Фрагмент для ознакомления
2
В современном федеральном государственном образовательном стандарте (ФГОС) на каждой образовательной ступени, от дошкольной организации и до вуза устанавливаются требования к результатам освоения основной образовательной программы. В ФГОС речь идёт о личностных, предметных и метапредметных результатах, которые необходимо формировать у школьников в образовательном процессе. Это можно обеспечить за счёт реализации межпредметных связей при изучении различных учебных дисциплин.
Под межпредметными связями понимают целевые и содержательные совпадения, объективно существующие между учебными дисциплинами. Это организационные формы использования конкретного учебного материала в процессе изучения тех или иных явлений. На каком бы уроке не работал школьник, он всегда работает с текстами [12].
Межпредметные связи - это межпредметный материал, который вычленяется при наложении друг на друга соответствующих школьных программ. Это связи между учебными предметами, которые устанавливает учитель или ученик в процессе познавательной деятельности с целью наиболее глубокого осознания той или иной проблемы.
Данными проблемами занимались учёные Е.В. Архипова, Е.А. Быстрова, И.Н. Горелова, Л.В. Никонова и др. В старшей школе дети изучают основы многих наук, где необходимы понимание, интерпретация и комментирование текстов.
К.Д. Ушинский рассматривал работу с межпредметными связями как процесс, облегчающий весь ход обучения, вызывающий интерес детей и помогающий связать новый материал со старым. Сегодня межпредметные связи часто называют метапредметными, что связано с реализацией ФГОС в образовательном процессе на каждой ступени обучения. Метапредметные связи между отдельными учебными дисциплинами предполагают обращение учителя к «метапредмету» и использование метапредметного подхода.
Эффективность личностного развития современных школьников связана с опорой на межпредметные связи уроков. Самостоятельность предметов и их слабая связь друг с другом порождают серьезные трудности в формировании у школьников целостной картины мира [8].
Проблема реализации межпредметных связей всегда была и остаётся актуальной. Будущее ученика зависит не столько от количества знаний, им усвоенных, сколько от сформированности общеучебных умений и навыков, а также способности применять эти знания в практической деятельности и повседневной жизни. Уроки с использованием межпредметных связей могут быть:
1. Фрагментарные.
2. Узловые.
3. Бинарные.
4. Интегрированные.
ФГОС ООО, в отличие от традиционной образовательной модели регламентирует образовательный процесс на основе системно – деятельностного подхода. Если в традиционной образовательной модели требования к конечному образовательному результату предъявлялись к предметным знаниям, умениям и навыкам (ЗУН), что имеет непосредственное отношение лишь к процессу обучения, то в системно – деятельностном подходе результат рассматривается в трёх аспектах. Помимо усвоенных школьником ЗУН, требования также предъявляются к личностным и метапредметным результатам.
Личностные образовательные результаты включают готовность и способность учеников к саморазвитию и личностному самоопределению. Метапредметные образовательные результаты, представленные в виде регулятивных, познавательных и коммуникативных действий, которые включают в себя освоенные учениками межпредметные понятия и универсальные учебные действия (УУД).
Овладение школьниками УУД выступает как способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, включая организацию усвоения, то есть умения учиться. Речь идёт о способности их использования в учебной, познавательной и социальной практике. Это даёт ученикам возможность самостоятельного планирования и учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.
Требования к усвоению знаний, умений и навыков по предмету не стали более простыми, но рассматриваются они сейчас лишь в контексте предметного образовательного результата. Современная социальная и образовательная среда предъявляет каждому человеку достаточно жёсткие требования, касающиеся проблем качества образования, коммуникабельности, креативности и др. Человек должен хорошо ориентироваться в большом потоке информации и уметь адаптироваться в любом обществе [19].
ФГОС помимо системно – деятельностного подхода регламентирует также личностно ориентированный подход. Оба эти подхода предполагают развитие учебно-познавательной активности старших школьников. Системно - деятельностный подход предполагает единство процессов формирования речевой и мыслительной деятельности. Обязательным этапом современного урока является использование текста в качестве главной дидактической единицы.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Адлер, А. Наука о характерах. Понять природу человека / А. Адлер. – Санкт-Петербург: Академический проект, - 2018. - 256 с.
2. Асмолов, А.Г. Психология личности: культурно-историческое понимание развития человека / А.Г. Асмолов. - Москва: Издательский центр «Академия», - 2007. - 367 с.
3. Айзенк, Г. Исследования человеческой психики [Текст] / Г. Айзенк, Москва. Айзенк. М.: ЭКСМО-Пресс. 2001. - 480 с.
4. Баженов, С.В. Мотивация и стимулирование трудовой деятельности / С.В. Баженов. // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». - 2018. - Том 7. - N 4. с. 84-85.
5. Богатова, Е.В. Психология XXI века. Российская психология в контексте мировой науки / Е.В. Богатова, В.Е. Василенко. // Материалы международной научной конференции молодых ученых. – Санкт-Петербург: Скифия-принт. 2016. - 336 с.
6. Дюкова, М.В. Работа с текстом на уроках как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://gigabaza.ru/doc/104170.html (дата обращения: 30.05.2024).
7. Зайцева, С.В. Формирование коммуникативной компетенции на уроках русского языка и литературы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.samson-corp.ru/Developments/MM17/mm17-04.pdf (дата обращения: 30.05.2024).
8. Зеленская, И.Г. Реализация коммуникативной компетенции на уроках русского языка [Текст] / И.Г. Зеленская // Материалы районной педагогической конференции «Технологии организации образовательного процесса в контексте компетентностного подхода». – Челябинск, 2016. – С. 185 - 190.
9. Зайцева, И.А. Внеаудиторная работа как способ интенсификации воспитательно-образовательного процесса (на примере подготовительного факультета) / И. А. Зайцева. - Текст: непосредственный // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы I Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2017 г.). - Чита: Издательство Молодой ученый, 2017. - С. 134-137. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/213/12135/ (дата обращения: 30.05.2024).
10. Злобина, Ю.И. Оценка эффективности различных видов внеучебной деятельности в процессе обучения [Электронный ресурс] // Журнал «Мир науки, культуры, образования». - 2018. № 2. - С. 97-99 URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-rekomendatsii-dlya-uchiteley-podgotovlennye-na-osnove-analiza-tipichnyh-oshibok-uchastnikov-ege-2019-goda-po-kitayskomu/viewer (дата обращения: 30.05.2024).
11. Ильин, Е. П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер. 2002. - 512 с.
12. Кныш, О.Р. Мотивация личности. Теория Маслоу / О.Р. Кныш. - М.: SelfPub. 2019. - 32 с.
13. Конаржевский, Ю.А. Анализ урока [Текст] / Ю.А. Конаржевский. – М.: Педагогический поиск, 2000. – 126 с.
14. Ксензова, Г.Ю. Оценочная деятельность учителя. Учебно-методическое пособие [Текст] / Г.Ю. Ксензова. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – 128 с.
15. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - Москва: Смысл-Академия. 2005. - 352 с.
16. Луя, О.В. Развитие творческого потенциала школьников как основы формирования позиции субъекта / О.В. Луя // Психологические науки: теория и практика: материалы междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). - Москва: Буки-Веди, 2012. - С.104-106.
17. Маслоу, А. Мотивация и личность / А. Маслоу. – Санкт-Петербург: Питер, 2008. - 105 с.
18. Медник, С. Построение цели и контроль ее выполнения в ТРИЗ- педагогике [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.metodolog.ru/node/1296 (дата обращения: 30.05.2024).
19. Мякишева, И.А. Игра как эффективный способ развития языковой и речевой компетенции [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://tc.utmn.ru/files/Myakisheva_122-128.pdf (дата обращения: 30.05.2024).
20. Надеждина, В.М. Практическая психодиагностика. Тесты и методики / В.М. Надеждина. - Минск: Харвест. 2011. - 640 с.
21. Панченко, Т.К. Психологические особенности людей / Т.К. Панченко [Электронный ресурс] // психологи на b17.ru. – Электрон. Дан. – Режим доступа: https://www.b17.ru/article/17924/ (дата обращения: 30.05.2024).
22. Пащенко, И. Ю. Значение игры для всестороннего развития личности / И. Ю. Пащенко, В. В. Студенникова. - Текст: непосредственный // Теория и практика образования в современном мире: материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, июль 2015 г.). - Санкт-Петербург: Свое издательство, 2015. - С. 22-25. - URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/152/8417/ (дата обращения: 30.05.2024).
23. Подосинникова, А.Н. Формирование коммуникативной компетентности в процессе обучения описанию как типу речи [Текст] / А.Н. Подосинникова // Ярославский педагогический вестник – 2016. – N 1. – Том II (Психолого-педагогические науки). – С. 65 – 68.
24. Соколовская, И.Н. К определению сущности понятия «познавательный интерес» в педагогике [Текст] / И.Н. Соколовская, А.А. Кивилева // Царскосельские чтения. – 2015. – N XIX. – С. 89-91.
25. Чалдини, Р. Психология влияния. Как научиться убеждать и добиваться успеха / Р. Чалдини. - Москва: Эксмо. 2019. - 416 с.