Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Значение интеграции силовых тренировок для повышения скоростно-силовых качеств у мальчиков-подростков, особенно в возрасте 15-16 лет, специализирующихся в беге на короткие дистанции, является ключевой областью исследования в спортивной науке и подростковом развитии. Эта демографическая группа, находящаяся на критическом этапе физиологического и психологического роста («пубертат»), предлагает уникальную линзу для изучения пересечения биофизического созревания и повышения спортивных результатов.
Современные исследования подчеркивают преобразующее воздействие специализированных программ силовой подготовки (ориентированных преимущественно на нервно-мышечную адаптацию, гормональные реакции и двигательную координацию) на способность молодых спортсменов выполнять взрывные действия - основу соревновательного спринтерского бега. Необходимость в тренировочных режимах усиливается в связи с растущими требованиями к спортивному мастерству в молодом возрасте - тенденция, наблюдаемая во всем мире во всех спортивных дисциплинах.
Кроме того, эмпирический анализ результатов тренировок (с помощью биомеханических оценок и продольного отслеживания результатов) предоставляет важные данные, которые обогащают наше понимание эффективных методов тренировок. Проведение таких исследований не только заполняет существенный пробел в современной литературе по спортивной подготовке, но и вносит определенный вклад в оптимизацию парадигм тренировки и может потенциально пересмотреть текущую практику в отношении методик спортивной подготовки подростков.
Таким образом, данное исследование направлено на выяснение роли силовой подготовки в повышении скоростно-силовых качеств, используя методологическую основу, которая объединяет биомеханический анализ, физиологические показатели и психологическое профилирование, чтобы получить выводы, которые являются как научно обоснованными, так и практически применимыми в соревновательной сфере юношеской легкой атлетики.
Объект исследования - протоколы физической подготовки, специально разработанные для повышения скоростно-силовых качеств у спортсменов-подростков 15-16 лет, занимающихся бегом на короткие дистанции.
Предмет исследования - физиологические реакции и биомеханические адаптации, вызываемые этими специализированными силовыми тренировочными режимами.
Цель исследования - изучить влияние тренировок на мышечный синтез, нейронную адаптацию и показатели производительности.
В соответствии с целью определены задачи:
- изучить особенности физиологического развития спортсменов 15-16 лет;
- изучить скоростно-силовые качества спортсменов;
- проанализировать принципы и методы воспитания скоростно-силовых качеств у спортсменов в подростковом возрасте;
-изучить психологические аспекты подготовки спортсменов-подростков, особенно в области легкой атлетики;
- изучить силовую подготовку спортсменов-подростков в возрасте 15-16 лет, специализирующихся в беге на короткие дистанции.
Методы исследования: качественные и количественные методы, в том числе литературный обзор, количественный анализ для выявления взаимосвязи между силовыми тренировками и показателями спортивных результатов.
Методологическая основа исследования базируется на обобщении фундаментальной и современной литературы, посвященной физиологическим, психологическим и биомеханическим аспектам спортивной подготовки подростков, в частности, совершенствованию скоростно-силовых качеств у бегунов на короткие дистанции в возрасте 15-16 лет. Теоретические основы работы заимствованы из трудов Л.П. Матвеева, в которых раскрываются основные принципы физической культуры и методологии тренировки, позволяющие планомерно развивать спортивное мастерство. В исследовании используется педагогический подход к построению тренировочных режимов с помощью работы В.И. Ляха.
Кроме того, биомеханические и технические аспекты спринтерского бега раскрыты Е.С. Озолиным в работах, где анализируются механика спринта и тренировочные подходы, характерные для юных спортсменов. Эмпирические методики, используемые в работе, опираются на диссертацию К.К. Бондаренко о структурировании тренировочных нагрузок с учетом индивидуальных особенностей бегунов-подростков, дополненную исследованиями Т.В. Лойко о корректировке тренировочных нагрузок для юных спринтеров.
Наконец, исследование дополняется за счет интеграции педагогических стратегий, изложенных в работах П.О. Трофимова и Ж.К. Холодова. Кроме того, в работе Ю.Б. Никифорова предлагаются передовые взгляды на силовую подготовку, которая необходима для развития специфических групп мышц и нервно-мышечной координации, необходимых для спринтерского бега.
Научная новизна исследования заключается в том, что оно посвящено изучению применения биомеханически оптимизированных силовых тренировок, специально разработанных с учетом особенностей развития и потребностей подростков-спринтеров в возрасте 15-16 лет - демографической группы, которая часто недостаточно представлена в исследованиях в области спортивной науки. Применена прогностическая аналитика - биомеханическое моделирование и имитационные методы - для прогнозирования долгосрочного воздействия конкретных тренировочных мероприятий на скоростно-силовые способности подростков, что позволяет выйти за традиционные эмпирические рамки.
Гипотеза исследования предполагает, что индивидуализированный, биомеханически обоснованный режим тренировок приведет к статистически значимому улучшению взрывной силы и времени спринта у спортсменов-подростков. Предполагается, что такие целенаправленные вмешательства не только повысят спортивные результаты, но и сведут к минимуму риск травм, связанных с тренировками.
Эти гипотезы основываются на предпосылке, что точная адаптация тренировочных нагрузок в соответствии с конкретными этапами физиологического развития спортсменов и их биомеханическими свойствами может стимулировать оптимальный рост спортивных показателей без ущерба для физической целостности спортсменов, а значит, предлагает изменение парадигмы концептуализации и реализации силовой подготовки для молодежи в соревновательном спринте.
Теоретическая значимость исследования заключается в критическом рассмотрении и расширении фундаментальных теорий биомеханики и спортивной физиологии подростков - в частности, оно уточняет и расширяет текущее понимание биомеханических и физиологических реакций подростков-спринтеров на различные режимы силовых тренировок.
Структура работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Глава 1. Теоретические основы скоростно-силовых качеств и их развитие в подростковом возрасте
1.1. Особенности физиологического развития юношей 15-16 лет
Особенности физиологического развития спортсменов 15-16 лет, особенно тех, кто специализируется в спринтерском беге на короткие дистанции, проявляются во взаимодействии биомеханической и физиологической динамики - этот возраст является критической фазой подросткового созревания, когда быстрые изменения в мышечном составе и гормональном профиле существенно влияют на восприимчивость к тренировкам и спортивные результаты. В основном, в этот переломный период развития увеличение андрогенных гормонов, в частности тестостерона, катализирует существенное увеличение мышечной массы и силовых возможностей, что крайне важно для спринтерских дисциплин, где взрывная сила имеет первостепенное значение.
Более того, биомеханические адаптации, такие как улучшение длины и частоты шага, напрямую зависят от морфологических изменений, происходящих в этот период; эти биомеханические сдвиги требуют специальных тренировочных подходов, учитывающих быстрый рост и связанную с ним уязвимость к травмам опорно-двигательного аппарата. В этой связи Т.В. Лойко подчеркивает необходимость модуляции тренировочных нагрузок в соответствии с индивидуальными траекториями роста и восстановительными возможностями юных спринтеров, полагая, что перегрузка во время пика роста может привести к неблагоприятным последствиям, включая снижение результативности и увеличение травматизма.
Кроме того, согласно исследованиям, специализированные программы силовой подготовки, направленные на нервно-мышечную адаптацию, такие как плиометрика и изокинетические упражнения, могут значительно повысить выходную мощность и эффективность движений, связанных со спринтом, тем самым улучшая общую спринтерскую производительность. Эти виды тренировок, оптимально спланированные в тренировочных микроциклах, способствуют достижению пиковых результатов на ключевых соревновательных этапах, что подтверждается результатами исследований А.Н. Камалова, Б.Б. Половцева, которые сообщают о повышении скоростно-силовых качеств после периодизированных силовых тренировочных вмешательств.
Таким образом, изучение физиологических и биомеханических особенностей спринтеров-подростков выявляет задачу, требующую разумного баланса между интенсивностью и восстановлением, специально подобранного с учетом этапа развития и индивидуальных особенностей спортсмена. Успешное применение этих знаний, особенно тех, которые учитывают нюансы физиологических процессов созревания и соответствующих биомеханических перестроек, является основой эффективной методики тренировки в спринтерской подготовке молодежи.
Эффективная адаптация тренировочных нагрузок на этапе активного роста и развития может стать определяющим фактором в достижении высоких результатов в спринтерском беге среди юношей 15-16 лет. Исследование О.И. Павловой подчеркивает значимость педагогической технологии управления содержанием и структурой многолетней подготовки юных спортсменов, что включает в себя индивидуализацию тренировочных программ в зависимости от стадии физического и психологического развития спортсменов. Это предполагает не только персонализацию нагрузок, но и коррекцию методов тренировки на основе регулярного мониторинга функционального состояния и адаптационных реакций организма атлета .
Дополнительно, Ф.П. Суслов обсуждает проблемы, связанные с необходимостью обеспечения безопасности и эффективности тренировочных процессов в детско-юношеском спорте, акцентируя внимание на стратегиях минимизации риска травматизма через оптимизацию тренировочных и восстановительных методик. Такие стратегии включают в себя использование комплексных подходов к тренировке, которые сочетают в себе силовые нагрузки, скоростные и технические аспекты подготовки, обеспечивая тем самым высокую степень контроля за физическим развитием спортсменов .
Таким образом, интеграция научно-обоснованных подходов и методик, основанных на понимании физиологических и биомеханических особенностей подросткового возраста, является критически важной для разработки эффективных и безопасных тренировочных программ для юных спринтеров.
1.2 Скоростно-силовые качества
Скоростно-силовые качества, являющиеся основополагающими для спортсменов, особенно в легкой атлетике, представляют собой важный компонент взрывной силы и скорости, жизненно важных для дисциплин, требующих быстрого ускорения и силовых физических нагрузок. В научном контексте эти качества характеризуются способностью спортсмена прилагать максимальную силу за минимальное время - концепция, лежащая в основе результатов в спринте, прыжках и метаниях. Классификация скоростно-силовых качеств может быть разделена на реактивную силу, используемую в видах, требующих быстрой реакции на внешнюю силу, например, в беге с барьерами, и стартовую силу, которая важна для начала движения из неподвижного положения, как в толкании ядра или спринтерском старте.
Роль скоростно-силовых качеств в легкой атлетике очень велика, они влияют не только на эффективность выступления, но и на исход соревновательных состязаний. Как отмечает К.Г. Йегер, способность быстро генерировать силу может существенно отличать элитных спортсменов от неэлитных, особенно в беге на короткие дистанции, где пределы победы чрезвычайно малы. Причем на развитие этих качеств влияют как биомеханические механизмы, так и биохимические адаптации в мышечных волокнах, включающие изменения активности мышечных ферментов и утилизации энергетических субстратов во время высокоинтенсивных усилий .
В образовательной сфере значимость этих качеств отражена в методиках тренировок, которые направлены на повышение физиологических возможностей спортсменов с помощью структурированных и научно обоснованных режимов. В них подчеркивается важность интеграции нейромышечной и метаболической подготовки для оптимизации развития скоростно-силовых качеств, что предполагает сочетание тренировок на сопротивление, плиометрики и спринтерской подготовки с учетом специфических требований спортивных соревнований.
Фрагмент для ознакомления
3
1. Анпилогов И.Е., Анпилогова О.В. Эффективность применения средств локально-избирательного характера в скоростно-силовой подготовке спринтеров 15-17 лет в годичном цикле тренировки // Здоровье для всех. 2012. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/effektivnost-primeneniya-sredstv-lokalno-izbiratelnogo-haraktera-v-skorostno-silovoy-podgotovke-sprinterov-15-17-let-v-godichnom-tsikle (дата обращения: 26.05.2024).
2. Аракелян Е.Е., Манжуев С.Х., Бражник И.И. Использование тренажера облегчающая подвеска в системе подготовки спринтеров высокой квалификации. Метод. реком. Для тренеров[Текст]: учебник. М.: ГЦОЛИФК, 2006. 19 с.
3. Балыбердин Олег, Бег на короткие дистанции. Метод. реком [Электронный ресурс].URL:http://bmsi.ru/doc/7fe42a95-52d5-4ca7-8406-2f267c0a50a0 время обращения 22.01.2017.
4. Бальсевич В. Физическая культура для всех и для каждого[Текст]: учебник. М.: Физкультура и спорт, 2002. 274 с.
5. Богатырев Е.В. Легенды и были о королеве [Текст]: учебник. М.: Физкультура и спорт, 2005, 240с.
6. Бондаренко, К.К. Структура тренировочных нагрузок 15-16-летних бегунов на короткие дистанции на основе учета их индивидуальных особенностей: автореф. дис. ... канд. пед. наук / К.К. Бондаренко. - М.: ВНИИФК, 1994. - 23 с.
7. Верхошанский, Ю.В. Программирование и организация тренировочного процесса / Ю.В. Верхошанский. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - 176 с.
8. Волков, Л.В. Теория и методика детского и юношеского спорта /Л.В. Волков. - Киев : Олимпийская литература, 2002. - 294 с.
9. Выдрин В.М., Зыков Б.К., Лотоненко А.В. Физическая культура студентов вузов[Текст]: учебник. М.: Финансы и статистика, 2003. 142 с.
10. Гагуа, Е.Д. Тренировка спринтера / Е.Д. Гагуа. - М.: Терра - Спорт, 2001. - 72 с.
11. Гойхман П.А, Трофимов О.Е. Легкая атлетика в школе[Текст]: учебник. М.: Физкультура и спорт. 2004, 560 с.
12. Евсеев Ю.И. Физическая культура [Текст]: учебник. М.: Академия. 2003. 384с.
13. Егер К. Г. Юным спортсменам о тренировке [Текст]: учебник. М.: Физкультура и спорт. 2005, 256с.
14. Зациорский В.М. Физические качества спортсмена [Текст]: учебник. М.: ФиС. 2005, 200 с.
15. Калинский М.И., Курский М.Д., Осипенко А.А. Биохимические механизмы адаптации при мышечной деятельности[Текст]: учебник. Киев.: Вища школа. 2006, 23 с.
16. Камалов А.Н., Кипчаков Б.Б. Развитие скоростно-силовых качеств у бегунов на средние дистанции 15-16 лет // Экономика и социум. 2021. №12-2 (91). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-skorostno-silovyh-kachestv-u-begunov-na-srednie-distantsii-15-16-let (дата обращения: 26.05.2024).
17. Кузнецов В.С. Бег, прыжки, метания [Текст]: учебник. М.: Физкультура и спорт. 2004, 405 с.
18. Кузнецова В.В. Проблемы силовой подготовки[Текст]: учебник. Физкультура и спорт. 2007, 330 с.
19. Л.П. Матвеева Теория и методика физической культуры. Л.П. Матвеева [Текст]: учебник. М.: Физкультура и спорт. 2005, 230 с.
20. Легкая атлетика: [Текст]: учебник. Учебное пособие Н.Г. Озолина, В.И. Воронкина, Ю.Н. Примакова. Изд. 4е издание. М.: ФиС. 2003, 671 с.
21. Лойко, Т.В. Коррекция тренировочных нагрузок юных спринтеров на этапе начальной спортивной специализации: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Т. В. Лойко. - Минск : БГУФК, 2009. - 26 с.
22. Ломан В.С. Бег, прыжки, метания[Текст]:учебник. М.: Физкультура и спорт. 2006, 208 с.
23. Малков Е.А. Подружись с королевой спорта. М.: Специальная силовая подготовка бегунов на короткие дистанции в годичном цикле: [Текст]: учебник. 2002, 23 с.
24. Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры[Текст]: учебник. М.: ФИС. 2001, 544 с.
25. Методика физического воспитания учащихся 10 - 11 кл. Под ред. В.И. Ляха, М.: «Просвещение», 2001.126 с.
26. Никифоров Ю.Б. Воспитание силовых способностей [Текст]: учебник. М.: Физкультура и спорт. 2003, 150с.
27. Озолин Э.С. Спринтерский бег[Текст]: учебник. М.: Финансы и статистика. 2006, 272 с.
28. Лимаря П. Легкая атлетика для юношей[Текст]: учебник. М.: Физкультура и спорт. 2004, 248 с.
29. Павлова, О.И. Педагогическая технология управления содержанием и структурой многолетней подготовки юных спортсменов в беговых видах легкой атлетики: автореф. дис. ... д-ра пед. наук / О.И. Павлова. -М.: ВНИИФК, 2005. - 46 с.
30. Рунова М.А. Двигательные качества и методика их развития [Текст]: учебник. М.: Физкультура и спорт. 2003, 140 с.
31. Суслов, Ф.П. Проблемы детско-юношеского спорта на современном этапе его развития / Ф.П. Суслов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2008. - №3. - С. 2-6.
32. Трофимов П.О. Легкая атлетика в школе. [Текст]: учебник. М.: Физкультура и спорт. 2002, 257с.
33. Холодов, Ж.К. Теория и методика физического воспитания [Текст]: учебник. М.: Академия. 2002, 480 с.