Фрагмент для ознакомления
2
Введение
Актуальность исследования заключается в том, что деятельность по организации путешествий (туристская деятельность) в последнее десятилетие получила широкое распространение на территории России. Соответствующие услуги пользуются спросом как у граждан в личных и семейных целях, при осуществлении отдыха, так и у юридических лиц для организации различных поездок сотрудников данных организаций либо иных физических лиц за счет юридического лица, в том числе у государственных органов и учреждений при оказании услуг для государственных нужд.
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что важным аспектом успешного развития туризма как одной из наиболее прибыльных отраслей экономики является эффективное взаимодействие между туроператорами и представителями сферы туризма, включая внутреннюю и международную деятельность. Это сотрудничество осуществляется путем установления взаимовыгодных отношений с поставщиками туристических услуг для дальнейшего удовлетворения потребностей путешественников. Туроператоры являются связующим звеном между туристическими предприятиями и непосредственными заказчиками и потребителями формируемых туристических продуктов.
Разработка и оформление туристического продукта осуществляется путем заключения и исполнения туроператором договоров с третьими сторонами, а именно с гостиничными компаниями, транспортными компаниями, компаниями общественного питания и другими поставщиками услуг в сфере туризма. Гостиничные услуги, в свою очередь, являются неотъемлемым и неотъемлемым элементом туристического продукта, поскольку концепция туризма предполагает проведение хотя бы одной ночи пребывания в стране (месте) временного пребывания. Чем разнообразнее договорная база с отелями, тем больше у туроператора возможностей формировать и модифицировать туристические продукты. Для достижения этих целей необходимо правовое регулирование договорных отношений, которое должно учитывать права и обязанности сторон, порядок ответственности за неисполнение обязательств и возможность защиты нарушенных прав. Формальность, а не продуманность договора приводит к возникновению споров и конфликтных ситуаций в порядке его исполнения и невозможности мирного разрешения конфликта. Кроме того, некоторые договорные отношения отелей и туроператоров носят внешнеэкономический характер, поскольку заключаются в сфере международного туризма. Изучение и анализ правовой базы, регулирующей договорные отношения туроператоров и гостиничных компаний, позволяет проводить необходимые научные исследования для повышения эффективности взаимного сотрудничества путем детализации правового поля. Эти обстоятельства обусловливают необходимость всестороннего изучения правового регулирования договорно-правовых отношений гостиничных компаний и туроператоров.
Проблема данной работы заключается в том, что качество туристических услуг является одним из важнейших факторов успешной работы любой туристической компании, обеспечивающим надежное положение в конкурентной среде, высокую долю продаж на рынке туристических услуг, а также повышенные и стабильные цены реализации. Качество стало наиболее эффективным вкладом в конкурентоспособность производителей туристических услуг на мировом рынке. Это отражает фундаментальные изменения в характере международной конкуренции в секторе туризма. Сегодня единственный способ для отечественных производителей восстановить туристическую отрасль страны - это разработать высококачественные туристические продукты и внедрить их на практике. Именно поэтому тема исследования особенно актуальна.
Объектом исследования является система регулирования договорных и недоговорных отношений в туризме.
Предметом исследования выступают нормы, регулирующие договорные и недоговорные отношения в туризме.
Цель работы: проанализировать особенности правового регулирования договорных и недоговорных отношений в туризме.
Задачи:
1. Выявить общие теоретические аспекты
2. Обозначить государственные структуры, отвечающие за программирование в туристской политики РФ на федеральном уровне
3. Выявить общие и отличительные черты в структуре различных типов нормативно-правовых актов в сфере программирования
4. Проанализировать и обобщить нормативно-правовые акты, связанные с программированием в туристской политики РФ на федеральном уровне
Методология основывается на применении дедукции и индукции, как общенаучных методов, системного подхода и метода анализа и синтеза нормативной базы, как частно-научных. Принципы дедукции и индукции в сочетании с системным подходом позволяют рассмотреть предмет и объект исследования в виде сложной системы, выделяя подсистемы и отдельные элементы, но при этом рассматривать их в взаимосвязи и взаимодействии. Методы анализа и синтеза нормативной базы позволят увидеть структуру, общие и отличительные черты отдельных нормативно-правовых актов, путем мысленного выделения и соединения отдельных элементов предмета исследования.
Глава 1. Общие аспекты правового регулирования отношений в туризме
1.1 Содержание договорных и недоговорных отношений в туризме
На сегодняшний день туризм является одной из наиболее высокодоходных отраслей мировой экономики. Развитие сферы туризма, обладающей мультипликативным эффектом, имеет важное значение в формировании валового внутреннего продукта страны, а также оказывает стимулирующее воздействие на другие отрасли экономики. В силу указанных выше причин, государственное регулирование является основополагающим элементом в развитии туристической отрасли страны.
Основными субъектами туризма являются туроператоры и туристические агентства. Туроператор - это лицо, которое составляет турпакет и продает свои продукты непосредственно самим туристам или туристическим агентствам. Туристическое агентство - это лицо, которое покупает турпакет у компании-туроператора и продает его туристам.
Как правило, отношения между туроператорами и туристическими агентствами основаны на одной из трех правовых моделей:
в качестве соглашения о передаче, согласно настоящему соглашению, туристическое агентство (клиент), расположенное за рубежом, поручает нашему туристическому агентству (юристу) подписать договор с потребителем от имени клиента;
в качестве договора поручения, когда стороной поручения является иностранное туристическое агентство, а стороной поручения - отечественное туристическое агентство. С точки зрения валютного законодательства, туристы имеют возможность оплачивать услуги туроператоров непосредственно за рубежом и при достижении договоренности с туристическим агентством;
в качестве договора купли-продажи имущественных прав (туристических продуктов).
Эти соглашения оговаривают права и обязанности обеих сторон, систему взаиморасчетов, форму контроля за деятельностью, условия продвижения туристических продуктов на рынок, особенности организации рекламы; оговаривают условия продажи туристических продуктов, степень ответственности сторон в случае возникновения претензий и т.д. В соглашении о комиссии указывается размер комиссионных (обычно 10-15% от продаж, в зависимости от стоимости поездки, сезона и географического расположения поездки), а также предусматривается дополнительная система оплаты труда для обеспечения стабильности работы при достижении определенного уровня дохода.
Предметом договорных отношений между туроператором или турагентом и заказчиком (потребителем) является услуга по организации туристского обслуживания, отличная по своей природе от туристских услуг.
При работе с клиентами туристические агентства также полагаются на контракты. Контракт на приобретение туристических услуг, подписанный с клиентом, составляется в свободной форме или на основе стандартных договоров купли-продажи. Основные условия соглашения включают в себя:
информация о туроператоре (продавце), включая информацию о наличии лицензии на право осуществления туристической деятельности, юридический адрес компании и банковские реквизиты;
туристическая информация о сумме, необходимой для продажи туристических продуктов;
информация о туроператорах на стойке регистрации, включая информацию о разрешениях, юридических адресах, банковских реквизитах и контактных телефонах;
информация о потребительских свойствах туристических продуктов, планах пребывания и маршрутах путешествий, об условиях безопасности туристов и сертификации туристических продуктов; дата и время начала и окончания поездки, ее продолжительность;
порядок встреч, проводов и сопровождения туристов;
права, обязанности и ответственность обеих сторон;
розничные цены на туристические продукты и порядок их оплаты;
количество туристов в группе;
условия изменения и расторжения соглашения, процедуры разрешения споров, возникающих в связи с этим, и возмещение убытков обеих сторон;
порядок и сроки подачи туристами претензий (турист должен подать претензию по качеству туристических продуктов туроператору или туристическому агентству в письменной форме в течение 20 дней с даты расторжения договора и должен быть удовлетворен в течение 10 дней после получения претензии) [11].
Внедоговорные отношения – это не обязательства, вытекающие из соглашения сторон, а обязательства, связанные с наступлением фактов, предусмотренных законом, а именно:
один субъект причиняет ущерб другому субъекту;
приобретать или сохранять имущество за счет чужих средств без уважительной причины (необоснованно обогащаться);
совершать определенные действия в интересах других людей без каких-либо инструкций.
Поскольку туроператоры и туристические агентства могут выполнять разные функции, возникла проблема определения обязанностей каждого из них перед туристами. Гражданско-правовая ответственность туристического агентства перед туристом зависит от типа договора, заключенного между туристическим агентством и туроператором. Не все туристические агентства и турагентства, представленные на рынке, стабильны и могут гарантировать качество своих услуг. Почти каждый год некоторые туроператоры и турагентства банкротятся. В связи с этим возникли вопросы по поводу качества обслуживания, и эти вопросы часто появляются в средствах массовой информации. Одна из причин заключается в том, что действующее законодательство недостаточно регулирует рынок туристических услуг.
Если последний заключает комиссионный или агентский договор с туристическим агентством, а туристическое агентство действует от своего имени, но за счет туроператора, то в этом случае он является стороной сделки в глазах туриста и несет бремя обязательств и ответственности. Хотя непосредственная организация туризма (объединение услуг по размещению, питанию и развлечениям в единый туризм) принадлежит туроператору, вопросы о качестве и сроках проведения туризма следует направлять в туристическое агентство [9].
Что касается международной практики, касающейся понятия и правовой природы договоров на оказание туристических услуг, то следует отметить, что предметом договора является либо продажа туристических услуг (как комплекса туристических услуг), и тогда эти отношения регулируются условиями договора купли-продажи или предоставления туристических услуг.
Услуги следует определять как объект гражданско-правовых отношений, который представляет собой выполнение подрядчиком определенных действий по договору или положительное влияние выполнения им определенных действий. Эти действия не были достигнуты, и нет гарантии, что ожидаемые заказчиком результаты будут достигнуты. В связи с присущей туристическим услугам спецификой, они позволяют отделять договоры на оказание туристических услуг от других договоров на оказание платных услуг. Этими признаками являются:
наличие определенной потребительской цели;
туристические услуги могут быть объединены только с другими туристическими услугами для формирования туристических продуктов.
Стоит отметить, что понятие «туристический продукт», которое не совсем корректно использовать при регулировании предоставления туристических услуг, поскольку сам термин «продукт» означает материальный объект, не соответствует характеру услуги. Услуги, предоставляемые потребителям, не могут быть идентифицированы по «продуктам». Каждая услуга направлена на получение определенного «положительного эффекта», а не на появление материальных результатов. Еще одной особенностью является предоставление услуг определенному кругу людей – туристам-потребителям. Туристические услуги предоставляют туроператоры или туристические агентства, то есть люди, которые имеют законное право осуществлять подобную деятельность. В большинстве случаев, вопреки общему правилу предоставления услуг индивидуальными исполнителями, они являются непосредственными исполнителями, не имеющими договорных отношений с туристами [14].
Следовательно, под туристическими услугами следует понимать отдельные услуги, входящие в комплекс туристических услуг, а в законодательстве - туристические продукты, предоставляемые лицами, которые имеют право осуществлять туристическую деятельность в соответствии с законодательством о туризме, и туризм разрешен.
Фрагмент для ознакомления
3
Список литературы
1. Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11- ФКЗ) // Российская газета. 25.12.1993. № 237; СПС «Гарант». 2019.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 1996. № 5. Ст. 410.
3. Гражданский кодекс Российской Федерации. (часть третья) от 26.11.2001 №146-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 03.12.2001. №49. Ст. 4552.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации. (часть четвертая) от 18.12.2006 №230-Ф3 // Собрание законодательства РФ. 25.12.2006. №52 (1 ч.). Ст. 5496.
5. Федеральный закон от 24 ноября 1996 г. № 132-Ф3 «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 49. Ст.5491; 2012. № 19. Ст. 2281
6. Закон Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 (в ред. от 18.03.2019) «О защите прав потребителей» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 3. Ст. 140; 2012. №26. Ст. 3446.
7. Абабков, Ю. Н. Маркетинг в туризме : учебник / Ю. Н. Абабков, М. Ю. Абабкова, И. Г. Филиппова ; под ред. Е. И. Богданова. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 214 с.
8. Агешкина, Н. А. Основы турагентской и туроператорской деятельности : учебное пособие / Н.А. Агешкина. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 567 с.
9. Андреев, В. Д. Организация и методика рискориентированного аудита в туризме : учебное пособие / В. Д. Андреев. – Москва : Магистр : ИНФРА-М, 2021. – 392 c.
10. Багдасарян, В. Э. История туризма : учебное пособие / В.Э. Багдасарян, И.Б. Орлов, А.Д. Попов. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 190 с.
11. Баранов, А. С. Информационно-экскурсионная деятельность на предприятиях туризма : учебник / А.С. Баранов, И.А. Бисько ; под ред. Е.И. Богданова. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 383 с.
12. Безопасность в туризме : учебно-методическое пособие / сост. С. Ю. Махов. – Орел : МАБИВ, 2020. – 118 с.
13. Бизнес-планирование в туризме : учебник для студентов бакалавриата, обучающихся по направлению подготовки 43.03.02 «Туризм» / под общ. ред. Т. В. Харитоновой, А. В. Шарковой. – 4-е изд. – Москва : Дашков и К, 2021. – 310 с.
14. Богданов, Е. И. Экономика отрасли туризма : учебник / Е. И. Богданов, Е. С. Богомолова, В. П. Орловская ; под ред. проф. Е. И. Богданова. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 318 с.
15. Боголюбов, В. С. Туристско-рекреационное проектирование. Оценка инвестиций : учебник и практикум для вузов / В. С. Боголюбов, С. А. Быстров, С. А. Боголюбова. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 256 с.
16. Боголюбов, В. С. Финансовый менеджмент в туризме и гостиничном хозяйстве : учебник для среднего профессионального образования / В. С. Боголюбов. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 293 с.
17. Бугорский, В. П. Организация туристской индустрии. Правовые основы : учебное пособие для среднего профессионального образования / В. П. Бугорский. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 165 с.
18. Быстров, С. А. Организация туристской деятельности. Управление турфирмой : учебное пособие / С. А. Быстров. – Москва : Форум : ИНФРА-М, 2019. – 400 с.
19. Ветитнев, А. М. Олимпийский туризм: организационно-экономические аспекты и влияние на принимающую дистинацию : монография / А.М. Ветитнев, Н.В. Бобина. – Москва : ИНФРА-М, 2021. – 227 с.
20. Грошев, И. В. Туризм для лиц пожилого возраста : монография / И.В. Грошев, Е.П. Корчагин. — Москва : ИНФРА-М, 2021. – 303 с.
21. Губа, Д. В. Лечебно-оздоровительный туризм : курорты и сервис : учебник / Д. В. Губа, Ю. С. Воронов. – Москва : Спорт, 2020. – 240 с.
22. Дехтярь, Г. М. Стандартизация, сертификация и классификация в туризме : практическое пособие / Г. М. Дехтярь. – 4-е изд. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 412 с.
23. Джанджугазова, Е. А. Туристско-рекреационное проектирование : учебное пособие для вузов / Е. А. Джанджугазова. – 3-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 257 с.
24. Дзюбан В.В. Туризм в Арктике: проблемы и развитие // Архонт. 2020. – № 3(18). – С. 10-13.
25. Докторов, А. В. Организация транспортного обслуживания в туризме : учебное пособие / А.В. Докторов, О.Е. Мышкина. – Москва : ИНФРА-М, 2020. – 208 с.
26. Долженко, Г. П. История туризма : учебник для вузов / Г. П. Долженко, Ю. С. Путрик, А. И. Черевкова. – 2-е изд., перераб. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 227 с.
27. Дурович, А. П. Организация туризма : учебное пособие / А. П. Дурович. – Минск : РИПО, 2020. – 295 с.
28. Желнина З.Ю., Терещенко Н.В. Мотивация и культурные стереотипы как факторы развития арктического туризма // Общество: философия, история, культура. – 2019.– № 2(58). – С. 72-76.
29. Желнина З.Ю., Терещенко Н.В. Мотивация и культурные стереотипы как факторы развития арктического туризма // Общество: философия, история, культура. 2019. – № 2(58). – С. 72–76.
30. Исследования // Восточный центр государственного планирования URL: https://vostokgosplan.ru/research/?_sft_research_cat=dajdzhesty
31. Куклина М.В., Галтаева А.Л. Перспективы развития Арктического туризма // Молодежный вестник ИРГТУ. – 2020. – Т. 10. – № 2. – С. 74–79.
32. КуклинаМ.В., ГалтаеваА.Л. Перспективы развития Арктического туризма// Молодежный вестник ИРГТУ 2020. – Т. 10. – № 2. – С. 74-79.
33. Мартынова, Е. П. Проблемы правовой природы договора об оказании туристских услуг / Е. П. Мартынова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 10 (300). — С. 44-47.
34. МеньшиковаТ.Н. Пространственный анализ развития туризма в регионах Арктической зоны РФ на основе кластерного подхода // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Географическая среда и живые системы. 2019. – № 2. – С. 94-100.
35. Федотов, И. А. Гражданско-правовая ответственность турагентств и туроператоров / И. А. Федотов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 50 (288). — С. 578-579.