друг другу группы людей меряются силами. Есть значительное количество фирм, которые не состоят в монополистических объединениях и ведут тяжелую борьбу с ними.
Итак, за небольшим исключением, монополизация не ведет к сосредоточению производства какого - либо товара в руках единственной фирмы. Как показала история, чистый рынок является скорей мечтой, чем реальной действительностью. Речь о том, что совершенная и несовершенная конкуренция в равной степени присущи любому рынку, а преобладание той или иной формы зависит от стадии экономического развития общества, оказалась не более чем благими пожеланиями.
1.2 Монополия и конкуренция
Более значимую роль, как, оказалось, имеет в жизни человечества несовершенная конкуренция. Для несовершенной конкуренции используют всевозможные средства: распространяют ложную информацию о способе или месте производства товара, о его наличии; одни и те же товары могут продаваться по разным ценам; важная информация о товаре не доводится до потребителя; возникают препятствия для вхождения на рынок какого - либо товара; разглашение коммерческих тайн конкурентов и другие. От несовершенной конкуренции цены возрастают, тормозится научно-технический прогресс, происходит падение экономических показателей.
Рассмотрим черты, которыми обладает рынок несовершенной конкуренции: на рынке работает большое количество крупных фирм, либо одна крупная; для входа на рынок необходимо иметь крупные капиталы, обладать информацией, как изготовить определенный товар, и обладать технологией его производства; из первого пункта следует, что эти фирмы оказывают значительное влияние на рыночные спрос и предложение, а, следовательно, и на условия, при которых осуществляется торговля (регулируя объемы производства и диктуя свои цены); из-за небольшого количества работающих компаний на рынке, каждый тщательно следит за поведением конкурентов, а при случае может вступать с ними в сговор.
Таким образом, при условиях несовершенной конкуренции на рынке неизбежно, что какая - то из этих компаний может стать монополией. На данный момент каждый рынок в какой - то степени монополизирован, следовательно, можно определить их как нечто среднее между монополистическим рынком и рынком несовершенной конкуренции .
Несовершенная конкуренция проявляется в установлении власти над рынком; крайняя форма рыночной власти - чистая монополия, будь то монополия на спрос или на предложение. Если на рынке действует единственный продавец или покупатель того или иного товара, то отсутствует конкуренция и со стороны производителей, и со стороны потребителей, непосредственную конкуренцию можно считать упраздненной, и монополист может, по крайней мере теоретически, единолично назначать цену и, следовательно, получать максимальную прибыль.
Однако такие бесконкурентные монополии представляют собой еще более редкое явление, чем совершенная конкуренция. в обоих случаях речь идет о крайних ситуациях, в то время как реальная экономическая жизнь - это сочетание элементов конкуренции и монополизма. Поэтому о монополистической конкуренции говорят, как о типичной для современной рыночной экономики форме конкурентной борьбы. Для этой формы борьбы в той или иной степени характерен конфликт между стремлениями экономических субъектов - монополистов либо олигополистов - и законами рынка.
Было бы непростительным упрощением связывать несовершенную конкуренцию - монополистическую или олигополистическую - лишь с абсолютизацией стремления, присущего участкам экономического процесса, к получению прибыли или созданию власти над рынком, то есть субъективными факторами. Не меньшую роль играют факторы, имеющие историческую структурную природу, иными словами, факторы объективные.
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1) Федеральный закон "О естественных монополиях" от 17.08.1995 N 147-ФЗ (последняя редакция)// http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_7578/ (дата обращения 30.05.2024)
2) Федеральный закон "О защите конкуренции" от 26.07.2006 N 135-ФЗ (последняя редакция)// https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_61763/ (дата обращения 30.05.2024)
Статьи, монографии
3) Акопян А. А. Монополия в экономике: социальные издержки и социальная ответственность// FORCIPE. 2022. С. 218-220
4) Алексеева Е. И. Проблемы антимонопольного регулирования деятельности естественных монополий // Молодой ученый. - 2022. - No 30 (425). - С. 89-92
5) Алексеева Е. И. Ограничения в деятельности естественных монополий// ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ И СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ. 2022. № 11. С. 202-205
6) Белкин В. Н. Экономическая теория труда - Москва: Экономика, 2021.
7) Воронин А. П. Макроэкономика. Экономическая теория в вопросах и ответах. - Москва: Экономика , 2016
8) Гатауллин С. И., Юнусова Р.С. Влияние монополизма на управление в российской экономике// ЭКОНОМИКА И ПРАВО. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ. Петрозаводск, 09 апреля 2024 г. С. 59-62
9) Грязнов С. А. Влияние крупного бизнеса на рыночную экономику / С. А. Грязнов // Право, экономика и управление: актуальные вопросы : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Чебоксары, 08 октября 2021 года. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2021. – С. 15-18.
10) Ибрагимова Н.С., Иваненко И.А. Роль и виды монополий в национальной экономике// НАУЧНЫЕ ДОСТИЖЕНИЯ 2022: ГУМАНИТАРНЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ. Сборник материалов XI международной очно-заочной научно-практической конференции. Том 3. Москва, 2022. С. 27-30
11) Козлов Н. А. Сущность и нормативно-правовое регулирование деятельности естественных монополий в России// СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ НОВОЙ ПАРАДИГМЫ ИННОВАЦИОННОЙ НАУКИ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА: сборник статей Международной научно-практической конференции (25 февраля 2023 г., г. Самара). - Уфа: Аэтерна, 2023. С. 62-65
12) Лабудин А. В. История возникновения и развития монополии / А. В. Лабудин, В. А. Макаренко // Экономика и управление народным хозяйством (Санкт-Петербург). – 2019. – № 5(7). – С. 8-12
13) Лучкина О. В. Основные направления и методы антимонопольного регулирования в современной России / О. В. Лучкина, О. В. Гудкова // Антимонопольная политика. Региональная практика : Материалы национальной конференции с международным участием, Брянск, 21 апреля 2021 года. – Брянск: Брянский государственный университет имени академика И.Г. Петровского, 2021. – С. 548-552.
14) Малафеева, А.С. Полезны ли монополии обществу / А.С. Малафеева. - Текст : электронный //Теоретическая экономика. - 2024 - №03. – С. 108-119
15) Маршалл, А. Принципы экономической науки : в 2 т. Т. 2 / А. Маршалл. М. : Дело ЛТД, 1993. 455 с.
16) Океанова З. К. Экономическая теория. – М.: Дашков и К° , 2021. С. 303
17) Пахаруков А.А., Файзиева К.А. Теоретические аспекты понятия «конкуренция» //Социальная компетентность. 2022. Т. 7, №2-3(24-25). С. 164-171
18) Пожидаева Е. В. Государственное регулирование естественной монополии в Российской Федерации//ПРОБЛЕМЫ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА. Сборник научных статей 8-й Всероссийской национальной научно-практической конференции. В 4-х томах. Том 1. Под редакцией В.М. Кузьминой. Курск, 2023. С. 323-325
19) Симкина Л. Г. Экономическая теория. - Москва - Санкт-Петербург - Нижний Новгород - Воронеж : Питер, 2021.
20) Смит, А. Исследования о природе и причинах богатства народов / А. Смит. М. : Политиздат, 1962. 390 с.
21) Суханова Е. В. Экономическая теория. Микроэкономика: Учебное пособие, 2019 г.
22) Удалова Д. В., Шкарин В. А. Финансовые риски естественных монополий: проблемы и решения//ИННОВАЦИОННОЕ РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИКИ. 2020. № 2. С. 181-183