Фрагмент для ознакомления
2
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность исследования. В обстоятельствах нынешнего формирования общества и значительного прогресса высоких технологий проблема переживания напряжения вследствие стресса становится все более актуальной в силу того, что в динамике общественных процессов индивид становится излишне подверженным стрессу. Когда человек сталкивается с определенной стрессовой ситуацией, которая может быть связана с совершенно любой причиной, это порождает в нем глубокие и сильные переживания.
Возникающие стрессы могут негативно сказаться на здоровье людей, удовлетворенности своей жизнью. По мере увеличения количества и сложности стрессовых ситуаций возрастает необходимость их изучения, а кроме того выявления методов, с помощью которых индивид будет справляться с ними, так как от продуктивности совладания зависит благополучие жизни человека в целом. Как показывают теоретические исследования и психологическая практика, большинство людей, как взрослых, так и детей, подвержены стрессу, а также имеют проблемы в построении межличностных отношений из–за незавершенности возрастных задач предыдущих этапов развития и поэтому нуждаются в коррекции личности, особенно в кризисные моменты.
Изучением стресса и стрессоустойчивости занимались такие исследователи, как Г. Селье, О.С. Васильева, А.А. Китаев-Смык, М.Е. Тышкова, Л.А. Попова, Ф.Р. Филатов. Исследователи рассмотрели различные теоретические и прикладные вопросы стресса, отмечая важность стрессоустойчивости в жизни и здоровье индивида.
Проблема исследования заключается в том, что в студенческом возрасте ситуация неудовлетворенности, порожденная различными аспектами: сохранением многочисленных ограничений, свойственных предшествующему возрасту, новый темп обучения, развитие межличностных отношений, появление новых стремлений касающихся своей будущей специальности, высокая учебная нагрузка, вызывает психическое напряжение у студентов. Стрессовые факторы, могут оказывать негативное влияние на эмоциональное состояние, а следовательно на психическое и физическое здоровье студента, снижая его чувство безопасности. В связи с этим актуальным является изучение влияние стрессовых ситуаций на эмоциональное состояние в студенческом возрасте.
Цель исследования – выявить влияние стрессовых ситуаций на эмоциональное состояние в студенческом возрасте.
Объект исследования: стрессовые ситуации и эмоциональное состояние в студенческом возрасте.
Предмет исследования: влияние стрессовых ситуаций на эмоциональное состояние в студенческом возрасте.
Задачи исследования:
1. Рассмотреть теоретические аспекты исследования стрессовых ситуаций и эмоционального состояния студентов.
2. Организовать эмпирическое исследование стрессовых ситуаций и эмоционального состояния в студенческом возрасте.
3. Выявить взаимосвязь переживания стрессовых ситуаций и эмоционального состояния у студентов.
Гипотеза исследования: предполагается, что переживание стрессовых ситуаций у студентов оказывает негативное влияние на их эмоциональное состояние.
Пути решения основных задач:
– теоретический анализ и обобщение отечественной и зарубежной психологической литературы по проблеме исследования;
– эмпирические методы исследования (тестирование, опрос).
– методы математико-статистической обработки данных.
Методики исследования:
1. Методика комплексной оценки проявлений стресса Ю.В. Щербатых.
2. Методика диагностики доминирующего состояния Л. В. Куликова.
3. Методика САН (Самочувствие – Активность – Настроение).
Теоретико-методологическая база исследования:
– общепсихологические принципы единства сознания и деятельности (С. Л. Рубинштейн, А. Н. Леонтьев), понимаемые как закономерная зависимость психических явлений от порождающих их условий и факторов;
– общепринятые принципы детерминизма и системного подхода (Б. Ф. Ломов, К. А. Абульханова-Славская, Г. М. Андреева, А. В. Брушлинский);
– теоретические подходы к исследованию стресса (Г. Селье, Р. Лазарус, С. Фолькман, О.В. Александрова, Р.М. Грановская, А.А. Китаев-Смык, Т.И. Куликова, Т.Л. Крюкова, Ю.М. Орлов и др.).
– подходы к исследованию эмоционального состояния: К. Изард, М. Арнольд, Т.Н. Березина, Г.М. Бреслав, Н.В. Звягина, Е.П. Ильин, И.В. Старцева, Е.А. Пырьев, С.Н. Шуткин, В.М. Усков, И.В. Теслинов и др.
Эмпирическая база исследования. НИУ «БелГУ». В исследовании приняли участие 30 студентов в возрасте 18 – 23 лет, из них 15 девушек и 15 юношей.
Практическая значимость исследования состоит в том, что его результаты могут быть использованы для формирования стрессоустойчивости у студентов, разработки психокоррекционных программ и тренингов, а также разработки рекомендаций по предотвращению стрессовых состояний.
Структура работы. ВКР состоит из введения, двух глав - теоретической и практической, заключения, списка литературы и приложения.
В тексте курсовой работы содержатся 4 таблицы, 5. рисунков. Список литературы содержит 25 наименований источников. Содержание работы изложено на 40 страницах.
Во введении дается краткая характеристика современного состояния проблемы, обосновывается актуальность темы, описывается степень ее разработанности, формулируются объект, предмет исследования, цель, задачи, определяется гипотеза, дается обзор методов исследования.
В первой главе «Теоретические аспекты изучения стрессовых ситуаций и эмоционального состояния студентов» мы рассмотрели теоретические предпосылки обоснованности проблемы стресса и его влияния на психику студентов, также дана характеристика эмоциональных состояний.
Во второй главе «Эмпирическое исследование влияния стрессовых ситуаций на эмоциональное состояние в студенческом возрасте» мы описали организацию и проведение эмпирической работы, указали используемые методы и методики, а также проанализировали ее результаты.
В заключении подтверждается актуальность темы исследования. Дано краткое обобщение по отражению степени разработанности проблемы, изложены выводы исследования.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ СТРЕССОВЫХ СИТУАЦИЙ И ЭМОЦИОНАЛЬНОГО СОСТОЯНИЯ СТУДЕНТОВ
1.1. Характеристика стресса и его влияния на психику студентов
Английское слово «стресс» происходит от латинского «stringere», что дословно означает «затягивать удавку», которое было использовано впервые в 17 веке для описания тягот и страданий. В английском языке 18 века, стресс означал силу, давление, напряжение или крепкое усилие, относясь, главным образом, к человеку, к органам его тела и умственным способностям. В дальнейшем понятие стресс стали определять не как результат внешнего воздействия, а как способность человека реагировать на раздражитель.
Одним из первых стресс начал изучать и явился основоположником учения о стрессе Г. Селье, который дал ему следующее определение: стресс - есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование [23].
Г. Селье выделил три стадии общего стресса:
1. Стадия тревоги, когда организм сталкивается с неким возмущающим фактором среды и старается приспособиться к нему.
2. Стадия сопротивления, на которой происходит адаптация к новым условиям, организм сопротивляется стрессору.
3. Стадия истощения – наступает после длительного воздействия стрессора, постепенно истощаются запасы адаптационной энергии. Процесс принимает патологический характер и может завершиться смертью индивида [23].
В настоящее время стресс понимается как состояние психического напряжения, возникающее у человека в процессе деятельности в сложных, трудных условиях, как в повседневной жизни, так и при особых обстоятельствах [1].
В настоящее время существует три группы основных научных подходов к пониманию стресса [16].
1. Модель стресса, основанная на реакции, интерпретирует стресс как реакцию на тревожную среду, проявляющуюся в состояниях нервно-психического напряжения, негативных эмоциональных переживаниях, защитных реакциях, состояниях дезадаптации и патологии (Г. Селье, А. Коган, Л. Леви и др.).
2. Модель стресса, основанная на стимулах. Обоснование такого подхода заключается в том, что некоторые внешние силы оказывают разрушительное воздействие на организм. Суть этого подхода заключается в том, что человек постоянно подвергается атакам со стороны потенциальных источников стресса, но один из следующих, незначительных, может нарушить равновесие. К источникам относятся те стрессоры, которые требуют ускоренной обработки информации, содержат вредные раздражители окружающей среды, воспринимаемую угрозу, нарушение физиологических функций и т.д.
3. Транзакционная модель – модель взаимодействия человека с окружающей средой. В рамках этого подхода стресс представляется как реакция на отсутствие "соответствия" между возможностями индивида и требованиями окружающей среды. Стресс рассматривается как результат предшествующих факторов и их последствий и представляет собой индивидуально воспринимаемое явление, опосредованное психологическими особенностями личности [16].
В своих исследованиях Р. Лазарус был одним из первых, кто сделал попытку развести психологическое и физиологическое понимание стресса. В своей работе он вывел положение о том, что разделяются физиологический стресс, который связан с действительным раздражителем и психический (эмоциональный) стресс, в ходе которого человек, на основании своего личного опыта и знаниях, характеризует сложившуюся ситуацию как трудную, несущую в себе угрозу [20].
Стресс обычно воспринимается как негативное, отрицательное явление. Считается, что это вызвано какой-то неприятной ситуацией. Но это всего лишь один из видов стресса. Также выделяется положительный стресс, который может быть вызван приятными событиями.
Стресс включает и физиологические, и психологические компоненты. С его помощью организм как бы мобилизует себя целиком на приспособление к новой ситуации, приводя в действие неспецифические защитные механизмы, обеспечивающие сопротивление или адаптацию.
Эустресс – положительный стресс («хороший») имеет два значения:
1) стресс, вызванный положительными эмоциями;
2) не интенсивный стресс, мобилизующий резервы организма через аллостаз для поддержания гомеостаза.
Дистресс – отрицательный стресс, вызывающий дезадаптацию с последующим развитием заболеваний [23].
Острый стресс – реакция организма на однократное воздействие стрессора с последующим развитием адаптации или дезадаптации.
Хронический стресс – последствие повторяющихся, частых или многократных воздействий стрессора (-ов). В результате кумуляции их воздействия развивается истощение адаптационного резерва организма, что приводит к аллостатической нагрузке.
Выделяют реакции на стресс:
1. Положительная реакция на стресс – адекватная адаптация организма на воздействие стрессора.
2. Удовлетворительная реакция на стресс – реакция на значимый и/или длительный стресс (потеря близкого человека, стихийное бедствие) в допустимых физиологических пределах на грани истощения. В случае адекватной адаптации восстановление функционирования организма будет без негативных последствий.
3. Неудовлетворительная реакция на стресс – возникает в ответ на сильные, частые и / или продолжительные воздействия, может приводить к нарушениям функционирования систем организма, повышает риск возникновения заболеваний, связанных со стрессом [20].
Р.М. Грановская определяет стресс как совокупность стереотипных, филогенетических запрограммированных неспецифических реакций организма, подготавливающих его к физической активности, т.е. к сопротивлению, борьбе или бегству [7]. Слабые воздействия не приводят к стрессу, он возникает только тогда, когда влияние стресса превосходит обычные приспособительные возможности человека.
Понятие стресса предполагает существование стрессора, воздействие которого вызывает состояние стресса. Ю.М. Орлов выделяет следующие стрессоры: действие стихий, ядов, (внешних или вырабатываемых организмом), гомеостатическое рассогласование, когда физиологические переменные выходят за допустимые границы, например, повышение температуры, недостаток воды, или возрастание кислотности или щелочей в крови [18].
Как считает А.А. Китаев-Смык, стрессор – чрезвычайный или патологический раздражитель, значительное по силе и продолжительности неблагоприятное воздействие, вызывающие стресс. Раздражитель становится стрессом либо в силу приписываемого ему человеком значения (когнитивная интерпретации), либо через низшие мозговые сенсорные механизмы, через механизмы пищеварения и метаболизма [12].
Стресс в жизни студента может иметь массу причин. Степень нервного напряжения зависит от того, насколько студент готов к самостоятельной жизни и ответственности.
Одним из главных факторов, который влияет на психофизическое состояние студента, является резкая смена обстановки и круга общения.
Сессия и экзамены для студентов являются мощными стресс-факторами. Исследование экзаменационного стресса приобретает все большую актуальность в связи с нарастающими проблемами снижения соматического и психического здоровья контингента обучающихся в высших учебных заведениях [20].
Фрагмент для ознакомления
3
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Александрова О.В. Дифференциально-психологические факторы переживания и копинг поведения взрослых в трудной жизненной ситуации: дисс… канд. псих наук. – СПб.: Речь, 2017. – 245 с.
2. Арефьева А.В. Адаптация студентов к учебному стрессу / А.В. Арефьева, Н.М. Фатеева, Т.А. Глухих, А.А. Турышева // Пульс. – 2012. – №3. – С. 89 – 91.
3. Банщиков В.М. Медицинская психология/ В.М. Банщиков, В.С. Гуськов, И.Ф. Мягков.– М.: Медицина, 2015.– 657 с.
4. Березина Т.Н. Объективное измерение положительных эмоций у студентов как составляющая оценки безопасности образовательный среды // Психологическая наука и образование. – 2013. – № 1. – С. 41 – 50.
5. Бокова О.А. Теоретические основы изучения личностной ригидности как показателя открытости психологической системы // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – №4 (47). – С. 40 – 43.
6. Бреслав Г.М. Психология эмоций. 4-е изд. переработанное. – М.: Смысл, 2016. – 672 с.
7. Грановская Р.М. Элементы практической психологии. – СПб.: Питер, 1997. – 346с.
8. Звягина Н.В. Эффекты воздействия изображений лиц с разными эмоциями на функциональное состояние организма / Н.В. Звягина, И.В. Старцева, М.Н. Гурьева, К. Мохамад-Сохиб // Естественные и математические науки в современном мире. – 2016. – № 7. – С. 7 – 13.
9. Ильин Е.П. Психология эмоций. – СПб.: Питер, 2017. – 782 с.
10. Исаева Е.Р. Копинг-поведение и психологическая защита личности в условиях здоровья и болезни. – СПб.: Речь, 2019. – 136 c.
11. Кисилева Т.В. Психолого-педагогические условия развития профессионально значимых качеств военных педагогов-психологов: дисс... кан. пс. н.. – Курск, 2009. – 185 с.
12. Китаев-Смык А.А. Психология стресса. – М.: Юрайт, 2003. – 328с.
13. Коган Б.М. Влияние детско-родительских отношений на уровень когнитивной ригидности подростков / Б.М. Коган, А.А. Яшев // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. – 2017. – № 1. – С. 45 – 53.
14. Константинова М.Н. Психология эмоциональных состояний / М.Н. Константинова, А.Б. Михалева // Международный студенческий научный вестник. – 2016. – № 5-1. – С. 93 – 95.
15. Крюкова Т.Л. Культура, стресс и копинг: социокультурная контекстуализация исследований совладающего поведения: монография / Т.Л. Крюкова, Т.В. Гущина. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова. 2015. – 236с.
16. Куликова Т.И. Психология стресса // Международный журнал экспериментального образования. – 2016. – №7. – С. 180-181.
17. Лавров О.В. Экзаменационный стресс: кластерно - иммунологическая модель / О.В. Лавров, И.П. Балмасова. – М.: Эксмо, 2014. – 255 с.
18. Орлов Ю.М. Эмоциональный стресс. – М.: Эксмо, 2007. – 380с.
19. Пономаренко И.В. К вопросу улучшения психологического состояния студентов-первокурсников перед сессией // Вестник Таганрогского института им. А.П. Чехова. – 2015. – № 2. – С. 293-297.
20. Психология стресса и совладающего поведения: ресурсы, здоровье, развитие: материалы IV Междунар. науч. конф. Кострома, 22–24 сент. 2016 г.: в 2 т. / отв. ред.: Т. Л. Крюкова, М. В. Сапоровская, С. А. Хазова. – Кострома: КГУ им. Н. А. Некрасова, 2016. – Т. 1. – 407 с.
21. Пырьев Е.А. Эмоциональное поведение человека // Вестник Костромского государственного университета. Серия: Педагогика. Психология. Социокинетика. – 2017. –№ 2. – С. 34 – 38.
22. Рыжов Д.М. Эмоциональный интеллект в системе психологических знаний // Мир науки, культуры, образования. – 2014. – № 4. – С. 87 – 89.
23. Селье Г. Стресс без дистресса // Журнал неврологии им. Б.М. Маньковського. – 2016. – № 1. С. – 78-89.
24. Сосновский Б.А. Общая психология: учебник для вузов / Б.А. Сосновский, О.Н. Молчанова, Э.Д. Телегина; под редакцией Б.А. Сосновского. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт, 2020. – 342с.
25. Шуткин С.Н. Эмоции как психический процесс импульсивной регуляции поведения / С.Н. Шуткин, В.М. Усков, И.В. Теслинов // Пожарная безопасность: проблемы и перспективы: материалы конференции. – 2014. – № 1. – С. 309 – 314.