Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Формирование всесторонне развитой личности – главная задача в работе школы. Учитель находится в беспрерывном поиске новых методов интенсификации обучения и ищет способы повышения его качества. В настоящее время общеобразовательная школа ищет более действенные методы обучения и воспитания.
Учителю русского языка отводится главная роль в подготовке школьников к усвоению русского языка. Обучающиеся должны как можно раньше приобщиться к языковой культуре, чтобы прочнее и успешнее усвоить весь объем знаний, умений и навыков, которые необходимы для умелого использования родного языка.
Конечным результатом обучения русскому языку является формирование у учащихся умений грамматически правильно, стилистически точно, содержательно, интонационно выразительно излагать свои мысли устно и грамотно передавать их в письменной форме.
Словообразование — один из важнейших и эффективных способов пополнения лексического состава языка, он реализуется на основе принципа изменения морфологического состава существующей лексической базы или принципа перевода основы на другую парадигму словоизменения. Как правило, подобные изменения означают, что по аналогии в языке возникают новые словообразовательные модели. Другими словами, образец словообразования регулярно повторяется в данной лингвистической схеме, образуя слова с определенными акцентными характеристиками из определенных морфем.
Словообразование является вспомогательным предметом школьной программы и постоянно изучается на всех этапах обучения русскому языку. Обучающиеся подходят к проблемам словообразования, изучая различные области грамматики. Словообразование также связано с синтаксисом и грамматикой.
В спецификации ЕГЭ содержание «Морфемика и словообразование» представлено одним заданием, но, тем не менее, оно создает некоторые трудности для учащихся.
Словообразование целенаправленно изучается в 5-6 классах, когда можно дать общее представление о системе словообразования русского языка и рассмотреть простые «открытые», наглядные примеры морфемного и словообразовательного процесса. При изучении словообразования знания учащихся по морфемике и словообразованию всегда должны углубляться, однако проблемы образования разных частей слова не всегда находятся в центре внимания учителя. Подготовка к ЕГЭ по русскому языку требует повторения основных сведений о морфемах и словообразовании.
На смену традиционному государственному стандарту пришёл Федеральный государственный стандарт (ФГОС), который подразумевает новую систему обучения, новые программы и обладает определённой спецификой.
В контексте ФГОС ООО при изучении раздела «Морфемика и словообразование» обучающийся должен расширить и систематизировать научные знания о языке; осознать взаимосвязь его уровней и единиц; освоить базовые понятия лингвистики, основные единицы и грамматических категорий языка. Формирование навыков проведения различных видов анализа слова (фонетического, морфемного, словообразовательного, лексического, морфологического), синтаксического анализа словосочетания и предложения, а также многоаспектного анализа текста.
Особый интерес в практике обучения отводится выбору грамотного и содержательного учебника по русскому языку. В настоящее время в школьном обучении используются различные учебные комплексы. В связи с этим становится актуальным рассмотрение особенностей обучения словообразованию в данных пособиях.
Вызванная актуальность усматривается с нескольких сторон:
- социальной – необходимостью формирования у обучающихся языковой картины родного языка, формированию словарного запаса и правильного орфографического письма.
- педагогической – требованием формирования навыков словообразования в соответствии с учебным планом;
- методической – поиском эффективных упражнений формирования навыков словообразования у обучающихся и методической их организацией в практике учебных пособий по русскому языку.
Таким образом, возникает проблема исследования, сформированная в виде вопроса: как сформировать у обучающихся начальной школы навыки правописания предлогов и приставок?
Цель исследования – рассмотреть особенности терминологии словообразования в учебниках русского языка в школе.
Объект исследования – словообразование как раздел русского языка.
Предмет исследования - особенности терминологии словообразования в школьных учебниках по русскому языку.
Задачи исследования:
1.Рассмотреть основные понятия и принципы словообразования;
2.Выделить систему заданий, направленную на изучение словообразования;
3.Рассмотреть программу обучения словообразования разных авторов в школьном курсе изучения за 5 класс;
4.Выделить особенности понятий и методики изучения словообразованию в учебниках по русскому языку для 5 класса;
5. Представьте достоинства и недостатки учебников по русскому языку для 5 классов в части изучения словообразования.
Методы исследования: сбор, анализ, сравнение литературы по проблеме исследования, анализ учебно-методических комплексов.
Теоретико-методологическими основами выступили труды исследователей в области механизмов и особенностей словообразовательной функции речи (Е. А. Земская, Е. С. Кубрякова, А. Н. Шахнарович)
Структура работы: работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка используемой литературы.
Глава 1. Методика изучения словообразования в русском языке
1.1 Принципы изучения словообразования
Словообразование является одним из важных функциональных аспектов языка. Оно позволяет значительно расширить словарный состав языка, влияет на культуру речи. Словообразование выступает как связующий элемент в морфологии, орфографии, стилистике.
Изучение состояния словообразования как лингвистической отрасли занимались выдающиеся лингвисты Е. А. Анисимова, И. В. Арнольд, В.В. Виноградов, Г.О. Винокур, В. В. Елисеева, Л. В. Щерба.
Изначально словообразование не получило должного внимания для ответвления как самостоятельного раздела. Несмотря на то, что уже проводились исследования в области словообразования, но они описывали лишь этимологический аспект словообразования. Тем самым словообразование связывалось с другими разделами языка.
Первые научные положения о словообразовании были сделаны благодаря трудам Г.О. Винокура и В.В. Виноградова. Работы перечисленных лингвистов позволили сформировать новый раздел языкознания – словообразование, в котором рассматриваются принципы и единицы словообразовательной функции языка [9, с. 66].
Дальнейшие научные исследования в данной области принадлежат трудам Е.А. Земской, Е.С. Кубряковой, В.В. Лопатина, И.С. Улуханова, А.Н. Тихонова, К.А. Левковской, А.А. Леонтьева и др.
Основополагающие положения в словообразовании, как разделе, были положены В. В. Виноградовым. Благодаря исследованиям лингвистика были обнаружены основные закономерности словообразования и его взаимоисключающие связи с другими разделами лингвистики - лексикологией и грамматикой. Положения автора позволили ему сформулировать базисные конструктивные тезисы о месте и роли словообразования [3, с. 77]
Структурными компонентами раздела о словообразовании являются два взаимосвязанных компонента – морфемика и дериватология [13, с. 54].
Морфемика рассматривает положения о существенных частях слова (морфемах), то есть учение о строении и построении слова.
Словообразование (дериватология) изучает роль морфем в словообразовании, современные способы и закономерности словообразования [13, с. 86].
Классическое понимание словообразование можно рассматривать с двух сторон: синхроническом и диахроническом [13, с. 78].
На основе двух концепций были выделены два подхода по изучению словообразования:
- ретроспективный – рассматривает факторы словообразования, описываете направление от производного слова к производящему. Данный подход можно выразить при помощи ответа на вопрос « Как сделаны слова?».
- проспективный – данный подход рассматривает прямопротивоположное направление словообразования – от производящего слова к производному. Его сущность можно выразить при помощи ответа на вопрос «Как делаются слова?». Данный поход позволяет выделить все потенциальные словообразовательные модели слова [5, с. 77].
Объект словообразование – это слово во всем своём многообразие. В связи с этим словообразование как раздел изучает особенности производных слов – слова, которые образуются путем использования различных словообразовательных моделей. Также в рамки изучения словообразования входит и выявление семантических различий между производными словами.
Предмет словообразования, по замечаниям Г. А. Николаева, сам процесс словообразования, который рассматривается в статическом состоянии. В рамки предмета входит словообразовательные процессы и отношения между ними [13, с. 98].
Представим несколько определений понятия «словообразование» (Таблица 1).
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бабайцева В. В. Русский язык. Теория. 5–9 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / В. В. Бабайцева, Л. Д. Чеснокова. — М.: Дрофа, 2012. — 319 с.
2. Баранова Н. А. Изучение раздела «Морфемика и словообразование» в углубленном курсе русского языка в 5 классе // ЕГИ. 2015. №1 (7). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/izuchenie-razdela-morfemika-i-slovoobrazovanie-v-uglublennom-kurse-russkogo-yazyka-v-5-klasse (дата обращения: 29.05.2024).
3. Виноградов В.В. Избранные труды / В.В.Виноградов. – М., 1975. – 220 с.
4. Земская, Е.А. Словообразование как деятельность / Е.А Земская. М.: Просвещение 2005 – 460с.
5. Земская Е.А. Современный русский язык. Словообразование: учеб. Пособие / Е.А. Земская - М.: Флинта: Наука, 2005. - 238 с.
6. Кубрякова, Е.С. В поисках сущности языка: Когнитивные исследования / Е.С, Кубрякова. – М.: Знак, 2012 – 208 с.
7. Матвеева, М. Д. Особенности раздела «Лексика», представленного в учебниках по русскому языку для средней школы / М. Д. Матвеева. — Текст : непосредственный // Школьная педагогика. — 2017. — № 1 (8). — С. 74-77. — URL: https://moluch.ru/th/2/archive/53/2063/ (дата обращения: 29.05.2024).
8. Литневская Е.И. Русский язык: краткий теоретический курс для школьников / Е.И. Литневская. - М.: Изд-во МГУ, 2006. - 240 с.
9. Лопатин В.В. Русская словообразовательная морфемика: Проблемы и принципы описания / В.В. Лопатин. - М.: Наука, 1977.
10. Львова С.И. Словообразование в 5 классе (1 полугодие) // Русский язык в школе. 1991 № 5. С. 11-17.
11. Львова С.И. Словообразование в 5 классе (2 полугодие) // Русский язык в школе. 1992 №1. С. 9-15.
12. Русский язык. 5 класс. Учеб. для. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1, 2 / [Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский]. — М.: Просвещение, 2012. — ч. 1, 2.
13. Русский язык. Практика. 5 класс. Учеб. для. общеобразоват. учреждений. В 2 ч. Ч. 1, 2 / А. Ю. Купалова, А. П. Еремеева, Г. К. Лидман-Орлова и др. ; под ред. А. Ю. Купаловой. М.: Дрофа, 2012. – 270 с.
14. Современный русский язык. Словообразование. Морфология / сост. Л.П. Казанская, Р.А. Кан. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2012 – 238с.
15. Современный русский литературный язык / под ред. П.А. Леканта - М.: Высшая школа, 1999. - 462 с.
16. Сорокина Н. В. НАГЛЯДНОЕ ИЗУЧЕНИЕ СПОСОБОВ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ ПО УЧЕБНИКАМ РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ 5-ГО КЛАССА // Вестник ХГУ им. Н. Ф. Катанова. 2021. №2 (36). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/naglyadnoe-izuchenie-sposobov-obrazovaniya-slov-po-uchebnikam-russkogo-yazyka-dlya-5-go-klassa (дата обращения: 29.05.2024).
17. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования/М-во образования и науки Рос. Федерации. — 6-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2017. — 61 с. — (Стандарты второго поколения).
18. Формирование общих орфографических приемов при изучении русского языка: учебное пособие под ред. Н.Ф. Талызиной. М.: МТО ХОЛДИНГ, 2002. 160 с.
19. Шахнарович, А.М. К проблеме языковой способности (механизма)/ А.М. Шахнарович // Человеческий фактор в языке: язык и порождение речи [Электронный ресурс]. URL: http://www.twirpx.com/file/533680/ (дата обращения: 21.04.2024).
20. Шмелев А.Д. Русский язык. 5 класс. Учебник в 2-х частях /А.Д. Шмелев, Флоренская Э.А., Савчук Л.О. – М.: ВЕНТАНА-ГРАФ, 2019. –Ч.1. – 304 с.