Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Стремительное развитие Интернета за последние 20 лет, его растущее значение в повседневной жизни, его особая привлекательность для подростков и отсутствие разумных стандартов родительского контроля стимулируют поиск связи между использованием Интернета и психическим здоровьем подростков. Многие из этих исследований посвящены изучению злоупотреблений — изучению различных видов интернет-зависимости, наиболее распространенных форм использования Интернета подростками.
По мере того, как Интернет стремительно развивается, его отношение к психическому здоровью может меняться. Например, в 90-е годы исследователи обнаружили негативный эффект, а именно повышение уровня внутренних проблем - депрессии и одиночества, а в последние годы также обнаружили положительный эффект. Российских данных по этому вопросу очень мало, но вовлеченность российских 10-летних детей в интернет-пространство высока.
Объект исследования – Интернет и психическое здоровье человека.
Предмет исследования – взаимосвязь Интернета и психического здоровья.
Цель работы – рассмотреть взаимосвязь Интернета и психического здоровья человека.
Задачи работы:
-рассмотреть понятие психического здоровья,
-рассмотреть влияние глобальной сети интернет на психику подростков,
-рассмотреть влияние интернета на примере социальных сетей на психическое здоровье человека,
-определить роль социальных сетей в жизни молодежи.
Методы исследования: анализ и обобщение материалов исследования.
Практическая значимость: материалы исследования могут оказаться полезными в рамках методической подготовки к занятиям по дисциплине «Психология».
Структура работы: введение, две главы, заключение и список литературы.
ГЛАВА 1. ИНТЕРНЕТ И ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ ПОДРОСТКОВ
1.1. Понятие психического здоровья
Психическое здоровье, по определению Всемирной организации здравоохранения, позволяет человеку реализовать свой потенциал, справляться со стрессами обычной жизни и достигать продуктивных результатов.
Всемирная организация здравоохранения выделяет следующие критерии психического здоровья:
* Осознание и чувство непрерывности, постоянства и идентичности своего физического и духовного "я".
* Сохранение опыта в схожих ситуациях и чувство идентичности.
* Критическое отношение к себе и своим духовным достижениям (деятельности) и их последствиям.;
* Соответствие психических реакций (адекватность) воздействиям окружающей среды, интенсивности и частоте социальных ситуаций и происшествий;
* Способность самостоятельно управлять поведением в соответствии с социальными нормами, правилами и законами.
* Способность планировать свою собственную жизнедеятельность и реализовывать эти планы.
Всемирная организация здравоохранения утверждает, что психическими расстройствами страдают около 12% всего населения земного шара - около 450 миллионов человек, или от 4 до 1 миллиона человек во всем мире, страдают психическими заболеваниями и могут получить пользу от диагностики и лечения. Психическое здоровье и психические заболевания присущи каждой стране, культуре и возрастной группе и не зависят от социально-экономического статуса
1.2. Влияние глобальной сети интернет на психику подростков
Сегодня россияне, как и жители других развитых стран, живут в мире современных технологий, которые стали неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Почти в каждом доме имеется компьютер, с доступом в Интернет. По данным опроса Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), проведенного 4-5 октября 2014 г., Интернетом пользуются 66% граждан России от 18 лет и старше или 76,3 млн человек. Каждый день выходят в Сеть - 46%, или 53,6 млн взрослых россиян.
Доля пользователей, которые выходят в глобальную Сеть каждый день или несколько раз в неделю, превзошла 80%. Годовой прирост интернет-пользователей составил 9%, а для суточной аудитории настоящий показатель равен 12%.
Результаты опросов не учитывают самую юную часть российской интернетаудитории. В России каждый день пользуются интернетом 89% подростков в возрасте 12-17 лет, что вместе с детьми до 12 лет составляет ещё около 10 млн пользователей (см. рис. 1).
По количеству пользователей интернета Россия ещё в 2012 г. вышла на первое место в Европе, которое ранее занимала Германия и на шестое место в мире. Первое место в мире занимает Китай, где веб-пользователей более 600 млн человек, ниже идут США, Япония, Индия и Бразилия.
По последним данным, интернетом пользуются 68% граждан России от 18 лет и старше, из них ежедневно - 50%, или 58,3 млн россиян. Доля пользователей, которые выходят в глобальную Сеть каждый день или несколько раз в неделю, превысила 80%.
Темпы роста аудитории интернета в России замедляются. С осени 2012 по осень 2013 г. прирост численности пользователей хоть и составил 5 млн человек, или около 9%, но это самый низкий показатель за последние десять лет
Рис. 1. Сравнение показателей развития Интернета по федеральным округам
По результатам первого общероссийского научного исследования цифровой компетентности подростков, проводившегося в 2013 г. Фондом Развития Интернет и факультетом психологии МГУ имени М. В. Ломоносова при поддержке Google, на вопрос «Что Вы взяли бы с собой на необитаемый остров», большая часть респондентов предпочли вариант «Компьютер и интернет» (рис. 2).
Рис. 2. Результаты опроса подростков 12-17 лет. Ответы на вопрос «Что Вы взяли бы с собой на необитаемый остров»
Однако уже давно для всех стало секретом, что в одних случаях глобальный интернет является стимулом для развития подростков и помощниками в выполнении различных заданий, а в других - представляет собой крайне негативную среду, которая может пагубно сказаться на психике несформировавшегося ребенка.
1. Одна из самых распространенных опасностей в процессе взаимодействия подростков с Интернетом кроется, прежде всего, на сайтах эротического и порнографического содержания. В основном это происходит из-за невежества и любопытства детей и подростков. Поэтому не стоит недооценивать эту проблему, а также считать ее закрытой в семье. Стараясь преподносить информацию таким образом, чтобы она была правильно понята, необходимо начинать постепенно вводить ребенка в курс дела с ранних этапов роста. Если интересы ребенка будут максимально соблюдены, то он не будет проявлять такого нездорового интереса к внешним источникам. Тогда родителям будет намного проще ответить на все вопросы. Вы можете попытаться объяснить ребенку, что информация, содержащаяся в Интернете, совершенно далека от реальности, поэтому вы не обязаны проявлять к ней интерес и доверять ей [11, с. 199].
Как вы знаете, сегодня существуют различные формы и виды зависимости, среди которых наиболее распространены алкоголизм и наркомания. Но не так опасна интернет-зависимость, еще одно бедствие среди молодежи в возрасте от 10 до 1 года. Под интернет-зависимостью в 10 лет часто понимают время, затрачиваемое на общение в социальных сетях и ролевые онлайн-игры. Пока ребенок не начнет по-настоящему общаться с семьей и друзьями, реальной угрозы от таких информационных и развлекательных ресурсов нет. За длительный период общения в социальных сетях большинство школьников теряют навыки общения, что помогает в их развитии и самореализации в жизни ребенка. Так называемые "эмодзи" часто заменяют улыбки проявлением настоящих эмоций и переживаний.
Регулярное нахождение у экрана компьютера приводит к возникновению физических и психических проблем. Играя и общаясь в социальных сетях и в различны онлайн играх, ребенок перестает встречаться с друзьями, выходить из дома, начинает вести малоподвижный образ жизни, редко бывает на свежем воздухе. Такое положение вещей приводит не только к ухудшению зрения, быстрой утомляемости, возникновению проблем с ЖКТ,
Фрагмент для ознакомления
3
1. Артемьева Е. А., Артемьева В. В. Воздействие процессов цифровизации на психологическое здоровье учащихся //Мир, открытый детству. – 2021. – С. 263-267.
2. Артемьева Е. А., Артемьева В. В. Влияние цифровизации на психологическое здоровье детей //Актуальные проблемы современной семьи. – 2021. – С. 95-99.
3. Бессчетнова О. В. и др. Влияние цифровых медиа на психическое здоровье детей и молодежи //Проблемы социальной гигиены, здравоохранения и истории медицины. – 2021. – Т. 29. – №. 3. – С. 462-467.
4. Бутова Л. А., Устинова О. А. ИНТЕРНЕТ И ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ //Перспективы развития современного гуманитарного знания. – 2023. – С. 419-423.
5. Мкртчян А. В. Роль социальных сетей в психическом здоровье современного человека //Тенденции развития науки и образования. – 2019. – №. 50-9. – С. 54.
6. Облаухова, А. В. Влияние социальных сетей на психическое здоровье человека / А. В. Облаухова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 23 (261). — С. 192-194. — URL: https://moluch.ru/archive/261/60301/ (дата обращения: 26.05.2024).
7. Пьянкова Н. Г., Матвиюк В. М. Влияние глобальной сети Интернет на психику подростков //Концепт. – 2014. – №. S30. – С. 36-40.
8. Рослякова, Л. А. Роль социальных сетей в жизни молодежи / Л. А. Рослякова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 3 (241). — С. 375-376. — URL: https://moluch.ru/archive/241/55766/ (дата обращения: 26.05.2024
9. Савкина Т. О., Слободская Е. Р. Взаимосвязь между использованием компьютера и психическим здоровьем подростков //Сибирский научный медицинский журнал. – 2010. – Т. 30. – №. 4. – С. 19-24.
10. Савкина Т. О., Слободская Е. Р. Интернет и психическое здоровье подростков //Сибирский научный медицинский журнал. – 2010. – Т. 30. – №. 6. – С. 29-34.
11. Смирнова А. А., Синогина Е. С. Влияние компьютера и сети интернет на физическое и психическое здоровье школьников //Народное образование. – 2017. – №. 1-2 (1460). – С. 199-204.
12. Солянкина Л. Е., Семененко Г. М., Галда М. В. Современные угрозы психическому здоровью молодежи в интернет-пространстве //Вестник Московского университета МВД России. – 2022. – №. 2. – С. 312-316.
13. Шутова Н. В., Баранова Ю. М. Оценка риска интернет-зависимости для психического здоровья подростков //Гигиена и санитария. – 2017. – Т. 96. – №. 6. – С. 568-572.