Фрагмент для ознакомления
2
В современном мире многие развитые государства сталкиваются с серьезными проблемами в области пенсионного обеспечения своих граждан. Эти проблемы объединены низкими пенсионными выплатами, ростом нагрузки на работающее население, нестабильностью пенсионных систем и нехваткой финансов для обеспечения достаточного уровня пенсионных выплат. В таких условиях становится неотложной необходимость в осуществлении существенных реформ в существующих системах пенсионного обеспечения данных стран.
В России возникают аналогичные проблемы, и вопросы, связанные с дальнейшим развитием пенсионной системы, активно обсуждаются. Это связано с тем, что выбор подходящей пенсионной системы для страны является важным стратегическим вопросом, который касается жизни нескольких поколений. Решение такой задачи требует применения сложных методов и подходов, отличных от тех, которые используются для решения текущих проблем.
В то же время, пенсионная система должна гарантировать стабильное соотношение между размером пенсий и заработной платой, чтобы не ухудшалось относительное положение пенсионеров по сравнению с работающими людьми.
Обеспечение баланса между трудоспособным населением и остальными возрастными группами является критически важным фактором для обеспечения финансовой стабильности государственного бюджета. Именно трудоспособная часть населения, своевременно уплачивая налоги и взносы, обеспечивает необходимое финансирование различных видов пенсий и социальных пособий. Поэтому главным приоритетом для государства является создание благоприятных условий, способствующих доминированию трудоспособных граждан над лицами, не достигшими трудоспособного возраста или уже его превысившими. В противном случае, недостаточное внимание к этой проблеме может привести к недостаточному финансированию достойных пенсий и социальных пособий населению со стороны государственного бюджета.
За последние десять лет статистические данные свидетельствуют о постоянном снижении уровня рождаемости и росте нетрудоспособного населения. Это влечет за собой неизбежное увеличение нагрузки на работоспособное население. На данный момент количество трудящихся в России все еще превышает число нетрудоспособных (приблизительно 60% к 40% соответственно), однако такая ситуация не может продолжаться бесконечно, и государство обязано найти решения для преодоления данной проблемы.
Государственная пенсия представляет собой ежемесячную выплату, предоставляемую гражданам в качестве компенсации за утраченный заработок, доход или вред, причиненный здоровью в определенных ситуациях. Это вознаграждение может быть выдано при увольнении граждан из федеральной государственной гражданской службы после достижения указанного срока (выслуги), при выходе на трудовую пенсию в связи с возрастом или инвалидностью, а также при выходе на пенсию по выслуге лет для космонавтов и работников летно-испытательного состава. Более того, государственная пенсия может быть выплачена в качестве компенсации за вред, причиненный здоровью в результате военной службы, радиационных или техногенных катастроф, а также в случае инвалидности или потери кормильца после достижения определенного возраста, установленного законом.
В соответствии с первым пунктом статьи 5 Федерального закона от 15.12.2001 года №166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении" (далее – закон №166-ФЗ), определяется отдельный тип пенсии, известный как пенсия за выслугу лет. Термин "пенсия за выслугу лет" используется для обозначения государственного обеспечения лиц, служивших в армии, которая обеспечивает им соответствующий уровень материального благополучия и социального статуса после окончания военной службы, либо по своей инициативе, либо по объективным причинам, включающим невозможность продолжать службу ввиду несоответствия гражданских требований, предъявляемых к военнослужащим. Относительно данной категории пенсии рекомендуется представить следующие определения.
В соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно Федеральным законом от 27.05.2003 г. №58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации», понятие государственной службы включает в себя профессиональную служебную деятельность, осуществляемую гражданами с целью обеспечения исполнения полномочий Российской Федерации, федеральных органов власти, других федеральных государственных органов, субъектов Российской Федерации, органов власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов субъектов Российской Федерации, а также лиц, занимающих должности, установленные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами, для непосредственного осуществления полномочий федеральных государственных органов, а также лиц, занимающих должности, установленные конституциями, уставами и законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации.
Государственная служба в Российской Федерации тесно связана с понятиями "стаж государственной гражданской службы" и "должностной оклад".
Стаж государственной гражданской службы отражает общую продолжительность времени, в течение которого физическое лицо занималось государственной службой или выполняло другие виды деятельности, учитываемые при определении его права на пенсию в качестве федерального государственного гражданского служащего, а также при расчете размера данной пенсии.
Установление размера месячной надбавки к окладу, связанной с сроком гражданской службы, определение длительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска и назначение поощрений за безупречное и эффективное выполнение гражданской службы включает следующие периоды времени:
- занятость на должностях гражданской и правоохранительной службы;
- служба на государственных должностях;
- работа на должностях муниципальной службы;
- осуществление выборных обязанностей в органах местного самоуправления;
- труд на других должностях в соответствии с федеральными законами.
Для получения данного типа пенсии необходимо иметь определенный стаж работы, который основан на принципах, установленных законом №166-фз. Однако, конкретные условия и размер выплат, связанных со стажем, зависят от профессии и определяются отдельными законами. В случае военнослужащих, основания, условия и размеры выплат определены в законе РФ от 12.02.1993 года №4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей".
Должностной оклад - это ежемесячная выплата, которую получают государственные гражданские служащие в зависимости от своей должности в федеральных органах государственной службы. Размер этой выплаты определяется указами президента Российской Федерации.
Одной из основных характеристик пенсии по выслуге лет является зависимость от продолжительности особого стажа, независимо от достижения пенсионного возраста. Государственным гражданским служащим и работникам летно-испытательного состава предоставляется пенсия по выслуге лет вместе с трудовой пенсией по старости или инвалидности. Эти особенности указывают на то, что данная категория пенсии предназначена для компенсации и предоставляется лицам, исполняющим тяжелые трудовые условия.
1.2. Виды пенсий за выслугу лет
1. Пенсия за выслуг лет государственным и муниципальным гражданским служащим.
Существует три вида пенсии за выслугу лет, которые различаются в зависимости от категории получателей:
1. Пенсия за выслугу лет федеральным государственным гражданским служащим;
2. Пенсия за выслугу лет государственным гражданским служащим субъекта РФ;
3. Пенсия за выслугу лет муниципальным гражданским служащим.
Федеральный закон от 27 июля 2004 года № 79-ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации" является одним из важных документов, определяющих статус и правовое положение государственных служащих на федеральном и региональном уровнях в Российской Федерации.
Согласно первому пункту статьи 7 указанного закона о государственном пенсионном обеспечении в РФ, федеральные государственные гражданские служащие имеют право на пенсию по выслуге лет при выполнении определенных условий, связанных с их службой.
Одно из условий для получения пенсии по выслуге лет - иметь опыт государственной гражданской службы не менее 15 лет и работать на должности федеральной государственной гражданской службы не менее 12 полных месяцев, при условии увольнения с федеральной государственной гражданской службы по основаниям, предусмотренным законом о государственной гражданской службе РФ. Подходящими основаниями могут быть: соглашение сторон служебного контракта (пункт 1 части 1 статьи 33), истечение срока срочного служебного контракта (пункт 2 части 1 статьи 33), расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего (пункт 3 части 1 статьи 33), отказ гражданского служащего от предложенной для замещения другой должности гражданской службы из-за изменения существенных условий служебного контракта (пункт 1 части 1 статьи 37), отказ гражданского служащего от перевода на другую должность гражданской службы по состоянию здоровья (пункт 8.2 части 1 статьи 37), отказ гражданского служащего от перевода в другую местность вместе с государственным органом (пункт 8.3 части 1 статьи 37), восстановление на службе гражданского служащего по решению суда (пункт 2 части 1 статьи 39), избрание или назначение гражданского служащего на государственную должность, на муниципальную должность или на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза (пункт 3 части 1 статьи 39), наличие чрезвычайных обстоятельств, препятствующих продолжению отношений, связанных с гражданской службой (пункт 4 части 1 статьи 39), признание гражданского служащего неспособным к трудовой деятельности (пункт 2 части 2 статьи 39) или признание гражданского служащего недееспособным или ограниченно дееспособным по решению суда, вступившему в законную силу (пункт 3 части 2 статьи 39), а также, в случае достижения предельного возраста для гражданской службы.
Сотрудникам государственной гражданской службы предоставляется возможность получить пенсию за стаж работы при выполнении определенных условий. Для этого требуется, чтобы на момент ухода с работы у них было право на трудовую пенсию, а также чтобы они занимали должности в федеральной государственной гражданской службе не менее 12 полных месяцев. Однако такое право может быть применимо только в случае увольнения по указанным законом о государственной гражданской службе Российской Федерации основаниям. К таким основаниям относятся:
1. Соглашение сторон служебного контракта (п. 1 ч. 1 ст. 33).
2. Истечение срока действия срочного служебного контракта (п. 2 ч. 1 ст. 33).
3. Расторжение служебного контракта по инициативе гражданского служащего (п. 3 ч. 1 ст. 33).
4. Отказ гражданского служащего от предложенной для замещения иной должности гражданской службы в связи с изменением существенных условий служебного контракта (п. 3 ч. 1 ст. 33).
5. Увольнение в связи с недостаточной квалификацией, подтвержденной результатами аттестации (пп. "б" п. 1 ч. 1 ст. 37).
6. Увольнение в связи с чрезвычайными обстоятельствами, которые препятствуют продолжению отношений, связанных с гражданской службой. К таким обстоятельствам могут относиться военные действия, катастрофы, стихийные бедствия, крупные аварии, эпидемии и другие аналогичные ситуации. Признание данного обстоятельства чрезвычайным принимается решением Президента Российской Федерации или органа государственной власти соответствующего субъекта РФ (п. 4 ч. 2 ст. 39).
Фрагмент для ознакомления
3
Список используемой литературы
Нормативно-правовые акты:
Конституция РФ от 12.12.1993 г. [Электронный ресурс]/ режим доступа: http://www.consultant.ru
Федеральный закон № 442-ФЗ от 28 декабря 2013 г. «Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации»
Постановление Правительства РФ № 581 от 23 июля 2014 г. «Об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»
II. Учебная литература:
Батыгин К.С. Прово социального обеспечения: Учебное пособие/ К.С.Батыгин .-М., 2019.- 278с.
Буянова М.О., Кондратьева З.А., Кобзева С.И. Право социального обеспечения: учебное пособие/ М., 2018. -410 с.
Галаганов В.П. Право социального обеспечения: учебное пособие/М.,2017.-355с.
Гусов К.Н. Право социального обеспечения/ М.: ПБОЮЛ, Проспект, 2018. - 328 с.
Долженкова Г.Д. Право социального обеспечения: конспект лекций/М.:Юрайт,2016.-67с.
Кутёпова К.О. Всё о пенсиях: Всё о пенсиях: виды, условия назначения, размер/М.:Омега-Л,2017.-142с.
Мачульская Е. Е Право социального обеспечения: учебник для бакалавров: учебник для студентов вузов / Е. Е. Мачульская. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, - 575 с.
Михайленко Ю.А. Всё о пенсиях: виды, условия назначения, размер/М.:Омега-Л,2017.-143с.
Миронова Т.К. Право социального обеспечения и социальное право/Трудовое право/М.: Интл-Синтез, 2016, № 12. – 81 с.
Тучкова Э.Г., Захаров М.Л. Социальное обеспечение и обслуживание граждан: учебное пособие/М.: Наука. - 2018. - 63 с.
Филиппова М.В. Право социального обеспечения/М.: Юристъ- 2018.-319 с.
Чаплыгин А.Н. Право социального обеспечения в системе юридических норм российского права и законодательства/ Теоритические аспекты и правоприменительная практика российского законодательства. Материалы Всероссийской научно-практической конференции 12-14 апреля 2017 г.
Гусева Т. С. Право социального обеспечения в России: учебное пособие/ Т.С. Гусева//М.: Юркомпани, 2017.-274с.