Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Исследование знахарства во второй половине 19 века в России представляет актуальность и интерес, поскольку оно раскрывает медицинские практики и убеждения того времени. В данной работе рассматривается цель исследования знахарства, а также методы, применяемые для изучения этой темы.
Актуальность:
Знахарство во второй половине 19 века было широко распространено в России и являлось частью народной медицины. Оно представляло собой совокупность магических и традиционных лечебных практик, связанных с использованием трав, ритуалов и обрядов. Изучение знахарства помогает лучше понять культурные и социальные аспекты медицинской практики того времени.
На основе проведенного опроса в Новгородской области, мы получили удивительные результаты, которые подчеркивают высокую актуальность темы народной медицины и знахарства. Разнообразие ответов участников опроса был впечатляющим. Однако, наиболее заметным фактором было высокое использование народных средств и практик при лечении различных заболеваний. Оказалось, что далеко не все жители обращаются к традиционной медицине, предпочитая доверить свое здоровье знахарям и народным целителям. Знахарства, согласно опросу, является неотъемлемой частью культуры и традиций Новгородской области. Великое количество участников опроса утверждали, что знахари обладают особыми знаниями и умениями, способными излечить самые серьезные и запущенные заболевания. Более того, несмотря на доступность современных методик и препаратов, многие жители региона активно прибегают к народным средствам и рецептам, передаваемым из поколения в поколение. Это свидетельствует о высокой доверии и вере в эффективность народной медицины. Опрос также выявил, что использование народных методов лечения не ограничивается конкретными возрастными группами или социальными слоями населения. Использование знахарских практик распространено как среди старшего поколения, сохраняющего традиции предков, так и среди молодежи, которая ищет альтернативные способы заботы о своем здоровье. Важно отметить, что опрошенные жители высоко оценивают духовную и психологическую поддержку, которую получают при обращении к знахарям. Это свидетельствует о том, что народная медицина не только помогает в физическом излечении, но и способствует восстановлению гармонии внутреннего мира человека. В итоге, на основании проведенного опроса, мы можем с гордостью заявить о высоком уровне креативности и актуальности темы народной медицины и знахарства в Новгородской области. Это яркий пример сохранения и передачи традиций и наследия предков через поколения, а также доказательство того, что народная медицина по-прежнему остается важным элементом заботы о здоровье в современном мире.
Цель:
Целью исследования знахарства в России во второй половине 19 века является выявление его роли и влияния на местное население, а также анализ динамики его использования в лечении различных заболеваний. Исследование направлено на изучение мотиваций и верований, стоящих за использованием знахарства, и на поиск связей с другими медицинскими практиками того времени.
Методы:
Для изучения знахарства в России во второй половине 19 века можно использовать различные методы и подходы. В первую очередь, можно использовать исторический метод, включающий анализ первоисточников, таких как дневники, мемуары, исторические документы и публикации того времени. Помимо этого, можно провести анализ архивных материалов и судебных записей, связанных с знахарством.
Сравнительный анализ медицинских рецептов и лечебных методов знахарства с традиционной медициной того времени поможет выявить сходства и отличия.
Во второй половине 19 века в России изучение знахарства представляло собой уникальную смесь народных традиций и современных методов. Одним из самых трудных способов изучения знахарства стало путешествие по разным регионам страны для изучения различных местных ритуалов и магических практик. Посещение деревень и городов, где находились известные знахари и шаманы, чтобы понять их техники и узнать секреты их целительных и пророческих способностей. Еще одним методом использования для изучения знахарства в Новгородкой области было проведение этнографических экспедиций. Ученые отправлялись в отдаленные регионы страны, где жили народы с уникальными магическими традициями. В ходе экспедиций собирались культурные, религиозные и магические артефакты, а также собиралась информация о магических обрядах и практиках, передаваемых из поколения в поколение. Эти экспедиции помогали изучать разнообразные методы знахарства, которые существовали в разных частях России. Следующий метод изучения знахарства основан на исторических фактах в России во второй половине 19 века и обращался к письменным источникам и документам, которые нашли ученые и исследователи. Они изучали старинные рукописи, книги и записи о магических практиках, которые существовали на Руси с давних времен. Часто их исследования включали перевод и интерпретацию старых текстов наряду с изучением их исторического и культурного контекста. Эти методы изучения знахарства в России во второй половине 19 века позволили выявить и документировать множество традиций и практик, которые существовали в разных регионах страны. Благодаря этим исследованиям мы можем лучше понять и ценить богатство и разнообразие народной магической культуры России.
Исследование знахарства в России во второй половине 19 века позволяет получить важные сведения о медицинской практике того времени и о культурных особенностях общества. Оно помогает понять мотивации и обстоятельства использования знахарства, а также его связь с другими медицинскими практиками. Использование различных методов и анализ первоисточников позволяет получить более полное представление о данной теме.
Глава 1 Понятие знахарства. История возникновения знахарства в России во второй половине 19 века.
Знахарское искусство (целительство) — древние методики лечения, которые были практикованы народами всех стран. Они включали в себя применение средств народной медицины, проведение различных ритуалов, заговоров и молитвы.
Термин "знахарь" произошел от древнерусского слова "знахарь, знахорь", которое означало человека, обладающего профессиональными знаниями. Связь с врачеванием также была присуща этому понятию. Польское слово "знахор" (znachor) состоит из двух частей: "zna" - что означает "знает", и "chor" (в старославянском "хорь") - что означает "болезнь". Таким образом, "знахорь" можно перевести как "человек, знающийся на болезнях" или "знающий целитель", "травник", "шептун". В соответствии с популярными убеждениями, знахарь представляет собой индивида, обладающего врожденными медицинскими знаниями и применяющего их для лечения людей и животных, для защиты от бедствий, предсказания будущего и других похожих целей. С давних времен знахарство сопутствовало различным народам и изначально не различалось от народной медицины. Знахари использовали свои первоначальные знания о целебных свойствах растений, животных продуктов, минералов и опыт в помощи больным и уходе за ними. Традиционные ритуальные обряды широко применялись и оказывали позитивное психотерапевтическое воздействие. Многие из применяемых методов и средств в дальнейшем получили научное обоснование и были внесены в сферу научной медицины. До появления земской медицины в конце XIX века, знахарь был главным источником медицинской помощи для русских крестьян. Знахари принимали плату за свои услуги, как в деньгах, так и в виде подарков и вознаграждений, например, "за рюмку и обед в трактире". Многие знахари сочетали лечение с магическими обрядами и говорили над больными особые тексты и молитвы. Они считали, что большинство болезней вызваны колдовством, злыми духами и страхами. Со временем, благодаря накопленному опыту, среди знахарей появились различные специализации, и каждый выбирал свою область деятельности, передающуюся из поколения в поколение.
В древней Руси существовали такие специализации в среде знахарей:
1. Травник.
Лекарь, знахарь, занимающийся сбором целебных трав и использующий их для лечения людей.
2. Костоправ.
В старину в деревнях лицо, умеющее вправлять кости при вывихе.
3. Рудомёт.
Тот, кто лечит кровопусканием.
4. Очных дел мастер.
Знахарь, специализирующийся на глазных заболеваниях
5. Кильных дел мастер.
Специалист по вправлению грыж.
6. Пчёлолечение.
Лечение укусами пчел и производными от их деятельности.
Государство никак не контролировало знахарей, однако это не означает, что в их деятельности не было никакой системы.
Профессиональные целители получали вознаграждение за свою работу как в форме денег, так и в натуральной форме, в виде продуктов. Такая профессия передавалась по наследству от отца к сыну. Хотя целители часто сочетали лечение с использованием заговоров и заклинаний, их ценный опыт впоследствии стал основой для медицины. В 988 году в Руси введено христианство, и монастыри стали альтернативой для целителей. Священнослужители не одобряли деятельность народных целителей и даже преследовали их, поэтому они пытались создать свои собственные больницы. Любой желающий мог обратиться туда за помощью.
Обычно знахарями становились одинокие мужчины, известные как бобыли, или пожилые вдовы. На севере страны этим занятием занимались в основном мужчины, а на юге и в Малороссии – женщины. Знания о лечении передавались устно по семейным связям. Верилось, что знахарь, раскрывший свои секреты посторонним, теряет свою магическую силу. Поэтому заговоры читались шепотом, а тех, кто их произносил, называли шептунами, заклинания же – шепотками. Знахари были знакомы с целебными свойствами различных средств животного происхождения, трав и минералов. Они готовили мази и настойки, лечили меланхолию, бессонницу, головные боли, боли в животе, сердечные болезни, переломы, вывихи, диарею, залечивали раны и ожоги, а также делали кровопускания. Некоторые из их методов были золотыми, например, использование черники при диарее, лука и чеснока для профилактики цинги или наложение лубков при переломах, проведение массажа. К сожалению, не все знахари были истинно компетентными, и до наших дней дошли странные рецепты. Судебные материалы XVIII века свидетельствуют , что для лечения "сердечной болезни" некоторые заваривали сенную труху в воде или щах. Одна крестьянка из Новгородской губернии, использовала сушеных кротов, пойманных в поле и убитых, для лечения ран. Эти сушеные кроты просто прикладывались прямо к ранам. Со временем появилось множество мошенников, бродяг, притворяющихся знахарями, чтобы получать внимание, почет, еду, деньги и даже интимные приключения. Во второй половине XIX века, после упразднения крепостного права, в России появилась земская медицина, что позволило сельскому населению использовать услуги квалифицированных докторов, которых изначально было недостаточно. Этнограф В.Г. Тан-Богораз писал, что "в деревне России существует такое же множество колдовских приходов, как и церковных. В каждом селе есть четыре основных лица: священник, учитель, фельдшер и колдун. Иногда не хватает учителя, фельдшера и священника, но колдуна, наверное, всегда можно найти".
Без углубления в детали истории возникновения навыков народного лечения, а также без уделения особого внимания вкладу, внесенному в их изучение Гиппократом, Галеном, Авиценной и другими, я сосредоточусь на 1830-40-х годах в России. Выбор указанного периода и места был осознанным и неслучайным. Согласно мнению некоторых авторитетных историков медицинского образования, именно в это время научная медицина начала формироваться на медицинских факультетах российских университетов. Несмотря на создание школы, ориентированной на западные образцы, народное лечение продолжало существовать и развиваться. Это подтверждалось в профессиональных отчётах выпускников медицинских факультетов, которые, оказывая медицинскую помощь на местах, контактировали с представителями народной медицины и сообщали об этом своим начальникам. К середине XIX века в России стало популярным новое явление в народной медицине - пособия по самолечению, как переводные, так и оригинальные издания. Эти популярные книги, известные как "лечебники" и "травники", авторство которых принадлежало ученым врачам, были написаны простым, не научным языком для взаимодействия с народом и формирования у них представлений об особенностях болезней, свойственных западной культуре. Особенностью таких изданий была их риторика, направленная на простых людей, в особенности жителей отдаленных регионов, где не всегда можно было обратиться к врачу, и предназначенная для оказания помощи самим людям в борьбе с болезнями и сохранении здоровья. Почти единственным источником информации о русских целителях первой половины XIX века и об их знаниях представляют собой медико-топографические описания, хранящиеся в архивах Московского университета и частично опубликованные в профессиональных медицинских публикациях того времени. Эти тексты были созданы гражданскими и военными врачами, завершившими недавно обучение на медицинских факультетах и направленными на службу в различные уголки Российской империи. В своих описаниях эпидемиологической обстановки и практике, применяемой на территориях их деятельности, уездные и городские врачи делились информацией о знахарях, используемых лекарствах и других методах лечения, а также о местном отношении к народным целителям. Авторы медико-топографических сочинений оказывались как сторонниками народной мудрости, так и скептиками, касательно знахарей и травников.
Лекарь Алексей Орнатский , создавший "Медико-топографическое описание Новгородской губернии", приравнивал квалификацию местных лекарей к последователям Гиппократа и подробно описывал лекарственные растения Новгородской губернии, их свойства, случаи применения и болезни, при которых они необходимы: "против лихорадки, простудного кашля и других заболеваний груди, при задержке месячных, при желтухе, цинге, чесотке, наружных лишаях, ожогах, ознобе, нарывах, при ранах и для остановки кровотечений, при язвах и лихорадочных состояниях". Раевский также был толерантен к местным методам лечения и называл их "простыми средствами, используемыми местными жителями в разных болезнях с видимой пользой". Авторы, занимающиеся медико-топографическими описаниями, иначе смотрят на различия в подходах местных лекарей и научных медиков. Например, Косма Смирнов, врач Череповецкого уезда, обсуждал положительные и отрицательные стороны народной медицины для жителей города и его прилегающих территорий. Он сравнивал медицинскую практику с "силами природы" и одобрял веру местных жителей в лечебные свойства многих растений и некоторых известных им веществ из мира растительного и животного царства, которыми они пользовались в случаях заболевания. Однако, он предупреждал власти о недоверии к местным травникам и неодобрении самолечения, указывая на преимущества научной медицины. Он с сожалением отмечал, что "жители этого региона лечат эту болезнь грубыми народными методами или вовсе не прибегая к медицинским средствам, поэтому и исходы часто оказываются крайне неутешительными...". Если пациент не мог своевременно обратиться за медицинской помощью и полагался только на силу природы, то болезнь заканчивалась смертью. Уездный врач подчеркивал значимость образования университетского уровня, предоставляя статистические данные: "год за годом в медицинских учреждениях происходит не более 10 смертей, в то время как в немедицинской среде, в приватных домах, от различных заболеваний умирает до 2400 человек..."
Ученые с высоким уровнем образования, несмотря на свои знания и опыт, могли принять использование традиционных методов лечения в данном регионе, но они категорически отвергали применение религиозных ритуалов для изгнания болезней. Некоторые люди верят в способность исцелить многие болезни с помощью ритуалов, заговоров, амулетов и других тайных практик, которые они считают необходимыми для сохранения положительного воздействия, возможно, даже с собственными корыстными целями. Все эти ритуалы были признаны предрассудками и свидетельствами цивилизационной отсталости .
Фрагмент для ознакомления
3
1. Библиотека электронной литературы. Сайт: https://litresp.ru (дата обращения 24.05.2024)
2. МИР24, сайт: https://mir24.tv/articles/16416389/kem-byli-znahari-na-rusi (дата публикации 09.09.2021)
3. Н.Будур//Повседневная жизнь колдунов и знахарей в России XVIII-XIX веков// Молодая гвардия, СПб., 2008 г., С.94
4. Д.Смельский//Царство врачебныхъ травъ и растенiй. (Цѣлебный травникъ). Книга практическихъ совѣтовъ// СПб, Издательство Сытина, Москва,1879 г., С.115
5. Без автора//Народная медицина//Старинные и современные секреты знахарства// Молодая гвардия, СПб, 2021 г., С.95
6. Без автора/Народная медицина/Практическая магия и знахарство// Молодая гвардия, СПб, 2014 г., С.86
7. Без автора//Народная медицина//Белая и серая магия. Старинные и современные секреты знахарства// // Молодая гвардия, СПб, 2020 г., С.95
8. Большая Российская энциклопедия, сайт: https://bigenc.ru/c/novgorodskaia-guberniia-6bd956 (дата обращения 26.05.2024)
9. Без автора//Народная медицина//Знахарство и народная медицина. В 3-х книгах//Издательство Сытина, СПБ, 1899 г., С.82.
10. Новгородская Губерния, генеалогическое исследование, сайт: https://geneal.ru/History/2650-Novgorodskaja-gubernija.html (дата обращения 26.05.2024)
11. Щукин П.И. //Воспоминания: Из истории меценатства России. //М., 1997. С. 173.
12. Электронная библиотека, сайт: https://foxford.ru/wiki/istoriya/novgorodskaya (дата обращения 25.05.2024)
13. Учреждение для управления Губерний Всероссийской Империи.// Законодательство императора Петра III: 1761–1762 годы. Законодательство императрицы Екатерины II: 1762–1782 годы / Сост., вступ. ст. В.А. Томсинов. М., 2011.
14. Свод законов Российской империи, издания 1857 года . Т. 2. Ч. 1: Общее губернское учреждение. Спб., 1857.
15. Правила испытания медицинских, ветеринарных и фармацевтических чиновников и вообще лиц, занимающихся врачебной практикой (28 декабря 1838 г.) // ПСЗ РИ. Собр.2. СПб., 1839. С.115
16. Рихтер В.// История медицины в России.//Издательство Сытина — СПб., 1820., С.186
17. Змеев Л. Ф. //Чтениях по врачебной истории России.//Издательство Суворина// СПб., 1896, С.96
18. Мирский М. Б.// Медицина России XVI—XIX вв. // Издательство Павленкова, М., 1996., С.286
19. Васильев К. Г., Сегал А. Е. Глава V. Эпидемия на Руси в XVII веке // История эпидемий в России / под ред. А. И. Метёлкина. //Государственное издательство медицинской литературы — М. : Медгиз, 1960., С.316
20. Смилянская Е. Б.. Волшебники. Богохульники. Еретики. Народная религиозность и «духовные преступления» в России XVIII в.//Молодая гвардия// М. : Индрик, 2003., С.261
21. Груздев В. Ф. Рукописные лечебники в собрании Пушкинского дома / / Труды Отдела древнерусской литературы. Л., 1974., С.415
22. О.В.Бабенко. Медицина Российской империи конца XVIII — начала XX века в новой научной литературе. История и археология: материалы V Междунар. науч. конф.— Краснодар: Новация, 2018, С.325