Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. Проблема профессионального само-определения учащихся не теряет своей актуальности на протяжении мно-гих десятилетий, что объясняется сложностью феномена профессионально-го самоопределения и вариативностью как объективных характеристик со-циальной ситуации жизни индивида, так и психологических особенностей субъекта этого самоопределения.
Профессиональное самоопределение в основном рассматривается как процесс сознательного и независимого построения и реализации профес-сиональных перспектив (с возможностью их корректировки), включающий выбор профессии, получение профессионального образования и самосо-вершенствование в выбранной профессиональной сфере. Профессиональ-ное самоопределение – это определение человеком самого себя по отноше-нию к критериям профессионализма, сформировавшимся в обществе. Процесс профессионального самоопределения охватывает всю жизнь че-ловека и включает в себя несколько взаимосвязанных этапов. Выбор про-фессии - это только начало профессионального самоопределения. На этом все не заканчивается, потому что человек постоянно делает профессио-нальный выбор в течение своей трудовой жизни (в процессе обучения, по-вышения квалификации, смены работы или должности, в случае потери работы и т.д.).
В современном обществе существует большой выбор профессий, но он осложняется особенностями семейного воспитания, глобализацией и культурой, что приводит к снижению ответственности молодых людей за профессиональный выбор, а отсутствие попыток найти себя вызвано убеж-денностью в неважности профессии, стремлением к материальному благо-получию, что определяет актуальность изучения профессионального са-моопределения старшеклассников и организацию его психолого-педагогического сопровождения.
Многие ученые занимались изучением вопросов профессионального выбора, профессиональных склонностей, профессионального отбора, лич-ностных характеристик, формирующихся в процессе профессионального самоопределения и развития). Однако большой информационный поток зачастую не только не помогает учащемуся при выборе профессии, но и нередко приводит его в состояние стресса.
Высокая частота негативных эмоций и стрессов может приводить к эмоциональному истощению и выгоранию.
Исследователи активно изучают проблему эмоционального выгора-ния в течение последних тридцати лет и многие исследователи считают, что почти каждый человек в той или иной степени подвержен выгоранию.
На фоне растущего интереса к проблеме синдрома эмоционального выгорания важно обратить внимание на особенности выгорания старше-классников. Отмечается противоречие в том, что изучение эмоциональное выгорание сконцентрировано в основном на работающих людях, тем вре-менем, склонность к выгоранию следует изучать уже у подростков и юно-шей с целью предотвращения его возникновения в предстоящей професси-ональной деятельности. Ведь выгорание оказывает значительное влияние на жизнь учащихся: ухудшает физическое и психическое состояние, снижа-ет уровень заинтересованности в учебной деятельности и следовательно, ведет к проблемам профессионального самоопределения.
Цель исследования – изучить влияние эмоционального выгорания на профессиональное самоопределение старших школьников.
Объект исследования: профессиональное самоопределение старших школьников.
Предмет исследования: влияние эмоционального выгорания на профессиональное самоопределение старших школьников.
Гипотеза исследования: предполагается, что эмоциональное выго-рание старших школьников оказывает негативное влияние на их профес-сиональное самоопределение.
Задачи исследования:
1. Проанализировать понятие профессионального самоопределения
2. Изучить особенности профессионального самоопределения стар-шеклассников.
3. Дать характеристику эмоциональному выгоранию.
4. Построить логическую схему эмпирического исследования по проблеме.
Степень разработанности. Проблеме профессионального само-определения посвящено множество фундаментальных работ, таких как ра-боты В.А. Бодрова, Е.М. Борисова, К.М. Гуревича, Э.Ф. Зеера, Е.А. Кли-мова, Л.М. Митиной, Н.С. Пряжникова, С.Н. Чистяковой и др. Е.М. Бори-сова, Е.А. Климов, и др. Проблеме эмоционального выгорания посвящены работы таких исследователей как , Дж. Гринберг, М. Буриш, Г. Фрейден-бергерК. Маслач, С. Джексон, Б. Перлман, Э. А. Хартман, В.В. Бойко, Н.Е. Водопьянова, А.В. Емельяненкова, Н. Н. Сафукова, Е.С. Старченко-ва, В. Е. Орел др.
Методологические основы исследования:
– общепсихологические принципы единства сознания и деятельности (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев), понимаемые как закономерная зави-симость психических явлений от порождающих их условий и факторов;
– общепринятые принципы детерминизма и системного подхода (Б. Ф. Ломов, К. А. Абульханова-Славская, Г. М. Андреева, А. В. Брушлин-ский);
– теоретические подходы к исследованию профессионального само-определения и профессиональной ориентации (Э.Ф. Зеера, Н.С. Пряжни-ков, Е.А. Климов, И.В. Дубровина, Р.В. Овчарова и др.).
– подходы к исследованию понятия эмоционального выгорания: К. Маслач, Х.Дж. Фрейденберг, Дж. Гринберг, М. Буриш, В.В. Бойко, Т.В. Форманюк, Е.Г., Гришина, В.Е. Орёл, Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченко-ва и др.
Методы исследования.
Теоретические методы: сравнительный анализ научной литературы, теоретический анализ, конкретизация материала.
Эмпирические методы:
1. Методика профессионального самоопределения Дж. Холланда
2. Методика изучения профессиональной идентичности МИПИ Л.Б. Шнейдер.
3. Методика диагностики эмоционального выгорания личности В. В. Бойко.
Методы математической обработки данных: описательная стати-стика, частотный анализ, коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
Выборка исследования. В эмпирическом исследовании приняли участие 30 учащихся из 10-11-х классов в возрасте 16 – 17 лет, из них 15 девушек и 15 юношей.
Эмпирическая база. МБОУ СОШ №27 г. Уфы.
Теоретическая значимость исследования заключается в обобщении и расширении представлений о психологических особенностях эмоцио-нального выгорания у старшеклассников и о его влиянии на профессио-нальное самоопределение учащихся.
Практическая значимость исследования. Результаты исследования могут помочь в определении основных путей психокоррекционной работы с учащимися старших классов, способствующей снижению уровня эмоци-онального выгорания и повышению готовности к профессиональному са-моопределению. Материалы исследования могут быть использованы в практической работе психологов.
Структура работы курсовая работа состоит из введения, теоретиче-ской главы, вывода по теоретическому анализу, логической схемы иссле-дования и списка литературы.
ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ВЫГОРАНИЯ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ
1. Понятие профессионального самоопределения
Профессиональное самоопределение - это сложный и длительный процесс, который происходит на протяжении всей жизни человека. Сте-пень эффективности этого процесса зависит от степени соответствия инди-видуальных возможностей человека требованиям профессиональной дея-тельности, которые напрямую зависят от ее содержания [12].
Профессиональное становление предполагает перестройку самосо-знания, самооценки, типа мышления и системы ценностей молодого чело-века. Эти изменения связаны с созреванием личности, поэтому возраст рассматривается как важнейший фактор профессионального самоопреде-ления.
Личность как сложная саморегулирующаяся система определяет процесс профессионального самоопределения. В связи с этим обязатель-ным условием является решение вопроса о добросовестности принятия решений при выборе профессии. На человека целенаправленно воздей-ствуют различные социальные институты: семья, школа, средства массовой информации, общественные организации, литература. Набор учреждений обеспечивает системное решение задач профессионального образования, пробуждение склонностей, интересов, ориентиров и ценностей в работе, представлений о способах трудоустройства и преодоления трудностей.
Личность выступает как активная сторона взаимодействия. Ведущая деятельность в процессе профессионального становления выступает как форма взаимодействия субъекта с объектом его потребности, как условие психической рефлексии и детерминации развития личности.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Акмеология: Учеб. пособие / А. Деркач, В. Зазыкин. – СПб.: Питер, 2004. – 256 с.
2. Бойко, В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессио-нальном общении / В.В. Бойко. – СПб.: Речь, 2003. – 87 с.
3. Водопьянова, Н.Е. Синдром выгорания: диагностика и профилакти-ка / Н.Е. Водопьянова, Е.С. Старченкова. – СПб.: Питер, 2008. – 258с.
4. Волкова, В.А. Особенности профессионального самоопределения старшеклассников / В.А. Волкова // Вестник Башкирского государ-ственного педагогического университета им. М. Акмуллы. – 2023. – №1. – С. 104 – 106.
5. Герус, Е.А. Система профессиональной ориентации как средство поддержки профессионального самоопределения подростков / Е.А. Герус // Инновационная научная современная академическая иссле-довательская траектория (ИНСАЙТ). – 2022. – №1 (9). – С. 115-123.
6. Головнёва, И.В. Психологические особенности личности, влияющие на успешность в профессиях "человек - человек" / И.В. Головнева // Вестник Омского университета. – 2018. – №1. – С. 42-55.
7. Ермолаева, Е.П. Профессиональная идентичность и маргинализм: концепция и реальность // Психологический журнал. – 2001. – Т.22. №4. – С. 51-60.
8. Зырко, А.А. Содержательно-структурные характеристики духовно-нравственных ценностей юношей и девушек / А.А. Зырко // Акмеоло-гия. – 2014. – №2(50). – С. 140 – 149.
9. Илюхин, А.Г. Факторы эмоционального выгорания в учебной дея-тельности старших школьников / А.Г. Илюхин // Гаудеамус. – 2020. – Т. 19. – № 4 (46). – С. 106-113.
10. Климов, Е.А. Психология труда, инженерная психология и эргоно-мика. Учебник для академического бакалавриата / Е.А. Климов, О.Г. Носкова, Г.Н. Солнцева. – М.: Юрайт, 2014. – 622 с.
11. Корнеева, Я.А. Учет профессиональных интересов при психологиче-ском сопровождении выбора профессии / Я.А. Корнеева, А.С. Шуль-га // Психологические проблемы современного общества: опыт ре-шения и перспективы. – 2011. – №1. – С. 320.
12. Кыштымова, Т.В. Профессиональное самоопределение старшекласс-ников в процессе культурно-досуговой деятельности / Т.В. Кышты-мова, И.Ю. Блясова, А.Г. Максимовских // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. 2015. № 4-3. С. 40-42.
13. Орел, В.Е. Синдром психического выгорания личности / В.Е. Орел. – М.: Институт психологии РАН, 2016. – 605 с.
14. Панасенко, Т.В. Эмоциональное выгорание у медицинских работни-ков / Т.В. Панасенко, Е.М. Азарко // Молодой исследователь Дона. – 2021. – № 5 (32). – С. 97-103.
15. Петрова, Н.С. Психолого-педагогические условия формирования профессионального самоопределения у старшеклассников / Н.С. Петрова // Форум молодых ученых. – 2021. – № 12 (64). – С. 188-190.
16. Психология профессионального здоровья / Г.С. Никифорова. – СПб.: Питер, 2006. – 607 с.
17. Самыгин, С.И. Психология личности и профессиональное самоопре-деление / С.И. Самыгин, Л.Д. Столяренко, А.Т. Латышева. – М.: Кнорус, 2023. – 468с.
18. Усова, С.Н. Профориентационная работа в пространстве внеурочной деятельности: смешанные форматы и современные технологии / С.Н. Усова // Инновационные проекты и программы в образовании. – 2019. – № 3. – С. 25-29.
19. Хэмел, Г. Во главе революции. Как добиться успеха в турбулентные времена, превратив инновации в образ жизни / Г. Хэмел. – М.: Best Business Books, 2009. – 368с.
20. Чердымова, Е.И. Синдром эмоционального выгорания специалиста: монография / Е.И. Чердымова, Е.Л. Чернышова, В.Я. Мячнев. – Са-мара: Издательство Самарского университета, 2019. – 123 с.
21. Черных, С.А. Комплексное взаимодействие психологов, педагогов, родителей в работе по профессиональному самоопределению обу-чающихся в системе дополнительного образования детей и молодёжи / С.А. Черных, М.Г. Мищенко, Е.М. Манойленко // Методист. – 2019. – № 8. – С. 29-31.
22. Шагина, О.В. Профессионально важные качества и профессиональ-ная пригодность как две тесно взаимосвязанные структуры / О.В. Шагина, Ю.В. Чепурко. В сборнике: Философия здоровья: инте-гральный подход. Межвузовский сборник научных трудов / под ре-дакцией И.А. Борисова, Т.А. Вороновой, А.В. Завьялова. – Иркутск, 2022. – С. 31-37.
23. Maslach C. Burnout Inventory Manual / C. Maslach, S.E. Jackson, M.P. Leiter, P. Alto. – California: Consulting Psychological Press, Inc., 1996. – 52 p.