Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования определяется документами, которые существуют в современном образовании, такие как ФГОС НОО, «Программы начального образования» и др.
Эта тема особенно актуальна для изучения, поскольку в рамках современного образования бережное сознательное отношение к природе - важный аспект в формировании экологического сознания, а значит, все образование должно быть экологическим. И школьная система не является исключением. Экологическое воспитание младших школьников является важным и актуальным направлением образовательной деятельности, поскольку именно в этом возрасте дети начинают активно познавать окружающий мир, приобретать знания и навыки, которые помогут им стать ответственными и заботливыми гражданами своей страны. Теория экологического образования стала более активно развиваться в конце прошлого века. Новое образовательное пространство стало невозможным без реализации постоянного экологического воспитания. В РФ состоялась разработка специальной Концепции постоянного экологического образования, причем важнейшее звено в данной системе было представлено сферой начального школьного воспитания, когда закладываются основы гуманного бережного отношения к природе [1,2,3,4,5].
Таким образом, младший школьный возраст характеризуется получением эмоционального восприятия детьми природы, накоплением представлений о разнообразных видах жизни. Именно в начальной школе формируется первичная основа экологического мышления, закладываются начальные элементы экологической культуры.
Основные причины актуальности воспитания бережного отношения к природе у младших школьников:
Экологическое воспитание формирует у детей понимание взаимосвязи всех компонентов природы и их зависимости друг от друга. Это помогает им осознать, что все живые существа имеют право на существование и благополучие, и что люди должны заботиться о них.
Воспитание экологической культуры с детства способствует формированию бережного отношения к природе, чувства ответственности за свои действия и поступки, а также развитию навыков правильного обращения с природными ресурсами.
В современном мире экологические проблемы становятся все более актуальными и глобальными. Экологическое образование помогает детям понять, как их действия и решения влияют на окружающую среду и как они могут внести свой вклад в решение этих проблем.
Формирование бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста способствует их общему развитию и образованию, так как экологическое воспитание включает в себя изучение природных явлений, развитие наблюдательности, любознательности, мышления и воображения.
Кроме того, воспитание бережного отношения к природе лежит в основе экологической грамотности. Экологическая грамотность является необходимой составляющей для успешного участия в жизни общества и профессиональной деятельности в будущем.
Цель исследования: изучение условий формирования бережного отношения к природе у младших школьников.
Задачи:
• Изучить и проанализировать теоретический и методический материал по теме исследования;
• Показать значение формирования бережного отношения к природе в современной системе начального образования;
• Раскрыть методику работы с детьми в начальной школе в аспекте формирования бережного отношения к природе,
• Описать опыт работы учителей начальных классов по воспитанию, развитию бережного отношения к природе.
Проблема: действительно ли, сегодня методика работы по воспитанию бережного отношения к природе в начальной школе является эффективной, комплексной и системной?
Методы исследования:
Теоретические: анализ литературы;
Практические: наблюдение за деятельностью учителя и детей во время организации воспитания, формирования бережного отношения к природе.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ БЕРЕЖНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРИРОДЕ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА
1.1.Значение формирования представлений о значимости бережного отношения к природе у детей младшего школьного возраста
Формирование бережного отношения к природе – это значимая задача экологического воспитания в начальной школе. Экологическое воспитание является формированием правильной системы мировоззрения относительно окружающего мира, природы, когда реализуется цель формирования четкой жизненной позиции. Важно сказать о связи экологического воспитания школьников с воспитанием других положительных черт характера, в частности, это доброта, ответственность, умение сопереживать, трудолюбие, наблюдательность, неравнодушие. Одна из задач экологического воспитания заключается в том, что необходимо обязательно научить детей любви к природе, восхищению ее красотой [3,4].
Приведем также и такое определение понятия экологического воспитания: экологическое воспитание является систематической педагогической деятельностью, направленной на то, чтобы развивать у детей экологическую культуру, гуманное отношение к природе [3].
Специалисты отмечают, что задачи школьного экологического воспитания состоят в том, чтобы сформировать экологические знания, воспитать любовь к природе, стремление беречь, приумножать ее, сформировать умения и навыков деятельности в природе. Все это составляет подлинную суть экологического воспитания [4].
Нельзя не согласиться с определением, что экологическое воспитание предполагает раскрытие сущности природного мира ребенку, то есть, процесс экологического воспитания предполагает формирование умения осмысливать экологические явления, делать выводы о состоянии природы, вступать в разумное взаимодействие с ней [7].
Существует также и определение экологического воспитания как процесса формирования ценностного отношения к эстетической красоте природы. И действительно, экологическое воспитание должно способствовать становлению нравственных чувств долга и ответственности за ее сохранение, побуждать у детей желание впоследствии заниматься природоохранной деятельностью.
Значение экологического воспитания в начальной школе на уроках окружающего мира определяется тем благотворным влиянием, которое оказывает взаимодействия природой на ребенка. Педагогами во все времена уделялось особое внимание природе как средству, которое способствует развитию и воспитанию младших школьников. В частности, с позиции польского педагога Я. А. Каменского, живой мир выступает как подлинный источник знаний, способ развития ума ребенка, средство воздействия на все органы чувств. Нужно обязательно ввести ребенка в мир природы, показать, какими важными и полезными свойствами обладает живой мир, это будет способствовать формированию коммуникативных навыков [21].
Итак, экологическое воспитание (ознакомление детей с миром растений и животных) младших школьников является формированием правильной системы мировоззрения относительно окружающего мира, природы, когда реализуется цель формирования четкой жизненной позиции. Важно сказать о связи экологического воспитания школьников неразрывно с воспитанием других положительных черт характера, в частности, это доброта, ответственность, умение сопереживать, трудолюбие, наблюдательность, неравнодушие. И первый значимый шаг к достижению поставленных задач заключается в том, чтобы рядом с детьми в одном доме жили домашние животные, присутствовали растения. Если ребенок любит животных, ухаживает за ними, то он обретает чувство ответственности. И все же, даже если отсутствует возможность завести дома животное, необходимо обязательно научить детей любви к природе, восхищению ее красотой.
С этой целью детей водят в зоопарки, осуществляют прочтение соответствующей литературы, связанной с темой живой природы. Особое значение имеет внеурочная деятельность, которая основывается на таких методах, как наблюдение за поведением животных в «живом уголке», кормление и уход за ними [7].
Целью экологического воспитания младших школьников является воспитание основ экологической культуры личности, воспитанию у детей эстетических качеств, а именно формирование начал экологической культуры, практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие. Эта цель согласуется с ФГОС НО.
Задачи экологического воспитания:
Формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-школьника
Развитие познавательного интереса к миру природы
Формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения
Воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом, развитие чувства эмпатии к объектам природы
Формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями
Формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы)
Формирование эмпатийных умений (предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде).
Соответственно, мы можем заключить, что экологическое воспитание в младшем школьном возрасте играет важную роль в формировании личности ребенка и его отношения к окружающему миру. Оно помогает детям осознать важность бережного отношения к природе, понять взаимосвязи между различными живыми существами и научиться правильно вести себя на природе.
1.2. Психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста
Основные новообразования младшего школьного возраста представлены внутренним планом действий, рефлексией, развитием познавательных процессов и произвольного поведения [8].
Согласно подходам таких исследователей, как Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, Д.Б. Эльконин, переходный этап между возрастами может сопровождаться кризисными явлениями. В частности, в переходе от дошкольного к младшему школьному возрасту может наступать так называемый кризис 7 лет. К 6 годам формируется психологическая готовность к школьному обучению, а становление ее предпосылок имеет выраженную связь с кризисом 6-7 лет [8].
Кризис 7 лет имеет такие ведущие признаки:
- ребенок переживает утрату непосредственности дошкольного возраста, что может находить выражение в переживаниях относительно осуществляемых действий;
- ребенок может начать вести себя манерно, утрированно, он активно подражает взрослым в поступках и словах,
- развивается феномен «горькой конфеты», который выражается в повышенной скрытности ребенка.
Отметим также позицию Л.И. Божович о том, что кризис 6-7 лет обусловлен развитием у ребенка внутренней позиции как системного новообразования, соответственно, ребенок выходит на новый уровень рефлексии и самосознания [12].
Социальная ситуация развития в младшем школьном возрасте характеризуется посредством следующих фундаментальных признаков:
- ребенком сохраняются многие детские качества - легкомыслие, наивность, взгляд на взрослого снизу вверх. Но он обретает уже иную логику мышления;
- ребенок начинает выходить за рамки семьи, идет процесс расширения круга значимых лиц, ребенок выступает как «общественный» субъект и обретает социально значимые обязанности, за выполнение которых его ждет положительная или отрицательная общественная оценка;
- идет процесс смены интересов, ценностей ребенка, уклада его жизни,
- меняется образ жизни, ребенок оказывается в новой для себя социальной роли ученика, учебная деятельность становится ведущей,
- ребенок приобретает не только знания и умения, но и определенный социальный статус;
- ребенок переживает смену представления о своем месте в системе отношений,
- учитель – это взрослый, социальная роль которого связана с предъявлением всем детям важных, равных и обязательных для выполнения требований, с оценкой качества учебной работы. Он выступает в качестве носителя социального образца [11].
Фрагмент для ознакомления
3
1. Алексеев С.В. Экология: наука и область образования: Методические рекомендации. / С.В. Алексеев. – СПб.: СПбГУПМ, 1994. – 54 с.
2. Бахтибенов А.Н. Экологическое воспитание младших школьников / А.Н. Бахтибенов // Русский язык, 1993. – № 6. – С.14-15.
3. Буковская, Г.В. Игры, занятия по формированию экологической культуры младших школьников / Г.В. Буковская // Начальная школа. – 2002. – № 6. – С.34-38.
4. Виноградова, Н.Ф. Дети, взрослые и мир вокруг. / Н.Ф. Виноградова, Т.П. Куликова. – М.: Просвещение, 1993.
5. Виноградова, Н.Ф. Окружающий мир в начальной школе / Н.Ф. Виноградова. – М.: Academia, 1998.
6. Виноградова Н.Ф. Экологическое воспитание младших школьников. Проблемы и перспективы / Н.Ф. Виноградова // Начальная школа. – 1997. – № 4. – 64 с.
7. Виноградова Н. Ф. Теоретические и научно-методические основы ознакомления детей младшего школьного возраста с окружающим миром / Н. Ф. Виноградова. – М.: Вентана-Граф, 2007.
8. Вопросы психологии учебной деятельности младших школьников / Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т психологии; Под ред. Д. Б. Эльконина, В. В. Давыдова. – Москва: Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1962. – 287 с.
9. Воробьева А.Н. Экологическое образование младших школьников / А.Н. Воробьева // Начальная школа. – 2008. – № 6.
10. Глазачев С.Н. Экологическая культура мира - приоритет безопасности планеты / С.Н. Глазачев // Зеленый мир. – 2003. – № 9-10. – С.17-20.
11. Головко Е.В. Методика преподавания естествознания / Е.В. Головко и др.: учебное пособие для студентов // Психолого-педагогические основы начального образования: Белгород, 2006. – С.91-117.
12. Гордеев К.С., Дубровин Н.А., Ермолаева Е.Л., Жидков А.А., Илюшина Е.С. Психолого-педагогические основы формирования бережного отношения к природе у младших школьников / К.С. Гордеев, Н.А. Дубровин, Е.Л. Ермолаева, А.А. Жидков, Е.С. Илюшина // Гуманитарные научные исследования. – 2021. – № 5. – С.81-84.
13. Гузеев В.В. Планирование результатов образования и образовательная технология / В.В. Гузеев. – М.: Народное образование, 2000. – 320 с.
14. Дронова Е.С. Формирование экологической культуры младших школьников в общеобразовательной школе / Е.С. Дронова // Известия ВГПУ. – 2017. – №8. – С.68-71.
15. Ермакова Д.С. Экологическое образование после уроков / Д.С. Ермакова //Дополнительное образование. – 2001. – № 12. – С.15-17.
16. Зверев Н.Д. Экология для младших школьников: Из опыта работы по факультативному курсу / Н. Д. Зверев // Начальная школа. – 2005. – № 4. – С. 60–64.
17. Каропа Г.Н. Теоретические основы экологического образования школьников / Г.Н. Каропа. – М.: НМО, 2015. – 124 с.
18. Морозова Н.В. Экологизация образования как средство формирования экологической культуры / Н.В. Морозова // Фундаментальные исследования. – 2012. – № 3. – С.300-304.
19. Подовинникова Э.А., Гуцу Е.Г. Формирование экологической культуры у младших школьников во внеурочной деятельности / Э.А. Подовинникова, Е.Г. Гуцу // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. – 2021. – №7. – С.131-138.
20. Рысбаева Г., Тукешова Н., Абдыханова Д. Формирование экологической компетентности младших школьников в курсе познания мира / Г. Рысбаева, Н. Тукешова, Д. Абдыханова // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – № 3-2. - С.25-29
21. Сергеева Б.В., Станина А.С. Формирование основ экологических знаний младших школьников во внеурочной деятельности / Б.В. Сергеева, А.С. Станина // ПНиО. – 2018. – №1. – С.89-97.
22. Сергеева, Б.В. Условия формирования экологических знаний младших школьников / Б.В. Сергеева, А.С. Станина // Молодой ученый. – 2016. – № 9 – С.1181-1186
23. Хафизова Л.М. Экологическое воспитание младших школьников / Л.М. Хализова // Начальная школа. – 2009. – № 3. – С.27-32.
24. Юркина С.В. Экологическое воспитание и образование младших школьников / С.В. Юркина, Г.М. Соколова // Начальная школа плюс До и После. – 2011. – № 7. – С.15-17.