Фрагмент для ознакомления
1
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы формирования геометрических представлений в разновозрастной группе дошкольной образовательной организации 5
1.1. Анализ понятия геометрические представления дошкольников 5
1.2. Средства и способы формирования геометрических представлений в разновозрастной группе дошкольной образовательной организации 16
Глава 2. Методические аспекты формирования геометрических представлений в разновозрастной группе дошкольной образовательной организации 20
2.1. Организационно-педагогические условия формирования геометрических представлений в разновозрастной группе дошкольной образовательной организации 20
2.2. Методические рекомендации по формированию геометрических представлений в разновозрастной группе дошкольной образовательной организации 24
Заключение 26
Список использованных источников 28
Фрагмент для ознакомления
2
Актуальность работы. Современный этап развития дошкольного образования характеризуется поиском новых подходов к воспитанию и развитию детей. В современной образовательной среде возникла необходимость формирования личности, которая была бы способна к творческой и самостоятельной деятельности.
Математическое развитие детей в ДОУ занимает значительное место в их умственном развитии. К ведущим принципам такого рода развития относят отбор содержания, формы организации математического развития детей и учет их возрастных особенностей в освоении математических связей и закономерностей.
Одно из ведущих направлений математического развития – это формирование геометрических представлений. Наличие понимания геометрических представлений и соотношений позволит детям в будущем хорошо овладеть не только математикой, но и многими другими науками, где необходимо использование количественного похода.
Геометрические представления дошкольников – это представления, которые связаны с геометрическими фигурами и формой предметов. А.В. запорожец ввёл понятие «сенсорные эталоны», которые представляют собой общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов. Дети уже в дошкольном возрасте знакомятся с геометрическими фигурами, треугольником, квадратом, кругом. Также они знакомятся с формой предметов, круглая, квадратная и др.
Для этих целей педагоги используют различные средства и способы. Это может быть работа с аппликацией, различные игровые наборы и др. В игровых наборах есть задания, которые направлены на формирование геометрических представлений дошкольников. Под влиянием обучающего воздействия процесс восприятия детьми геометрических представлений и соотношений постепенно перестраивается.
У дошкольников появляется возможность сравнивать, сопоставлять, анализировать и др. у ребёнка формируется способность сравнивать, цилиндр со стаканом, параллелограмм с кирпичиком и др.
Цель работы: изучить и обосновать необходимость формирования геометрических представлений в разновозрастной группе дошкольной образовательной организации
Объект исследования: процесс формирования геометрических представлений в разновозрастной группе дошкольной образовательной организации
Предмет исследования: средства и способы формирования геометрических представлений в разновозрастной группе дошкольной образовательной организации
Задачи:
1. Провести анализ понятия геометрические представления дошкольников.
2. Изучить средства и способы формирования геометрических представлений в разновозрастной группе дошкольной образовательной организации.
3. Описать организационно-педагогические условия формирования геометрических представлений в разновозрастной группе дошкольной образовательной организации.
4. Предложить методические рекомендации по формированию геометрических представлений в разновозрастной группе дошкольной образовательной организации.
Методы исследования: анализ научной и психолого-педагогической литературы, сравнение, классификация, наблюдение, беседа.
Структура работы: введение, две главы, четыре параграфа, заключение, список используемой литературы.
Глава 1. Теоретические основы формирования геометрических представлений в разновозрастной группе дошкольной образовательной организации
1.1. Анализ понятия геометрические представления дошкольников
Дошкольное образование развивается в условиях требований федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО). ФГОС ДО определяет все направления стратегических преобразований системы, реализация которой приведёт к её качественно иному уровню функционирования и развития.
В связи с этим необходимо привести в соответствие все практики дошкольного образования с теми специфическими характеристиками дошкольного возраста, которые определяют его вклад в общий цикл развития и воспитания дошкольника. В этом заключается самоценность дошкольного детства [16].
Достижение положительных результатов дошкольного образования зависит от правильной организации и проведения различных видов деятельности, игровой, непосредственно-образовательной и др. Именно в таких условиях формируют геометрические представления дошкольников.
Под геометрическими представлениями прежде всего понимают представления о форме. По мнению специалистов, ребёнка можно знакомить с формами в возрасте двух лет. Ребёнок уже способен овладеть основными формами и в дальнейшем способен сопровождать их словесными обозначениями. Это позволяет ребёнку лучше ориентироваться в окружающем мире.
Приобретенные знания и умения помогают детям правильно анализировать различные формы предметов и воспроизводить их в рисунках, аппликациях, постройках и др. Основные геометрические формы, с которыми дети знакомятся, выступают как эталоны и образцы, которые помогают детям разобраться во всем многообразии свойств предметов.
При любых видах деятельности дети могут знакомиться с понятием форма. Это может происходить непосредственно в образовательной деятельности, или в игре, при рисовании, или лепке. НОД составляет в ДОУ основу всего образовательного процесса. Она является основной формой организации работы с детьми старшего дошкольного возраста и направлена на получение дошкольниками всех тех необходимых знаний, умений и навыков, которые буду способствовать их успешному обучению в начальной школе.
Начало формирования сложной системы общих представлений об окружающем мире начинается в дошкольном возрасте. Пространственные и геометрические представления это: деятельность, включающая в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела, относительно окружающих предметов. Геометрические представления играют большую роль во взаимодействии человека с окружающей средой, являясь необходимым условием ориентировки в ней человека.
Пространственные представления - это представления о пространственных свойствах и отношениях – величине, форме, удаленности, рельефе объектов, их взаиморасположении и перемещении относительно друг друга. Чувственное познание детьми окружающего пространства является предпосылкой для развития у них восприятия пространства и составляет основу ориентировки в окружающей действительности [11].
По мнению Н.Е. Веракса, пространственные представления – это деятельность, включающая в себя определение формы, величины, местоположения и перемещения предметов относительно друг друга и собственного тела, относительно окружающих предметов. В области дошкольного образования одним из наиболее актуальных направлений выступает развитие познавательной сферы детей. Формирование учебных представлений у детей старшего дошкольного возраста, несомненно, зависит от индивидуального психического развития ребёнка и от развития его познавательной сферы.
Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин и др. подчёркивали, что старший дошкольный возраст является сензитивным периодом для формирования познавательной сферы. От того, насколько у ребёнка будут сформированы учебные представления, зависит успешность всей их последующей учебной деятельности.
Значение работы по познавательному развитию детей отражено в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО). При этом, познавательное развитие выделено в отдельную образовательную область. Проблемой познавательного развития дошкольников занимались ученые Л.А. Венгер, В.С. Мухина, Е.О. Смирнова и др. Многие исследователи развитие познавательной сферы ребёнка связывают с мышлением, памятью, вниманием, воображением и др.
Прежде всего – это подготовка к продуктивной и творческой деятельности каждого ребёнка. Значение развития геометрических представлений у дошкольников в процессе их развития чрезвычайно велико. [34]. В процессе знакомства дошкольников с геометрическими представлениями у них возникает понимание следующих действий
-группировка предметов по признакам;
- выработка умений сравнивать и классифицировать;
-работа с разнообразным наглядным материалом.
-изучение состава числа;
- счет, сравнение чисел, арифметические действия и др.
В дошкольном возрасте у ребёнка преобладает образное мышление. Чем лучше представлены образы знакомых ребёнку предметов, тем лучше он усваивает понятие количество. На занятиях педагог знакомит детей с названиями и признаками математических форм. У ребёнка начинают формироваться пространственные представления о положении предметов и их частей. При этом ребёнок хорошо понимает, что такое больше и меньше [15]. Способность воспринимать форму и количество предметов можно обозначить основой для формирования у детей соответствующих представлений. Это могут быть отрезки, квадраты, прямоугольники, круги.
И.С. Якиманская и И.Я. Каплунович работали над концепцией развития пространственного мышления дошкольников. Процесс усвоения подобного рода понятий происходит в естественных условиях. Постепенно у детей происходит овладение умением творчески перерабатывать свои впечатления в различных формах и количествах.
Н.Н. Поддьяков исследовал тип мышления дошкольников, который представляет собой единство наглядно-действенного и наглядно-образного мышления. По его мнению – это можно отнести к детскому экспериментированию. Этот путь не задаётся изначально взрослым. А полностью принадлежит самому ребёнку.
В ходе экспериментирования у ребёнка формируются особого рода представления. Это позволяет формировать ребёнку исследовательское поведение, в ходе которого он получает ответы на свои вопросы. Это один из наиболее продуктивных источников, благодаря которым дети могут получить ответы на свои вопросы. Представления детей формируются на основе ощущения и восприятия.
Педагогу лишь необходимо организовать процесс чувственного восприятия детей, в основе которого лежит ощущение. Можно говорить о том, что это будет являться первой ступенью формирования представлений дошкольника [22].
Под ощущением психологи понимают отражение отдельных свойств, предметов и явлений окружающей действительности, которые действуют непосредственно на органы чувств субъекта. Сегодня существует достаточно много приёмов и методик, с помощью которых воспитатели помогают ребенку формировать знания о цвете, о величине, и о количестве.
Это, несомненно, помогает осваивать и формировать знания по их многочисленным количественным представлениям. Содержание работы воспитателя по познавательному развитию детей дошкольного возраста в процессе исследовательской деятельности влияет на очень многие процессы. Для детей дошкольного возраста вся окружающая среда является источником для познания и исследования. В ходе детского экспериментирования дети получают прочные знания, которые позволяют им познавать мир [19].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Андреева, Е.В. Развитие. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования [Текст] / Е.В. Андреева, Р.И. Бардина, В.В. Брофман, Н.Е. Веракса и др. – М.: Просвещение, 2015 – 167 с.
2. Арапова - Пискарёва, Н.А. Формирование элементарных математических представлений в детском саду [Текст] / Н.А. Арапова-Пискарёва. – 2-е изд. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 178 с.
3. Афонькина, Ю.А. Детская практическая психология. Алгоритмы работы психолога ДОО [Текст] / Ю.А. Афонькина; под ред. И.Ю. Синельникова. М.: АРКТИ. - 2017. - 144 с.
4. Афонькина, Ю.А. Мониторинг качества освоения основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Подготовительная группа [Текст] / Ю.А. Афонькина. Волгоград: Учитель. - 2016. - 123 с.
5. Баркан, А.И. Современный дошкольник: книга для воспитателей и родителей [Текст] / А. И. Баркан. М.: ОлмаМедиаГрупп / Просвещение. - 2015. - 192 с.
6. Бережнова, О.В. Технология проектирования образовательного процесса в дошкольной организации: методическое пособие [Текст] / О. В. Бережнова, Л. Л. Тимофеева. М.: ИД Цветной мир. - 2015. - 144 с.
7. Божович, Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л.И. Божович // СПб.: Питер. - 2008. - 750 с.
8. Бабунова, Т.М. Дошкольная педагогика – педагогика развития [Текст] / Т.М. Бабунова. - Магнитогорск: МаГУ, 2014 – 208 с.
9. Белошистая, А.В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений [Текст] / А.В. Белошистая. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. – 400 с.
10. Бондаренко, С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. [Текст] / С.М. Бондаренко, В.С. Ротенберг. – СПб: Мой учебник, 2017. – 208 с.
11. Веракса, Н.Е. Развитие ребёнка в дошкольном детстве [Текст] / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика-Синтез, 2016. – 87 с.
12. Воспитание и обучение детей в старшей группе детского сада [Текст] / Под ред. В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой – М.: Мозаика-Синтез, 2015 – 224 с.
13. Васюкова, Н.Е. Системный подход к планированию педагогической деятельности как условие интеграции содержания дошкольного образования [Текст] / Н.Е. Васюкова // Теория и методика непрерывного профессионального образования: Сборник трудов Всероссийской научно-методической конференции. Тольятти: ТГУ. - 2012. 115 с.
14. Виноградова, Н.А. Методическая работа в ДОО в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. М.: Инфа-М. - 2016. - 220 с.
15. Воеводина, А.И. Особенности развития старших дошкольников в условиях интегрированной деятельности [Текст] / А.И. Воеводина, С.В. Горшунова, Г.А. Павлова // Педагогическое мастерство: материалы заочной международной научной конференции (г. Москва, декабрь 2012). М.: Буки-Веди. - 2012. - С. 67-71.
16. Гогоберидзе, А.Г., Солнцева, О. В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения [Текст] / А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцевой. 2-е изд., перераб. и доп. СПб.: Питер. - 2015. - 464 с.
17. Диагностика готовности ребёнка к школе: Пособие для педагогов дошкольных учреждений [Текст] / Под. ред. Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика- Синтез, 2016 – 112 с.
18. Дыбина, О.В. Познавательное развитие детей в дошкольной образовательной организации [Текст] / О.В. Дыбина. М.: Национальный книжный центр. - 2015. - 304 с.
19. Жилина, Л.Я., Самсонова, В.Ю. Некоторые аспекты подготовки детей 6-7 лет к обучению в школе / Л.Я. Жилина, В.Ю. Самсонова // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2015. - Т. 8. - С. 271-275. [Электронный ресурс]. URL: https://e-koncept.ru/2015/65055.htm. (дата обращения 28.05.2024).
20. Иванова, О.М. Интегративная познавательная деятельность дошкольников: методическое пособие [Текст] / О.М. Иванова, Ю.Я. Баран, В.А. Деркунская. М.: Центр педагогического образования. - 2018. - 96 с.
21. Крылова, Н.М. Мониторинг динамики развития и саморазвития воспитанника как индивидуальности [Текст] / Н. М. Крылова, Л. В. Тимошенко. М.: Сфера. - 2016. - 96 с.
22. Лыкова, И.А. Конструирование в детском саду. Старшая группа: учебно-методическое пособие [Текст] / И.А. Лыкова – М.: Издательский дом «Цветной мир», 2017. – 192 с.
23. Лаврова, Л.Н. Педагогическая диагностика в детском саду в условиях реализации ФГОС ДО [Текст] / Л.Н. Лаврова, И.В. Чеботарева; под ред. Т. В. Цветковой. М.: Сфера. - 2017. - 128 с.
24. Лазутова, М.Н. Система оценки качества образовательной работы и индивидуального развития детей [Текст] / М.Н. Лазутова. М.: Сфера. - 2015. - 128 с.
25. Леонтьев, А.Н. Психологические основы развития ребенка и обучения [Текст] / А.Н. Леонтьев. М.: Смысл. - 2010. - 426 с.
26. Михайлова, З.А. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников [Текст] / З. А. Михайлова, Т. И. Бабаева, Л. М. Кларина. СПб.: Детство-Пресс. - 2013. - 160 с.
27. Михайлова, З.А. Математика – это интересно. Парциальная программа. ФГОС. [Текст] / З.А. Михайлова, И.Н. Чеплашкина, В.Н. Полякова. – СПб.: Детство-Пресс, 2017. – 80 с.
28. Михайлова, З.А. Теории и технологи математического развития детей дошкольного возраста [Текст] / З.А. Михайлова, Е.А. Носова, А.А. Столяр. – СПб.: Детство–Пресс, 2008 – 64 с.
29. Новикова, В.П. Математика в детском саду. Старший дошкольный возраст [Текст] / В.П. Новикова. – М.: Мозаика-Синтез, 2016 – 104 с.
30. Пономарёва, И.А. Формирование элементарных математических представлений: Старшая группа. [Текст] / И.А. Пономарёва, В.А. Позина – М.: Мозаика-Синтез, 2017. – 80 с.
31. Соловьёва, Е.В. Геометрическая аппликация. Пособие для детей 5-6 лет. [Текст] / Е.В. Соловьёва. – М.: Просвещение, 2018 – 32 с.
32. Стефанко, А.В. Практический материал для организации образовательной деятельности в группе. [Текст] / А.В. Стефанко. – СПб.: Детство-Пресс, 2017 – 80 с.
33. Соломенникова, О.А. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу. [Текст] / О.А. Соломенникова, Т.С. Комарова. – М: Мозаика-Синтез, 2011 – 96 с.
34. Столяр, А.А. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. [Текст] / А.А. Столяр – М.: Просвещение, 1988 – 303 с.
35. Сычёва, Г.Е. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников 5-6 лет. [Текст] / Г.Е. Сычёва. – М.: Гном, 2017 – 102 с.
36. Федеральный Государственный Образовательный стандарт дошкольного образования [Текст] / М.: Перспектива. - 2014. - 32 с.
37. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования в вопросах и ответах [Текст] / Под ред. С. В. Степановой. М.: Проспект. - 2014. - 164 с.
38. Харламов, И.Ф. Педагогика: учебный курс [Текст] / И. Ф. Харламов. 3-е изд. М.: Гардарики. - 2014. - 520 с.
39. Хозиев, В.Б. Практикум по психологии формирования продуктивной деятельности дошкольников и младших школьников [Текст] / В.Б. Хозиев. – М.: Академия, 2016. – 272 с.
40. Щербакова, Е.И. Методика обучения математике в детском саду: Учеб. пособие для студентов [Текст] / Е.И. Щербакова // М.: Издательский центр «Академия», 2015 – 272 с.