Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность работы. В процессе финансово-хозяйственной деятельности у предприятия постоянно возникает потребность в проведении расчетов со своими контрагентами, бюджетом, налоговыми органами. Отгружая произведенную продукцию или оказывая некоторые услуги, предприятие, как правило, не получает деньги в оплату немедленно, т.е. по сути оно кредитует покупателей.
Поэтому в течение периода от момента отгрузки продукции до момента поступления платежа средства предприятия омертвлены в виде дебиторской задолженности, уровень которой определяется многими факторами: вид продукции, емкость рынка, степень насыщенности рынка данной продукцией, условия договора, принятая на предприятии система расчетов и др. Последний фактор особенно важен для финансового менеджера.
В стабильной экономике доминируют безналичные расчеты, осуществляемые с помощью чеков, векселей, безналичных перечислений по расчетным и текущим счетам, системы корреспондентских счетов между различными банками, а также клиринговых зачетов взаимных требований через расчетные палаты. В условиях нестабильной экономики и преобладающей формой расчетов становится предоплата.
В настоящее время многие русские, да и не только русские предприятия сталкиваются с такими проблемами как: недостаточная капитало-вооруженность предприятий; растущие риски кредитования; высокая дебиторская задолженность.
На сегодняшний день применение качественной системы управления дебиторской задолженности является одним из видов снижения «зависших» долгов в балансе предприятия. Осуществляя предпринимательскую деятельность, участники имущественного оборота предлагают, что по мере проведения хозяйственных операций они не только вфозвратят вложенные средства, но и получат доходы. Однако в реальной практике, особенно с переходом на рыночные отношения и спада производства нередко, а точнее постоянно возникают ситуации, когда по тем или иным причинам предприятие не может взыскать долги с контрагентов. Дебиторская и кредиторская задолженность «зависает» на долгие месяцы, а иногда даже и годы. Рост дебиторской задолженности ухудшает финансовое состояние предприятий, а иногда приводит и к банкротству.
Являясь частью оборотных средств, а именно частью фондов обращения, дебиторская и кредиторская задолженность, а особенно неоправданная «зависшая» резко сокращает оборачиваемость оборотных средств и тем самым уменьшает доход предприятия.
Объект исследования: ООО «Газпромнефть-Хантос».
Предмет исследования: анализ управления дебиторской и кредиторской задолженностью.
Цель исследования: провести анализ управления дебиторской и кредиторской задолженностью на примере ООО «Газпромнефть-Хантос», а также изучить, какую значимость он несет в себе к настоящему времени. Исходя из цели работы, выделим ключевые задачи, которые предстоит решить:
1. изучить термины и содержание дебиторской и кредиторской задолженности;
2. раскрыть методы анализа и расчета дебиторской и кредиторской задолженности;
3. изучить нормативно-правовое регулирование учета дебиторской и кредиторской задолженности;
4. рассмотреть общие сведения о компании;
5. дать оценку показателей кредиторской и дебиторской задолженности предприятия;
6. провести расчет показателей дебиторской и кредиторской задолженности и управление ими;
7. изучить пути совершенствования процесса управления кредиторской и дебиторской задолженностью.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы и документальных и архивных материалов; наблюдение для описания поведения изучаемого объекта; сравнение для выявления в объекте новых и важных свойств.
Теоретическая основа исходит из того, что в настоящее время имеется огромное количество ученых, изучающих данную проблематику: Артемова И.В. «Просроченная дебиторская и кредиторская задолженность», Бабушкина Е.А. «Учет дебиторской задолженности», Барногольц С.Б. «Экономический анализ хозяйственной деятельности на современном этапе развития», Бакаев А. «Бухгалтерские термины и определения», Басовский Л.Е. «Финансовый менеджмент» и многие другие.
Структура. Курсовая работа включает введение, три главы, заключение и список литературы.
Глава 1. Теоретические основы дебиторской и кредиторской задолженности
1.1 Термины и содержание дебиторской и кредиторской задолженности
Дебиторская задолженность - это сумма долга, причитающаяся предприятию от других юридических лиц или граждан. Возникновение дебиторской задолженности при системе безналичных расчетов представляет собой объективный процесс хозяйственной деятельности предприятия.
По характеру образования дебиторская задолженность делится на нормальную и неоправданную. К нормальной задолженности предприятия относится та, которая обусловлена ходом выполнения производственной программы предприятия, а также действующими формами расчетов (задолженность по предъявленным претензиям, задолженность за подотчетными лицами, за товары отгруженные, срок оплаты которых не наступил) [3].
Дебиторская задолженность - важный компонент оборотного капитала. Когда одно предприятие продаёт товары другому предприятию, совсем не значит, что стоимость проданного товара будет оплачена немедленно. Неоплаченные счета за поставленную продукцию и составляют большую часть дебиторской задолженности.
Целью анализа является определение размеров дебиторской и кредиторской задолженности, их состав, структура и динамика, а также выявление влияний изменений в расчетных операциях на финансовое состояние предприятия [10].
Дебиторская задолженность - задолженность юридических и физических лиц данному хозяйствующему субъекту. Она условно делится на два вида: нормальную и неоправданную. Нормальная дебиторская задолженность возникает вследствие применяемых форм расчетов за товары и услуги. Неоправданная дебиторская задолженность возникает вследствие недостатков в работе исследуемого предприятия [2].
Существует ряд приемов управления дебиторской задолженностью:
1. учет заказов, оформление счетов и установление характера дебиторской задолженности;
2. анализ задолженности по видам продукции для определения невыгодных с точки зрения инкассации товаров;
3. оценка реальной стоимости существующей дебиторской задолженности;
4. уменьшение дебиторской задолженности на сумму безнадежных долгов.
Увеличение статей дебиторской задолженности вызывается тремя основными причинами:
1. наступлением неплатежеспособности, банкротства отдельных потребителей продукции, работ, услуг, получивших продукцию на условиях последующей оплаты;
2. необоснованной кредитной политикой хозяйствующего субъекта по отношению к покупателям, а также неразборчивым выбором партнеров;
3. возникновение препятствий для погашения дебиторской задолженности в связи с изменением внешних условий (изменение курсов валют, таможенных пошлин, квот и др.).
По причинам образования различают срочную и просроченную дебиторскую задолженность. Срочная дебиторская задолженность возникает вследствие применяемых форм расчетов. Просроченная дебиторская задолженность включает не оплаченные в срок покупателями счета по отгруженным товарам и сданным работам; расчеты за товары, проданные в кредит и не оплаченные в срок; векселя, по которым денежные средства не поступили в срок, и др.
Дебиторская задолженность — задолженность предприятию, организации или учреждению от юридических или физических лиц, являющихся их должниками, дебиторами [10].
Существует несколько видов дебиторской задолженности, включая задолженность от покупателей и заказчиков, от товариществ и по выданным авансам. В развитой рыночной экономике она учитывается по чистой реализационной стоимости в балансе. Это означает, что она учитывается по стоимости, которая должна будет уплачена при погашении долга.
Анализ и оценка дебиторской задолженности включает в себя оценку ее состава, структуры и динамики [15].
Большинство сумм, составляющих дебиторскую задолженность компании, не могут быть реализованы в короткие сроки. Суммы, перечисленные в бюджет и внебюджетные фонды, могут быть списаны с баланса компании только после пересчета переплаты в счет будущих платежей.
Наличие на балансе дебиторской задолженности длительностью более 12 месяцев отрицательно сказывается на финансовой устойчивости, платежеспособности и ликвидности организации.
Правильное управление остатком дебиторской задолженности жизненно важно для любого бизнеса, особенно для малого бизнеса с ограниченным денежным потоком.
Правильное управление дебиторской задолженностью фактически начинается с первоначального решения о предоставлении клиентам кредита и заканчивается внедрением надлежащих действий по взысканию задолженности для клиентов, которые не платят вовремя.
Превышение стоимости дебиторской задолженности над кредиторской указывает на плохое управление расчетами и является фактором, который неудовлетворительно влияет на платежеспособность организации.
Взыскание происходит по истечении срока, указанного в двустороннем соглашении. В этом случае срок иска истекает - только тогда кредитор имеет право предпринять какие-либо шаги по его взысканию [1].
Как правило, поставщики выставляют счет своим клиентам после предоставления услуг или продуктов в соответствии с условиями, взаимно согласованными при подписании контракта или оформлении заказа на поставку.
Дебиторскую задолженность можно разделить на следующие виды, представленные в таблице 1.1.
Таблица 1.1 – Виды дебиторской задолженности
Признак классификации Виды дебиторской задолженности
По срокам погашения после отчетной даты Долгосрочная и краткосрочная
По срокам исполнения обязательств Задолженность, срок погашения которой не наступил; просроченная задолженность
По основаниям возникновения Задолженность покупателей (счет 62), задолженность поставщиков (счет 60), задолженность работников (счет 70), задолженность подотчетных лиц (счет 71), задолженность учредителей (счет 75), задолженность бюджета (счет 68)
По вероятности погашения Нормальная, сомнительная и безнадежная
По степени обеспеченности Обеспеченная залогом, поручительством или банковской гарантией, или ничем не обеспеченная
Дебиторская задолженность компании вместе с выручкой (денежные средства на текущих счетах) является одним из основных источников средств для выполнения краткосрочных обязательств организации. Получение дебиторской задолженности не влияет на состав производственных фондов (оборудования, материальных ценностей и др.) с целью их использования для погашения задолженности организации-должника [20].
Фрагмент для ознакомления
3
Нормативно-правовые акты
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 2020).
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30.11.1994 N 51-ФЗ (ред. от 08.12.2020).
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 01.07.2021, с изм. от 15.07.2021) (с изм. и доп., вступ. в силу с 12.07.2021).
4. Федеральный закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 N 402-ФЗ (последняя редакция).
5. Федеральный закон «О потребительском кредите (займе)» от 21.12.2013 N 353-ФЗ (последняя редакция).
Библиографический список
6. Артемова, И.В. Просроченная дебиторская и кредиторская задолженность / И.В. Артемова. - М.: Логос, 2022. – 451 с.
7. Бабушкина, Е.А. Учет дебиторской и кредиторской задолженности / Е.А. Бабушкина. - М.: Дашков и Ко, 2022. – 78 с.
8. Барногольц, С.Б. Экономический анализ хозяйственной деятельности на современном этапе развития / С.Б. Берногольц. - М: Финансы и статистика, 2021. – 254 с.
9. Бакаев, А. Бухгалтерские термины и определения / А. Бакаев. - М.: Библиотека журнала «Бухгалтерский учет», 2022. – 98 с.
10. Басовский, Л.Е. Финансовый менеджмент: учебник / Л.Е. Басовский. - М.: Вита, 2021. – 172 с.
11. Булатова, А.В. Учет, анализ, аудит дебиторской и кредиторской задолженности / А.В. Булатова. - М.: Нова, 2020. – 129 с.
12. Гиляровская, Л.Т. Экономический анализ: учебник /Л.Т. Гиляровская. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2020. – 314 с.
13. Клычова, Г.С. Дебиторская задолженность: сущность и определение / Г.С. Клычова. - М.: Логос, 2020. – 297 с.
14. Кочергина, А. М. Проблемы учета и анализа дебиторской и кредиторской задолженности // Молодой ученый. — 2019. — № 43 (281). — С. 177-179.
15. Крейнина М.Н. Управление дебиторской задолженностью и кредиторской задолженностью предприятия // Финансовый менеджмент. - 2022. - № 3. - С. 49–58.
16. Погодина, Т. В. Финансовый менеджмент : учебник и практикум для вузов / Т. В. Погодина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 259 с.
17. Пути повышение эффективности управления дебиторской задолженности предприятия, Бейсембаева М.С. / Вестник КазНУ – 2020. – С. 44-59.
18. Савицкая, Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия / Г.В. Савицкая. – Москва: ИНФРА-М, 2024. – 284 с
19. Сутягин, В. Ю. Дебиторская задолженность: учет, анализ, оценка и управление : учебное пособие / В.Ю. Сутягин. — Москва : ИНФРА-М, 2024. — 216 с.
20. Турманидзе Т.У. Анализ и диагностика финансово-хозяйственной деятельности предприятия. - М.: Экономика, 2020. - 573 с.
21. Указ Президента РФ от 13.05.2017 N 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года»
22. Фельдман, И. А. Бухгалтерский учет: учебник для вузов / И. А. Фельдман. — Москва: Издательство Юрайт, 2021. — 287 с.
23. Шадрина, Г. В. 2 Теория экономического анализа: учебник и практикум для академического бакалавриата / Шадрина, Г. В., . - М.: Юрайт, 2022. - 208 с.
24. Красина, Ф.А. Финансовый менеджмент: учебное пособие / Ф.А. Красина. – Томск, 2020. – 152 с.
25. Надеждина, С. Д. Система контроля дебиторской задолженности в организациях пищевого производства / С. Д. Надеждина. - СПб.: Нова, 2022. – 397 с.
26. Носова, Ю.А. Кредиторская и дебиторская задолженность предприятия / Ю.А. Носова. - М.: Логос, 2021. – 157 с.
27. Поленова, С.Н. Экономика фирмы: учебник / С.Н. Поленова. - М.: Изд-во «Дашков и К», 2020. – 367 с.
28. Райзберг, Б.А. Современный экономический словарь / Б.А. Райзберг. - М.: ИНФРА-М, 2020. – 36 с.
29. Салимова, В.Р. Анализ дебиторской задолженности / В.Р. Салимова. - М.: Логос, 2022. – 316 с.
Электронные источники
30. Официальный сайт ООО «Газпромнефть-Хантос». Электронный ресурс. – URL.: www.gazprom-hantos.ru