Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Художественная гимнастика - один из самых красивых олимпийских видов спорта, который Россия подарила миру. Это сочетание хореографии, мастерства в дисциплинах и высочайших интерпретационных способностей спортсменок. В художественной гимнастике очень важным направлением тренировочного процесса является совершенствование методики развития координационных навыков.
Актуальность исследования обусловлена необходимостью использования разнообразных средств и методов, которые помогают улучшить координационные способности гимнасток юного возраста.
Проблема исследования состоит в том, что современных разработок методического обеспечения недостаточно для решения этой проблемы.
Научная новизна. Способность вносить изменения (преобразовывать) новые, постоянно меняющиеся и усложняющиеся формы движений в наибольшей степени требуется в таких видах спорта как спортивная и художественная гимнастика, фигурное катание. Данные виды спорта имеют периодически обновляемую и произвольную программы, и конечно же в игровых видах спорта таких как бейсбол, баскетбол, футбол, волейбол и др. От этих способностей значительно зависит прогресс и в других видах спорта с многообразным составом двигательных действий.
Объект исследования: художественная гимнастика.
Предмет исследования: сопряженность развития двигательно-координационных и интеллектуальных способностей у юных гимнасток.
Цель исследования: проанализировать особенности сопряженности развития двигательно-координационных и интеллектуальных способностей у юных гимнасток в современных образовательных условиях.
Задачи исследования:
1. Раскрыть основные термины и содержание художественной гимнастики как вида спорта;
2. Изучить характеристику координационных способностей в художественной гимнастике;
3. Рассмотреть возрастные особенности развития детей;
4. Изучить организацию и методы исследования;
5. Привести описание методов эксперимента;
6. Привести результаты исследования и их обсуждение.
Гипотеза. В работе выносится предположение о том, что развитие двигательно-координационных и интеллектуальных способностей у юных гимнасток может быть выполнено лишь на основе правильно подобранных техник.
Теоретическая основа исследования включает ряд правовых актов, учебников, учебных пособий, научных статей.
Практическая значимость исследования состоит в том, что оно может быть применено в курсовых, диссертационных и научных исследованиях по схожей тематике.
Методы исследования: аналитический метод, метод сравнения, метод измерений, метод описания, метод моделирования, метод наблюдения.
Структура. Работа включает в себя введение, две главы (теоретическую, аналитическую), заключение и список литературы.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО – МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ГИМНАСТИКИ И СПОСОБЫ ЕЕ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ
1.1 Основные термины и содержание художественной гимнастики как вида спорта
Художественная гимнастика - самый красивый и сложный олимпийский вид спорта, который Россия подарила миру. На Олимпийских играх этот вид спорта впервые был представлен в Лос-Анджелесе в 1984 году. Однако в ответ на бойкот Московской Олимпиады 1980 года многие социалистические страны не направили спортсменов, в том числе художественных гимнасток, на Олимпиаду 1984 года в Лос-Анджелесе по соображениям безопасности .
В то время сильнейшими спортсменами в этом виде спорта были советские и болгарские гимнастки. В их отсутствие канадка Лори Фанг заняла первое место на индивидуальном чемпионате по художественной гимнастике (например, ее лучшим результатом на международных соревнованиях было 9-е место на чемпионате мира 1985 года).
Таким образом, олимпийская история российских гимнасток началась только в 1988 году (Сеул, Южная Корея) с блестящей победы представительницы Беларуси Марины Лобач.
Художественная гимнастика - относительно молодой вид спорта, его появление связывают с балетмейстером знаменитого Мариинского театра. В последнее время девочки начинают тренироваться с 3-5 лет, обычно до семи-восьми лет. Их тренировочный процесс длится по 3 часа, 4-5 раз в неделю, в течение которых необходимо проявить отличную работу, усердие и терпение. Только при такой организации занятий можно добиться результатов и побед в соревнованиях.
К сожалению, большая психофизическая нагрузка приводит к раннему выходу на пенсию. Например, на последней летней Олимпиаде в Рио-де-Жанейро в 2016 году серебряному призеру Яне Кудрявцевой было всего 18 лет. В том же году он завершила спортивную карьеру.
В Советском Союзе художественная гимнастика появилась как вид спорта и сформировалась в 1940-х годах. В Европе художественная гимнастика начала распространяться в 1950-х годах. В Екатеринбурге легендарная младшая сестра Назмутдиновой совершила огромный скачок в художественной гимнастике. В 1964 году Лилия Назмутдинова стала первым человеком в Советском Союзе, получившим звание почетного мастера спорта СССР по художественной гимнастике. Именно благодаря ее выступлениям мировое спортивное сообщество признает художественную гимнастику одним из видов спорта .
В художественной гимнастике спортсменки используют для выступлений такие предметы, как скакалка, обручи, мячи, лента и булавы. В индивидуальном соревновательном плане девушки выполняют четыре упражнения. Каждый год по решению Международной федерации художественной гимнастики один из видов программы исключается.
В командной программе упражнений (пять человек + резервные гимнастки) спортсмены соревнуются в двух видах программ. Одно упражнение состоит из пяти одинаковых элементов, а второе упражнение представляет собой комбинацию двух разных элементов.
Художественная гимнастика - это упражнение без круга и со сложной координацией. Это отличное средство физического воспитания для юных спортсменок. Занимаясь художественной гимнастикой, девушки приобретают умение представляться другим.
Гимнастки всегда женственны, у них красивые позы и впечатляющие фигуры, а также закаленный характер. В художественной гимнастике спортсменки соревнуются в техническом мастерстве, выразительности выполнения сложных движений тела и в сочетании с музыкой манипулируют объектами, в том числе отдельными людьми и группами .
Гимнастика - это сочетание искусства и спорта. Сложность структуры движений гимнасток вызывает необходимость запоминания большого количества относительно независимых движений. Для этого требуется память гимнаста, а также исполнение, четкость и завершенность визуального исполнения, точность воспроизведения движений, ясность и способность координировать действия в реальном времени и другие качества.
В процессе развития спортивных качеств характерной чертой возраста 7-8 лет является взаимозависимость роста индивидуальных качеств. Другими словами, целенаправленное воздействие на одно качество стимулирует развитие других физических качеств .
Важной проблемой в художественной гимнастике является овладение движениями в обоих направлениях. Одинаково легко осваивать предметы левой и правой ногой, а также правой и левой рукой. В возрасте 7-8 лет спортивная асимметрия все еще очень подходит для коррекции во время тренировок. Это очень важный аспект, потому что в обратном случае у гимнасток формируется разной степени искривление позвоночника - сколиоз.
Художественная гимнастика разрабатывалась в соответствии с общей моделью, присущей этому виду спорта. Спортивные способности гимнастки включают в себя следующие составляющие: сложность предмета и качество исполнения.
Сложность заключается в общей технической ценности комбинации, которая определяется сложностью элементов и соединений, их оригинальностью и количеством.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Ашаркин В.А. Основы начального обучения гимнастике: учебно-методическое пособие. - СПб.: Вита, 2020.- 39 с.
2. Бахтина, Т.Н. Физическая культура: учебное пособие.— СПб. : СПбГЛТУ, 2022. — 128 с.
3. Беженцева, Л.М. Основы методики физического воспитания гимнастов: Учебное пособие.— Томск : ТГУ, 2020. – 158 с.
4. Бомпа, Т. Периодизация спортивной тренировки в гимнастике. — М. : Спорт, 2020. — 384 с.
5. Быков, Г.Ф. Обучение гимнастике учащихся начальных классов общеобразовательных школ. - М: ВНИ и ФК., 2020. - 57 с.
6. Верхошанский, Ю.В. Основы специальной силовой подготовки в спорте.— М. : Советский спорт, 2020. — 216 с.
7. Виноградов, П.А. О состоянии и тенденциях развития физической культуры и массового спорта в Российской Федерации.— М. : Советский спорт, 2020. — 144 с.
8. Виноградова, В.И. Основы биомеханики в гимнастике: монография.— М. : Советский спорт, 2020. – 158 с.
9. Гордон, С.М. Спортивная тренировка: научно-методическое пособие.— М. : Физическая культура, 2021. — 256 с.
10. Губа, В.П. Научно-практические и методические основы физического воспитания учащейся молодежи.— М. : Советский спорт, 2020. — 206 с.
11. Денисова, О.П. Психология и педагогика.— М. : ФЛИНТА, 2020. — 240 с.
12. Иванов, А.А. Психология чемпиона. Работа спортсмена над собой.— М. : Советский спорт, 2022. — 112 с.
13. Иноземцева, Е.С. Познавательные психические процессы в физическом воспитании и спорте.— Томск : ТГУ, 2022. — 75 с.
14. Капилевич, Л.В. Физиология спорта: учебное пособие.— Томск : ТГУ, 2020. — 192 с.
15. Карпушин, Б.А. Педагогика физической культуры: учебник.— М. : Советский спорт, 2022. — 300 с.
16. Кафка, Б. Функциональная тренировка. Спорт. —— М. : Спорт, 2022. — 176 с.
17. Лемов, Д. От знаний к навыкам. Универсальные правила эффективной тренировки любых умени.— М. : Манн, Иванов и Фербер, 2020. — 304 с.
18. Марина, И.В. Самоподготовка по физической культуре: учебное пособие.— Вологда : ВоГУ, 2020. — 111 с.
19. Назаров В.П. Влияние уровня развития координации движений на процесс обучения в гимнастике // Материалы научно-методической конференции по проблеме детского и юношеского спорта. – 2022. – С. 88-96.
20. Попов, А.Л. Спортивная психология. — М. : Спорт, 2020. — 108 с.
21. Романов П.Я. Обучение гимнастическим приемам. - Челябинск, 2022. – 685 с.
22. Тузова, Е.Н. Обучение базовым элементам гимнастики. — М. : Спорт, 2020. — 96 с.