Фрагмент для ознакомления
2
Проблема учебной мотивации – одна из ключевых проблем педагогики. Если рассматривать обучение как процесс приобретения индивидуального опыта, то становится понятным, что именно мотивы учения – первые в структуре мотивов человека и во многом обусловливают всю ее активность. Важность изучения мотивов учения является общепризнанной, и поэтому существует значительное количество соответствующих исследований.
Младший школьный возраст характеризуется первичным вхождением ребенка в учебную деятельность, овладением основными видами учебной деятельности. Однако у большинства учащихся начальных классов, которые начинают школьное образование, игровая мотивация сохраняется в течение длительного периода времени.
Мотивация к обучению является важных аспектов учебной деятельности младших школьников.
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) определяет основные и приоритетные задачи по литературному образованию младших школьников. Важнейшими задачами освоения предметной области «Литературное чтение» являются: формирование читательских умений, формирование понимания роли чтения, формирование умения самостоятельно выбирать интересующую литературу. Реализация вышеперечисленных целей невозможна без мотивации к чтению [ФГОС НОО ].
Актуальность темы настоящего исследования определяется между целевыми ориентирами образовательного стандарта в развитии читательских умений у младших школьников и недостаточным уровнем мотивации к чтению у последних.
Одним из методов развития мотивации к чтению у младших школьников могут являться игровые технологии.
Проблема исследования: каковы особенности использования игровых технологий в развитии мотивации к чтению у младших школьников?
Цель исследования – изучение психолого-педагогических условий развития мотивации к чтению у младших школьников посредством игровых технологий.
Объект исследования – процесс развития мотивации к чтению у младших школьников.
Предмет исследования – использование игровых технологий в развитии мотивации к чтению у младших школьников.
Гипотеза исследования: мы предполагаем, что развитие мотивации к чтению у младших школьников будет проходить эффективнее, если учитель на уроке будет использовать различные игровые технологии.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть понятие о мотивации в психолого-педагогических исследованиях4
2. Описать психофизиологические особенности младшего школьного возраста;
3. Выделить особенности использования игровых технологий в развитии мотивации к чтению у младших школьников;
4. Провести экспериментальную работу по выявлению уровня развития мотивации к чтению у обучающихся начальной школы;
5. Предложить игровые технологии в развитии мотивации к чтению у младших школьников на уроках литературного чтения.
Методы исследования: теоретический анализ литературы, наблюдение, констатирующий и формирующий эксперимент.
База исследования.
Глава 1. Теоретические аспекты проблемы мотивации к чтению посредством игровых методов
1.1Понятие о мотивации и мотивации к чтению в психолого-педагогических исследованиях
Мотивацию обучения в современной образовании можно назвать центральной, поскольку мотив является источником деятельности и выполняет функцию мотивации и смыслообразования.
Многие школьники XXI века совсем не хотят учиться, получать качественное образование, учатся только потому, что их заставляют родители, и чтобы получить аттестат об окончании школы. Таким образом, отсутствует достаточная учебная мотивации, что негативно влияет на весь процесс познания и интеллектуального развития.
Познавательная сфера ребенка совместно с мотивационным компонентом его личности и стремления ребенка к обучаемости активности изучается в научном поле около ста лет. В ХХ в. большое внимание данной области уделяли такие ученные, как Рубинштейн С. Л, Выготский Л. С, Леонтьев А. Н), так и зарубежных (Франкл В., Хекхаунзен Х., МакКеланд Д. на сегодняшний день мы имеет исследования таких зарубежных и отечественных деятелей как Вилюнас В. К, Ананьев Б. Г, Асмолов А. Г, Братусь Б. С, Эллиот А. Дж., Вермир Н., Майер М. Л.. Проблемам формирования и развития учебной мотивации посвящены работы Марковой А. К., Талызиной Л. Ф., Леонтьева А.Н., Божович Л.И., Якобсон П.И., Ильин Е.П., Стипека Д. Дж., Влодковски Р. Дж., Пинтриха П. Р., и других.
В поле отечественной науки исследования мотивационного компонента личности берет свои истоки с А.Н. Леонтьева, который изучал его в условиях изменения мотива для ребенка. Согласно выводам, которые получил ученый в ходе исследования, личности необходимо иметь мотив для того, чтобы она могла сформировать для себя цель своей учебной деятельности и эффективно осваивать информацию [Калмыкова 2019: 75].
Ученый считал, что в основе мотива лежит потребность человека. В этом контексте он исследовал мотивационную сферу, утверждая, что именно потребность личности в чем-либо является предикатом организации мотивации. Если под потребностью создается ее предмет, то она приобретает форму мотива, который, в свою очередь, задает вектор действий, желание достичь цели и выстраивать соответственную этому линию поведения. Мотивационная сфера личности состоит из отдельных мотивов и чем больше их появляется, тем более развитой она считается. В структуре мотивационной сферы мотивы не являются отдельными друг от друга, а выстраиваются в определенной иерархической последовательности [Калмыкова 2019: 76].
Ученый считал, что в основе мотива лежит потребность человека. В этом контексте он исследовал мотивационную сферу, утверждая, что именно потребность личности в чем-либо является предикатом организации мотивации (Рисунок 1). Если под потребностью создается ее предмет, то она приобретает форму мотива, который, в свою очередь, задает вектор действий, желание достичь цели и выстраивать соответственную этому линию поведения. Мотивационная сфера личности состоит из отдельных мотивов и чем больше их появляется, тем более развитой она считается. В структуре мотивационной сферы мотивы не являются отдельными друг от друга, а выстраиваются в определенной иерархической последовательности [24].
Мотивы в иерархической структуре динамичны и в целом они задают особенности личности. А. Н. Леонтьев предполагал, что для каждого вида деятельности, которую осуществляет человек, он может формировать отдельную иерархическую систему мотивов. Таким образом, согласно воззрениям ученого, под мотивацией необходимо понимать систему мотивов, которая предопределяет деятельность в каждой сфере жизни личности. В данном случае мы рассматриваем учебную область. Для того, чтобы осуществлялся процесс развития мотивов, необходимо делать упор на реорганизацию мотивов деятельности личности. Если ученик руководствуется осознанием необходимости обучаться на высоком уровне, то такое осознание не будет стимулировать его к активным действиям в этом направлении. Действовать он станет только в том случае, когда его осознание реорганизуется в побуждение [Бабаева 2012: 5].
Л. И. Божович рассматривает мотивы образовательной деятельности как совокупность всех побуждающих к этому факторов. Согласно этому утверждению, автор выделяет следующие группы мотивов в сфере обучения:
- познавательные - ребенок удовлетворяет свою потребность в получении новых знаний, формировании навыков и умений;
- социальные - ребенок стремится к социализации и установлению своей роли в социуме [Божович 1972: 66].
Согласно этому, мы можем констатировать, что данные категории мотивов в обучении присущи детям младшего школьного возраста.
У А. К. Марковой мы видим следующую классификацию учебных мотивов:
― Широкие мотивы: ребенок стремится к общему получению новой информации и знаний.
― Учебно-познавательные мотивы: ребенок стремится познать, каким образом он может получить новые знания.
― Мотивы самообразования: ребенок стремится к получению новых знаний, которые не входят в общую образовательную программу.
― Широкие социальные мотивы: ребенок осознает, что занимает определенное место в обществе и чувствует свою ответственность перед ним
― Позиционные мотивы: ребенок стремится получить одобрение, поощрение со стороны социума.
― Мотивы социального сотрудничества: ребенок старается выстраивать коммуникацию и эффективное взаимодействие с окружающими людьми [Давыдов 2020: 565].
Подобного подхода придерживаются П. М. Якобсон и М. В. Матюхина, которые выделяют три основные группы мотивов: связанные с образовательной сферой; не связанные с образовательной деятельностью; продиктованные стремлением ребенка избежать неудач [Яшкова 2021: 171].
Согласно выше обозначенному, в современной психологической науке происходит дифференциация мотивов на внутренние и внешние. К внутренним относятся те мотивы, которые побуждают ребенка к учебной деятельности, а к внутренним – мотивы, которые формируются посредством влияния окружения личности на нее.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Абраменко И.М. Младший школьный возраст как кульминационный период сензитивного развития ребенка / И.М. Абраменко, В.А. Соколова, Б.Ю. Чистяков // Сборник статей Елабужского государственного университета. Вып. 4. Педагогика. Елабуга: Издательство Елабужского государственного университета, 2021. С. 100–109.
2. Ахмедова А.М. Мотивация учебной деятельности школьника / А.М. Ахмедова, Ф.А. Махмудова// Материалы IV международной научной конференции «Актуальные вопросы современной педагогики». Уфа: Лето, 2019. С. 75.
3. Бабаева Е.С. Особенности мотивации учения школьников в современных условиях. Автореф. на соиск. уч. ст. к.психолог.н. / Е.С. Бабаева. М.: Российский университет дружбы народов, 2012. С. 10.
4. Балакина Л.Д. Психолого-педагогические проблемы воспитания младших школьников в условиях современных условий развития общества / Л.Д. Балакина, И.С. Гусева, А.В. Щербакова // Вопросы социологии и психологии в современном мире. Сборник статей. Вып. 4. Томск: Парадигма, 2020. С. 40–52.
5. Бордовская Н.В. Педагогика: учеб. Пособие / Н.В. Бордовская, А.А. Реан. СПб.: Питер, 2016. 304 с.
6. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л.И. Божович, Л.В. Благонадежина. М.: Просвещение, 1972. 367 с.
7. Бурунова И.С. Реализация дидактических принципов в процессе воспитания учащихся начальной школы / И.С. Бурунова, А.В. Гаврикова, Т.А. Полунина // Вопросы современной педагогики. Сборник статей. Архангельск: Перекресток, 2018. С. 157–172.
8. Васильева Т. С. ФГОС нового поколения о требованиях к результатам обучения / Т.С. Васильева // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). СПб.: Заневская площадь, 2014. С. 74-76.
9. Вилюнас В. К. Психологические механизмы мотивации человека / В.К. Вилюнас. - М. : Изд-во МГУ, 2019. 288 с.
10. Давыдов В. В. Учебная деятельность // Большой психологический словарь / сост. и общ. ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. СПб.: Прайм- ЕВРОЗНАК, 2020. С. 564 –566.
11. Евтюшкин С. В. Изучение учебного предмета «Чтение» как фактор социализации младших школьников: дис. ... канд. пед. наук / С. В. Евтюшкин. - Пенза, 2006.
12. Зайцева О. Г. Развитие интереса к чтению у младших школьников / О. Г. Зайцева // Социальная сеть работников образования nsportal.ru. - URL: http://nsportal. ru/nachalnaya-shkola/chtenie/razvitie-interesa-k-chteniyu-u-mladshikh-shkolnikov (дата обращения 29.05.2024).
13. Зверева Г.Ю. Развитие у школьников мотивации к учению / Г.Ю. Зверева // Молодой ученый. 2015. № 22 (102). С. 789.
14. Калмыкова Д.А. Учебная мотивация как объект педагогического исследования / Д.А. Калмыкова, А.В. Панченко, М.А. Христосова // Психология и педагогика. 2019. № 4. С. 72–80.
15. Киричук Е.И. Формирование интереса к учению у младших школьников / Е.И. Киричук // В сб.: Обучение и развитие младших школьников / Под ред. Г.С. Костюка. М. Педагогика. 2017. 371 с.
16. Маркова А. К. Формирование мотивации учения: Книга для учителя / А.К. Маркова. - М.: Просвещение, 1990. 96c.
17. Супонева А.П. Современные образовательные технологии: традиционные и инновационные методы и инструменты обучения / А.П. Супонева, И.М. Жарикова, Г.В. Смысленко // Вестник Иркутского государственного университета. 2022. № 12. С. 40–52.
18. Суромяткина Е.Н. Проблемы младших школьников в современном мире / Е.Н. Суромяткина, И.И. Ельникова // Сборник статей Норильского государственного университета. Вып. 4. Педагогика. Норильск: Издательство Норильского государственного университета, 2022. С. 70.
19. Урманов С.М. Мотивация младших школьников к различным видам педагогического воздействия: учебный процесс и внеклассная деятельность – сравнительный анализ / С.М. Урманов, А.С. Шевченко, Л.П. Малинина // Вестник Красноярского государственного педагогического университета. 2020. № 7. С. 89–100.
20. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования утверждён Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373.
21. Цветкова Д. Н. Проблемы мотивации детей к учебной деятельности: психолого-педагогический аспект / Д.Н. Цветкова // Социальные отношения. 2022. № 1(40). – С. 81-89.
22. Чурикова Е.Н. Современные подходы к изучению младшего школьного возраста: теория и методика / Е.Н. Чурикова, А.А. Шумина, И.К. Половцева// Вестник Адыгейского государственного университета. 2022. № 12. С. 104–116.
23. Шилова А.П. Младший школьный возраст / А.П. Шилова. - М.: Приоритет, 2021. 168 с.
24. Яковлева И.М. Современные принципы обучения: основные формы и инструменты педагогической работы / И.м. Яковлева, Н.А. Завадская // Известия Самарского государственного университета. 2022. № 11 (38). С. 100–108.
25. Яшкова О. А. Формирование у младших школьников эмоционально положительного отношения к учёбе/ О.А. Яшкова // Молодой исследователь: вопросы науки и практики : Сборник трудов IV Региональной научно-практической конференции, Славянск-на-Кубани, 08 февраля 2021 года. Том Выпуск 4. Киров: Межрегиональный центр инновационных технологий в образовании, 2021. С. 169-175.