Фрагмент для ознакомления
2
В современном образовании, которое реализуется в контексте ФГОС, присутствует главный принцип «научить учиться». Это может означать лишь то, что трансляции педагогом знаний по своему предмету, как это было в условиях традиционной образовательной модели будет сегодня в образовательном процессе недостаточно [12].
Главная задача учителя сегодня - это уметь отбирать оптимальные образовательные технологии и методики, которые максимально активизируют учебную и познавательную деятельность школьников.
Математика как учебный предмет отличается от математической науки. Это отличия не только в объёме учебного материала, но и разница в глубине и системе изложения. На современном этапе развития математики как учебного предмета предусмотрены конкретные цели обучения и отбор содержания [8].
В системно-деятельностном подходе усиливается воспитывающая и развивающая роль математики. Математическое содержание сегодня совершенствуется в связи с новыми требованиями к производству, промышлености, военного дела и др.
В контексте современного образования, область «Математика» выступает как предмет общего образования, ведущей целью которого является развитие мышления и интеллектуальное воспитание. Обучение математике сегодня является формирование у учеников в процессе изучения математики качеств мышления, необходимых для полноценного функционирования человека в современном обществе.
Современные технологии и модели обучения в образовательной среде становятся всё разнообразнее. При этом, все они вышли из традиционной образовательной модели, или модели системного академического образования.
Традиционная образовательная модель осуществлялась по принципу «объект – субъект», когда в центре образовательного процесса стоит педагог и полностью определяет ход обучения. Сегодня все модели без исключения функционируют по принципу «субъект – субъект» и при этом, в центре образовательных событий всегда стоит обучающийся.
Внедрение инновационных педагогических технологий в образовательный процесс является ведущей задачей новой образовательной системы. Инновационные подходы в образовании сегодня подразумевают выделение в содержании каждого предмета творческого аспекта, который был бы понятен ученику [5].
Проблема активизации познавательной деятельности детей младшего школьного возраста является одной из самых сложных среди проблем современной педагогики. Именно познавательная активность детей выступает как первостепенное условие формирования у учащихся потребности в знаниях [7].
Один из видов детской активности – это интерес к учебно-познавательной деятельности. Учение, являясь отражательно-преобразующей деятельностью субъекта, направлено не только на восприятие учебного материала, но и на формирование отношения ученика к самой познавательной деятельности. Преобразующий характер деятельности всегда связан с активностью субъекта.
Проблемами активизации познавательной деятельности детей на основе идеи самовоспитания, самообразования и самодеятельности школьников как условия их умственного и нравственного развития в разное время отражалась в работах П.Ф. Каптерева, Я.А. Коменского, Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстого, К.Д. Ушинского и др.
В педагогике современной начальной школы достаточно широко используются различные аспекты решения дидактических проблем, связанных с активизацией познавательной деятельности на принципах личностно-ориентированного обучения. Это рассматривается в работах В.В. Давыдова, В.П. Зинченко, Н.Ф. Талызиной, В.Д. Шадрикова, И.С. Якиманской и др. Сущность познавательной активности в процессе учебной деятельности как ведущего вида деятельности в младшем школьном возрасте нашла отражение в исследованиях Э.И. Александровой, В.В. Давыдова, Л.В. Занкова, Н.Б. Истоминой, М.Н. Скаткина, Д.Б. Элькониным и др.
Во все времена была и остаётся важнейшая проблема дидактики, как именно активизировать деятельность учащегося на уроке, или, какие методы обучения необходимо применять, чтобы повысить активность учащихся на занятиях. Активность вообще является важнейшей характеристикой личности и ее деятельности. В обучении активность личности является одной из основных предпосылок достижения целей обучения и воспитания. Исследователи П.Н. Груздев и Ш.Н. Ганелин, Р.Г. Ламберг исследовали проблему активизации мышления учащихся в процессе обучения. Они проанализировали проблему самостоятельной деятельности учащихся и сделали вывод, что самостоятельность в действиях является высшим уровнем активности. Познавательная активность – это прежде всего, интерес к учебной деятельности и к приобретению знаний. Она отражает интерес младших школьников к получению новых знаний, умений и навыков [13].
Возникновение познавательной активности у детей, зависит в первую очередь, от уровня развития ребенка, его опыта и знаний. Интерес школьников к учению является определяющим фактором в процессе овладения ими знаниями. Интересное обучение не исключает умение работать с усилием, а, наоборот, способствует этому. В связи с этим, одной из важнейших задач педагогов должна стать задача выявления имеющихся интересов, развитие и воспитание интереса к знаниям у младших школьников. Интерес определяется как эмоционально – познавательное отношение, непосредственно мотивированное и имеющие тенденцию переходить в познавательную направленность личности. От непосредственно мотивированного эмоционального переживания, интерес отличается наличием эмоционально – познавательного позитивного отношения, радости познания [11].
Появление радости познания свидетельствует о появлении интереса. Г.И. Щукина определяет познавательную активность как качество личности, которое включает стремление личности к познанию и выражает интеллектуальный отклик на процесс познания. Качеством личности, познавательная активность становится, по её мнению, при устойчивом проявлении стремления к познанию. Проблема формирования познавательной активности на личностном уровне, сводится к рассмотрению мотивации познавательной деятельности и к способам формирования познавательных интересов.
Э.А. Красновский считает, что познавательная деятельность – это особое проявление всех сторон личности школьника. Это интерес к новому, стремление к успеху, радость познания, это и установка к решению задач, постепенное усложнение которых лежит в основе процесса обучения. Фундаментальные исследования в области обучения младших школьников раскрывают процесс становления познавательной активности учащихся и определяют изменения содержания образования.
Поиск эффективных путей, которые повышают качество усвоения учебного материала, характерен также, для педагогической практики. Педагоги понимают, что здесь необходима целенаправленная педагогическая деятельность по формированию познавательной активности школьников [9].
Познавательная деятельность субъекта – это избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности. Данная направленность субъекта характеризуется постоянным стремлением к познанию, следовательно, к более полным и глубоким знаниям. Систематически укрепляясь и развиваясь у отдельно взятого субъекта, познавательная активность становится основой положительного отношения к учению. Познавательная активность всегда носит поисковый характер. У школьника постоянно возникают вопросы, ответы на которые он сам постоянно и активно ищет. При этом, его поисковая деятельность всегда совершается с увлечением и от этого, он испытывает эмоциональный подъем и радость [2].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Федеральный закон от 01.12.2011 N 376-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс https://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=440020&dst=100001#BYnoOYTspIcQ7ny21 (дата обращения: 28.05.2024).
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утвержден приказом Минпросвещения России от 31.05.2021 № 286, в ред. приказа от 08.11.2022) // Справочная правовая система КонсультантПлюс – https://www.consultant.ru/cons/ cgi/online.cgi?req=doc&base=LAW&n=424649&dst=100001#ZVrSGUTd5wOleTA5 (дата обращения: 28.05.2024).
3. Алиева, Г.М. Методика организации игровой деятельности в воспитании и развитии школьников / Г.М. Алиева // Сибирский педагогический журнал – 2019. – N 10. – С.299-303.
4. Бощенко, О.В. Математика. Итоговые уроки [Текст] / О.В. Бощенко. – Волгоград: Учитель, 2014. – 56 с.
5. Герасимов, С.В. Познавательная активность и понимание [Текст] / С.В. Герасимов // Вопросы психологии – 2044. – N3. – С. 14-15.
6. Еноторова, А.М. К вопросу необходимости внедрения индивидуального образовательного маршрута / А.М. Еноторова. - электрон. сб. ст. по матер. IХ Всерос. науч.-практ. конф. (Педагогические чтения памяти профессора А.А. Огородникова) (7 февраля 2020 г., г. Пермь, Россия) / под общ. ред Л.В. Селькиной; Перм. гос. гуманит. -пед. ун-т. – Пермь, 2020. – С. 47-52.
7. Жойкин, С.А. Теоретическое обоснование опыта проектирования
деятельности учителя и учащихся для формирования познавательной активности личности [Текст] / С.А. Жойкин // Педагогика. - 2011. - N1. Эксперимент и инновации в школе 2018/1. – С. 15-21.
8. Овчинникова, В.С. Дидактические игры как способ побуждения младших школьников к автоматизации действий / В.С. Овчинникова // Журнал «Начальная школа». – 2022. – N 9. – С. 19-24.
9. Первова, Г.М. Дидактическая игра: как метод обучения математике/ Г.М. Первова // Вестник Тамбовского университета. – 2020. – N 7. – С. 208-212.
10.Теплов, Б.М. Способности и одаренность [Текст] / Теплов, Б.М. // Хрестоматия возрастной и педагогической психологии. – М.- 2019. – 267 с.
11. Хозиев, В.Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников [Текст] / В.Б. Хозиев. – М.: Академия, 2021. – 272 с.
12. Берсенева, О.В. Обучение математике с позиции системно-деятельностного подхода. Технологический аспект: учебно-методическое пособие / Берсенева О.В., Тумашева О.В. - Саратов: Ай Пи Эр Медиа, 2018. — 99 c. - Текст: электронный // Цифровой образовательный ресурс IPR SMART: [сайт]. — URL: https://www.iprbookshop.ru/70272.html (дата обращения: 28.05.2024).
13. Виситова, Л.С. Инновационные методы преподавания в школе / Л.С. Виситова. - Текст: непосредственный // Образование и воспитание. - 2022. - № 1 (6). - С. 16-19. - URL: https://moluch.ru/th/4/archive/25/710/ (дата обращения: 14.06.2024).
14. Дидковская, Н.Е. Проектирование развивающей образовательной среды в общеобразовательной школе в условиях реализации ФГОС / Н.Е. Дидковская. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель 2019 г.). — Пермь: Меркурий, 2019. — С. 29-36. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/149/7845/ (дата обращения: 14.06.2024).
15. Тершукова, Е.И. Формирование познавательных компетентностей у младших школьников через различные виды упражнений / Е. И. Тершукова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 15.2 (149.2). — С. 189-190. — URL: https://moluch.ru/archive/149/41719/ (дата обращения: 14.06.2024).