Фрагмент для ознакомления
2
Проблема развития мотивации к обучению подчеркивается в нормативных документах. Так, например, в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (приказ Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286) среди требований к личностным результатам освоения обучающимися программ начального общего образования выделены сформированность у младших школьников готовности саморазвитию и мотивации к обучению (п. 40 ФГОС НОО).
Значимость роли мотивации в обучении объясняется тем, что она играет роль побудителя деятельности, стимулирования познавательной активности обучающихся и формирования интереса к учению, получению новых знаний, самообразования. Низкая мотивация учения – одна из самых распространенных причин неуспеваемости учащихся, поскольку учебная деятельность перестает быть привлекательной. Именно в этой связи вопрос о поиске средств повышения учебной мотивации школьников имеет большой значение и всегда актуален.
Развитие учебной мотивации должно осуществляться не только с учетом возрастных особенностей обучающихся, но и уровнем их личностного и психического развития. Особого внимания требует развитие учебной мотивации у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), у которых зачастую вторичным нарушением является недостаточный уровень сформированности учебных мотивов, низкий уровень познавательной активности и интереса. Задержка психического развития у младших школьников обусловливают необходимость учета первичных и вторичных дефектов в работе по развитию учебной мотивации, что подчеркивает Л.С. Выготский, К.С. Лебединская, А.Р. Лурия и др.
В отечественной психолого-педагогической науке проблема мотивации личности раскрывается в работах Л.С. Выготского, Е.П. Ильина, А.Н. Леонтьева, Д.Н. Узнадзе и др. Особенности развития мотивации к обучению у младшего школьника в процессе учебной деятельности рассматриваются в исследованиях Б.Г. Ананьева, А.Н. Леонтьева, С.Л. Рубинштейна, В.В. Давыдова, A.M. Матюшкина, В.С. Мухиной, Д.Б. Эльконина и других. Авторами подчеркивается, что учебная мотивация в младшем школьном возрасте является одним из условий успешного обучения, которое делает процесс учения увлекательным и интересным, что позволяет в свою очередь освоить образовательную программу. При этом в психолого-педагогической литературе недостаточно рассмотрены вопросы развития учебной мотивации обучающихся с ЗПР, что обусловливает актуальность выбранной темы.
Цель исследования: изучение методов диагностики и развития учебной мотивации у обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Объект исследования: учебная мотивация обучающихся младшего школьного возраста.
Предмет исследования: развитие учебной мотивации обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития.
Задачи исследования:
1. Изучить психолого-педагогическую литературу по проблеме развития учебной мотивации детей с задержкой психического развития.
2. Определить диагностические методики для изучения учебной мотивации детей младшего школьного возраста с ЗПР.
3. Изучить методы развития учебной мотивации детей младшего школьного возраста с ЗПР.
Методы исследования: анализ научной литературы, обобщение, классификация.
Структура исследования: работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы, приложения.
Глава 1. Теоретические основы развития учебной мотивации у обучающихся младшего школьного возраста с задержкой психического развития
1.1 Понятие «учебная мотивация» в психолого-педагогической литературе
Для рассмотрения учебной мотивации обратимся к изучению понятия «мотивация» в зарубежной и отечественной психолого-педагогической науке.
А. Маслоу разработал теорию уровневого строения мотивации личности, в структуре которой были выделены различные виды потребностей и мотивов. Основу мотивации составляют потребности низшего порядка, или базовые потребности в пище, безопасности. Высшие потребности – это стремление к самореализации и самообразованию. Данные потребности, по мнению А. Маслоу, являются движущими силами, которые определяют поведение и деятельность человека, и составляют основу мотивации личности [19].
Д. Маклелланд под мотивацией считает совокупность потребностей и мотивов, которые направляют личность на достижение успеха. Стремление к успеху становится основой поведения личности. Данные виды потребностей взаимосвязаны между собой и проявляются в процессе деятельности, но один из мотивов может быть доминирующим. В соответствии с этим в основе мотивации лежит потребность человека добиться заявленных целей, то есть достичь успеха в определенной сфере деятельности [17].
А.Н. Леонтьев рассматривает мотивацию через категорию деятельности. По его мнению, в основе любой деятельности лежит комплекс мотивов, который направляет поведение личности, его действия. Выделяется мотивация таких видов деятельности, как общение, игра, учение, труд. В каждом виде деятельности формируется свой комплекс мотивов, при этом на каждом возрастном этапе доминирует определенный вид мотивов [14].
Через понятие установки раскрывает мотивацию Д.Н. Узнадзе. По его мнению, мотивация – это определенный сложивший тип установки личности, которая закрепилась в поведении и деятельности человека. Мотивация направляет личность, определяет выбор тех или иных действий, которые соответствуют установке [27].
Е.П. Ильин выделяет особенности мотивации различных видов деятельности. Одним из них является учебная мотивация, которая заключается в осознании потребности, нужды, желанности в выполнении учебных действий и побуждает активность личности на достижение учебных целей и задач. В структуре учебной мотивации выделяются как внутренние мотивы в виде собственных потребностей человека, так и внешние мотивы [10].
М.В. Максимова в структуре учебной мотивации выделяет:
а) мотивы, которые лежат в самой деятельности и связаны с получение знаний, со стремлением к познанию, получения чувства удовлетворения от самого процесса;
б) мотивы, которые лежат вне учебной деятельности, например, мотивы избегания наказания, мотивы выполнения долга как ученика перед родителями, мотив получения оценки [18].
В развитии мотивации важную роль играет вероятность успеха, когда человек прилагает определенные усилия для достижения поставленной цели, выбирает оптимальные действия. В психолого-педагогической науке проблема развития мотивации рассматривается с точки зрения поиска эффективных приемов и средств, направленных на стимулирование мотивации в учебной деятельности. В основе учебной мотивации, по его мнению, лежит комплекс мотивов, которые позволяют понять и принять сам обучающий процесс, проявить интерес и познавательную активность. Учебный мотив – это мотив, лежащий в основе мотивации учебной деятельности, включенный в нее и определяющий поведение учащегося [7].
Е. Д. Божович все учебные мотивы разделяет на две большие группы по источнику побуждения. Это внутренние мотивы, которые ориентированы на саморазвитие, реализацию потребности в получении знаний, раскрытие личностного потенциала, и внешние мотивы, которые формируются под влияние внешних факторов окружающей среды (родителей, учителей, требований программы, необходимости получения одобрения, положительной оценки, потребность избежать наказания, порицания, возможность получения вознаграждения и т.д.). В учебной деятельности формируются обе группы мотивов, но в разном соотношении. У одного ученика могут преобладать внутренние мотивы учения, у другого – внешние [15].
Изучив психолого-педагогическую литературу по проблеме учебной мотивации, можно выделить две группы учебных мотивов – внутренние и внешние. Внешние мотивы учебной деятельности – это стремление избежать наказания, получение отметки, позиционный мотив (желание получить одобрение, занять определенную позицию в коллективе). Внутренние мотивы – это учебные и социальные. Учебные мотивы – это стремление получить знания, интерес к учебному предмету, мотивы, связанные с самоопределением личности, понимания значимости учения, мотивы самообразования и саморазвития. Социальные мотивы разделяются на на широкие, то есть на мотивы, в основе которых лежит осознание необходимости учения, и на узкие, в основе которых лежит стремление получить одобрение, поощрение.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Бабкина, Н. В. Психологическое сопровождение ребенка с задержкой психического развития : монография / Н. В. Бабкина, И. А. Коробейников. – Москва: Наука, 2020. – 212 с.
2. Блинова, Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития / Л.Н. Блинова. – Москва: НЦ ЭНАС, 2003. – 136 с.
3. Волков, Б. С. Психология возраста: от младшего школьника до старости : логические схемы и таблицы / Б. С. Волков. – Москва : ВЛАДОС, 2013. – 511 с.
4. Выготский, Л. С. Лекции по психологии / Л. С. Выготский. – Москва : Перспектива, 2022. – 148 с.
5. Гудиева, И.З. Особенности обучения и развития детей с задержкой психического развития / И.З. Гудиева // Психология и педагогика XXI века: актуальные вопросы, достижения и инновации. – Орехово-Зуево, 2022. – С. 190-194.
6. Дети с задержкой психического развития: экспериментальное исследование и направления коррекционной работы: коллективная монография / Л.Б. Баряева, И.Г. Вечканова, Ю.С. Галлямова. – М.: Добрый мир, 2018. – 331 с.
7. Долгова, В. И. Формирование учебно-профессиональной мотивации субъектов образовательной среды : монография / В. И. Долгова, Е. Г. Капитанец, О. А. Кондратьева. – Москва : Перо, 2021. – 142 с.
8. Емелина Д.А. Задержки психического развития у детей (аналитический обзор) / Д.А. Емелина, И.В. Макаров // Обозрение психиатрии и медицинской психологии имени В.М. Бехтерева. – 2018. – № 1. – С. 4-12.
9. Защиринская О.В. Психология детей с задержкой психического развития / О.В. Защиринская. – СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского ун-та, 2019. – 163 с.
10. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е. П. Ильин. – Санкт-Петербург : Питер, 2011. – 508 с.
11. Карпова, Е. В. Мотивация учебной и внеучебной деятельности школьников / Е. В. Карпова, Е. Г. Изотова. – Ярославль : Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского, 2021. – 179 с.
12. Коршуневская, Н.И. Задержка психического развития: понятие и основные разновидности. Особенности диагностики / Н.И. Коршуневская // Научное образование. – 2020. – № 2 (7). – С. 108-110.
13. Лебединская, К. С. Нарушения психического развития в детском и подростковом возрасте / К. С. Лебединская, В. В. Лебединский. – 8-е изд., испр. и доп. – Москва : Трикста : Академический Проект, 2013. – 302 с.
14. Леонтьев, А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев ; под ред. Д. А. Леонтьева. – 5-е изд., испр. и доп. – Москва : Смысл, 2020. – 526 с.
15. Личностные факторы развития позиции субъекта учения / Е. Д. Божович, А. С. Буга, Г. А. Вайзер ; под ред. Е. Д. Божович. – Москва ; Санкт-Петербург : Нестор-История, 2020. – 366 с.
16. Лурия, А. Р. Лекции по общей психологии / А. Р. Лурия. – Санкт-Петербург : Питер, 2022. – 384 с.
17. Макклелланд, Д. Мотивация человека / Д. Макклелланд ; науч. ред. пер. Е. П. Ильина ; пер. с англ. А. Богачев и др. – Санкт-Петербург : Питер, 2007. – 669 с.
18. Максимова, М. В. Практико-ориентированная образовательная среда как средство развития учебной мотивации обучающихся колледжа: монография / М. В. Максимова. – Москва : МФЮА, 2019. – 196 с.
19. Маслоу, А. Г. Дальние пределы человеческой психики / А. Г. Маслоу ; пер. с англ. О. Чекчурина. – Санкт-Петербург : Питер, 2020. – 444 с.
20. Медведева, Е. А. Формирование личности младших школьников с задержкой психического развития в условиях дополнительного образования художественного направления : монография / Е. А. Медведева, А. С. Павлова. – Москва : Перо, 2018. – 159 с.
21. Мотивация учения как фактор успешности учебной деятельности обучающихся в свете ФГОС-2 / сост. и науч. ред. С. Д. Мухаметрахимова. – Уфа : Мир печати, 2014. – 71 с.
22. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменология развития и бытия личности : учебник / В. С. Мухина. – 18-е изд., перераб. и доп. – Москва : Наука, 2022. – 671 с.
23. Неретина, Т.Г. Коррекционно-воспитательная работа с детьми дошкольного возраста с задержкой психического развития / Т.Г. Неретина. – Москва: Инфра-М, 2021. – 307 с.
24. Подласый, И. П. Педагогика в 2 т. Том 1. Теоретическая педагогика в 2 книгах. Книга 1 : учебник для вузов / И. П. Подласый. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2023. – 404 с.
25. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии : учебник / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург: Питер, 2023. – 720 с.
26. Судакова, С.В. Особенности обучения детей с задержкой психического развития по адаптированным основным образовательным программам / С.В. Судакова // Научный Лидер. – 2021. – № 22 (24). – С. 34-38.
27. Узнадзе, Д. Н. Философия. Психология. Педагогика: наука о психической жизни / Д. Н. Узнадзе. – Москва : Смысл, 2014. – 365 с.
28. Ульенкова, У.В. Дети с ЗПР / У.В. Ульенкова. – Нижний Новгород, 1994. – 230 с.
29. Федеральные государственные образовательные стандарты начального и основного общего образования. – Москва : Вако, 2022. – 160 с. – ISBN 978-5-408-05884-6. – Текст : непосредственный.
30. Эльконин, Д. Б. Детская психология : учебное пособие / Д. Б. Эльконин. – 6-е изд., стер. – Москва : Академия, 2011. – 383 с.